Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 февраля 2005 г. N 43/3
Городская целевая программа
"О социальной поддержке населения города Челябинска на 2005 год"
Паспорт
городской целевой программы "О социальной поддержке населения города Челябинска на 2005 год"
-------------------------------------------------------------------------
Полное |Городская целевая программа "О социальной поддержке
наименование |населения города Челябинска на 2005 год"
программы |
----------------+--------------------------------------------------------
Основания для |1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О
решения о | дополнительных гарантиях по социальной защите
разработке | детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
программы | родителей".
|2. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О
| минимальном размере оплаты труда".
|3. Постановление Губернатора Челябинской области от 20
| октября 2004 г. N 563 "Об установлении величины
| прожиточного минимума на душу населения по основным
| социально-демографическим группам населения
| Челябинской области за III квартал 2004 года".
|4. Закон Челябинской области от 10 октября 2001 г.
| N 36-ЗО "О потребительской корзине в Челябинской
| области".
|5. Устав города Челябинска.
|6. Решение Челябинской городской Думы от 28.12.2004 г.
| N 42/2 "О бюджете города Челябинска на 2005 год".
----------------+--------------------------------------------------------
Основные |Управление социального развития Администрации города
разработчики |Челябинска
программы |
----------------+--------------------------------------------------------
Срок реализации |2005 год
программы |
----------------+--------------------------------------------------------
Цель программы |Создание на муниципальном уровне системы социальной и
|экономической поддержки малообеспеченных многодетных,
|неполных семей (в том числе с детьми-инвалидами), лиц с
|ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей,
|детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
----------------+--------------------------------------------------------
Задачи программы|1. Адресная помощь населению.
|2. Внедрение новых технологий работы с семьей, лицами с
| ограниченными возможностями здоровья, пожилыми
| людьми.
|3. Организационная и культурно-массовая работа.
|4. Повышение профессиональной подготовки, квалификации
| кадров, работающих в социальной сфере города.
----------------+--------------------------------------------------------
Перечень |1. Оказание адресной материальной и натуральной помощи
основных | малообеспеченным гражданам города.
мероприятий |2. Обеспечение горячим питанием малообеспеченных граждан
| в муниципальных столовых.
|3. Оказание социальных услуг.
|4. Выплата муниципальных пособий.
|5. Организация и проведение городских благотворительных
| мероприятий.
|6. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и
| подростков.
|7. Информационное и методическое обеспечение отрасли.
|8. Финансовая помощь городскому и районным советам
| ветеранов.
----------------+--------------------------------------------------------
Исполнители |1. Управление социального развития Администрации города
основных | Челябинска.
мероприятий |2. Управления социальной защиты населения администраций
| районов города.
|3. Районные комплексные центры социального обслуживания
| населения.
----------------+--------------------------------------------------------
Объем и |Городской бюджет - 56309 тыс. руб.
источники |
финансирования |
----------------+--------------------------------------------------------
Ожидаемые |Снижение, социальной напряженности, обеспечение
результаты |дополнительной социально-экономической поддержки
реализации |населения города.
программы |
-------------------------------------------------------------------------
I. Общие положения
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2010 года основная цель развития города - улучшение качества жизни всех слоев населения и развитие человеческого потенциала жителей города на основе эффективной и сбалансированной экономики современного инновационного типа, благоприятной среды обитания жителей города, политической и социальной стабильности.
В настоящее время в Российской Федерации установилась основная тенденция развития системы социальной защиты населения, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ различных уровней (федерального, регионального, муниципального), направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления остается актуальной.
Программа социальной поддержки населения города Челябинска - система гарантированного администрацией города комплекса мер, направленных на дополнительную поддержку малообеспеченных неполных, многодетных семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.
Мероприятия программы являются дополнительными мерами социальной помощи и поддержки к действующим федеральным законам и областным целевым программам.
II. Обоснование необходимости принятия программы
Социально-экономическая ситуация в городе Челябинске, как и в большинстве городов Российской Федерации, характеризуется некоторыми негативными особенностями, связанными с процессом рыночных преобразований, демографическими изменениями, соотношением роста величины прожиточного минимума и размеров заработной платы и пенсий:
1. Устойчивая тенденция старения населения. Начиная с 1992 года в городе Челябинске начался процесс депопуляции населения (превышение показателей смертности над рождаемостью). Смертность в городе растет почти в 1,5 раза быстрее, чем рождаемость. Естественная убыль населения выросла с 1375 человек в 1992 году до 5050 человек в 2003 году, что составляет увеличение в 3,7 раза. В результате снижения рождаемости уменьшается численность детей и подростков, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста, процесс старения населения усиливается. По состоянию на 1.01.2005 г. в городе проживает 216 265 получателей пенсий старше трудоспособного возраста (19,7% от общей численности населения).
