Рассмотрев Концепцию развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы, разработанную в целях совершенствования комплекса правовых, экономических и организационных мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения, Правительство Челябинской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Косилова А.Н.
Председатель Правительства
Челябинской области |
П.И.Сумин |
Одобрена постановлением
Правительства Челябинской области
от 17 марта 2005 г. N 26-П
Концепция
развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы
Челябинск
2005 год
1. Введение
Концепция развития здравоохранения Челябинской области (далее именуется - Концепция) представляет собой комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны здоровья.
Концепция разработана Министерством здравоохранения Челябинской области (далее именуется - Минздрав Челябинской области) при участии: комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области, специалистов Челябинской государственной медицинской академии, Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования и Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 г. N 1387, посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 28.05.2004 года.
Основные положения Концепции рассмотрены делегатами V съезда врачей Челябинской области, состоявшегося 25-26 ноября 2004 года, медицинской общественностью и трудовыми коллективами учреждений здравоохранения Челябинской области.
Концепция направлена на согласование усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти Челябинской области, учреждений и организаций в области охраны здоровья по разработке и проведению мероприятий по совершенствованию структурной эффективности системы здравоохранения, рациональному использованию ресурсов в целях обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи населению Челябинской области.
Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях жизненно важное значение для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности страны. Между тем состояние системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации характеризуется наличием общих фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Концепция определяет основные направления развития здравоохранения Челябинской области, является базовым документом для разработки программ на долгосрочную перспективу, стратегических и текущих планов, нормативно-правовых актов и иных документов.
2. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Последние десятилетия XX века прошли в трудных условиях, особенно осложнившихся в период радикальных социально-экономических преобразований начала 90-х годов, сопровождавшихся снижением уровня жизни и основных показателей здоровья населения Челябинской области и России в целом.
В целом по области за прошедшие 10 лет заболеваемость на 1000 человек взрослого населения возросла до 1198 случаев обращения за медицинской помощью. Ведущее место занимают заболевания органов дыхания (223 случая на 1000 человек взрослого населения), болезни системы кровообращения (149 случаев), травмы и отравления (109 случаев), болезни костно-мышечной системы, отмечается увеличение заболеваемости населения болезнями эндокринной системы, злокачественными новообразованиями, туберкулезом, устойчиво растет показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией.
Значительно возросла заболеваемость подростков (с 1169 случаев до 2015 случаев) и детей (с 1607 случаев до 2190 случаев). Причем динамика увеличения заболеваемости имеет последовательно устойчивый характер. Аналогичная тенденция просматривается и в целом по России, что подтверждает влияние неблагоприятных общественно-социальных факторов на состояние детей и подростков как наиболее подверженных воздействию социально-экономического неустройства. За прошедшие 10 лет в 1,5 раза возрос уровень заболеваемости детей и подростков болезнями нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной патологией, в два раза увеличились заболеваемость эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета.
За последнее десятилетие в Челябинской области отмечается устойчивая отрицательная динамика в демографическом процессе: рождаемость продолжает оставаться на низком уровне (-до 10,7 случаев на 1000 человек); сохраняется высокая общая смертность (до 16,3 случаев на 1000 человек) в целом по области, а в отдельных муниципальных образованиях превышает 18,0-20,0 случаев на 1000 человек; естественный прирост населения сохраняет отрицательный показатель (- 5,6 случаев на 1000 населения). Уровень рождаемости по Челябинской области в два раза ниже необходимого для воспроизводства населения. Аналогичная тенденция отмечается по России и по Уральскому региону.
С 1990 года число умерших в трудоспособном возрасте увеличилось в 1,8 раза, а среди мужчин - в 3,5 раза, что обусловлено повышением количества травм и несчастных случаев, в том числе криминогенного характера, резким увеличением употребления алкоголя, табака, асоциализацией большой группы населения, оказавшейся за чертой бедности. Наиболее распространенными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (53,2 процента), злокачественные новообразования (13,5 процентов), травмы и отравления (16,7 процента).
Показатель младенческой смертности продолжает оставаться на уровне 12,36 случаев на 1090 детей в возрасте до 1 года.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном по оказанию населению медицинской помощи и находится в прямой зависимости от уровня обеспеченности населения врачебными кадрами.
За прошедшие 5 лет в целом по Челябинской области количество врачей сократилось на 686 человек. Наиболее остро эта проблема стоит в сельских территориях, где практически уже не осталось "узких" специалистов. Обеспеченность врачами по Челябинской области составляет 39,6 врача на 10 тысяч человек, в то же время в большинстве сельских районов и малых городов показатель колеблется от 6 до 15 врачей. Отмечается устойчивая тенденция снижения доступности врачебной помощи населению, в целом по Челябинской области - 7,3 посещения на одного жителя в год, в сельских районах - 3,0-4,0 посещения.
Ухудшение показателей здоровья населения Челябинской области в последние годы может быть расценено как угроза социальному благополучию, экономической безопасности и обороноспособности региона. Здоровье рассматривается как одна из составных частей человеческого капитала, социально-экономический ресурс, одно из условий промышленного роста Челябинской области.
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387, определена цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
Проводимая в соответствии с указанными целями реструктуризация сети государственных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Челябинской области уже достигла определенных результатов. В то же время реформа в здравоохранении продвигается медленно. Недостаточно активно административные методы управления в здравоохранении заменяются экономическими. Имеющиеся ресурсы системы здравоохранения используются с недостаточной эффективностью. Прежде всего это связано с неупорядоченностью многоканальной системы государственного финансирований здравоохранения Челябинской области за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, неудовлетворительной координацией действий органов управления здравоохранения муниципальных образований Челябинской области и всех субъектов обязательного медицинского страхования, ослаблением функции стратегического и текущего планирования их деятельности.
С 1999 года Губернатором Челябинской области ежегодно утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи (далее именуется - территориальная программа государственных гарантий). На данном этапе принятие территориальной программы государственных гарантий не решает проблемы несбалансированности государственных гарантий и их финансового обеспечения. Дефицит финансирования принимаемой территориальной программы государственных гарантий связан не только с общей нехваткой средств, но и с недостаточно напряженными планами реструктуризации, чрезмерно высоким уровнем госпитализации и закладываемыми в эту территориальную программу государственных гарантий низкими финансовыми нормативами. Это отрицательно сказывается на "ресурсоемкости", а значит, и качестве предоставляемой помощи. В первую очередь, это касается обеспеченности лекарственными средствами, технического оснащения лечебно-диагностической работы, оплаты труда персонала, обеспечения функционирования вспомогательных служб здравоохранения Челябинской области.
