Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Обоснование необходимости принятия Программы
Необходимость поддержки и развития малого и среднего предпринимательства признана на государственном уровне: малый и средний бизнес - это сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках свободной предпринимательской деятельности, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральным законом, законом области и является логическим продолжением работы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
Город Челябинск - крупный промышленный центр, 90 % продукции в общегородском объеме производства производят крупные промышленные предприятия и 10 % - субъекты малого предпринимательства. Доля продукции, произведенной предприятиями металлургии, составляет более 60 % в общем объеме производства промышленности города.
В настоящее время на работу промышленного комплекса влияют такие факторы, как спросовые ограничения на продукцию металлургического комплекса, удорожание продукции, обусловленное увеличением тарифов на услуги естественных монополий, неблагоприятная конъюнктура рынков металлов.
В данных условиях возникает необходимость диверсификации крупного промышленного производства и увеличения доли продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, в валовом региональном и муниципальном продукте от 10 % до 30 - 40 % (для справки: доля малых предприятий в валовом национальном продукте развитых стран достигает 60 %).
Характеристика существующего состояния малого предпринимательства в городе Челябинске
1. По данным Челябинского областного комитета государственной статистики и инспекций федеральной налоговой службы по районам города на 01.01.2006 г. в городе Челябинске зарегистрировано:
- 11 580 малых предприятий, численность работающих в них составляет 100,7 тысяч человек;
- 27,2 тысяч человек индивидуальных предпринимателей (далее - ИИ), всего численность занятых у ИП, вместе с наемными работниками - 55,4 тысяч человек.
Таким образом, всего в малом бизнесе города Челябинска занято 156,1 тысяч человек, около 30% в общей численности экономически активного населения города, то есть каждый третий из работающих в городе.
По сравнению с 2004 годом численность занятых в малом бизнесе города в 2005 году увеличилась на 2,4 тыс. человек.
Малые предприятия характеризуются небольшой численностью работников - в среднем 9 человек на одном малом предприятии (в 2005 году 100,7 тысяч человек работали на 11 580 малых предприятиях). Из числа малых предприятий наиболее крупными по численности работающих на них в 2005 году стали предприятия промышленности (на одно предприятие приходится 13 человек), строительства (11 человек), торговли (9 человек).
2. Среднемесячная заработная плата в сфере малого бизнеса в расчете на одного работника в 2005 году возросла на 42,7 % к 2004 году и составила 5 326 рублей, что ниже среднемесячной заработной платы по городу на 40 %.
Более высокую заработную плату имеют работники, занятые в сфере:
- финансовой деятельности - 11 638 рублей
- производства и распределения электроэнергии,
газа и воды - 8 371 рублей
- строительства - 6 945 рублей
- операции с недвижимым имуществом, аренды - 6 903 рублей
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 6 628 рублей
3. Выпуск (отгрузка) товаров и услуг представителями малого бизнеса за 2005 год составил 15,5 млрд. рублей, вклад субъектов малого предпринимательства в общегородской объем выпуска (отгрузки) продукции - 10,2 %.
4. Субъекты малого предпринимательства по видам экономической деятельности в городе Челябинске по состоянию на 01.01.2006 г. распределяются следующим образом:
Вид экономической деятельности |
Индивиду- альные предпри- ниматели, ед. |
Удель- ный вес, % |
Малые предпри- ятия, ед. |
Удельный вес, % |
Субъекты малого предприни- мательства, ед. |
Удель- ный вес, % |
Обрабатывающие производства |
96 | 0,4 | 1748 | 15,1 | 1 844 | 4,8 |
Строительство | 20 | 0,1 | 1426 | 12,3 | 1446 | 3,7 |
Оптовая и розничная торговля, бытовые услуги и общественное питание |
24362 |
89,6 |
5595 |
48,3 |
29957 |
77,2 |
Транспорт и связь |
778 | 2,9 | 397 | 3,4 | 1 175 | 3,0 |
Финансовая деятельность |
84 | 0,3 | 105 | 0,9 | 189 | 0,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда |
108 |
0,4 |
1675 |
14,5 |
1 783 |
4,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
148 | 0,5 | 81 | 0,7 | 229 | 0,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1 604 | 5,9 | 553 | 4,8 | 2 157 | 5,6 |
ИТОГО: | 27200 | 100,0 | 11580 | 100,0 | 38780 | 100,0 |
Таким образом, основная масса субъектов малого предпринимательства (77,2 %) занята в сфере торговли и услуг, а в секторе производства (обрабатывающего, строительства, транспорта и связи) работает 11,5 %.