2. Демографические процессы во многом связаны с состоянием здоровья населения. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше по сравнению с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80% пенсионеров по старости нуждается в медико-социальной помощи.
3. Усугубление кризиса института семьи: снижение роли семьи в воспитании детей, усиление конфликтности отношений между родителями и детьми. Утрата идеалов, ценностей, падение нравов, моральных устоев и принципов, снижение личной ответственности людей увеличивают долю внебрачных детей, бракоразводных процессов. По-прежнему актуальной остается проблема, связанная с детской безнадзорностью.
В течение 2002 и 2003 годов было проведено 17 общегородских оперативно-профилактических рейдов по обнаружению безнадзорных детей на улицах города, в общественных местах, на торговых площадях, рынках и других местах их концентрации и по обследованию неблагополучных семей. В ходе рейдов задержано в 2002 году - 681 человек, в 2003 году - 382 несовершеннолетних.
По состоянию на 01.07.2004 г. в городе Челябинске проживало 887 семей, находящихся в социально опасном положении, в них 1152 ребенка.
В 2002 году реабилитацию в социально-реабилитационных центрах прошли 492 ребенка, в 2003 году - 502 ребенка, в 2004 году - 464 несовершеннолетних.
Ежегодно, вследствие уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, ведения родителями асоциального образа жизни, без попечения родителей остаются более 800 детей (2001 год - 851 ребенок, 2002 год - 867 детей, 2003 год - 829 детей).
III. Цель и задачи программы
Цель программы: создание на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных многодетных, неполных семей и т.д.
Задачи программы:
- установление дополнительной адресной поддержки нетрудоспособным и нуждающимся гражданам в виде: денежных выплат (пособия, компенсации), натурального обеспечения (продукты питания, одежда и обувь, мягкий инвентарь, санитарно-гигиенические товары), обеспечения горячим питанием в муниципальных столовых города, предоставления социальных услуг, организации летнего отдыха детей и подростков;
- внедрение технологий по работе с семьей, лицами с ограниченными возможностями, пожилыми гражданами;
- укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач по социальной поддержке населения города;
- совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров, работающих в муниципальных органах и учреждениях социального обслуживания населения.
IV. Основные принципы социальной поддержки населения
Основными принципами социальной поддержки населения являются: адресность, дифференцированность, гарантированность, комплексность, самостоятельность и принцип социального реагирования.
Принцип адресности - предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Принцип дифференцированного подхода - предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от места проживания, условий проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов.
Принцип гарантированности - предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на нее право.
Принцип комплексности - предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот).
Принцип самостоятельности - предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в организации и проведении мероприятий по оказанию: социальной поддержки населению в сочетании с централизованными мероприятиями.
Принцип социального реагирования - предполагает корректировку мероприятий, размера помощи и категорий льготников при изменении социально-экономической ситуации.
V. Основные мероприятия программы социальной поддержки населения города Челябинска на 2005 год
---------------------------------------------------------------------------------------------
N | Перечень мер | Коли-| Раз- | Затраты (тыс. руб.) | Расчет
п/п | |чество| мер |---------------------------------------| необходимых
| | чело-| вып- | I | II | III | IV |2005 | финансовых
| | век | лат |квартал|квартал|квартал |квартал| год | ресурсов
| | |(руб.)| | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1. |Материальная |4802 | |903,5 |904,5 |904,5 |906,5 |3619 |
|помощь, | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.1. |адресная |4573 | |587,5 |588,5 |588,5 |589,5 |2354 |
|материальная | | | | | | | |
|помощь | | | | | | | |
|малообеспеченным | | | | | | | |
|гражданам: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.1.1.|пенсионерам |2228 |500 |278,5, |278,5 |278,5 |278,5 |1114 |2228 чел. х
| | | | | | | | |500 руб .=
| | | | | | | | |1114 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.1.2.|неработающим |230 |500 |28 |29 |29 |29 |115 |230 чел. х 500
|матерям, | | | | | | | |руб.= 100 тыс.
|осуществляющим | | | | | | | |руб.
|уход за ребенком-| | | | | | | |
|инвалидом | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.1.3.|семьям с детьми |1650 |400 |165 |165 |165 |165 |660 |1650 чел. х
| | | | | | | | |400 руб. = 660
| | | | | | | | |тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.1.4.|инвалидам |465 |1000 |116 |116 |116 |117 |465 |465 чел. х
| | | | | | | | |1000 руб. =
| | | | | | | | |465 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.2. |материальная |189 |5000 |236 |236 |236 |237 |945 |189 чел. х
|помощь лицам, | | | | | | | |5000 руб.=
|оказавшимся в | | | | | | | |945 тыс.руб.
