Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Развитие системы информационно-статистического обеспечения регионального и муниципального уровней как важнейшего элемента информационной инфраструктуры общества является необходимым условием для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, развития демократии за счет свободного доступа граждан к открытой (общедоступной) объективной статистической информации.
2. За последние годы в результате реализации федеральных и областной программ реформирования статистики решен ряд важных задач.
Организованы новые отрасли статистики, адекватно отражающие произошедшие изменения в социально-экономическом развитии Челябинской области.
В целях создания правового поля для формирования статистических информационных ресурсов регионального и муниципального уровня в 2000 году принят Закон Челябинской области "О статистических информационных ресурсах Челябинской области".
Создан обширный фонд востребованных статистических ресурсов, отвечающих информационным потребностям органов власти и управления. Объем обрабатываемой информации по заявкам органов власти и управления составил в 2004 году 16,7 млн.показателей, что в 3,8 раза больше уровня 1998 года. Ежегодно, начиная с 2000 года, осуществляется обработка 10 форм региональной государственной статистической отчетности, выполняются около 20 региональных статистических расчетов.
Расширен спектр статистической информации, базирующейся на современной научно обоснованной статистической методологии. Задачу доработки действующей методологии в региональном и муниципальном аспекте, реализации научного подхода к разработке новых методик, алгоритмов расчетов статистических показателей, совершенствования методов анализа и обработки информации с использованием новейших программных и технических средств реализует Научно-методологический совет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, созданный в 2004 году.
Осуществлены практические меры по совершенствованию готовых статистических документов, повышению оперативности их выпуска. На семь дней сократился срок подготовки основных комплексных изданий.
3. С 1998 года проводится комплекс организационных, методологических, технологических мер по развитию на территории Челябинской области муниципальной статистики. В результате в 35 муниципальных образованиях Челябинской области работают 105 муниципальных статистиков (в 1998 году соответственно в пяти муниципальных образованиях - 15). В муниципальных образованиях дополнительно введены по заявкам органов местного самоуправления 68 форм муниципального статистического наблюдения.
4. В 2000-2004 годах 119 специалистов органов местного самоуправления в Челябинской области, а также специалистов областных организаций прошли обучение по вопросам теории и практики статистики.
5. Осуществлено техническое дооснащение органов государственной статистики Челябинской области. Введена в эксплуатацию новая локально-вычислительная сеть, позволившая на 3-4 дня сократить сроки обработки статистической отчетности. За последние шесть лет существенно увеличился парк вычислительной техники. Если в 1998 году коэффициент обеспеченности рабочих мест персональными компьютерами составлял 0,2, то в 2004 году - 0,97. Доля техники класса Pentium в целом по Челябинской области составила в 2004 году 79,7 процента, в том числе в районном (городском) звене статистики - 64,7 процента.
6. Однако, несмотря на позитивные изменения, существует ряд факторов и ограничений, препятствующих дальнейшему эффективному развитию и использованию статистических информационных ресурсов Челябинской области.
Во-первых, в результате произошедшего разграничения предметов ведения и полномочий по управлению между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления четко обозначилась необходимость создания и ведения статистических информационных ресурсов регионального и муниципального уровней. В связи с тем что органы государственной статистики осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным планом статистических работ, который решает в большинстве своем статистические задачи федерального уровня и финансируется из статей федерального бюджета по целевому назначению на конкретные работы, создание статистических информационных ресурсов регионального и муниципального уровней невозможно без поддержки органов власти и управления Челябинской области.
Во-вторых, в современных условиях коренным образом меняются цели и задачи, формы и методы распространения статистических данных, значительно увеличивается круг потребителей статистической информации, постоянно растут требования к оперативности, качеству, доступности открытых статистических данных. Это влечет за собой необходимость применения в информационно-статистической системе передовых средств и эффективных технологий организации взаимодействия с органами власти и управления, хозяйствующими субъектами и гражданами.
В то же время только 5 процентов статистической отчетности передается хозяйствующими субъектами по каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Около 14 процентов готовых статистических материалов пользователи информации получают в электронном виде. Отсутствует система удаленного доступа к статистическим ресурсам в большинстве муниципальных образований Челябинской области. Слабое развитие сетевых технологий, отсутствие целостной информационно-статистической инфраструктуры приводит к значительному снижению оперативности обработки и представления информации.
Отработанная технология накопления и использования интегрированной статистической информации на основе создания и развития хранилищ данных даст возможность обеспечить органы власти и управления широким кругом сравнительных статистических показателей. Вместе с тем необходимо создать интегрированное средство доступа к информационным массивам статистических данных - электронный портал статистических информационных ресурсов Челябинской области (далее - электронный портал).
В-третьих, развитие рыночных отношений создает острую потребность в вовлечении информационных ресурсов и технологий в сферу товарных отношений, в интенсивном развитии информационных систем и сетей, что в процессе реформирования механизмов управления неизбежно ведет к увеличению бюджетных расходов на развитие систем специальных непрерывных наблюдений (мониторинга) и статистического наблюдения, информационных систем и информационных ресурсов в структуре органов власти и управления.
7. Интеграция государственных, ведомственных, муниципальных статистических информационных ресурсов на базе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в единую автоматизированную информационно-статистическую систему будет способствовать кардинальному ускорению процессов информационного взаимодействия в регионе в целом, принятию согласованных управленческих решений, сокращению определенных, издержек на управление за счет внедрения межведомственного электронного обмена информацией, позволит реализовать принцип свободного доступа к информации всех слоев общества в целях раскрытия творческого и делового потенциала каждого гражданина.
Необходимость разработки Программы вызвана актуальностью создания системы информационной поддержки в целях реализации в Челябинской области Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8. Автоматизированная система интегрированных статистических информационных ресурсов Челябинской области предполагает единство организационно-методологических и программно-технологических подходов всех участников информационного пространства Челябинской области, поэтому ее создание необходимо решать программно-целевым методом.
Согласованная работа законодательной, исполнительной ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов и граждан Челябинской области на основе достоверной, объективной и оперативной статистической информации по всем вопросам развития региона из единого источника информации будет способствовать развитию экономического потенциала Челябинской области, социально-политической стабильности в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.