Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Подготовка раздела 1 "Цели, задачи и показатели деятельности"
6. В первом разделе Доклада формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему организаций, а также тактические задачи, обеспечивающие достижение соответствующих целей. Для каждой цели и задачи приводятся значения основных показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих достижение (реализацию) этой цели и задачи в отчетном и плановом периодах, а также их целевые значения.
7. Система целей, задач и показателей, представленная в данном Докладе, должна давать ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах деятельности субъекта бюджетного планирования и описывать важнейшие качественные и количественные характеристики состояния подведомственной сферы за отчетный период и состояния, которое должно быть достигнуто в среднесрочной перспективе. Под деятельностью субъекта бюджетного планирования в настоящих методических рекомендациях понимается любая деятельность, осуществляемая за счет средств (расходной части) бюджета субъекта бюджетного планирования.
8. Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной и региональной политики, стратегическим целям развития страны, вопросам местного значения установленным Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Программе социально-экономического развития Челябинской области и Стратегии социально-экономического развития Челябинска. Примерный перечень стратегических целей, рекомендуемый для подготовки Докладов, приведен в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям. Указанный перечень не является исчерпывающим и жестко предопределенным и может быть дополнен (скорректирован) субъектами бюджетного планирования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Челябинска до 2005 года и Стратегией развития муниципального образования "Челябинский городской округ" на 2005-2010 годы.
Субъект бюджетного планирования должен сформулировать свои цели применительно лишь к тем стратегическим целям, которые имеют прямое отношение к сферам его деятельности.
В таблицах 1-3 приложения 2 к настоящим методическим рекомендациям приведены условные примеры построения целей в части транспортного обслуживания населения, в таблице 4 приложения 2 - в части образования.
9. В Докладе должен быть проведен краткий анализ взаимосвязи между отдельными целями и указаны взаимодополняющие цели. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм. Для каждой цели должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности субъекта бюджетного планирования исходя из нормативно-правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной и муниципальной политики в сфере компетенции субъекта бюджетного планирования.
10. При определении целей рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции субъекта бюджетного планирования);
- измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и, прежде всего - с помощью количественных индикаторов);
- релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта бюджетного планирования);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
11. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке городских и отраслевых целевых программ.
12. Для каждой цели в Докладе должен быть приведен количественно измеримый показатель (может быть группа показателей - но не более трех), характеризующий уровень достижения цели, его значения для отчетного периода, оценка значения за текущий год и целевое (желаемое) значение, которое должно и может быть достигнуто в среднесрочной перспективе, а также значения для каждого года планового периода, которые будут достигнуты в случае реализации предлагаемых в Докладе программ и непрограммной деятельности.
13. Как правило, цели, которые стоят перед органами власти и управлениями не могут быть достигнуты с помощью простых прямых действий. Для их осуществления необходимо решить ряд задач. Для решения задач разрабатываются программы, состоящие из многих отдельных мероприятий. При выполнении программ и отдельных мероприятий предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Часто есть несколько путей к цели, движение по разным путям требует решения разных задач, в таком случае следует выбирать наиболее эффективные из них.
14. Тактические задачи субъекта бюджетного планирования представляют собой конкретизацию выбираемых направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей в среднесрочном периоде. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей субъекта бюджетного планирования. Для каждой из целей следует сформулировать, как правило, от 2 до 7 тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования, необходимые для достижения соответствующей цели. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
15. Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения соответствующей цели. Для целей, соответствующих основным функциям местного самоуправления, выполняемым на постоянной основе, тактические задачи, как правило, должны предусматривать достижение определенных целевых значений показателей на срок до 3-х лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период.
16. Совокупность целей и задач субъекта бюджетного планирования должна соответствовать сферам деятельности и функциям муниципального органа исполнительной власти, сформулированным в уставных или учредительных документах.
Основой для формирования системы тактических задач в рамках реализации каждой стратегической цели может служить:
- формирование инерционного прогноза динамики показателей, отражающих уровень достижения цели в среднесрочной перспективе;
- оценка ожидаемого отклонения прогнозируемого значения от целевого (выявление проблем), анализ критичности указанного отклонения с точки зрения его возможных негативных последствий и принятие решения о необходимости его преодоления;
- установление и анализ факторов, препятствующих достижению целевых показателей, выбор системы действий, позволяющих их преодолеть, и их формулирование в виде тактических задач.
17. При выделении тактических задач необходимо исходить из приоритетов развития отдельных сфер жизнедеятельности города и секторов экономики, относящихся к сфере компетенции субъекта бюджетного планирования.
Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов власти и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должны быть приведены количественно измеримые показатели, отражающие уровень ее решения в отчетном, текущем и плановом периоде.
