Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 25 октября 2005 г. N 7/14
Положение
о взаимодействии органов местного самоуправления города Челябинска и некоммерческих организаций
Настоящее Положение определяет основные принципы, механизмы и формы взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с общественными объединениями, некоммерческими организациями, некоммерческими партнерствами, органами территориального общественного самоуправления (далее - некоммерческие организации), в целях повышения качества жизни местного сообщества, повышения социальной роли личности, реального участия граждан, их объединений в управлении делами города.
I. Общие положения
1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
2) Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее прибыль между своими участниками; организация, основанная на членстве, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в целях, направленных на достижение общественных благ.
3) Орган территориального общественного самоуправления - организованная, руководящая часть территориального общественного самоуправления, избранная населением, наделенная полномочиями выступать от имени населения.
4) Социальное партнерство - универсальная форма существования муниципального социума, при которой все социальные субъекты взаимодействуют на принципах равенства и согласования интересов.
5) Коалиция - союз объединений, подписавших соглашение о совместных действиях.
6) Городская целевая программа - принятый решением Челябинской городской Думы комплекс взаимоувязанных мероприятий организационно-хозяйственного, социально-экономического характера (демография, охрана окружающей среды, инвестиции, развитие отраслей социальной сферы), осуществляемых одновременно субъектами бюджетного планирования, обеспечивающих эффективное совместное решение проблем, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития города с конкретными результатами их достижения.
7) Отраслевая целевая программа - принятый Постановлением Главы города комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета города и описываемой измеряемыми целевыми показателями и целевыми индикаторами.
8) Социально значимый проект некоммерческой организации - объединенная по функциональным, финансовым и иным признакам система мероприятий, разработанная данной организацией или коалицией и направленная на решение социально значимых проблем граждан города Челябинска.
9) Муниципальный социальный заказ - разновидность муниципального заказа, поручение Администрации города Челябинска на выполнение отдельных разделов, мероприятий городских и отраслевых целевых программ, представляющее собой совокупность муниципальных контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг за счет бюджета города.
10) Заказчик - Администрация города Челябинска, обеспечивающая размещение муниципального социального заказа.
11) Общественно-гражданская инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.
12) Добровольческая деятельность (волонтерство) - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность общественных объединений, физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству некоммерческой организации.
13) Грант - денежные средства, в том числе материальные ресурсы, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов и благотворительных организаций. В системе бюджетного федерализма термин "грант" используется как синоним термина "трансферт".
2. Правовую основу взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Челябинской области, Устав города Челябинска, настоящее Положение, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления города Челябинска, принимаемые в соответствии с ними.
II. Основные принципы социальной политики органов местного самоуправления города Челябинска по взаимодействию с некоммерческими организациями
3. Социальная политика по взаимодействию органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями осуществляется на основе принципов:
1) социального партнерства как оптимальной формы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций для достижения общих целей;
2) согласования, учета интересов и объединения усилий в решении важнейших политических, социальных, экономических, экологических, нравственных и других проблем;
3) взаимной ответственности за состояние дел в городе;
4) высокого уровня социальной защиты, образования и поощрения трудовой деятельности;
5) поддержки деятельности некоммерческих организаций, добровольческой деятельности, социально значимых проектов некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, способных к самостоятельным эффективным действиям;
6) гласности и баланса интересов органов местного самоуправления и некоммерческих организаций;
7) контроля со стороны органов местного самоуправления города Челябинска за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, предоставленных некоммерческим организациям в соответствии с нормативными правовыми актами города Челябинска.
III. Механизм взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями
4. Для обеспечения широкого взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления города Челябинска, учета интересов граждан при выработке и реализации стратегии развития города по инициативе органов местного самоуправления, а также по инициативе граждан могут создаваться общественные советы в рамках социального партнерства с экспертными, консультативными, стратегическими, координационными и другими функциями.
5. Общественные советы формируются для объединения усилий органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в целях:
1) содействия политике стимулирования и поддержки социального партнерства всех секторов общества во всех сферах общественной жизни;
2) распространения принципов социальной ответственности, поощрения социальной активности бизнеса и населения;
3) содействия росту социально-экономической стабильности и инвестиционной привлекательности города Челябинска;
4) привлечения в город Челябинск путем создания социально значимых проектов инвесторов и доноров, дополнительного финансирования из федеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных фондов;
5) использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
6. Общественные советы являются добровольной коалицией представителей общественных объединений, некоммерческих организаций, физических лиц.
