Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Златоустовского городского округа
от 21 ноября 2011 г. N 429(11)-р
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе
на 2012-2014 годы"
Общие положения
1. Стратегия развития предпринимательства в Златоустовском городском округе на период до 2020 года определяет действия Администрации Златоустовского городского округа, а также предпринимателей и их общественных объединений, направленные на увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Златоустовского городского округа (далее по тексту - округ). В долгосрочной целевой Программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе на 2012-2014 годы" одной из приоритетных задач определено развитие малого и среднего бизнеса как фактора, обеспечивающего формирование конкурентной среды, занятости населения и стабильности налоговых поступлений и учитывается что:
1) малое и среднее предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования и политической стабильности;
2) поддержка частной инициативы граждан в сфере малого и среднего бизнеса является одной из основ социально экономических преобразований и развития округа;
3) экономическая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей и Администрации округа.
Администрацией Златоустовского городского округа накоплен положительный опыт поддержки и развития малого предпринимательства, сформированы основы финансовой, правовой, образовательной, информационной среды и других элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2. Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе на 2012-2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом N 209 - ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Златоустовского городского округа.
Основные понятия, используемые в настоящей программе
3. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее СМиСП) - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории округа, отвечающие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
I. Пояснительная записка
4. Настоящая Программа разработана Экономическим управлением Администрации округа в соответствии с Положением "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Златоустовского городского округа", утвержденным постановлением Главы Златоустовского городского округа от 29.04.2009 г. N 104-п.
Программа включает в себя систему мероприятий, обеспечивающую достижения цели деятельности главного распорядителя бюджетных средства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, а также решение конкретных задач в соответствии с установленными целевыми индикативными показателями.
5. Заказчик программы - Администрация Златоустовского городского округа (Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Таганайская, 1).
Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы - начальник Экономического управления Администрации Златоустовского городского округа (г. Златоуст, ул. Таганайская, 1, тел: 62-22-58)
II. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе на 2012-2014 годы" |
Дата принятия Решения о разработке Программы |
Постановление Администрации Златоустовского городского округа N 415-р от "10" ноября 2011 года |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Златоустовского городского округа |
Основные разработчики программы |
Экономическое управление Администрации Златоустовского городского округа |
Руководитель Программы |
Заместитель Главы Златоустовского городского округа по экономическим вопросам |
Исполнитель мероприятий Программы |
Администрация Златоустовского городского округа, Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа", Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе, Некоммерческое партнерство "Союз Предпринимателей Златоустовского городского округа", Областное казенное учреждение Центр занятости населения г. Златоуста. |
Цель Программы |
Цель: Обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе. |
Задачи Программы |
Задачи: 1. Совершенствование нормативно - правовой базы предпринимательской деятельности и устранение административных барьеров на пути развития СМиСП. 2. Совершенствование и внедрение инвестиционных механизмов. 3. Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки СМиСП. 4. Поддержка СМиСП. 5. Создание положительного имиджа СМиСП. 6. Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Достижение к 2014 году следующих значений: Численность занятых в малом и среднем бизнесе: 2012 год- 30148 человек, 2013 год - 30570 человек, 2014 год - 31 081 человек. Количество малых и средних предприятий: 2012 год - 1216 ед., 2013 год - 1229 ед., 2014 год - 1248 ед. Оборот малых предприятий: 2012 год - 16466,2 млн. руб., 2013 год - 18109,1 млн. руб., 2014 год - 20036,5 млн. руб. |
Сроки реализации Программы |
2012-2014 годы |
Перечень программных мероприятий |
Установлен согласно раздела VII настоящей Программы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Местный бюджет - 21 000,0 тыс. руб., в т.ч. в 2012 году - 6 000,0 тыс. руб. в 2013 году - 8 000,0 тыс. руб. в 2014 году - 7 000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и |
1. Рост оборота малых предприятий с 15100,4 млн. руб. до 20036,5 млн. руб. 2. Увеличение объемов налоговых отчислений от субъектов малого предпринимательства в местный бюджет с 285,5 млн. руб. до 326,8 млн. руб. |
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
Показатели: Полнота использования бюджетных средств - 0,995 |
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
6. На 1 января 2011 года в округе действовало 1200 малых предприятий. Всего в малом бизнесе занято 29 367 человек. На учёте в налоговых органах состоит 4564 индивидуальных предпринимателя.