18. В этом разделе Доклада представляется также система показателей (индикаторов), характеризующих деятельность субъекта бюджетного планирования. Показатели результата деятельности субъекта бюджетного планирования группируются по целям и задачам и используются для мониторинга и оценки степени решения тактических задач. Целью мониторинга является информирование вышестоящих органов власти об эффективности деятельности, результатах деятельности субъекта бюджетного планирования и оценки степени достижения поставленных перед ним целей.
19. При выборе показателей результативности и эффективности деятельности следует руководствоваться следующими критериями:
1) четкая формулировка показателя;
2) адекватность: показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
3) объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
4) достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
5) прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;
6) экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
7) сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
8) статистическая обоснованность;
9) своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным промежутком времени между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и как правило не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода).
20. Показатели могут быть распределены по следующим группам:
1) показатели ресурсов, использованных для достижения непосредственного результата (например: часы работы, прямые затраты, льготы, и т.д.)
2) показатели непосредственного результата (например: количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, и т.д.)
3) показатели экономичности использования ресурсов (например, затраты на производство единицы продукта, кол-во потраченных часов на разбор одной жалобы потребителя, и т.д.)
4) показатели качества услуг, основными критериями которых являются степень удовлетворенности потребителей, аккуратность предоставления услуги, своевременность предоставления услуги (например, процент респондентов, удовлетворенных услугой, частота ремонтных работ или сервисного обслуживания, среднее время ожидания, и т.д.)
5) показатели конечного результата (например, уменьшение кол-ва пострадавших и смертельных случаев при пожаре, и т.д.)
22. Основными видами индикаторов, используемых для проведения мониторинга и оценки, являются показатели:
- непосредственных результатов деятельности;
- конечных результатов деятельности.
Примеры показателей непосредственных и конечных результатов 1. Программа (условный пример): контроль технического состояния объектов тепло- и электроэнергетики. Показатель непосредственного результата: Проведено техническое диагностирование объектов тепло- и электроэнергетики (9510 единиц) Демонтировано или заменено объектов тепло- и электроэнергетики, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды (3220 единиц) Показатели конечного результата: Снижение числа аварий на объектах (с 4 аварий до 1 аварии), в том числе снижение случаев смертельного травматизма (с 3 случаев до 1 случая) 2. Программа (условный пример): Строительство и реконструкция дорог Показатели непосредственного результата: Увеличение протяженности автомобильных дорог Увеличение доли многополосных дорог с твердым покрытием в дорожной сети Показатели конечного результата: Увеличение объемов пассажиро- и грузоперевозок по автодорогам Снижение числа населенных пунктов, не имеющих выхода на автомобильную сеть с твердым покрытием |
Наиболее значимым показателем при оценке результатов деятельности субъектов бюджетного планирования является показатель конечного результата, использование показателей непосредственных результатов допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
23. В ходе определения и разработки методик расчета показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, необходимо исходить из тех полномочий муниципального органа исполнительной власти, которые установлены в утвержденном Положении об этом органе, а также располагаемой ведомственной статистики и информации, предоставляемой территориальным органом Федеральной службы государственной статистики. В том случае, если информация, необходимая для расчета показателей, и полномочия по ее сбору, отсутствуют у субъекта бюджетного планирования, и данная информация не предоставляется территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, субъект бюджетного планирования может сформулировать задачу для территориального органа Федеральной службы государственной статистики по сбору такой информации или расчету требуемого показателя (в пределах средств, выделяемых на эти цели бюджетом города). Субъект бюджетного планирования также может привести перечень необходимых полномочий для самостоятельного сбора информации и расчета данного показателя. К тексту доклада субъекта бюджетного планирования должны быть приложены методики по расчету показателей целей, задач и программ, в случаях, когда такая методика важна для понимания смысла показателя.
24. По каждой цели, задаче, а также бюджетным целевым программам по каждому показателю приводятся:
- фактические значения за отчетные два года;
- плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;
- планируемые значения показателей на каждый год планового периода и целевое значение на среднесрочную перспективу при соблюдении условия сохранения существующих объемов финансирования (с учетом ожидаемого уровня инфляции).
Соответствующие данные приводятся по форме согласно приложению 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Каждая цель, тактическая задача или бюджетная целевая программа может описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы) как правило, не должно превышать 3-х.
Целевые значения показателей могут устанавливаться с учетом и на основе:
- значений показателя за прошлые периоды;
- сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей;
- показателей аналогичных программ.
В Докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, установленного на конец планового периода, а также оценить риски воздействия внешних (не зависящих от субъекта бюджетного планирования) факторов, воздействующих на этот уровень.
При обосновании целевых значений показателей необходимо сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым в Стратегии социально-экономического развития Челябинска на 2005-2010 годы уровнем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.