Постановление Президиума Челябинского областного суда
от 20 апреля 2011 г. N 44-Г-36/2011
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кунышева А.Г.,
членов президиума Козловой Н.В., Смирнова В.П., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.,
при секретаре Спириной А.А.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по надзорному представлению прокурора Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 19 августа 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 октября 2010 года, вынесенные по гражданскому делу по иску прокурора города Миасса Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Терюшовой О.Н., прокурора Можина В.А., представителя администрации Миасского городского округа Б.О.Г., представителя Собрания депутатов Миасского городского округа О.В.А., президиум установил:
Прокурор города Миасса Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании ряда положений нормативного правового акта органа местного самоуправления - Устава Миасского городского округа: статьи 26 в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления округа заместителя председателя Собрания депутатов округа и заместителей главы администрации округа; части 1 статьи 60 в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления округа заместителя главы администрации округа; пункта 20 части 1 статьи 49 в части отнесения к полномочиям главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа; пункта 5 части 3 статьи 64 в части включения в систему муниципальных правовых актов округа приказов и распоряжений иных должностных лиц местного самоуправления округа, кроме главы округа и главы администрации округа; части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа в части предоставления права издавать правовые акты иным должностным лицам местного самоуправления округа, кроме главы округа и главы администрации округа.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что положения действующего на территории Миасского городского округа Устава (в редакции решения Собрания депутатов Миасского городского округа N 27 от 25 ноября 2009 года) противоречат положениям Федерального законодательства.
Представитель Собрания депутатов Миасского городского округа Т.В.А. требования прокурора не признал, сославшись на то, что в период временного отсутствия главы округа его полномочия по организации деятельности Собрания депутатов исполняет заместитель председателя Собрания, который не является муниципальным служащим. Заместитель главы администрации муниципального городского округа, как следует из представленных должностных инструкций, трудовых договоров и распоряжений, наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, первый заместитель главы администрации исполняет полномочия главы администрации на период его отсутствия.
Представитель администрации Миасского городского округа требования прокурора не признал, сославшись на то, что заместители главы администрации округа наделены организационно-распорядительными функциями по решению вопросов местного значения.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 19 августа 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 октября 2010 года, требования прокурора города Миасса Челябинской области удовлетворены частично: признаны незаконными и не действующими со дня принятия положения пункта 20 части 1 статьи 49 Устава Миасского городского округа в части отнесения к полномочиям главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В надзорном представлении прокурора Челябинской области поставлен вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Терюшовой О.Н. от 24 марта 2011 года надзорное представление прокурора Челябинской области с гражданским делом переданы для рассмотрения по существу в президиум Челябинского областного суда.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с надзорным представлением прокурора Челябинской области в суд надзорной инстанции и о дне слушания дела извещены.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора, как вынесенные с существенным нарушением норм материального права.
Действующим на территории Миасского городского округа Уставом (в редакции решения Собрания депутатов Миасского городского округа от 25 ноября 2009 года N 27) предусмотрено, что к должностным лицам местного самоуправления округа отнесены заместитель Председателя Собрания депутатов округа и заместитель главы администрации округа (статья 26), в части 1 статьи 60 указано, что заместитель главы администрации округа является должностным лицом местного самоуправления округа; положениями пункта 5 части 3 статьи 64 предусмотрено, что систему муниципальных правовых актов округа составляют в том числе, приказы и распоряжения должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом округа; в части 4 статьи 67 предоставлено право издавать правовые акты в виде приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к их полномочиям, иным должностным лицам округа, кроме главы округа и главы администрации округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. При этом к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 Устава Миасского городского округа структуру органов местного самоуправления Миасского городского округа составляют: Собрание депутатов Миасского городского округа - представительный орган, глава Миасского городского округа - высшее должностное лицо округа; администрация Миасского городского округа - исполнительно-распорядительный орган округа и контрольно-счетная палата Миасского городского округа - контрольный орган.
Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.
В силу положений статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Иное лицо полномочиями по организации деятельности местной организации, как органа местного самоуправления, законом не наделено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
С учетом изложенного выше, а также положений ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", обязательным признаком должностного лица местного самоуправления является наделение его законом или Уставом муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения либо полномочиями по организации деятельности органа местного самоуправления. Ни заместитель председателя Собрания депутатов, ни заместитель главы администрации округа не наделены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями по организации деятельности представительного органа.
Возложение на заместителя председателя Собрания депутатов исполнения обязанностей председателя, в связи с его временным отсутствием, не является основанием для присвоения ему самостоятельного статуса должностного лица местного самоуправления, так же, как и возложение исполнения обязанностей главы администрации Миасского городского округа на его заместителя в связи с временным отсутствием.
Вывод судов первой и кассационной инстанции о наличии у заместителя главы администрации округа и заместителя председателя Собрания депутатов исполнительно-распорядительных полномочий не подтвержден материалами дела. В Уставе Миасского городского округа такие полномочия заместителей главы администрации округа не установлены.
Указание в решении суда первой инстанции на распоряжения главы администрации Миасского городского округа, должностные инструкции и контракты заместителей главы администрации Миасского городского округа, а также на Положение об администрации Миасского городского округа от 27 января 2006 года, которым также предусмотрено, что заместители главы администрации Миасского городского округа наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями, не может быть признано основанием для вывода о наделении данными полномочиями заместителя главы администрации Миасского городского округа и заместителя председателя Собрания депутатов Миасского городского округа.
Подобная неопределенность позволяет неоднозначно и, следовательно, произвольно толковать и применять положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления иных лиц, нежели определенных указанным Федеральным законом.
По этой же причине противоречат Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации положения части 1 статьи 60, пункта 5 части 3 статьи 64 и части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа.
Принимая во внимание, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на результаты рассмотрения спора по существу, судебные постановления подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении требований.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум постановил:
Отменить решение Миасского городского суда Челябинской области от 19 августа 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 октября 2010 года в части отказа в удовлетворении требований.
В отмененной части вынести новое решение. Признать незаконными и не действующими со дня принятия:
положения статьи 26 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления округа заместителя председателя Собрания депутатов округа и заместителей главы администрации округа;
положения части 1 статьи 60 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления округа заместителя главы администрации округа;
положения пункта 5 части 3 статьи 64 Устава Миасского городского округа в части включения в систему муниципальных правовых актов округа приказов и распоряжений иных должностных лиц;
положения части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа в части предоставления права издавать правовые акты иным должностным лицам округа, кроме главы округа и главы администрации округа.
В остальной части оспариваемые судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Челябинского областного суда от 20 апреля 2011 г. N 44-Г-36/2011 Отменяя решение суда о признании недействующими отдельных положений Устава, суд принял новое решение, которым признаются незаконными и не действующими с момента принятия положения в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления округа заместителя председателя Собрания депутатов округа и заместителей главы администрации округа
Текст постановления официально опубликован не был