|трудной жизненной| | | | | | | |
|ситуации | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
1.3. |материальная |40 |8000 |80 |80 |80 |80 |320, |40 чел. х
|помощь | | | | | | | |8000 руб =
|онкобольным | | | | | | | |320 тыс.руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2. |Натуральная |13150 | |1435,6 |1436,6 |1436,6 |1636,7 |5945,5|
|помощь: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.1. |продукты питания |7647 |170 |325 |325 |325 |325 |1300 |7647 чел. х
| | | | | | | | |170 руб. =
| | | | | | | | |1300 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.2. |мягкий инвентарь |2225 |400 |222,5 |222,5 |222,5 |222,5 |890 |2225 чел. х
| | | | | | | | |400 руб. = 890
| | | | | | | | |тыс. руб
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.3. |одежда и обувь |1043 |1000 |260 |261 |261 |261 |1043 |1043 чел. х
| | | | | | | | |1000 руб. =
| | | | | | | | |1043 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.4. |сложнобытовая |20 |10000 | | | |200 |200 |20 семей х
|техника для семей| | | | | | | |10000 руб. =
|погибших | | | | | | | |200 тыс. руб.
|военнослужащих | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.5. |путевки |195 |3100 |512,5 |512,5 |512,5 |512,5 |2050 |195 пут. х
| |170 |8500 | | | | | |3100 руб.=
| | | | | | | | |605 тыс. руб.
| | | | | | | | |170 пут. х
| | | | | | | | |8500 руб. =
| | | | | | | | |1445 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
2.6. |санитарно-гигиени|1850 |250 |115,6 |115,6 |115,6 |115,7 |462,5 |1850 чел. х
|ческие товары | | | | | | | |250 руб. =
| | | | | | | | |462,5 тыс.
| | | | | | | | |руб.
| | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
3. |Питание |2300 |15 |3148 |3148 |3148 |3149 |12593 |2300 чел. х
|малоимущих | | | | | | | |15 руб. х 365
|граждан в | | | | | | | |дн.= 12593
|муниципальных | | | | | | | |тыс. руб.
|столовых города | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
4. |Оплата труда |9 | |65 |65 |65 |66 |261 |
|социальных | | | | | | | |
|работников по | | | | | | | |
|учету | | | | | | | |
|малообеспеченных | | | | | | | |
|граждан, | | | | | | | |
|питающихся в | | | | | | | |
|столовых | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5. |Оказание | | |176,2 |177,2 |177,2 |177,4 |708 |
|социальных услуг,| | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.1. |ремонт и уборка | | |138,6 |139,6 |139,6 |139,6 |557,4 |
|квартир | | | | | | | |
|маломобильных | | | | | | | |
|инвалидов, | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.1.1.|ремонт |42 |9500 |99 |100 |100 |100 |399 |6 кв. х 7
| | | | | | | | |районов х 9500
| | | | | | | | |руб. = 399
| | | | | | | | |тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.1.2.|уборка |528 |300 |39,6 |39,6 |39,6 |39,6 |158,4 |300 руб. х 528
| | | | | | | | |кв. = 158.4
| | | | | | | | |тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.2. |оплата стоимости | | |37,6 |37,6 |37,6 |37,8 |150,6 |
|ритуальных услуг | | | | | | | |
|по захоронению | | | | | | | |
|умерших: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.2.1.|одиноких граждан |30 |814 |6,1 |6,1 |6,1 |6,1 |24,4 |30 чел. х 814
| | | | | | | | |руб. = 24.4
| | | | | | | | |тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
5.2.2.|малоимущих |120 |1052 |31,5 |31,5 |31,5 |31,7 |126,2 |120 чел. х
|граждан | | | | | | | |1052 руб.
| | | | | | | | |= 126.2 тыс.
| | | | | | | | |руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
6. |Муниципальные | | |291,2 |291,2 |291,2 |291,2 |1164,8|
|пособия, | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
6.1. |муниципальное |17 |200 |10,2 |10,2 |10,2 |10,2 |40,8 |17 чел. х 200
|пособие | | | | | | | |руб.
|бывшим | | | | | | | |х 12мес.=
|несовершенно | | | | | | | |
|летним гражданам,| | | | | | | |40.8 тыс. руб.
|пострадавшим в | | | | | | | |
|ж.-д. | | | | | | | |
|катастрофе под | | | | | | | |
|г.Аша | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
6.2. |муниципальное |20 |4683 |281 |281 |281 |281 |1124 |20 чел. х 4683
|пособие | | | | | | | |руб.