Имеются значительные трудности как в переходе амбулаторно-поликлинической помощи на принципы общей врачебной практики, так и в реструктуризации стационарного звена, расширении использования стационарозамещающих технологий.
Общеизвестно, что практически 80 процентов всего объема медицинской помощи оказывается в первичном звене и лишь около 20 процентов - в круглосуточных стационарах больниц. Поликлиники призваны обеспечивать и весь объем профилактической работы с населением. От качества оказываемой помощи участковыми врачами зависит "загрузка" круглосуточных стационаров, лечение в которых является наиболее дорогостоящим. По данным экспертов, стационары больниц, оказывая 1/5 часть всего объема медицинской помощи, привлекают не менее 70 процентов всего объема финансирования здравоохранения. Тем временем ситуация в амбулаторно-поликлинической службе становится все сложнее. Уменьшается число участковых терапевтов. Даже в крупных городах Челябинской области укомплектованность ими едва превышает 60 процентов. Поликлиники вынуждены увеличивать нагрузку на врачей, привлекать на врачебные должности фельдшеров - все это отрицательно сказывается как на содержании работы, так и на качестве оказываемой помощи.
Возможность и легкость направления или спонтанного обращения пациента к узким специалистам нарушила основной принцип функционирования первичной медицинской помощи - непрерывность наблюдения, ослабила ответственность участковых врачей за состояние здоровья прикрепленного населения и конечные результаты лечения. Зависимость от рекомендаций и диагностических суждений, высказанных консультантами, освободила участковых врачей от необходимости иметь самостоятельное понимание патологии, видеть ее связь с общим состоянием человека, его личными особенностями и обстоятельствами жизни. Как следствие "хаотического" движения пациентов по поликлинике резко увеличивается число производимых исследований, растут нагрузки на приемах узких специалистов, учащаются направления в стационар, возрастает стоимость медицинского обслуживания.
Чрезмерная специализация, амбулаторно-поликлинической помощи наряду с отсутствием рациональной системы направлений пациентов с одного этапа медицинской помощи на другой приводит к тому, что участковый врач практически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи, не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль состояния пациента. В его деятельности преобладают диспетчерские функции: частота направлений больных, впервые обратившихся к участковому врачу, на консультации к узким специалистам достигает 40-50 процентов от общего числа амбулаторных посещений (в других странах - 5-10 процентов). Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний. Недостаточен уровень взаимодействия участковых педиатров, акушеров-гинекологов и терапевтов. Остается низким престиж участкового врача в общественном сознании населения и медицинских работников, эта специальность недостаточно привлекательна для врачей.
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной в 1997 году, предусматривалось снижение объема стационарной помощи на 20 процентов. Однако общий уровень госпитализации остается высоким, что ведет к дефициту финансовых средств. По результатам работы по осуществлению территориальной программы государственных гарантий за последние годы ни один из областных показателей объема медицинской помощи не достиг программных параметров. Так, по результатам 2004 года показатель амбулаторно-поликлинических посещений составил 79,4 процента от норматива Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" (далее именуется - Программа государственных гарантий). Одной из причин этого положения явилось отсутствие экономической заинтересованности медицинских организаций Челябинской области в перемещении медицинской помощи из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор и развитии стационарозамещающих технологий.
Показатель объема стационарной помощи в Челябинской области в 2004 году составил 3544 койко-дней на 1000 человек, что на 25 процентов выше показателей Программы государственных гарантий. Показатели объема скорой медицинской помощи соответствуют программным нормативам.
В учреждениях здравоохранения ежегодно получают стационарное печение около 800 тысяч больных, что составляет 23 процента жителей Челябинской области. В целом пациентами в учреждениях здравоохранения проведено 11431,4 тысячи дней лечения. При условии, что стоимость одного дня лечения составляет от 300 до 500 рублей, - общая расчетная сумма стоимости стационарного лечения составит от 3,6 до 6,0 миллиардов рублей в год.
При этом отсутствуют реальные формы ресурсосбережения медицинской помощи при сохранении ее качества и клинических результатов, высоком удельном весе случаев госпитализации в круглосуточные стационары, которые могли бы быть исключены при использовании стационарозамещающих форм организации лечебного процесса. Альтернативой стационару должны стать удобные для пациентов формы стационарного обслуживания, в первую очередь стационарозамещающие формы.
На начало 2005 года в Челябинской области не во всех муниципальных образованиях были развернуты подразделения стационарозамещаюшего типа.
В целом в 2004 году пролечено более 57 тысяч больных в стационарах дневного пребывания и более 58 тысяч в дневных стационарах поликлиник, что составляет 31 процент от норматива Программы государственных гарантий, и в масштабах Челябинской области, конечно, является совершенно недостаточным. Следует отметить, что стационары дневного пребывания представлены в основном в крупных и средних городских округах Челябинской области. В сельской местности стационарозамещающие технологии представлены лишь стационарами дневного пребывания при круглосуточных стационарах.
Развитие системы стационарозамещающих технологий сдерживается нерациональным использованием врачебных кадров, недостаточным финансированием отрасли, в том числе районных межведомственных программ, по приоритетным проблемам охраны здоровья сельского населения, низкой оснащенностью лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований диагностической и лечебной аппаратурой, медикаментами.
Одной из причин недостаточной эффективности системы здравоохранения Челябинской области является также сохранение принципа финансирования лечебно-профилактических учреждений из бюджета в расчете на ресурсные показатели (коечный фонд, штаты и прочее) вне зависимости от реальной работы медицинских организаций, благодаря чему консервируются излишние мощности учреждений здравоохранения.
Система здравоохранения Челябинской области и страны в целом до сих пор строилась на неэффективной структурной схеме, и ее качество, жизнеспособность и доступность можно повысить, устранив эту неэффективность. Инфраструктура стационарной помощи, неотложной помощи и диагностики далека от оптимальной так же, как и использование имеющихся ресурсов. Мало предпринимается попыток максимально увеличить эффективность использования ресурсов: зданий, оборудования, коек, вспомогательных услуг, персонала и управленческих кадров. Недостаточно внимания уделяется реализации потенциала предоставления услуг на низкозатратной основе таких, как патронажные услуги на дому, амбулаторные консультации врачей специализированных профилей, стационары дневного пребывания, дома сестринского ухода, реабилитационные центры, которые могли бы заменить более дорогостоящие больничные услуги.
Результаты проведенных ранее "пилотных" экспериментов (национального и международного уровня), которые касались, в частности, создания общих врачебных практик, внедрения новой системы оплаты услуг лечебно-профилактических учреждений и персонала и так далее, показали, что частичных изменений в целостной системе здравоохранения недостаточно для проведения фундаментальной перестройки. Только комплексный подход к решению данной проблемы, охватывающий все службы здравоохранения, а также использование политических, организационных экономических и административных мер позволят провести глубокие структурные изменения в целях максимального увеличения эффективности системы здравоохранения Челябинской области.
