Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В 2002 году была принята областная целевая программа "Жилье" на 2002-2010 годы (далее - программа "Жилье").
За период 2002-2005 годов в результате реализации мероприятий программы "Жилье":
было усовершенствовано законодательство Челябинской области, направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;
обеспечен рост жилищного строительства (прирост жилищного строительства в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 4,6 процента, в 2004 году по сравнению с 2003 годом - 9,3 процента, в 2005 году по сравнению с 2004 годом - 24 процента);
осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;
повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. В 2004 году 995,6 тыс.человек, имеющих минимальные доходы, получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, общая сумма начисленных субсидий составила 1589,40 тыс.рублей.
Сведения о финансовых средствах, выделенных на реализацию мероприятий программы "Жилье", об объеме жилья, введенного в эксплуатацию и приобретенного и повторно заселенного, а также о количестве семей, улучшивших свои жилищные условия, представлены в таблице 1.
За период реализации мероприятий программы "Жилье" в 2002-2004 годах по подпрограммам "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС", "Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" обеспечено жильем 357 семей, участниками подпрограмм приобретено жилых помещений общей площадью 19,8 тыс.кв.метров.
Строительство жилья по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Челябинской области" программы "Жилье" за период 2002-2004 годов позволило улучшить жилищные условия 1038 семьям. За счет средств, выделенных из бюджетов всех уровней, в 2005 году построено и введено и эксплуатацию 29,7 тыс.кв.метров жилья и приобретено квартир общей площадью 1,7 тыс.кв.метров, что позволило улучшить жилищные условия 595 семьям, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
Показатель | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2002-2005
| | | | | годы
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
Финансирование | 175,377 | 762,77 | 2151,137 | 2528,409 | 5617,693
программы | | | | |
"Жилье", всего| | | | |
(млн.рублей) | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
в том числе: | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
из федерального| 50,877 | 139,335 | 101,403 | 93,881 | 385,496
бюджета | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
из областного| 124,05 | 138,662 | 355,176 | 400,479 | 1018,367
бюджета | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
из местных| - | 70,893 | 116,579 | 38,888 | 226,36
бюджетов | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
из внебюджетных| 0,45 | 413,88 | 1577,979 | 1995,161 | 3987,47
источников | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
Объем жилья| 22917,1 | 111266,5 | 237336,4 | 330250,8 | 701770,8
всего (кв.| | | | |
метров) | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
в том числе: | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
введенного в| 14082,3 | 70065,6 | 51394,5 | 42340,3 | 177882,7
эксплуатацию | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
приобретенного | 8834,8 | 41200,9 | 185941,9 | 287910,5 | 523888,1
и повторно| | | | |
заселенного | | | | |
----------------+----------+-----------+----------+----------+-----------
Количество | 422 | 2072 | 4405 | 6204 | 13103
семей, | | | | |
улучшивших свои | | | | |
жилищные условия| | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Реализация мероприятий подпрограммы "Свой дом" в сельской местности" программы "Жилье" в 2004 году позволила улучшить жилищные условия 200 семьям, проживающим в сельской местности, участники подпрограммы построили и приобрели жилые помещения общей площадью около 11,4 тыс.кв.метров.
За счет средств, выделенных из областного бюджета в 2005 году, построено 426 индивидуальных жилых домов общей площадью 35,2 тыс.кв.метров, приобретено 307 квартир общей площадью 23,2 тыс.кв.метров, что позволило улучшить жилищные условия 733 семьям жителей сельской местности.
2. С целью реализации на территории Челябинской области системы ипотечного жилищного кредитования в 2002 году Правительством Челябинской области было создано открытое акционерное общество "Южно-Уральское Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - агентство). Уставной капитал агентства вырос с 8 млн.рублей до 1008 млн.рублей, что привело к ускорению темпов развития ипотечного жилищного кредитования.
Для расширения ипотечного жилищного кредитования и увеличения количества жителей Челябинской области, воспользовавшихся ипотекой для улучшения своих жилищных условий, на территории Челябинской области осуществляется строительство жилых домов с привлечением средств агентства и предприятий Челябинской области.
С этой целью с 1 июня 2005 года снижена процентная ставка до 14 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам, выданным кредитными организациями Челябинской области по стандартам агентства. В 2005 году на территории Челябинской области выдано 5743 ипотечных жилищных кредита на сумму 2175,5 млн.рублей.
Вместе с тем в 2002-2005 годах не удалось достичь:
сокращения времени ожидания в очереди на получение социального жилья малообеспеченными гражданами (15-20 лет);
снижения удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда от 1,6 процента до 1,4 процента;
снижения уровня износа основных фондов коммунального комплекса.
3. В ходе реализации мероприятий программы "Жилье" были выявлены следующие проблемы:
1) отсутствие концентрации бюджетных ассигнований на главных направлениях, их нерациональное распределение по подпрограммам;
2) распределение дополнительных средств на реализацию программы "Жилье" по подпрограммам без комплексного анализа приоритетности направлений расходования бюджетных средств;
3) недостаточное использование внебюджетных источников финансировании программы "Жилье", в том числе средств частных инвесторов, кредитов банков и собственных средств граждан.
4. Основной проблемой в ходе реализации мероприятий подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Челябинской области" явилось то, что при недостаточности бюджетного финансирования не удалось в должной степени привлечь частные инвестиции с целью решения проблем уменьшения ветхого и аварийного жилого фонда.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2002-2004 годах в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ результатов начального этапа реализации данной подпрограммы выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей для улучшения их жилищных условий.
