В целях пресечения распространения наркотических средств и психотропных веществ, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о порядке разработки и реализации городских целевых программ, утверждённым Постановлением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26 марта 2003 года N 29, Магнитогорское городское Собрание депутатов решает:
1. Утвердить городскую целевую программу противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ на 2007-2009 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Администрации города предусмотреть финансирование Программы при формировании бюджета города на 2007 год.
3. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на главу города Е.В.Карпова.
Глава города Магнитогорска |
Е.В. Карпов |
Председатель МГСд |
А.О. Морозов |
Городская целевая программа
противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ на 2007-2009 годы
(утв. Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 27 сентября 2006 года N 145)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ на 2007-2009 годы (далее - Программа) |
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 года N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города |
Основные разработчики Программы |
Координационный совет по профилактике наркомании и СПИДа, отдел по делам несовершеннолетних администрации города |
Цели Программы |
Создание условий (организационных, информационных, правовых, педагогических, психологических, медицинских и экономических) для эффективного функционирования системы противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ, а также формирование потребности у широких слоев населения в здоровом образе жизни. |
Задачи Программы |
1) Совершенствование системы первичной профилактики злоупотребления психически активными веществами; 2) консолидация усилий в сфере профилактики злоупотребления психически активными веществами с учетом межведомственного подхода к решению проблемы; 3) усиление пропаганды здорового образа жизни; 4) снижение интереса к психоактивным веществам среди молодежи путем вовлечения молодых людей в организованные формы досуга (спорт, туризм, клубы по интересам); 5) сокращение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также действенный контроль за реализацией качественной алкогольной продукции и легальным оборотом наркотических веществ; 6) снижение темпов роста наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции; 7) уменьшение негативных последствий для здоровья граждан от злоупотребления психически активных веществ; 8) укрепление материально-технической базы учреждений системы противодействия потреблению и незаконному обороту психически активных веществ. |
Исполнители Программы |
1. Структурные подразделения администрации города: управление социальной защиты населения (УСЗН); управление образования (УО); управление здравоохранения (УЗО); управление по физической культуре, спорту и туризму (УФКСиТ); отдел по делам несовершеннолетних (ОДН). 2. Магнитогорский межрайонный отдел Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области (МРО УФСКН). 3. Государственное учреждение "Магнитогорский городской центр занятости населения" (ЦЗН). 4. Управление внутренних дел города Магнитогорска (УВД). |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Для реализации Программы необходимо следующее ресурсное обеспечение: 2007 год - 1650,0 тысяч рублей; 2008 год - 2980,0 тысяч рублей; 2009 год - 1620,0 тысяч рублей. Всего на Программу - 6250,0 тысяч рублей. Стоимость мероприятий и проектов, предусмотренных Программой, подлежит ежегодному уточнению и корректировке при разработке бюджета города соответствующего года. |
Ожидаемые результаты |
1. Увеличение объемов первичной и вторичной профилактики потребления психически активных веществ, что позволит формировать отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, и будет способствовать выбору подростками и молодежью здорового образа жизни. 2. Сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на 7-8% по отношению к 2005 году. 3. Расширение методов и качества лечения, реабилитации больных наркоманией. 4. Снижение уровня преступности, связанной с незаконным оборотом психически активных веществ. |
Контроль за исполнением Программы |
Координационный совет по профилактике наркомании и СПИДа |
1. Основные понятия и термины
В Программе применяются следующие основные понятия:
Психически активные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин, токсические и другие средства.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной социальной общности. ЗОЖ рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, зависящая от развития производительных сил и производственных отношений, т.е. от образа жизни.
Профилактика потребления ПАВ - совокупность мер, направленных на предупреждение возникновения негативных форм поведения людей, а также изменение имеющихся негативных форм поведения, приводящих к зависимостям от ПАВ.
Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от ПАВ, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.
Токсикомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате, злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.
Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.
2. Введение
Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последнее время одной из наиболее глобальных проблем. Президент России В.В. Путин поставил наркоугрозу в один ряд с международным терроризмом и оружием массового уничтожения. Наркомания и связанная с ней преступность превратились в одну из главных угроз национальной безопасности. Первоочередность решения данной проблемы напрямую связана с национальными приоритетами социально-экономического развития страны. Высокая смертность, выраженная социальная дезадаптация, криминализация, поражение ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями - вот далеко не полный перечень последствий наркомании.