3. Цель и основные задачи Концепции развития здравоохранения Челябинской области
Целью Концепции развития здравоохранения Челябинской области является сохранение и улучшение здоровья населения Челябинской области, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и преждевременной смертности населения путем обеспечения социальной справедливости и доступности качественной медицинской помощи при реализации законных прав граждан в сфере здравоохранения вне зависимости от их социального статуса.
Основными задачами Концепции являются:
1) определение приоритетных направлений в охране здоровья населения Челябинской области на основе анализа показателей здоровья и данных социологических исследований;
2) усиление профилактической направленности здравоохранения, увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний с целью сохранения и укрепления здоровья и достижения активного долголетия жителей Челябинской области,
3) повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении путем внедрения в медицинскую практику современных достижений в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний;
4) сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику совершенных методов профилактики, диагностики и лечения; использование новых организационных технологий.
4. Основные направления Концепции развития Челябинской области
Основными направлениями Концепции развития здравоохранения Челябинской области являются:
1) совершенствование системы управления здравоохранения;
2) совершенствование системы финансирования здравоохранения;
3) реформирование кадровой политики в области здравоохранения;
4) совершенствование организации медицинской помощи;
5) повышение структурной эффективности системы здравоохранения;
6) совершенствование системы сельского здравоохранения:
7) расширение гарантий в области обеспечения лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения;
8) развитие и совершенствование системы управления качеством медицинской помощи населению;
9) развитие медицинской науки, научно-медицинского потенциала как необходимого условия развития высоких технологий в здравоохранении;
10) расширение социальной базы здравоохранения.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
1) всеобщность и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места проживания, в пределах территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи;
2) сосредоточение основных усилий на приоритетных направлениях развития здравоохранения;
3) единство и взаимодействие процессов реформирования системы здравоохранения на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровне, уровне медицинских организаций и их структурных подразделений с учетом возложенных задач и возможностей на каждый уровень;
4) экономическая эффективность функционирования медицинских организаций;
5) профилактическая направленность деятельности органов управления и учреждений здравоохранения Челябинской области;
6) единство медицинской науки и практики, развитие информационных технологий, телемедицины;
7) обеспечение доступности и гарантированности качества лекарственных средств, а том числе для льготных категорий граждан, в рамках реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8) информационное обеспечение процесса реализации, включая создание постоянно действующей системы мониторинга, анализа, оценки, и прогноза результатов проводимых мероприятий;
9) активное участие медицинской общественности и населения в решении вопросов охраны здоровья населения области, повышение ответственности граждан за сохранение и укрепление своего здоровья;
10) создание условий для организации и развития профессиональных медицинских ассоциаций и общественных организаций, привлечение их к реализации государственной политики в сфере здравоохранении и медицинской науки;
11) развитие стандартизации в здравоохранении, включая разработку территориальных стандартов оказания медицинской помощи и оптимальной методики формирования тарифов на медицинские услуги;
12) создание механизмов для повышения престижа профессии, повышения социального статуса медицинских и фармацевтических работников, включая повышение уровня заработной платы, страхование профессионального риска медицинских работников.
В современных условиях приобретает важное значение формирование государственной политики в области здравоохранения.
Государственная политика в области здравоохранения должна быть направлена на: законодательное установление государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи:
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
определение приоритетных направлений охраны здоровья матери и ребенка; охраны здоровья работающего населения области; обеспечение доступной и качественной медицинской помощи лицам пожилого возраста, инвалидам и участникам войн, ветеранам труда; совершенствование экономических отношений в отрасли, повышение качества и культуры оказания медицинской помощи, усиление профилактического направления;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
разработку и внедрение в практику современных форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга среды обитания;
повышение уровня квалификации медицинских и фармацевтических кадров, совершенствование системы их профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации;
внедрение эффективных механизмов финансового обеспечения медицинской помощи;
обеспечение структурной эффективности здравоохранения, включая реструктуризацию учреждений здравоохранения, внедрение стационарозамещающих технологий и способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат;
разработку порядка предоставления гражданам высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами;
принятие мер, направленных на формирование на территории Челябинской области рынка санаторно-оздоровительных услуг, повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса на областном и федеральном уровне;
достижение соответствия структурного построения и ресурсного обеспечения отрасли задачам и приоритетным направлениям развития практического здравоохранения и современной науки;
разработку и реализацию мероприятий по профилактике заболеваний, снижению распространенности факторов риска, формированию здорового образа жизни и повышению ответственности населения за сохранение и укрепление своего здоровья;
повышение ответственности всех уровней органов государственной власти Челябинской области за реализацию государственной политики в области здравоохранения.
5. Совершенствование системы управления здравоохранением
Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения является совершенствование системы управления отраслью в целях проведения единой политики охраны здоровья населения Челябинской области, преодоления межведомственной разобщенности путем координации деятельности различных ведомств и служб, всех органов управления, принимающих решения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения Челябинской области.
Основным принципом управления отраслью является единство стратегических целей деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, направленных на эффективную реализацию задач, установленных для каждого субъекта системы здравоохранения.
Общее руководство системой здравоохранения Челябинской области возлагается на Министерство здравоохранения Челябинской области, основной задачей которого является выработка и реализация государственной политики в сфере здравоохранения Челябинской области, направленной на повышение доступности и качества медицинской и лекарственной помощи для населения на основе единого использования всех источников финансирования.
Важнейшим условием проведения государственной и муниципальной политики в здравоохранении является единая система стратегического и текущего планирования на основе программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения Челябинской области в современных социально-экономических условиях.
Основой планирования являются целевые программы в области охраны здоровья населения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:
федеральные целевые программы в области охраны здоровья граждан;
областные целевые программы;
муниципальные целевые программы (по согласованию);
программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.
Для обеспечения целостности планирования развития здравоохранения на территории Челябинской области разрабатывается территориальный план развития здравоохранения Челябинской области на среднесрочную перспективу, обеспечивающий достижение социально-экономических целей развития здравоохранения Челябинской области, в котором должны быть определены:
основные медико-демографические показатели по муниципальным образованиям Челябинской области и показатели работы служб здравоохранения;
показатели здоровья населения, в формирование которых вносит свой вклад здравоохранение Челябинской области;
плановые объемы медицинской помощи в рамках государственного и муниципального заказа;
показатели эффективности деятельности и использование ресурсов органов управления и учреждений здравоохранения Челябинской области;
принципы совершенствования системы управления здравоохранением Челябинской области;
основные направления профилактической работы, результаты ее выполнения на уровне муниципальных образований и медицинских организаций;
результаты и направления развития частной системы здравоохранения в разрезе муниципальных образований Челябинской области;
плановый объем финансовых ресурсов здравоохранения из всех источников.