7. За 2010 год вклад малых предприятий в экономику округа составил:
1) занято на малых предприятиях - 10,7 тысяч человек.
2) оборот малых предприятий - 13,18 миллиардов рублей.
3) среднемесячная заработная плата работников малых предприятий - 9202,2 рублей.
В округе сформировалась устойчивая отраслевая структура малого бизнеса. По количеству преобладают предприятия торговли и общественного питания - 34,9%, малые предприятия промышленности составляют 24,9%, строительства - 11,1%. Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям сложилось следующее: промышленность - 37,4%, торговля - 22,05%, строительство - 9,95%.
8. Экономические прогнозы позволяют сделать вывод о том, что предпринимательский вклад в развитие экономики округа можно значительно увеличить за счет качественных характеристик предпринимательства. Этому способствуют рыночные факторы - увеличение платежеспособности населения округа соответственно, спроса на товары и услуги на потребительском рынке, а также расширение производства товаров и услуг для крупных предприятий и муниципального сектора.
9. Прогнозируется увеличение ежегодного оборота субъектов малого предпринимательства на 9 - 12%. Ежегодный рост общего количества устойчиво работающих предприятий составит 1 - 1,5%. На 3 - 6% в год произойдет ежегодное увеличение налоговых поступлений в бюджет от СМиСП.
10. Развитие предпринимательства должно существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально - экономическом развитии округа, в том числе:
насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
развитие кооперационных связей внутри сектора, а также между крупными промышленными предприятиями и СМиСП;
привлечение инвестиций в экономику округа.
11. Несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности СМиСП на территории округа имеются проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На деятельности малого и среднего бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и зданий и помещений. Остается слабо востребованным научный потенциал округа, поэтому необходимо активизировать работу по инновационным направлениям малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого и среднего бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, инвалидов.
Серьезной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования. Необходимость поддержки субъектов малого предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
IV. Цель и задачи реализации Программы.
12. Цель Программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в округе.
13. Задачи Программы:
1) Совершенствование нормативно - правовой базы предпринимательской деятельности и устранение административных барьеров на пути развития СМиСП.
2) Совершенствование и внедрение инвестиционных механизмов.
3) Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки СМиСП.
4) Поддержка СМиСП.
5) Создание положительного имиджа СМиСП.
6) Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
V. Этапы реализации Программы.
14. Реализация Программы рассчитана на 2012-2014 годы и предполагает два этапа.
На первом этапе реализации Программы (2012 год) будут разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления различных форм финансовой поддержки СМиСП, созданы новые объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Второй этап (2013 - 2014) годы предусматривает внедрение новых механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, на увеличение количества СМиСП в сфере, обрабатывающего производства, услуг социального характера.
Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению к Программе. С учетом происходящих в экономике округа изменений мероприятия могут быть скорректированы.
VI. Финансирование программных мероприятий и обоснование потребностей в необходимых ресурсах для реализации Программы
15. Ресурсное обеспечение Программы по годам представлены в Таблице 1:
Таблица 1
ед. изм: тыс. руб. | ||||||||
Главные распорядители |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
112 |
|
|
Администрация Златоустовского городского округа |
6 000,0 |
8 000,0 |
7 000,0 |
||
112 |
04VI. Финансирование программных мероприятий и обоснование потребностей в необходимых ресурсах для реализации Программы |
12 |
7951401 |
|
Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Златоустовском городском округе на 2012-2014 годы" |
- |
|
|
112 |
04 |
12 |
7951401 |
|
Субсидия на поддержку малого и среднего предпринимательства |
6000,0 |
8000,0 |
7000,0 |
112 |
04 |
12 |
7951401 |
006 |
Субсидии юридическим лицам |
6000,0 |
8000,0 |
7000,0 |
16. Финансовые затраты по реализации Программы:
Всего: 21000 тысяч рублей, в т.ч.
21000 тысяч рублей - местный бюджет.
17. В рамках реализации данной Программы Администрацией Златоустовского городского округа осуществляется финансовая поддержка СМиСП. Финансовая поддержка СМиСП осуществляется по трем направлениям:
1) Субсидии СМиСП на возмещение затрат:
по оплате процентов по кредитам банков;
по оплате лизинговых платежей по договорам лизинга.