Употребление психически активных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Проблема определяется основными составляющими:
1. Медицинская:
- наркомания - тяжелое хроническое рецидивирующее заболевание, нарушающее психическую и физическую деятельность человека, приводящее к быстрой деградации личности и преждевременной смерти;
- больные, как правило, нуждаются в помощи многих специалистов (врачей разных специальностей, психологов, социальных работников и др.);
- больные наркоманией нуждаются в длительном лечении и реабилитации.
2. Социально-экономическая:
- наркомания может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;
- наркотическая зависимость влечет за собой преждевременную и стойкую утрату трудоспособности потребителей, что снижает экономический и военный потенциал общества;
- расширение масштабов, повышение опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно вовлечение молодежи в преступную деятельность;
- высокие расходы на лечение больных наркотической зависимостью;
- затраты на длительную реабилитацию для возвращения трудоспособного человека в общество.
Городская целевая программа противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ на 2007 - 2009 годы принимается в связи с необходимостью дальнейшего пресечения распространения наркотических средств и психотропных веществ, предотвращения спроса на наркотические средства, снижения уровня заболеваемости наркоманией и повышения наркобезопасности в городе.
3. Характеристика проблемы
Одним из негативных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие города, является массовое злоупотребление психически активными веществами, особенно лицами молодого возраста. Эти процессы характерны для крупных промышленных центров России, и город Магнитогорск не является исключением. Данная ситуация представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономическому развитию, правопорядку и безопасности города.
Анализ ситуации в городе с потреблением психоактивных веществ в течение реализации городских программ по данным Государственного учреждения здравоохранения (ГУЗ) "Областной наркологический диспансер" необходимо отметить следующее.
В течение последних лет наблюдается стабилизация и снижение на 33% больных с зависимостью от потребления ПАВ с 11128 в 2003 году до 7405 к 2006 году. В процентном соотношении структура наблюдаемых с зависимостью от ПАВ выглядит следующим образом: ведущей патологией является алкоголизм - 79,2%, наркомания - 16,3%, токсикомания - 4,5%. При общем снижении алкогольной (на 36 %) и наркотической (на 25%) зависимости наблюдается рост заболевания токсикоманиями на 12 % в сравнении с 2003 годом.
Остается сложной ситуация с синдромом зависимости от ПАВ среди несовершеннолетних, рост данной категории составил 5% в сравнении с 2003 годом. Структура наблюдаемых несовершеннолетних с зависимостью от ПАВ существенно отличается от общевозрастной картины: ведущей патологией является токсикомания - 64,6 %, алкоголизм - 33,8%, наркомания - 1,6%. Причем в сравнении с 2003 годом перераспределение структуры произошло за счет снижения наркотической зависимости на 75 % и увеличения алкоголизма на 18 %, токсикомании - на 9%.
При анализе числа смертельных исходов от отравления ПАВ за 6 месяцев 2006 года было зарегистрировано 9 случаев от передозировки наркотиками, 34 случая - от отравления суррогатами алкоголя.
Среди общего числа больных с внутривенным употреблением наркотиков 39,8% - ВИЧ-инфицированы. В динамике среди потребителей инъекционных наркотиков инфицированы ВИЧ: в 2003 году - 199 человек; 2004 году - 117 человек; 2005 году - 113 человек; I полугодие 2006 года - 53 человека.
Существенно повысилась эффективность борьбы с наркопреступностью. За I полугодие 2006 года органами внутренних дел увеличена выявляемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и составила 148 преступлений (аналогичный период прошлого года - 117). Основные усилия сосредоточены на подавлении наиболее опасных проявлений наркопреступности. Это обеспечило рост количества выявленных наркопреступлений, связанных со сбытом наркотических средств. В работе по раскрытию преступлений акцент сделан на сбытчиков и курьеров, также как и в первой программе. В результате, доля преступлений, связанных со сбытом наркотических веществ составила 84,4 %, за аналогичный период прошлого года доля преступлений составила 83 %, в 2003 году их доля составляла 64%.