Представленная система управления и планирования здравоохранения при условии использования методов стратегического и проектного управления, организационного проектирования, статистических методов контроля качества, инновационного менеджмента обеспечивает:
реализацию органами управления здравоохранением Челябинской области единой системы планирования медицинской помощи;
обеспечение обязательств государства имеющимися финансовыми ресурсами;
оптимизацию ресурсов здравоохранения;
привлечение к финансированию здравоохранения дополнительных финансовых средств в соответствии с действующим законодательством;
координацию деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
межсекторальный подход к охране здоровья населения Челябинской области;
информационное обеспечение процессов реструктуризации отрасли.
Таким образом, система управлений здравоохранением Челябинской области основана на разумной централизации, которая должна обеспечить гарантию прав граждан в области здравоохранения, реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. В то же время элемент децентрализации управления позволит системе муниципального здравоохранения иметь определенную самостоятельность и стимулирует инициативу в тактических вопросах реформирования здравоохранения на муниципальном уровне.
6. Совершенствование системы финансирования здравоохранения
Стратегическим направлением развития системы финансирования здравоохранения Челябинской области является создание условий для завершения перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также "подушевому" принципу финансирования здравоохранения, что позволит экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов,
Для реализации данной цели необходимо решить следующие тактические задачи:
обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи, утвержденных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов на их выполнение через формирование системы интегрированных государственных и муниципальных заказов-заданий на оказание согласованных объемов медицинской помощи;
переход от сметного принципа финансирования медицинских организаций к бюджетированию, ориентированному на результат (объем, ассортимент, качество медицинских услуг);
осуществление постепенного перехода на принцип расширения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до нормативов, включающих все статьи бюджетной классификации;
разработка территориальных стандартов, включая стандарты оказания медицинской помощи, в том числе медико-экономические стандарты, стандарты оснащения медицинским оборудованием, стандарты лекарственного обеспечения, отражающих экономически возможный уровень оказания медицинской помощи для Челябинской области при реальных размерах финансирования здравоохранения;
приведение условий оказания медицинской помощи в соответствие с требованием территориальных стандартов;
разработка правовых механизмов и условий для установления размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан из областного бюджета;
введение "подушевого" метода финансирования для амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих прикрепленное население, в отдельных ("пилотных") муниципальных образованиях Челябинской области;
создание условий для развития и широкого внедрения системы добровольного медицинского страхования на территории Челябинской области;
продолжение целевого финансирования приоритетных направлений деятельности, определяемых на основе программно-целевого метода планирования:
создание нормативной правовой базы для развития и совершенствования системы оплаты труда работников здравоохранения с целью повышения заработной платы (с учетом конечных результатов труда);
совершенствование правовых аспектов и развитие внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения;
создание условий для персональной экономической заинтересованности медицинских работников в укреплении здоровья населения (и собственного);
выведение из системы государственного финансирования нерационально используемых мощностей государственных организаций здравоохранения и разработка рекомендаций для муниципальных образований Челябинской области.
7. Реформирование кадровой политики в области здравоохранения
Приоритетные направления кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих в системе здравоохранения, а также с учетом социально-экономических условий развития Челябинской области на основе системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения.
Основными направлениями кадровой политики в здравоохранении Челябинской области являются:
развитие системы государственного заказа на объем и структуру подготовки медицинского персонала с высшим образованием по основным специальностям (терапия, педиатрия, хирургия, акушерство-гинекология), а также специалистов по новым направлениям (врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, менеджер сестринского дела) и подготовка специалистов со средним профессиональным образованием - на основе научного планирования кадров, выделяя приоритетные специальности: сестринское дело, акушерское дело, лабораторная диагностика, подготовка специалистов с высшим сестринским образованием;
разработка вопроса о восстановлении государственного распределения студентов, обучающихся за счет средств областного бюджета, развития контрактной формы подготовки специалистов;
целенаправленная работа Министерства здравоохранения Челябинской области с администрациями муниципальных образований Челябинской области по оценке общей потребности во врачебном и сестринском персонале, проработке возможностей для привлечения молодых специалистов с учетом созданной многоуровневой системы подготовки и осуществлении контроля за реализацией социальных гарантий медицинским работникам:
взаимодействие Министерства здравоохранения Челябинской области с образовательными учреждениями с целью обеспечения специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения Челябинской области, последипломным образованием в соответствии с потребностями системы здравоохранения;
соблюдение норм законодательства, предусматривающих повышение квалификации специалистов;
совершенствование системы мониторинга, регулярного анализа и прогноза развития кадровой ситуации в Челябинской области;
разработка рекомендаций местным администрациям по решению кадровых проблем, в том числе путем предоставления социального пакета (целевые наборы, приглашение врачей по индивидуальным контрактам, строительство жилья на льготных условиях, оплата за последипломное обучение, целевое направление на обучение и прочие);
совершенствование системы оплаты труда работников здравоохранения с учетом уровня образования, квалификации, вредных условий труда, сложности, объемов и качества медицинской помощи;
разработка нормативной правовой базы для сохранения и расширения социальных льгот медицинским работникам сельской местности;
разработка территориальной нормативно-правовой базы о статусе и порядке функционирования клинических лечебно-профилактических учреждений и базах практик высших и среднеспециальных учебных заведений в сфере здравоохранения.
8. Совершенствование организации медицинской помощи
Цель совершенствования организации медицинской помощи обеспечение реализации государственной политики в области здравоохранения на современном уровне, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению Челябинской области.
