Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в 2004-2005 годах, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации системы образования.
За последние годы финансирование отрасли образования в Челябинской области увеличилось с 1,9 млрд.рублей (1997 год) до 10 млрд.рублей (2005 год) (диаграмма 1). За период с 2001 по 2005 годы введены в эксплуатацию 44 новых объекта образования.
2. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование в Челябинской области сохранилось чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и трудовых отношений в сфере образования, что повлекло за собой негативные последствия в сфере кадрового обеспечения образовательных учреждений, среди которых: снижение профессиональной мотивации педагогических работников, дополнительная нагрузка на учителей в ущерб основной преподавательской работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания. Поставленная в качестве приоритета задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений и отраслевой системы оплаты труда преподавательского состава образовательных учреждений позволит систематизировать финансовые расходы, оптимизировать соотношение между нагрузкой педагога и размером оплаты его труда, обеспечить учет специфики педагогической профессии.
3. Челябинская область обладает развитой системой образования. На ее территории функционируют образовательные учреждения всех типов и видов, чем обеспечивается доступность образования для различных категорий граждан. Челябинская область активно участвует в ряде федеральных экспериментов: по введению единого государственного экзамена, профильному обучению в старшей общеобразовательной школе, информатизации системы образования, созданию Всероссийской оценки качества образования и других.
Однако отсутствие целевого финансирования на поддержку и развитие инновационной деятельности в системе образования препятствует широкому распространению накопленного передового опыта. В этой связи реализация программных мероприятий по государственной поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в значительной степени будет способствовать развитию инновационных процессов в системе образования и повышению качества образования. Дополнительно привлеченные из федерального бюджета средства позволят осуществить переподготовку педагогов, привлечь высококвалифицированных преподавателей и международных консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, провести ремонтные работы, обеспечить разработку учебно-методических материалов, обеспечить качество образования и воспитания.
4. В образовательных учреждениях Челябинской области работают 59123 педагога, в том числе 17825 педагога, осуществляющих функции классного руководителя. Среди учащихся по-прежнему высок риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений. Это требует внедрения современных воспитательных технологий, применения механизмов социализации, создания систем социально-педагогической поддержки и реабилитации учащихся групп риска. Реализация программных мероприятий по государственной поддержке лучших учителей позволит материально поддержать учителя, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить передовой педагогический опыт.
5. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных.
Челябинская область практически завершила компьютеризацию образовательных учреждений. Все средние общеобразовательные учреждения, детские дома, школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования Челябинской области оснащены компьютерами. Всего приобретено за период 2000-2005 годов 998 компьютерных классов и оборудования на сумму 224,6 млн.рублей (при запланированных 80 млн.рублей) (диаграмма 3).
Процесс компьютеризации общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования проходит стабильно со средним приростом единиц компьютерной техники в год на 15-30 процентов. На 1 сентября 2005 года использовалось:
в общеобразовательных учреждениях Челябинской области - 10044 компьютера;
в учреждениях начального профессиональною образования - 2564 компьютера. По состоянию на 1 сентября 2005 года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области на 45 учащихся приходился один компьютер.
Значительный вклад в данный процесс внес федеральный проект "Информатизация системы образования" (далее - проект), осуществляемый Правительством Челябинской области совместно с Международным банком реконструкции и развития, Национальным Фондом подготовки кадров, Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект является долгосрочным - с 2005 по 2008 год. Источниками финансирования проекта выступают средства займа Международного банка реконструкции и развития, средства федерального бюджета, средства областного бюджета и средства бюджетов муниципальных образований Челябинской области. На реализацию проекта в 2005 году из всех источников финансирования израсходовано 344,5 млн.рублей.
В рамках проекта на базе образовательных учреждений было открыто 49 межшкольных методических центров, в том числе 44 - на базе муниципальных образовательных учреждений, 5 - на базе областных государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, и регионального координационного центра.
Реализация программных мероприятий по развитию информатизации системы образования позволит расширить доступность интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования Челябинской области новейшими информационными ресурсами.
6. Студенты и школьники Челябинской области - постоянные победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по предметам, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. Вместе с тем отсутствие государственной системы раннего выявления и поддержки талантливых детей и молодежи приводит к утрате значительного интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программных мероприятий по государственной поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей и формированию резерва молодых перспективных специалистов. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной, региональной базы данных талантливой молодежи. Это позволит им участвовать в стажировках на успешных предприятиях и в органах власти. При этом программные мероприятия действующих областных целевых программ, основной целью которых являются поддержка и продвижение молодежных инициатив, расширение возможности самореализации молодежи, будут продолжены.
7. Необходимой предпосылкой общедоступного качественного среднего образования является повышение стартовых возможностей первоклассников. Чтобы создать условия для полноценного развития дошкольников, требуется организовать общедоступное дошкольное образование, соответствующее возрастным особенностям детей. Высокие очереди в детские сады означают, что дошкольное образование сегодня не является общедоступным, потребность в нем не удовлетворяется в достаточной мере, особенно на селе.
В этой связи областная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2006-2010 годы позволит увеличить число детей, получающих дошкольное образование, на системной основе оказывать населению широкий спектр образовательных и социальных услуг.
8. В целом, система образования Челябинской области, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системного изменения в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.