Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Основными направлениями реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года, утвержденными постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 1543, определены "точки ускоренного роста" экономики Челябинской области, одна из которых - повышение инвестиционной привлекательности, развитие наукоемких производств и инновационной инфраструктуры.
2. В 2005 году была принята областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2005-2007 годы (далее - программа), основная цель которой - переход экономики Челябинской области на инновационный путь развития. Для ее достижения были поставлены задачи и определены ожидаемые индикативные показатели, характеризующие инновационную систему Челябинской области.
3. В ходе реализации программы были достигнуты результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя | 2005 год |
2006 год |
2007 год** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров и услуг инновационно активных организаций, в процентах |
6,7 | 7,7* | 8 |
2 | Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, в процентах |
8,2 | 8,3* | 8,4 |
3 | Количество созданных передовых производственных технологий, единиц |
15 | 17* | 20 |
4 | Количество использованных передовых производственных технологий, единиц |
3059 | 3642 | 4000 |
5 | Количество созданных новых инновационных организаций, единиц |
19 | 19* | 25 |
6 | Количество созданных новых рабочих мест в организациях инновационной сферы, единиц |
223 | 706* | 800 |
7 | Объем дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней организаций, выполняющих научные исследования и разработки, млн. рублей |
76* | 134* | 155 |
* по оперативным данным Минэкономразвития Челябинской области;
** по оценке Минэкономразвития Челябинской области#
4. В ходе реализации программы:
1) были созданы основные элементы производственно-технологической составляющей инновационной инфраструктуры, способствующие внедрению инновационной продукции в серийное производство:
в июне 2006 года создан и аккредитован инновационный технопарк "НП "ЮУрГУ-Полет";
в декабре 2006 года создано областное государственное учреждение "Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области";
создаются инновационные бизнес-инкубаторы в Озерском и Магнитогорском городских округах Челябинской области;
в марте 2007 года аккредитовано некоммерческое партнерство "Инновационный технопарк МГТУ";
2) осуществлялась финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности в форме выделения грантов для реализации инновационных проектов в рамках проведения ежегодных областных конкурсов:
"Лучший инновационный проект Челябинской области";
научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Челябинской области;
фундаментальных и прикладных научных исследований государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций Челябинской области;
3) за период 2005-2007 годов 43 инновационных проекта малых предприятий научно-технической сферы получили стартовое финансирование в размере 32,25 млн. рублей из средств федерального бюджета по программе "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (город Москва);
4) в декабре 2006 года выделена субсидия в размере 2 млн. рублей из средств областного бюджета Южно-Уральскому Венчурному Инновационному фонду "Инновации. Технологии. Развитие" на реализацию инновационного проекта "Разработка технологии и установки для сушки и защиты древесины с использованием наносекундных электромагнитных импульсов" (ООО "Картас");
5) в январе 2007 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Челябинской области и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в целях софинансирования инновационных проектов малых инновационных предприятий;
6) проводились обучающие семинары, курсы, тренинги для субъектов инновационной деятельности, ежегодный областной конкурс "Изобретатель Южного Урала", реализовывались программы профессиональной переподготовки кадров для инновационной сферы;
7) ряд инновационных проектов и научно-технических разработок Челябинской области отмечен на международных выставках и салонах инноваций и инвестиций высокими наградами и внедрен на предприятиях реального сектора экономики.
5. Полученные результаты показывают, что реализация программы прошла успешно, однако в ходе практического осуществления комплекса основных мероприятий программы возник ряд проблем и задач, требующих решения программноцелевыми методами в период 2008-2010 годов.
6. К настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами:
1) инновационная инфраструктура Челябинской области недостаточно адаптирована к потребностям предприятий промышленного комплекса, использующих инновации, малых инновационных предприятий, научных организаций;
2) отсутствует реестр результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Челябинской области;
3) отсутствует механизм коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в государственных научных организациях, организациях высшего и среднего профессионального образования, инновационных технопарках Челябинской области, малых предприятиях научно-технической сферы;
4) отсутствуют институциональные условия для реализации эффективного механизма венчурного инвестирования перспективных наукоемких инновационных проектов;
5) недостаточно развит спрос предприятий реального сектора экономики Челябинской области на перспективные, с точки зрения коммерческого применения, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Челябинской области;
6) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода.
Настоящая Программа нацелена на решение стратегической задачи по переводу экономики Челябинской области на инновационный путь развития, поставленной в предыдущей программе, и направлена на совершенствование уже действующих и реализацию новых механизмов государственной инновационной политики Челябинской области. Комплекс предлагаемых программных мероприятий позволит:
сформировать эффективную региональную инновационную систему, способствующую переводу экономики Челябинской области на инновационный путь развития;
широко использовать передовые производственные технологии на предприятиях реального сектора экономики Челябинской области;
обеспечить участие малых предприятий научно-технической сферы в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации инновационных проектов;
создать институциональные условия для развития механизма венчурного инвестирования в наукоемкие инновационные проекты;
разработать систему коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в научных организациях, инновационных технопарках, организациях высшего и среднего профессионального образования Челябинской области, малых предприятиях научно-технической сферы;
стимулировать спрос предприятий реального сектора экономики Челябинской области на создание и внедрение инноваций;
повысить привлекательность предпринимательской деятельности в инновационной сфере, сформировать высокий уровень инновационной культуры;
обеспечить формирование эффективной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в инновационной сфере;
использовать возможности межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах для развития технологического потенциала Челябинской области;
добиться повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, улучшить качество жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.