Основными направлениями совершенствования организации медицинской помощи населению Челябинской области являются:
1) реализация государственных гарантий медицинской помощи в соответствии с видами, объемами и порядком оказания медицинских услуг, определенных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающих на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи;
2) организация оказания медицинской помощи на территории Челябинской области в соответствии с разграничением полномочий между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями Челябинской области в сфере здравоохранения;
3) совершенствование и развитие первичной медико-санитарной помощи населению Челябинской области;
4) формирование рынка медицинских услуг Челябинской области на основе интеграции всех государственных и негосударственных медицинских организаций в единую систему медицинского обслуживания населения;
5) реализация государственной политики в области стандартизации и управления качеством медицинской помощи, оказываемой населению Челябинской области;
6) концентрация усилий органов управления и учреждений здравоохранения Челябинской области на дальнейшем развитии службы охраны материнства и детства, совершенствовании медицинской помощи детям и подросткам, развитии служб планирования семьи и безопасного материнства, оптимизации структуры и укрепления материально-технической базы учреждений родовспоможения, детских лечебно-профилактических учреждений (в том числе домов ребенка и детских санаториев);
7) разработка и реализация комплексных целевых программ:
по дальнейшему развитию и совершенствованию оказания медицинской помощи, а также предупреждению заболеваний социально значимого характера;
по разработке и внедрению современных и эффективных медицинских технологий, уникальных перспективных методов диагностики и лечения, включая новые клеточные и тканевые технологии;
по развитию сельского здравоохранения;
по совершенствованию централизованного приобретения дорогостоящего оборудования, медикаментов, специализированного автотранспорта с целью обеспечения доступности и повышения качества квалифицированной медицинской помощи;
по совершенствованию системы профилактической и реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортного комплекса Челябинской области, домов, отделений сестринского ухода, отделений паллиативной помощи, формированию здорового образа жизни, медицинскому и санитарно-гигиеническому воспитанию населения Челябинской области;
по охране и укреплению здоровья работающего населения Челябинской области;
8) разработка программы интеграции ведомственного здравоохранения в общую систему здравоохранения Челябинской области с учетом отраслевых, структурных особенностей и местоположения на территории Челябинской области;
9) внедрение современных информационных технологий в практику медицинских организаций Челябинской области, создание единого информационного пространства здравоохранения Челябинской области;
10) разработка нормативной правовой базы и создание условий для организации медико-социальной помощи населению Челябинской области;
11) широкое использование системы долечивания и реабилитации на внебольничном этапе, в том числе с использованием санаторно-курортного комплекса Челябинской области;
12) разработка системы предоставления населению Челябинской области высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи как на территории Челябинской области, так и за ее пределами.
9. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения
Реализация данного направления осуществляется на основании программы повышения структурной эффективности системы здравоохранения Челябинской области до 2010 года, которая содержит следующие организационные, управленческие и финансово-экономические механизмы:
1) формирование принципа этапности оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи:
первый этап - это уровень оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках базовых специальностей - "лечебное дело", "общая педиатрия", "общая терапия", "общая хирургия", "акушерство и гинекология", "инфекционные болезни" и "травматология" - в условиях фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых, районных и городских больниц;
второй этап - это уровень оказания специализированной помощи с участием врачей узких специальностей и применением широко распространенных технологий диагностики и лечения в условиях крупных районных, межрайонных, городских больниц;
третий этап - это уровень оказания специализированной помощи с применением высокотехнологичных консультативно-диагностических и лечебных технологий в условиях областных лечебно-профилактических учреждений, диспансеров (в отдельных случаях - многопрофильных городских лечебно-профилактических учреждениях):
2) повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи:
реформирование амбулаторно-поликлинического звена путем широкого внедрения института врача общей практики в соответствии с "Концепцией развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области", одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 19.02.2004г. N 13-П, "О Концепции развития общей врачебной (семейной) практики в Челябинской области", создание условий для формирования института частнопрактикующего врача общей практики;
восстановление цеховой службы промышленных предприятий, развитие системы охраны труда работающего населения, прежде всего во вредных и опасных условиях;
3) реформирование стационарной помощи путем:
создания условий экономической, заинтересованности медицинских работников в конечном результате своего труда и выполняемых объемах медицинской помощи;
оптимизации объемов стационарной помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных госпитализаций и интенсификации процесса оказания стационарной помощи на основе повышения ресурсного обеспечения каждого случая лечения;
переноса дополнительных объемов медицинской помощи, ранее предоставляемой в стационарах, на амбулаторно-поликлинический этап;
организации стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи - дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационаров на дому, стационаров дневного пребывания при круглосуточных стационарах, центров (кабинетов) амбулаторной хирургии, расширение внебольничного сектора для оказания реабилитационных услуг по уходу за хронически больными;
дифференциации коек по ресурсоемкости в пределах одного лечебного учреждения или различных лечебно-профилактических учреждений (интенсивное лечение, активное лечение, долечивание, восстановительное лечение, сестринский медицинский уход);
разработки рационального порядка госпитализации с учетом этапности оказания медицинской помощи на основе максимально четкого определения показаний к госпитализации, установления системы квот на госпитализацию в учреждения третьего этапа для каждого муниципального образования;
разработки критериев и показаний для оказания медицинской помощи при использовании стационарозамещающих форм медицинского обслуживания;
оптимизации средней длительности пребывания больного на койке круглосуточного пребывания за счет четкого определения показаний к госпитализации, максимально возможного обследования больных, госпитализируемых в плановом порядке, в амбулаторных условиях, интенсификации лечебно-диагностического процесса, своевременного перевода больного на этап долечивания в условиях стационарозамещающих форм, внедрения стандартов оказания помощи, основанных на принципах доказательной медицины, использования управленческих решений на основе анализа результатов ведомственного и вневедомственного контроля качества;
4) реструктуризация скорой медицинской помощи, в том числе:
снижение объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и переадресации в поликлиники пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в первую очередь в первичной медико-санитарной помощи;
вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения - милиции, инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной службы, инструкторов-реаниматоров на производстве и других, а также населения;
постепенное расширение объемов скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, и максимально быстрая доставка больных и пострадавших к месту оказания квалифицированной медицинской помощи.
Основой эффективности данных мероприятий являются:
готовность амбулаторно-поликлинического звена принять на себя дополнительные объемы услуг и организовать эффективную неотложную помощь врачами первичной медико-санитарной помощи;
разработка и внедрение стандартов, разграничивающих состояния пациентов, требующих либо скорой, либо неотложной помощи;
организация работы единой для скорой и неотложной помощи диспетчерской службы в системе телефонного "отсеивания" для сокращения числа случаев необоснованных вызовов;
подготовка служб жизнеобеспечения (милиция, пожарная служба, инспекция по безопасности дорожного движения и других} и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи;
обеспечение своевременности и качества оказания скорой медицинской помощи за счет кадрового обеспечения службы, оснащения современным медицинским оборудованием, медикаментами и эффективными средствами связи в соответствии со стандартом оснащения скорой медицинской помощи;
оптимизация схем размещения сети подразделений скорой медицинской помощи;
включение в систему оценки деятельности первичной медико-санитарной помощи показателя частоты вызовов скорой помощи от населения, прикрепленного для медицинского обслуживания:
повышение качества организационно-методической работы в системе скорой медицинской помощи в Челябинской области.