|почетным | | | | | | | |х12мес,=
|гражданам | | | | | | | |
|города | | | | | | | |1124 тыс. руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
7. |Городские | | |1642,9 |3614,4 |1973,4 |2563,4 |9794,1|
|благотворительные| | | | | | | |
|мероприятия, | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
7.1. |городские | | |1343,9 |2843,4 |1373,4 |293,4 |5854,1|
|благотворительные| | | | | | | |
|мероприятия для | | | | | | | |
|ветеранов ВОВ и | | | | | | | |
|труда, | | | | | | | |
|пенсионеров, | | | | | | | |
|актива | | | | | | | |
|общественных | | | | | | | |
|организаций: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
7.2. |городские | | |299 |551 |500 |1270 |2620 |
|благотворительные| | | | | | | |
|мероприятия для | | | | | | | |
|социально | | | | | | | |
|незащищенных | | | | | | | |
|категорий семей и| | | | | | | |
|детей | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
7.3. |городские | | |0 |200 |0 |750 |950 |
|благотворительные| | | | | | | |
|мероприятия для | | | | | | | |
|инвалидов | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
7.4. |городские | | |0 |20 |100 |250 |370 |
|благотворительные| | | | | | | |
|мероприятия для | | | | | | | |
|граждан, | | | | | | | |
|пострадавших от | | | | | | | |
|политических | | | | | | | |
|репрессий | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
8. |Информационное и | | |385 |215 |215 |215 |1030 |
|методическое | | | | | | | |
|обеспечение, | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
8.1. |издание | | |45 |45 |45 |45 |180 |
|спецвыпуска | | | | | | | |
|газеты | | | | | | | |
|"Милосердие и | | | | | | | |
|здоровье", | | | | | | | |
|методических | | | | | | | |
|материалов | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
8.2. |издание | | |80 |40 |40 |40 |200 |
|методических | | | | | | | |
|материалов | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
8.3. |организация и | | |200 |100 |100 |100 |500 |
|проведение | | | | | | | |
|обучающих | | | | | | | |
|семинаров, | | | | | | | |
|конференций, | | | | | | | |
|работа со СМИ | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
8.4. |проведение | | |60 |30 |30 |30 |150 |
|научно-исследо- | | | | | | | |
|вательской | | | | | | | |
|работы, оплата | | | | | | | |
|деятельности ВНИК| | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
9. |Акция по | | |125 |125 |125 |125 |500 |
|поздравлению | | | | | | | |
|долгожителей | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
10. |Финансовая помощь| | |250 |250 |250 |250 |1000 |
|ЧООО ВОИ на | | | | | | | |
|реализацию | | | | | | | |
|социально | | | | | | | |
|значимых | | | | | | | |
|проектов по | | | | | | | |
|реабилитации | | | | | | | |
|инвалидов | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
11. |Организация | | | |12000 |6000 | |18000 |
|летнего отдыха и | | | | | | | |
|оздоровления, в | | | | | | | |
|том числе: | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
11.1. |отдых детей из |2650 |4500 | |7950 |3975 | |11925 |2650 чел. х
|малообеспеченных | | | | | | | |4500 руб.
|семей и социаль- | | | | | | | |11 925 тыс.
|но-реабилитаци- | | | | | | | |руб.
|онных центров | | | | | | | |
|в загородных | | | | | | | |
|оздоровительных | | | | | | | |
|лагерях | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
11.2. |отдых |150 |9000 | |900 |450 | |1350 |150 чел. х
|детей-инвалидов | | | | | | | |9000 руб.
| | | | | | | | |= 1350 тыс.
| | | | | | | | |руб.
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
11.3. |отдых детей- |225 |21000 | |3150 |1575 | |4725 |225 чел. х
|инвалидов по | | | | | | | |21000 руб. =
|путевкам "Мать и | | | | | | | |4725 тыс. руб.
|дитя" | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
12. |Финансовая помощь| | |423,5 |423,5 |423,5 |423,5 |1694 |
|районным и | | | | | | | |
|Горсовету | | | | | | | |
|ветеранов войны, | | | | | | | |
|труда, Вооружен- | | | | | | | |
|ных сил и право- | | | | | | | |
|охранительных | | | | | | | |
|органов | | | | | | | |
------+-----------------+------+------+-------+-------+--------+-------+------+--------------
|ИТОГО: | | |8845,9 |22650,4|15009,4 |9803,7 |56309 |
---------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Ожидаемые результаты
Реализация комплекса мер, предусмотренных программой поддержки населения города Челябинска на 2005 год, способствует:
- стабилизации социальной обстановки в городе, снижению социальной напряженности;
- обеспечению дополнительной социально-экономической поддержки лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семей, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных многодетных, неполных семей, детей-сирот и т.д.;
- повышению эффективности работы муниципальных учреждений в сфере социального обслуживания населения, совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации кадров;
- привлечению внимания общественности к проблемам семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот.
Секретарь городской Думы |
В.И. Смирнов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 22 февраля 2005 г. N 43/3 "О принятии городской целевой программы "О социальной поддержке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.