Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. По состоянию на 1 января 2005 года в Челябинской области функционирует 1503 учреждения дошкольного образования, которые посещают 141,3 тыс.детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В результате реализации Программы развития дошкольного образования в Челябинской области на 2003-2005 годы (далее - Программа на 2003-2005 годы) охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием достиг 75 процентов (в России - 59 процентов). При этом в муниципальных районах Челябинской области этот показатель составляет 63 процента. В целом между городскими округами и муниципальными районами существует большая разница в показателях охвата детей дошкольным образованием: от 46 процентов в Чебаркульском муниципальном районе до 88,8 процента в Южноуральском городском округе.
В Челябинской области 51 тысяча дошкольников в возрасте от 1 года до 7 лет не посещает учреждения дошкольного образования. На 1 января 2005 года очередь на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения составила 8,1 тыс.человек. По демографическому прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, рост рождаемости ожидается до 2012 года. По результатам среднего варианта прогноза, численность детей дошкольного возраста к 2011 году увеличится с 192342 до 225120 человек (рост составит 17 процентов), что значительно усугубит проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.
С учетом мер, принятых в рамках Программы на 2003-2005 годы, в решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.
2. В результате реализации Программы на 2003-2005 годы средняя укомплектованность детских садов детьми увеличилась с 85 до 100,5 детей на 100 проектных мест. Однако с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 51 процент учреждений от общего числа дошкольных образовательных учреждений. В перегруженных группах содержится 94108 (67 процентов) детей.
Наряду с общим дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях существует их избыток в отдельных сельских населенных пунктах, обусловленный не только общим снижением количества детей, но и низким уровнем доходов населения, когда некоторые семьи не имеют возможности оплачивать содержание ребенка в детском саду. В связи с этим продолжают оставаться актуальными проблемы оптимизации сети дошкольных образовательных учреждений, рационального использования лишних площадей, вовлечения в систему дошкольного образования детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, оказания адресной социальной помощи. За период действия Программы на 2003-2005 годы в детские сады Челябинской области на льготных условиях оплаты было принято 9,3 тыс.детей, что составляет 4,8 процента от общего числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих в Челябинской области.
Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия разнообразным потребностям семей, в том числе семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
3. Для удовлетворения спроса населения на разнообразные услуги учреждений системы дошкольного образования средний уровень дифференциации услуг в детских садах увеличился более чем в 2 раза, но все еще остается ниже реальных потребностей семей. Так, потребности населения в группах компенсирующего вида удовлетворяются в среднем на 76 процентов (против 57 процентов в 2002 году), в оздоровительных группах - на 39 процентов (против 31 процента в 2002 году). Остро стоит проблема недостатка групп для детей до 1 года, открытие которых является одной из действенных мер профилактики социального сиротства, помощи юным матерям, оставшимся без средств к существованию.
4. Качество дошкольного образования становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования не приняты. Так называемые временные требования к стандарту дошкольного образования, распространенные Министерством образования Российской Федерации, ориентированы на условия содержания детей в дошкольном образовательном учреждении и не раскрывают требований к результатам работы педагогов. Отсутствие стандартов результативности дошкольного образования не позволяет в полной мере обеспечивать преемственность дошкольной и начальной ступеней образования. Поэтому на первый план выдвигается проблема разработки показателей специальной готовности детей к обучению в школе, которые будут рассматриваться в качестве результативной части работы педагогов дошкольного образования наряду с показателями условий содержания детей.
5. Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на условия содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях: организацию питания детей, оснащение образовательного и социально-бытового процессов. И хотя за период действия Программы на 2003-2005 годы питание дошкольников, посещающих учреждения дошкольного образования улучшилось почти во всех муниципальных образованиях, финансовое обеспечение физиологических нормативов питания остается недостаточным. Уровень заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях в период реализации Программы на 2003-2005 годы имел тенденцию к снижению (с 11,4 дня, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в 2002 году, до 10,8 дней в 2004 году). Однако в структуре детской заболеваемости все еще велика доля острых респираторных заболеваний (68 процентов), что требует первостепенного расширения профилактической работы с детьми, включая витаминизацию питания, йодопрофилактику.
Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков, прачечных, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах) современные обучающие пособия и тренажеры практически отсутствуют. Средств в местных бюджетах на развитие материально-технической базы предусматривается недостаточно.
В то же время продолжает оставаться актуальной проблема эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. По-прежнему высокий удельный вес в общей структуре затрат на образование занимают расходы на коммунальные услуги дошкольных образовательных учреждений, которые зачастую получаются ими не в полном объеме. Водоизмерительные приборы установлены только в 647 муниципальных учреждениях дошкольного образования из 1445 (за исключением муниципальных учреждений дошкольного образования в закрытых административных территориальных образованиях), теплоизмерительные приборы - в 387 учреждениях дошкольного образования. К началу реализации Программы на 2003-2005 годы (в 2002 году) в учреждениях дошкольного образования было установлено всего 482 водоизмерительных прибора и 245 теплоизмерительных приборов. В условиях недостатка средств значительный экономический эффект может дать финансово-хозяйственная самостоятельность дошкольных образовательных учреждений в комплексе с мероприятиями по материальному стимулированию снижения непроизводственных затрат. Только 473 дошкольных образовательных учреждения (в 2002 году - 265) или 31 процент от их общего числа, являются юридическими лицами. Однако даже небольшой рост числа дошкольных образовательных учреждений, работающих в условиях финансово-экономической самостоятельности, позволил удвоить число семей, получающих платные образовательные услуги, и охватить 10536 человек.
6. За период реализации Программы на 2003-2005 годы возросла дифференциация родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, в муниципальных образованиях Челябинской области были приняты нормативные правовые акты по определению категорий граждан, пользующихся льготами по оплате содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Так, в 2004 году разноуровневая родительская плата установлена в 34 муниципальных образованиях (в 2002 году - в 23). Проблема дифференциации родительской оплаты требует дальнейшей разработки и поиска вариантов эффективных решений.
7. В кадровом составе системы дошкольного образования продолжаются качественные изменения, общее число специалистов с высшим образованием имеет тенденцию к росту, что связано с расширением количества специальностей по дошкольному образованию в высших учебных заведениях, а также с открытием факультета дошкольного образования в Челябинском государственном педагогическом университете. В то же время образовательный уровень дошкольных педагогов остается невысоким: руководящий состав детских садов в среднем укомплектован специалистами с высшим образованием на 61 процент (в 2002 году - 55 процентов), доля воспитателей с высшим образованием в педагогическом составе кадров составляет только 22 процента (в 2002 году - 17,5 процента). В городах с развитым рынком труда возрастает проблема дефицита педагогических кадров.
8. Для обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования требуется продолжение модернизации системы дошкольного образования Челябинской области: расширение и рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие видового разнообразия образовательных и иных услуг, установление льготной родительской платы малообеспеченным семьям, повышение качества образования и улучшение условий содержания дошкольников. В условиях недостатка всех видов ресурсов требуется определение приоритетов в решении основных проблем дошкольного образования на ближайший период, а также объединение усилий органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления для реализации поставленных задач. Варианты изменения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием в Челябинской области в зависимости от естественного (прогнозируемого) и программного (запланированного в настоящей Программе) развития событий представлены ниже.
Варианты изменения охвата дошкольным образованием при естественном (согласно прогнозу) и программном развитии системы дошкольного образования
"Варианты изменения охвата дошкольным образованием при естественном (согласно прогнозу) и программном развитии системы дошкольного образования"
В случае отсутствия прогнозируемого роста рождаемости и стабилизации численности детей дошкольного возраста охват детей дошкольным образованием с учетом запланированного роста контингента воспитанников детских садов может составить к концу 2010 года 80-85 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.