Основная деятельность в муниципальных образовательных учреждениях города в рамках профилактических мероприятий направлена на осуществление первичной профилактики предупреждения употребления детьми и подростками психотропных веществ, в том числе алкоголя, пива, табачных изделий, на формирование активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни.
Несмотря на достигнутые результаты, негативные тенденции наркотизации населения сохранились. Это означает, что меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации в городе нуждаются в последовательном продолжении. Потребление молодежью наркотических средств сопровождается крайне отрицательными последствиями - полной биологической, генетической и социальной деградацией личности. Речь идет о причинении вреда здоровью молодого поколения, о подрыве социальной основы будущего страны.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями бюджета. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях решения проблемы:
1) профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
2) лечение и реабилитация больных наркоманией;
3) пресечение незаконного оборота наркотиков.
Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.
Исходя из анализа сложившейся ситуации становится очевидной необходимость использования средств бюджета города для дальнейшего программного подхода к решению проблемы.
4. Цели и задачи реализации программы
Цель Программы состоит в создании условий (организационных, информационных, правовых, педагогических, психологических, медицинских и экономических) для эффективного функционирования системы противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ, а также формирование потребности у широких слоев населения в здоровом образе жизни.
Способствовать достижению данной цели будет решение следующих задач:
1) совершенствование системы первичной профилактики злоупотребления психически активными веществами;
2) консолидация усилий в сфере профилактики злоупотребления психически активными веществами с учетом межведомственного подхода к решению проблемы;
3) усиление пропаганды здорового образа жизни;
4) снижение интереса к психоактивным веществам среди молодежи путем вовлечения молодых людей в организованные формы досуга (спорт, туризм, клубы по интересам);
5) сокращение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также действенный контроль за реализацией качественной алкогольной продукции и легальным оборотом наркотических веществ;
6) снижение темпов роста наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции;
7) уменьшение негативных последствий для здоровья граждан от злоупотребления ПАВ;
8) укрепление материально-технической базы учреждений системы противодействия потреблению и незаконному обороту психически активных веществ.
5. Сроки реализации программы
Реализация Программы ограничена сроком с 2007 по 2009 годы. Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий Программы.
6. Основные пути решения проблемы
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий включает в себя следующие разделы по приоритетным направлениям проведения профилактической антинаркотической работы:
1) организационные и правовые меры;
2) профилактика потребления ПАВ, способствующая мотивации населения к здоровому образу жизни;
3) совершенствование лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации;
4) пресечение незаконного оборота наркотиков;
5) информационно-методическое обеспечение Программы.
7. Механизм реализации программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, каждое полугодие представляют в Координационный совет по профилактике наркомании и СПИДа отчеты о ходе их выполнения.
Координационный Совет по профилактике наркомании и СПИДа осуществляет организацию, координацию и контроль за исполнением Программы.
8. Оценка эффективности программы
Социально-экономический эффект представляет собой уменьшение совокупности финансовых, правовых, социальных, медицинских и других последствий от распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции. Поскольку проблема является социально значимой, основной эффект будет проявляться в снижении социальной напряженности. Экономический эффект будет выражаться в уменьшении затрат на лечение и социально-медицинскую реабилитацию больных, выплату средств в связи с временной нетрудоспособностью наркологических больных, ВИЧ-инфицированных. В результате проведенных мероприятий произойдет:
1) увеличение объемов первичной и вторичной профилактики потребления ПАВ, что позволит формировать отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков и будет способствовать выбору подростками и молодежью здорового образа жизни;
2) сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на 7-8% по отношению к 2005 году;
3) расширение методов и улучшение качества лечения, реабилитации больных наркоманией;
4) снижение уровня преступности, связанной с незаконным оборотом ПАВ.
9. Система программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 27 сентября 2006 г. N 145 "Об утверждении городской целевой программы противодействия незаконному обороту и потреблению психически активных веществ на 2007-2011 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст решения опубликован в газете "Магнитогорский рабочий" от 18 октября 2006 г.
Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 21 декабря 2010 г. N 253 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 25 марта 2009 г. N 41
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 29 октября 2008 г. N 152
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 28 мая 2008 г. N 86
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30 января 2008 г. N 8