2) Субсидии начинающим предпринимателям на организацию собственного дела.
3) Предоставление микрозаймов.
18. Нормативные правовые акты, на основе которых осуществляется реализация мероприятий Программы приведены в Таблице 2:
Таблица 2 | ||||
Федеральные нормативные правовые акты |
Нормативные правовые акты субъекта РФ |
Нормативные правовые акты муниципального образования |
Виды предоставляемых мер финансовой поддержки |
|
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Закон Челябинской области от 27 марта 2008 г. N 250-ЗО |
Проект постановления Администрации Златоустовского городского округа "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам банков и по оплате лизинговых платежей по договорам лизинга" |
Субсидии СМиСП на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам банков и по оплате лизинговых платежей по договорам лизинга |
|
Проект постановления Администрации Златоустовского городского округа "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям" |
Субсидии СМиСП на возмещение затрат по организации собственного дела |
|||
Проект областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы. |
Проект постановления Администрации Златоустовского городского округа "О порядке предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства" |
Микрозаймы СМиСП |
Нормативный |
VII. Система Программных мероприятий
19. Программа предусматривает реализацию 6 задач:
1)Совершенствование нормативно - правовой базы предпринимательской деятельности и устранение административных барьеров на пути развития СМиСП.
Развитие малого и среднего предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых законодательством и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления округа.
В рамках реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
организация семинаров, совещаний, "круглых столов" с представителями правоохранительных и контролирующих органов по вопросам безопасности предпринимательства, порядка осуществления контрольных мероприятий;
разработка Положения о порядке предоставления субсидий СМиСП на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам банков и по оплате лизинговых платежей по договорам лизинга;
разработка Положения о порядке предоставления субсидий СМиСП на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям;
разработка Положения о порядке предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства.
2) Совершенствование и внедрение инвестиционных механизмов.
В рамках реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
оказание консультационной помощи в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов для участия в конкурсах инвестиционных проектов;
создание базы данных и каталога инвестиционных проектов СМиСП;
включение инвестиционных проектов СМиСП в базу данных инвестиционных проектов Челябинской области;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в поиске инвесторов для реализации инвестиционных проектов;
организация и участие в ярмарке инвестиционных проектов СМиСП.
3) Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки СМиСП.
Одним из определяющих факторов развития малого и среднего предпринимательства и осуществления результативных мер его поддержки на всех уровнях является его эффективная инфраструктура.
Очевидно, что первоочередной задачей государственного регулирования развития СМиСП является оптимизация и повышение эффективности системы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Все структуры, составляющие систему поддержки малого и среднего предпринимательства округа, должны функционировать как единая система, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, обмениваясь опытом в обслуживании СМиСП.
С целью расширения контактов и выработки предложений по повышению эффективности малого и среднего предпринимательства в округе планируется организация и проведение ежегодного мероприятия "Дни предпринимательства в Златоустовском городском округе".
В рамках реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
проведение анализа деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие в проведении совместных бизнес-брифингов на территории округа для повышения эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
проведение заседаний координационного Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Златоустовского городского округа;
организация и проведение мероприятия "Дни предпринимательства в Златоустовском городском округе".
4) Поддержка СМиСМ.
Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства сочетает следующие направления:
финансовую поддержку СМиСП в формах установленных действующим законодательством;
имущественную поддержку СМиСП в формах установленных действующим законодательством;
прочие виды поддержки установленные действующим законодательством.
К основополагающим принципам муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства относятся:
заявительный порядок обращения СМиСП за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки СМиСП для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ СМиСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития СМиСП, региональными программами развития СМиСП, муниципальными программами развития СМиСП, к участию в соответствующих программах;
оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
открытость процедур оказания поддержки.
В рамках реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
информационная поддержка СМиСП;
создание и обновление базы данных СМиСП в приоритетных и социально-значимых сферах;
организация семинаров, "круглых столов" по проблемам МСП;
организация работы по субсидированию затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга для СМиСП за счет средств областного бюджета;
предоставление субсидий СМиСП на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам банков и по оплате лизинговых платежей по договорам лизинга;
предоставление микрозаймов СМиСП;
субсидии начинающим предпринимателям на организацию собственного дела;
оказание имущественной поддержки СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру малого и среднего предпринимательства в приоритетных и социально-значимых сферах.