Реализация представленных мероприятий позволит значительно повысить оперативность и медико-экономическую эффективность работы службы скорой медицинской помощи.
10. Совершенствование системы сельского здравоохранения
Основными направлениями данного раздела работы являются:
признание института врача общей практики (семейного врача) как основы сельского здравоохранения, создание условий для развития института врача общей практики в сельской местности;
сохранение сельских учреждений здравоохранения и их структурных подразделений включая фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые больницы;
возможность поэтапной реорганизации:
амбулаторий - в центры общеврачебной (семейной) практики; участковых больниц - в отделения медико-социального ухода, комплексных центров социального обслуживания населения (на основе заключения договоров между органами управления здравоохранения и органами социальной защиты населения), в учреждения социальной защиты, в центры общеврачебной (семейной) практики с организацией дневных стационаров всех типов, стационаров на дому; отделения долечивания (реабилитации) после стационарного этапа лечения;
организация в полном объеме первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи на базе центральных районных больниц в соответствии с полномочиями муниципальных образований в сфере здравоохранения;
развитие системы межрайонных специализированных центров на базе специализированных отделений центральных районных и центральных городских больниц с целью повышения доступности и медико-экономической эффективности оказываемой медицинской помощи за счет сосредоточения в одном месте современного диагностического и лечебного оборудования, квалифицированных кадровых ресурсов;
дальнейшее развитие и ресурсное обеспечение выездных бригад центральных районных больниц, центральных городских больниц и областных лечебно-профилактических учреждений с целью повышения доступности и качества консультативно-диагностической специализированной помощи населению сельских районов, проведения профилактических мероприятий (кампании по вакцинации), выявления больных, нуждающихся в госпитализации на второй и третий этапы оказания медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы всех сельских лечебно-профилактических учреждений;
совершенствование системы оплаты труда медицинских работников в сельской местности.
Развитие первичной медико-санитарной помощи и специализированных служб системы здравоохранения муниципальных образований и отдельных лечебно-профилактических учреждений будет осуществляться на основе программы повышения структурной эффективности системы здравоохранения Челябинской области.
11. Расширение гарантий в области обеспечения лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения
Основными направлениями совершенствования обеспечения населения и учреждений здравоохранения Челябинской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, медицинской техникой являются:
анализ, планирование и нормирование процесса лекарственного обеспечения;
выравнивание уровня лекарственного обеспечения во всех муниципальных образованиях Челябинской области путем увеличения доли расходов на лекарственное обеспечение;
дальнейшая оптимизация процесса лекарственного обеспечения путем увеличения эффективности использования финансовых ресурсов;
внедрение системы дополнительного лекарственного страхования на территории Челябинской области;
оснащение лечебно-профилактических учреждений Челябинской области новейшей медицинской техникой, создание условий для освоения новых направлений и методик диагностики и лечения;
обеспечение безопасности и качества лекарственных средств, надзора за фармацевтической деятельностью аптечных учреждений;
поддержание конкурентной среды на фармацевтическом рынке области;
развитие государственной аптечной сети и сохранение ее социально значимых функций, эффективное использование государственной собственности.
12. Развитие и совершенствование системы управления качеством медицинской помощи населению
Повышение качества предоставляемой медицинской помощи является одним из приоритетных направлений деятельности органов управления и учреждений здравоохранения Челябинской области на современном этапе. Основой развития системы управления качеством медицинской помощи являются мероприятия по переходу:
от системы контроля - к системе управления качеством медицинской помощи;
от учета дефектов - к анализу причин отклонений от заданных стандартов;
от экспертизы отдельных составляющих лечебного и профилактического процесса к системе непрерывного улучшения работы медицинских работников, медицинских организаций и системы здравоохранения в целом.
Основными механизмами развития системы управления качеством медицинской помощи являются:
стандартизация всех составляющих оказания медицинской помощи на основе принципов доказательной медицины;
контроль за внедрением новых медицинских технологий, осуществляемый через систему ведомственной и вневедомственной экспертизы качества на основе сопоставления со стандартами оказания медицинской помощи;
определение индикативных показателей по классам заболеваний с целью оценки качества оказания медицинской помощи;
оценка конечных результатов путем проведения анализа индикативных показателей, в том числе статистических данных (смертность, летальность, частота и характер осложнений, длительность лечения, сроки временной нетрудоспособности, длительность ремиссии и другие), отражающих уровень и качество оказания медицинской помощи.
Основными направлениями реализации задач развития и совершенствования системы управления качеством медицинской помощи являются:
создание нового поколения стандартов - клинико-организационных указаний, разрабатываемых на основе принципов доказательной медицины с учетом реальных организационных и финансовых возможностей, определенных территориальной программой государственных гарантий;
совершенствование системы ведомственного контроля качества медицинской помощи, отработка механизмов взаимодействия с системой вневедомственного контроля с целью обеспечения и реализации прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий;
формирование института главных (штатных и внештатных) специалистов Минздрава Челябинской области как высшего уровня экспертизы качества медицинской помощи на территории Челябинской области, усиление роли и влияния главных специалистов в вопросах разработки территориальных стандартов, обеспечение непрерывной системы повышения квалификации специалистов путем проведения обучающих семинаров, конференций, совещаний:
разработка технологий выбора рациональных управленческих решений на основе данных контроля качества медицинской помощи, проведения оперативных корригирующих мероприятий, контроля реализации управленческих решений.
Основная задача на среднесрочную перспективу - внедрение в практику каждой медицинской организации Челябинской области системы управления качеством медицинской помощи, ориентированной на конечный результат. Реализация данной задачи осуществляется на основании отраслевой программы управления качеством медицинской помощи в Челябинской области.
13. Развитие медицинской науки, научно-медицинского потенциала как необходимого условия развития высоких технологий в здравоохранении
Основными задачами медицинской науки в разрезе определения направлений развития системы здравоохранения Челябинской области являются:
формирование долговременной стратегии сохранения и укрепления здоровья населения Челябинской области, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;
разработка современных медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, достижения активного долголетия (увеличения продолжительности активного творческого периода в жизни человека);
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением Челябинской области.
Развитие медицинской науки будет осуществляться на основе следующих принципов:
концентрация научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки;
возрастание роли программно-целевого планирования и поддержки ведущих научных школ;
повышение качества независимой экспертизы и развития этического контроля научных исследований;
повышение роли научных ассоциаций в развитии процессов стандартизации в здравоохранении, управлении качеством медицинской помощи;
расширение связей между наукой, техникой и производством, развитие областных научно-практических подразделений, разработка программ, проведение исследований;
развитие научно-технического предпринимательства;
государственное финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований, проводимых в научно-исследовательских, лечебно-профилактических и медицинских образовательных учреждениях;
особое внимание уделяется финансированию исследований, которые будут способствовать развитию отечественной медицинской промышленности.