7. Для содействия привлечению и эффективному использованию инвестиций при решении задач социально-экономического развития города Челябинска некоммерческие организации вправе взаимодействовать с коммерческими организациями, ассоциациями промышленников и иными структурами.
8. Взаимодействие органов местного самоуправления города Челябинска и некоммерческих организаций может осуществляться также посредством таких механизмов, как:
1) проведение гражданских форумов, "круглых столов", конференций, семинаров по вопросам участия граждан в самоуправлении города;
2) проведение публичных (общественных) слушаний, опросов граждан по общественно значимым проблемам;
3) организация общественных приемных;
4) взаимодействие с соответствующими объединениями Челябинской области, регионов России, стран СНГ и других государств.
IV. Формы взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями
9. Органы местного самоуправления города Челябинска и некоммерческие организации осуществляют взаимодействие путем реализации мероприятий в рамках городских и отраслевых целевых программ и реализации социально значимых проектов некоммерческих организаций.
10. Формы взаимодействия определяются с учетом организационно-правовой формы, а также социальной значимости характера работ, услуг, оказываемых некоммерческими организациями.
11. Формами взаимодействия с некоммерческими организациями являются:
1) размещение муниципального социального заказа на конкурсной основе;
2) выделение грантов на конкурсной основе и контроль за их использованием;
3) предоставление некоммерческим организациям льгот неналогового характера;
4) совместная разработка городских и отраслевых целевых программ и координация деятельности при их реализации;
5) предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью некоммерческих организаций;
6) возможны иные формы взаимодействия.
V. Взаимодействие органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями при осуществлении муниципального социального заказа
12. Городские и отраслевые целевые программы города Челябинска могут осуществляться посредством выполнения муниципального социального заказа Администрации города некоммерческими организациями.
В городских и отраслевых целевых программах города Челябинска могут определяться приоритеты, направления, формы и условия поддержки деятельности некоммерческих организаций, социально значимых проектов некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив.
В городских и отраслевых целевых программах Челябинска могут быть предусмотрены задачи, решение которых возможно обеспечить путем осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций.
13. Формирование и размещение муниципального социального заказа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Положением "О муниципальном заказе в городе Челябинске", утвержденным решением Челябинской городской Думы.
Целями муниципального социального заказа являются: решение социальных проблем населения города, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию социальной политики, вовлечение некоммерческих организаций в решение социальных проблем.
14. Внеконкурсное размещение социального заказа возможно в установленном законодательством порядке.
VI. Взаимодействие органов местного самоуправления города Челябинска с некоммерческими организациями при выделении муниципальных грантов
15. Органы местного самоуправления города Челябинска вправе принять решение о выделении муниципальных грантов для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций, реализации общественно-гражданских инициатив. Социально значимые проекты некоммерческих организаций должны быть направлены на улучшение качества жизни граждан города Челябинска.
Выделение грантов производится в соответствии с Положением "О муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций" на основе проведения открытых публичных конкурсов.
Органы местного самоуправления Челябинска обеспечивают общедоступность информации о проведении конкурса и его условиях.
Объявление о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за три месяца до проведения конкурса.
Конкурсы по выделению грантов некоммерческим организациям проводятся конкурсной комиссией, создаваемой в соответствии с Положением "О муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций".
16. Решения о выделении грантов принимаются Администрацией города Челябинска на основании заключения конкурсной комиссии по результатам оценки социально значимых проектов экспертным советом. В состав экспертного совета в соответствии с Положением "Об экспертном совете по оценке социально значимых проектов некоммерческих организаций" входят независимые эксперты социальных программ, а также представители некоммерческих организаций, не принимающих участие в конкурсе.
Основными критериями оценки социально значимых проектов некоммерческих организаций являются:
1) соответствие целей и задач социально значимых проектов некоммерческих организаций направлениям развития социальной сферы города Челябинска;
2) значимость для развития социальной сферы города;
3) соответствие целей и задач социально значимого проекта некоммерческой организации целям данной организации, ее организационно-правовой форме;
4) материально-технические, кадровые, привлекаемые финансовые ресурсы некоммерческой организации и ее партнеров;
5) эффективность программы.
По договоренности с заказчиком экспертная оценка социально значимого проекта некоммерческой организации может быть проведена на промежуточном и завершающем этапах. Возможно также проведение указанной оценки в постпроектный период по истечении определяемого заказчиком периода времени.
17. Выделение гранта производится на основе заключения договора между Администрацией города Челябинска, утвердившей решение о выделении гранта, и некоммерческой организацией, получающей грант.