5) Создание положительного имиджа СМиСП
Проведение мероприятий Программы будет способствовать демонстрации продукции и других достижений СМиСП округа, укреплению экономических, научных и торгово-производственных связей между СМиСП региона, в том числе с зарубежными партнерами.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение ежегодных конкурсов на звание: "Лучший предприниматель года", "Лучшее предприятие торговли, общественного питания", "Лучшее оформление предприятий торговли и общественного питания к Новому году"
- организация участия СМиСП с частичной компенсацией затрат в зарубежных выставках и выставках-ярмарках регионов России.
- организация постоянно действующего выставочного центра субъектов СМиСП
6) Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности
Недостаточность информационного обеспечения выделяется предпринимателями, как одна из основных проблем, с которой им приходится сталкиваться. СМиСП испытывают недостаток информации по широкому кругу вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее).
В современных условиях хозяйствования серьезной задачей остается включение предпринимателей в современную систему информационного обмена, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы.
Указанные мероприятия позволят снизить трудоемкость процессов использования информационного ресурса всеми заинтересованными в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства сторонами и повысить эффективность использования всех ресурсов бизнеса (трудовых, материальных, финансовых и др.) для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
освещение в СМИ деятельности СМиСП;
обеспечение информационной поддержки по участию в выставочно-ярмарочной деятельности СМиСП;
проведение информационных семинаров, "круглых столов" с СМиСП по актуальным вопросам поддержки и развития предпринимательства;
организация WEB -страницы "Малое и среднее предпринимательство" на сайте Златоустовского городского округа;
проведение анкетирования, "горячих линий" социологических опросов СМиСП;
ежегодное проведение анализа развития малого и среднего предпринимательства в округе.
Перечень программных мероприятий в разрезе исполнителей и объемов финансирования представлен в Приложении к Программе.
VIII. Механизм реализации мероприятий Программы
20. Механизм реализации цели и задач Программы - это система скоординированных по срокам и объему финансирования и ответственными исполнителями мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Программа утверждается постановлением Администрации округа.
Исполнителями мероприятий являются структурные подразделения Администрации округа, некоммерческие общественные организации и учреждения, а также коммерческие организации, в том числе: банки, кооперативы, информационные организации и другие организации, оказывающие услуги СМиСП.
Экономическое управление Администрации округа как главный исполнитель Программы подводит итоги ее выполнения ежегодно.
В бюджете округа на очередной финансовый год предусматривается сумма расходов на выполнение мероприятий Программы.
Реализация Программы заключается в выполнении ее мероприятий.
IX. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
21. Для решения задач в Программе предусмотрено проведение комплекса мероприятий, реализация которых позволит получить следующие результаты:
создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства;
рост отгрузки товаров собственного производства и выполнение работ малыми и средними предприятиями.
22. Ожидаемые результаты реализации Программы и индикативные показатели представлены в Таблицах 3,4.
23. Целевые индикаторы Программы:
Численность занятых в малом и среднем бизнесе
Количество малых и средних предприятий
Оборот малых предприятий
X. Социальные и экономические последствия реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели
24. Социальные последствия реализации Программы.
Проведение комплекса мероприятий для решения программных задач позволит увеличить количество рабочих мест, созданных СМиСП, поддержать развитие СМиСП в приоритетных и социально значимых для округа сферах.
25. Экономические последствия реализации Программы.
Увеличение объемов производства и отгрузки товаров, работ, услуг малыми и средними предприятиями и как следствие увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
26. Общая оценка вклада Программы в достижение стратегической цели, оценка риска реализации Программы.
Реализация Программы позволит создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в округе.
XI. Оценка эффективности реализации Программы
27. Методика оценки эффективности Программы базируется на методике оценки эффективности использования бюджетных средств.
Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается по формуле:
, где
- эффективность использования бюджетных средств;
- фактически исполнено по финансированию программного мероприятия;
- предусмотрено в росписи расходов бюджета по финансированию программного мероприятия;
- количество программных мероприятий.
Достижения плановых индикативных показателей рассчитывается по формуле:
, где
- достижения плановых индикативных показателей;
- фактические индикативные показатели;
- плановые индикативные показатели;
- количество индикативных показателей.
Оценка эффективности использования бюджетных средств и достижений плановых индикативных показателей будет осуществляться по итогам каждого отчетного года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.