Анализ полученных данных показывает необходимость поддержки производственных видов деятельности с целью увеличения их доли в общем объеме выпуска товаров и услуг.
В 2005 году произошли положительные изменения в отраслевой структуре малого бизнеса. Доля малых предприятий сектора реального производства выросла: в сфере промышленности относительно показателей 2004 года на 2,1 % , в сфере транспорта и связи - на 0,9 %, при этом сократилась доля малых предприятий в сфере торговли и общественного питания на 3,4 %.
Федеральным законом от 27 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые установлено понятие среднего предпринимательства. В связи с тем, что официальная статистика о работе субъектов среднего предпринимательства в городе Челябинске в настоящее время отсутствует, необходимо провести мониторинг состояния, проблем и перспектив развития субъектов среднего предпринимательства в городе Челябинске.
Несмотря на позитивные моменты, существует ряд факторов, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории города Челябинска:
- недостаток финансовых ресурсов для расширения деятельности, трудность получения кредитных ресурсов, при отсутствии взятия на себя части рисков со стороны государства и органов местного самоуправления;
Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными средствами из-за высоких ставок банков, недостаточного обеспечения, отсутствия кредитной истории, неумения просчитать технико-экономическое обоснование проекта, под который нужны заемные средства.
То есть предпринимателям нужна поддержка в составлении бизнес-планов, в субсидировании части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, что позволит им вкладывать средства в производство и обновлять основные фонды.
- проблема низкой заработной платы работников, занятых в малом бизнесе по сравнению со среднегородским уровнем;
Это проблема выплаты так называемой "серой" заработной платы, которую необходимо решать посредством предоставления благоприятных условий (преференций) субъектам малого предпринимательства.
- проблема продвижения товаров и услуг на рынке, ограниченные возможности в организации рынка сбыта продукции;
Большинство предпринимателей выражают заинтересованность в участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях, что позволяет изучить потребительский спрос на товары и услуги, наладить деловые связи, и, соответственно, увеличить объем продаж. Участие в выставках и ярмарках требует отвлечения средств от основной деятельности. Субсидирование части затрат по продвижению продукции и услуг, в том числе участие в выставках, позволит активнее продвигать товары и услуги предпринимателей города на внутриобластной и российский рынки.
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности и недостаток информации о наличии свободных площадей на крупных и средних предприятиях промышленности;
Именно этот фактор во многом сдерживает развитие малого инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку свободных площадей испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.
- потребность в деловой информации;
Проблема информационного обеспечения малого бизнеса может быть решена как с использованием таких традиционных форм как очное консультирование и тематические (специализированные) печатные издания, так и с применением современных Интернет-технологий для доступа к компьютерным базам данных и дистанционного консалтинга. Современные информационные технологии существенно облегчают сбор, обработку и поиск необходимых дачных.
- низкая квалификация персонала;
Для повышения квалификации персонала необходимо применять различные образовательные или обучающие курсы. Классическая форма обучения для предпринимателя часто неприемлема, поскольку он просто не в состоянии уделять длительное время учебе. Поэтому ему необходимы такие формы обучения как консалтинг, специализированные экспресс - семинары и другие краткосрочные формы обучения.
Необходимость содействия развитию малого предпринимательства определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
- относятся к вопросам местного значения городского округа;
- носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов.
До настоящего времени в городе Челябинске финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства осуществлялось по сметному принципу, что при наличии целевых программ по поддержке и развитию малого предпринимательства, финансируемых из федерального и областного бюджетов, не позволяло городу Челябинску должным образом осуществлять скоординированные действия с органами государственной власти и привлекать денежные средства на эти цели на условиях софинансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.