Договор устанавливает обязательства и ответственность Администрации города Челябинска в отношении сроков финансирования и размеров, обязательства и ответственность некоммерческой организации по целевому использованию гранта.
18. Некоммерческие организации, получившие в соответствии с настоящим Положением гранты, обязаны использовать их только по целевому назначению, представлять в Администрацию города Челябинска финансовые отчеты об использовании полученных средств.
Контроль за обоснованностью расходования грантов осуществляют уполномоченные органы Администрации города Челябинска, утвердившие решение о выделении грантов.
В случае нецелевого использования грантов или несвоевременного представления отчетов об использовании выделенных бюджетных средств некоммерческие организации несут ответственность в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Челябинска.
VII. Экономические формы взаимодействия с некоммерческими организациями
19. Органы местного самоуправления города Челябинска могут оказывать поддержку некоммерческим организациям, цели и направления деятельности которых соответствуют направлениям развития города Челябинска, в следующих формах:
1) предоставление льгот в виде полного или частичного освобождения от местных налогов, направляемых в бюджет города, в соответствии с законодательством в установленном порядке;
2) установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Челябинска, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Челябинска.
VIII. Неэкономическое взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями
20. Органы местного самоуправления с целью привлечения граждан города Челябинска к более активному участию в жизни города информируют всех заинтересованных лиц о планируемых и реализуемых мероприятиях в социальной сфере.
Органы местного самоуправления города Челябинска вправе поддерживать деятельность средств массовой информации, освещающих активность и взаимодействие некоммерческих организаций в решении проблем города, практику развития социального партнерства, общественно-гражданских инициатив, процесс сближения интересов разных групп населения и общественно-политических сил, о совместной деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений ради достижения целей, приемлемых для большинства членов общества (реформы в интересах большинства). Порядок предусмотрен федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска.
21. По обращениям некоммерческих организаций органы местного самоуправления Челябинска вправе оказывать содействие в:
1) подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов и оценке конкурсных заявок на выделение грантов;
2) обучении участников (членов), специалистов, добровольцев некоммерческих организаций и обмене опытом, оказании методической помощи;
3) проведении конференций, семинаров, консультаций.
22. Органы местного самоуправления Челябинска:
1) организуют обсуждение проектов городских и отраслевых целевых программ, механизмов привлечения некоммерческих организаций к их разработке и осуществлению;
2) организуют проведение конкурсов на разработку концепций городских и отраслевых целевых программ, отдельных разделов программ;
3) могут привлекать специалистов, работающих в некоммерческих организациях либо являющихся участниками (членами) некоммерческих организаций, в качестве экспертов при подготовке нормативных правовых актов местного самоуправления.
Некоммерческие организации, их ассоциации взаимодействуют в иных формах с органами местного самоуправления Челябинска, другими юридическими и физическими лицами при реализации собственных и совместных социально значимых проектов и иных мероприятий.
23. Органы местного самоуправления Челябинска оказывают содействие развитию добровольческой деятельности.
Субъектами добровольческой деятельности являются добровольцы (волонтеры) и организаторы добровольческой деятельности.
Добровольцем (волонтером) может выступать любое физическое лицо, достигшее 14 лет и осознанно участвующее в добровольческой деятельности.
Организатором добровольческой деятельности может выступать любая некоммерческая организация, ассоциация, коалиция, обеспечивающая осуществление добровольческой деятельности.
Помощь добровольцев осуществляется в следующих формах:
1) оказание помощи в виде услуги благополучателям;
2) осуществление общественно полезной деятельности, участие в реализации благотворительных программ.
Организаторы добровольческой деятельности и добровольцы определяют в договорном порядке права и обязанности по подготовке, осуществлению и материальному обеспечению добровольческой деятельности.
IX. Финансовое обеспечение некоммерческих организаций при реализации муниципального социального заказа и муниципального гранта
24. Финансовое обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления Челябинска и некоммерческих организаций в реализации городских и отраслевых целевых программ осуществляется на основе долгосрочных, среднесрочных и текущих планов муниципального образования в пределах средств, утвержденных бюджетом города на реализацию городских и отраслевых целевых программ.
25. Объем средств на гранты некоммерческим организациям устанавливается ежегодно при утверждении бюджета города Челябинска на очередной календарный год в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия в области поддержки общественных объединений и развития общественного самоуправления.
X. Вступление в силу настоящего Положения
26. Настоящее Положение вступает в силу с момента официального опубликования.
Глава города Челябинска |
М.В.Юревич |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 25 октября 2005 г. N 7/14 "Об утверждении Положения о взаимодействии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.