Министерство здравоохранения Челябинской области определяет научные приоритеты и государственный заказ на научные разработки прикладного характера в части, касающейся охраны здоровья населения Челябинской области.
14. Расширение социальной базы здравоохранения
Успешные преобразования в отрасли возможны только на основе целенаправленных усилий исполнительной и законодательной власти Челябинской области, лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций и непосредственно самих граждан.
Развитие социальной базы здравоохранения и привлечение к решению вопросов охраны здоровья населения Челябинской области общественных организаций должно осуществляться по следующим направлениям:
поиск форм сотрудничества органов государственной власти Челябинской области с общественными организациями;
широкое привлечение населения к вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, содействие созданию общественных объединений по медицинским интересам, развитие системы стимулирования, сохранения и укрепления здоровья;
совершенствование деятельности в области санитарно-гигиенического воспитания и оперативной медицинской информации;
поддержка мер по пресечению рекламы алкоголя, пива и табака;
широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового) образа жизни, охраны здоровья населения Челябинской области, развитие социальной рекламы;
организация и проведение социологических исследований с целью определения приоритетных направлений в области охраны здоровья населения Челябинской области;
формирование институтов и основ законодательства по защите прав пациентов и медицинских работников.
15. Механизм реализации Концепции и ожидаемые конечные результаты
Концепция развития системы здравоохранения Челябинской области будет осуществляться в рамках реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", а также в соответствии с положениями, высказанными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 28.05.2004 года.
В целях реализации Концепции определяется план мероприятий по реализации Концепции (приложение) с указанием сроков и ответственных исполнителей.
Реализация Концепции предполагает принятие ряда нормативных правовых актов Челябинской области включая территориальный план развития здравоохранения Челябинской области на среднесрочную перспективу, программу повышения структурной эффективности системы здравоохранения Челябинской области, территориальную программу управления качеством медицинской помощи в Челябинской области и другие.
Органами местного самоуправления Челябинской области с учетом положения настоящей Концепции могут разрабатываться планы мероприятии по развитию здравоохранения на уровне муниципальных образований Челябинской области.
Основные направления и положения Концепции ежегодно уточняются и контролируются исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
Управление и контроль за реализацией Концепции осуществляется Минздравом Челябинской области.
Важным моментом реализации Концепции на территории Челябинской области является определение главных показателей, динамика изменения которых будет отражать ход проводимых реформ.
В ряду главных показателей, подлежащих мониторингу, такие, как динамика ряда демографических показателей, показателей смертности и заболеваемости, динамика основных ресурсов здравоохранения (численность врачей, специалистов сестринского дела всех уровней подготовки, число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, станций скорой помощи) и эффективность их использования, а также показатели структуры оказания и финансирования медицинской помощи.
По анализу эффективности первичной медико-санитарной помощи включены такие показатели: отношение численности участковых врачей к численности врачей общей практики, среднее число посещений на одного жителя в год, число врачей общей практики, обслуживающих пациентов своего участка 24 часа в сутки, снижение количества вызовов скорой медицинской помощи и число госпитализированных с участка, обслуживаемого участковым врачом (врачом общей практики), количество патронажных посещений на дому и другие.
По анализу эффективности стационарной помощи подлежат мониторингу следующие показатели: число больничных коек, уровень госпитализации, средняя занятость койки, динамика числа больниц, количество коек, отделений, больниц по уровням интенсивности лечебного процесса (интенсивные, долечивания, реабилитации, долговременного пребывания, дома сестринского ухода, и другие), число повторно госпитализируемых больных, количество хирургических операций в амбулаторных хирургических центрах (стационары одного дня), летальность и другие, количество патронажных посещений на дому.
По анализу эффективности скорой медицинской помощи используются показатели: число станций, число специализированных бригад, число лиц, которым оказана помощь в амбулаторных условиях и при выездах, сокращение числа вызовов скорой медицинской помощи и количество переадресации вызовов скорой медицинской помощи на первичное звено и другие.
Реализация Концепции позволит обеспечить:
для пациентов и населения - доступность квалифицированной лечебно-профилактической помощи, повышение удовлетворенности условиями и качеством медицинского обслуживания;
для медицинских работников - повышение престижа профессии, получение адекватного вознаграждения за качественный труд, обеспечение доступности повышения профессионального роста, удовлетворенность условиями труда;
для системы здравоохранения:
повышение качества и эффективности медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
преемственность, этапность и своевременность оказания медицинской, помощи;
повышение структурной эффективности системы здравоохранения, оптимизацию числа и структуры работников отрасли;
экономически эффективное использование ресурсов здравоохранения.
Для Челябинской области в целом - постепенное улучшение здоровья населения области, снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности, более раннее выявление различных заболеваний и их профилактику, рост удовлетворенности населения области качеством медицинской помощи.