Основной проблемой реализации подпрограмм "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей", "Обеспечение жильем граждан, пострадавших от деятельности ПО "Маяк", "Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Обеспечение жильем ветеранов подразделений особого риска", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС", "Обеспечение жильем вынужденных переселенцев" стало недостаточное финансирование за счет средств федерального бюджета, направляемых в Челябинскую область для выполнения обязательств Российской Федерации перед гражданами - участниками указанных подпрограмм.
В результате дефицита финансовых средств федерального бюджета, направленных в Челябинскую область на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем перед указанными категориями граждан, их численность за годы действия подпрограмм была сокращена незначительно.
Данные по состоянию на 1 января 2006 года о численности льготных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вставших на учет в органах местного самоуправления в Челябинской области (далее - органы местного самоуправления) до 1 января 2005 года, представлены в таблице 2.
Таблица 2
-------------------------------------------------------------------------
Наименование категории граждан |Количество
| граждан
--------------------------------------------------------------+----------
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие| 1816
радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица,|
вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных|
условий до 1 января 2005 года |
--------------------------------------------------------------+----------
в том числе: |
--------------------------------------------------------------+----------
граждане, участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской| 493
атомной электростанции |
--------------------------------------------------------------+----------
граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно| 9
выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному|
загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной|
электростанции |
--------------------------------------------------------------+----------
граждане из подразделений особого риска | 17
--------------------------------------------------------------+----------
граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на| 1297
производственном объединении "Маяк" |
--------------------------------------------------------------+----------
Граждане, уволенные с военной службы в запас | 916
--------------------------------------------------------------+----------
в том числе: |
--------------------------------------------------------------+----------
участники подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"| 545
программы "Жилище" |
--------------------------------------------------------------+----------
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных| 98
к ним местностей, не позднее 1 января 1992 года |
--------------------------------------------------------------+----------
Граждане, признанные вынужденными переселенцами | 695
-------------------------------------------------------------------------
В связи с вступлением в силу в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступлением в силу с 1 января 2006 года отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" программа "Жилье" в том виде, в котором она была принята в 2002 году, потеряла актуальность.
5. Острота проблем, существующих в жилищной и коммунальной сферах, и важность их решения для социально-экономического развития Челябинской области требуют принятия комплекса мер в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект).
Принятая областная целевая Программа реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006-2010 годы была направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках программы "Жилье". Ее принятие было обусловлено необходимостью:
развития конкуренции на рынке жилья, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры. Поскольку часть земельных участков под жилищное строительство будет сформирована и обеспечена объектами коммунальной инфраструктуры на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, мероприятия Программы будут способствовать решению проблемы ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания;
повышения качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;
повышения доступности жилья для молодых семей за счет оказания государственной поддержки на приобретение или строительство жилья;
повышения доступности жилья для работников бюджетных учреждений за счет оказания государственной поддержки на приобретение или строительство жилья;
улучшения жилищно-бытовых условий населения Челябинской области, проживающего в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания.
6. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
1) входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
2) носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов государственной власти Челябинской области;
3) не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение двух лет и более;
4) носят комплексный характер, и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Достижение основной цели Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
7. Внесение изменений в областную целевую Программу реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006-2010 годы обусловлено необходимостью:
1) доработки указанной Программы с учетом требований программы "Жилище";
2) сокращения срока действия данной Программы до двух лет;
3) изменения названия подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетных организаций" на "Обеспечение жильем работников бюджетных учреждений";
4) замены подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на подпрограмму "Строительство жилья, предоставляемого по договорам социального найма, в том числе для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания";
5) уточнения объемов финансирования.
8. Достижению основной цели Программы служит реализация на территории Челябинской области мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Улучшение жилищных условий категорий граждан, чье право на обеспечение жильем установлено федеральным законодательством и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" программы "Жилище" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Государственным заказчиком указанной подпрограммы является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Росстрой).
9. Кроме указанных льготных категорий граждан за счет средств федерального бюджета должны быть обеспечены еще более 4,5 тыс.человек, состоявших на учете в органах местного самоуправления на 1 января 2005 года и принадлежащих к следующим категориям:
1) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
2) участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
3) члены семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
4) инвалиды;
5) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Обеспечение жильем категорий граждан, чье право на обеспечение жильем закреплено федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области в 2006 году в размере 42,4 млн.рублей, за счет которых возможно улучшить жилищные условия более 60 семей.
10. Федеральным законодательством предусмотрено два вида оказания социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан:
1) предоставление жилья по договору социального найма;
2) предоставление жилья в собственность (путем предоставления субсидии).
11. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, гарантируется его предоставление вне очереди после завершения ими пребывания в соответствующем учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Количество граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях и состоящих на учете в органах местного самоуправления, составляет на 1 января 2005 года 1935 человек.
В соответствии с Законом Челябинской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета. Порядок финансирования расходов по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование расходов на обеспечение жилой площадью указанной льготной категории граждан утвержден постановлением Губернатора Челябинской области "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение".
Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. N 273 постановление Губернатора Челябинской области от 31 октября 2005 г. N 407 "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение". признано утратившим силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.