Первый заместитель
Губернатора Челябинской области |
А.Н.Косилов |
Приложение N 1
План
мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы
--------------------------------------------------------------------------------------
Содержание направления|Наименование документа| Срок |Ответственный исполнитель
| |исполнения|
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
1. Совершенствование|Территориальный план|IV квартал|Министерство здравоохранения
управления здравоохра-|развития здравоохране-|2005 года |Челябинской области
нением |ния Челябинской| |
|области на| |
|среднесрочную перспек-| |
|тиву | |
| | |
|Концепция развития и| декабрь |
|реформирования отдель-|2005 года |
|ных служб| |
|здравоохранения Челя-| |
|бинской области | |
| | |
|Ежегодный доклад о| май |
|состоянии здоровья|2006 года |
|населения в| |
|Челябинской области | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
2. Совершенствование|Территориальная прог-| декабрь |Министерство здравоохранения
системы финансирования|рамма государственных|2005 года |Челябинской области
здравоохранения |гарантий оказания| |Челябинский областной фонд
|гражданам, проживающим| |обязательного медицинского
|на территории| |страхования (по согласованию)
|Челябинской области| |
|бесплатной медицинской| |
|помощи на| |
|соответствующий год | |
| | |
|Заказ-задание по| ежегодно |Министерство финансов
|обеспечению государст-| |Челябинской области
|венных гарантий| |
|оказания жителям| |
|Челябинской области| |
|бесплатной медицинской| |
|помощи | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
3. Реформирование|Положение об оплате| июнь |Министерство здравоохранения
кадровой политики в|труда работников|2005 года |Челябинской области
области здравоохране-|государственных учреж-| |Областной комитет Челябинской
ния |дений здравоохранения| |областной организации
|Челябинской области,| |профсоюза работников
|размерах, порядке и| |здравоохранения Российской
|условиях применения| |Федерации (по согласованию)
|стимулирующих и| |Министерство экономического
|компенсационных выплат| |развития Челябинской области
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
4. Совершенствование|Концепция "Медицина| октябрь |Министерство здравоохранения
организации медицинс-|труда и сохранение|2005 года |Челябинской области
кой помощи |здоровья работающего| |Министерство промышленности и
|населения Челябинской| |природных ресурсов
|области" | |Челябинской области
| | |Министерство экономического
| | |развития Челябинской области
| | |
|Порядок предоставления| июль |Министерство здравоохранения
|высокотехнологичной |2005 года |Челябинской области
|(дорогостоящей) меди-| |
|цинской помощи| |
|населению Челябинской| |
|области | |
| | |
|Областная целевая| декабрь |Министерство здравоохранения
|программа "Сохранение|2005 года |Челябинской области
|и развитие санаторно-| |Министерство по радиационной
|курортного комплекса| |и экологической безопасности
|Челябинской области на| |Челябинской области
|2006 - 2010 годы" | |Министерство экономического
| | |развития Челябинской области
| | |
|Областная целевая| март |Министерство здравоохранения
|программа "Предупреж-|2005 года |Челябинской области
|дение и борьба с| |
|заболеваниями социаль-| |
|ного характера в| |
|Челябинской области на| |
|2005 - 2008 годы" | |
| | |
|Областная целевая| июнь |Министерство здравоохранения
|программа "Улучшение|2005 года |Челябинской области
|качества жизни больных| |
|бронхиальной астмой на| |
|2006 - 2010 годы" | |
| | |
|Областная целевая| июнь |Министерство здравоохранения
|программа "Развитие|2005 года |Челябинской области
|донорского движения и| |
|службы крови в| |
|Челябинской области на| |
|2006 - 2010 годы" | |
| | |
|Областная целевая| октябрь |Министерство здравоохранения
|программа "Здоровый|2005 года |Челябинской области
|ребенок на 2006 - 2010| |Министерство образования и
|годы" | |науки Челябинской области
| | |
|Областная целевая| июнь |Министерство здравоохранения
|программа "Вакцино-|2005 года |Челябинской области
|профилактика на| |
|2006 - 2010 годы" | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
5. Повышение|Программа повышения| сентябрь |Министерство здравоохранения
структурной эффектив-|структурной эффектив-|2005 года |Челябинской области
ности системы|ности системы| |
здравоохранения |здравоохранения Челя-| |
|бинской области | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
6. Совершенствование|Концепция развития| март |Министерство здравоохранения
развития здравоохране-|здравоохранения в|2006 года |Челябинской области
ния в сельской|сельской местности| |
местности |Челябинской области | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
7. Расширение гарантий|Порядок и объем| май |Министерство здравоохранения
в области обеспечения|предоставления лекар-|2005 года |Челябинской области
лекарственными средст-|ственного обеспечения| |
вами, медицинской|отдельным группам| |
техникой, изделиями|населения | |
медицинского назначе-| | |
ния |Порядок обеспечения| февраль |Министерство социальных
|лекарственными средст-|2006 года |отношений Челябинской области
|вами, протезно-| |
|ортопедическими изде-| |
|лиями, изделиями| |
|медицинского назначе-| |
|ния льготных категории| |
|граждан | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
8. Развитие и|Отраслевая программа| апрель |Министерство здравоохранения
совершенствование сис-|управления качеством|2005 года |Челябинской области
темы управления|медицинской помощи в| |
качеством медицинской|Челябинской области на| |
помощи населению |2006 - 2010 годы | |
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
9. Развитие|Медико-географический | декабрь |Министерство здравоохранения
медицинской науки,|атлас Челябинской|2006 года |Челябинской области
научно-медицинского |области | |Некоммерческая организация
потенциала как| | |учреждение "Южноуральский
необходимого условия| | |научный центр Российской
развития высоких| | |академии медицинских наук (по
технологий в| | |согласованию)
здравоохранении | | |
|Областная целевая| октябрь |Государственное образователь-
|программа "Новые|2005 года |ное учреждение высшего
|клеточные технологии в| |профессионального образования
|оказании медицинской| |Министерства здравоохранения
|помощи населению| |и социального развития
|Челябинской области на| |Российской Федерации
|2006 - 2010 годы" | |"Челябинская государственная
| | |медицинская академия
| | |(по согласованию)
| | |Государственное образователь-
| | |ное учреждение
| | |дополнительного профессио-
| | |нального образования
| | |Министерства здравоохранения
| | |и социального развития
| | |Российской Федерации
| | |Уральская государственная
| | |медицинская академия
| | |дополнительного образования"
| | |(по согласованию)
----------------------+----------------------+----------+-----------------------------
10. Расширение|Концепция сохранения и| июнь |Министерство здравоохранения
социальной базы|укрепления здоровья|2005 года |Челябинской области
здравоохранения |населения Челябинской| |Министерство экономического
|области "Вклад в| |развития Челябинской области
|здоровье - ради| |Министерство образования и
|будущего" на| |науки Челябинской области
|2005 - 2010 годы | |Главное управление по
| | |физической культуре, спорту и
| | |туризму Челябинской области
| | |Челябинский областной фонд
| | |обязательного медицинского
| | |страхования
| | |Государственное образователь-
| | |ное учреждение высшего
| | |профессионального образования
| | |Министерства здравоохранения
| | |и социального развития
| | |Российской Федерации
| | |"Челябинская государственная
| | |медицинская академия"
| | |(по согласованию)
| | |Государственное образователь-
| | |ное учреждение дополнительно-
| | |го профессионального
| | |образования Министерства
| | |здравоохранения и социального
| | |развития Российской Федерации
| | |"Челябинская государственная
| | |медицинская академия"
| | |(по согласованию)
| | |
|Отраслевое соглашение| март |Министерство здравоохранения
|между Министерством|2005 года |Челябинской области
|здравоохранения Челя-| |Областной комитет Челябинской
|бинской области и| |областной организации
|Областным комитетом| |профсоюза работников
|Челябинской областной| |здравоохранения Российской
|организации профсоюза| |Федерации (по согласованию)
|работников здравоохра-| |
|нения Российской| |
|Федерации | |
--------------------------------------------------------------------------------------
Реализация мероприятий Концепции развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете Челябинской области на соответствующие годы.
Первый заместитель
Губернатора области |
А.Н.Косилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 17 марта 2005 г. N 26-П "О Концепции развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 26 апреля 2005 г.; Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, выпуск N 3, март 2005 г., II часть, с.108 - 140