Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1320-р обеспечение устойчивого экономического роста страны поставлено в зависимость от образования. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в 2004-2005 годах, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации системы образования.
В последние годы финансирование системы образования в Миасском городском округе (далее - округ) имеет тенденцию к росту, хотя и не удовлетворяет полностью потребности: 2004 год - 308017,90 тыс. руб.; 2005 год - 340612,54 тыс. руб.; 2006 год - 415720,6 тыс. руб., 2007 год - 686697,6 тыс. руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Реквизиты Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1320-р следует читать как "Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р"
2. Недостаточность бюджетных ассигнований на образование в округе отразилось в негативных последствиях в сфере кадрового обеспечения образования, среди которых: снижение профессиональной мотивации педагогических работников, дополнительная нагрузка па учителей в ущерб основной преподавательской работе и, как следствие, торможение темпов роста качества обучения и воспитания. Несмотря на принятые в рамках реализации национального проекта "Образование" меры по денежной поддержке лучших учителей общеобразовательных учреждений, коренного изменения в сфере кадрового обеспечения не произошло. Например, в 2006 году в образовательную систему пришло 32 молодых специалистов, в 2007 году - 24.
3. Система образования округа обеспечивает доступность общего образования для различных категорий граждан. Общеобразовательные учреждения округа участвуют в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена, в программе информатизации системы образования. Постепенно внедряется профильное обучение в старшей школе. Динамика показателей качества образования следующая:
Уровень обученности учащихся школ (с учетом результатов ЕГЭ) в %%
Ступени обучения |
Соответствует обязательному минимуму (учатся на "3") |
Выше обязательного минимума (учатся на "4" и "5") |
Ниже обязательного минимума (не успевают) |
||||||
|
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
I ступень |
38,3 |
35,8 |
37,4 |
61,8 |
64,0 |
62,5 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
II ступень |
64,3 |
65,2 |
62,5 |
34,9 |
34,2 |
36,8 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
III ступень |
61,9 |
55,5 |
60,4 |
37,8 |
44,3 |
39,5 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
В эксперименте по введению ЕГЭ в 2007 году приняло участие 1119 чел. Средний балл единых государственных экзаменов 2007 по сравнению с результатами ЕГЭ 2006 вырос по русскому языку, математике, английскому языку, биологии, географии, обществознанию, истории России.
Осуществленные в 2006, 2007 гг. меры по оказанию поддержки образовательным учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы, дали положительный импульс развитию инновационного движения. За два года денежную поддержку получили: 4 дошкольных образовательных учреждения (2007 год: МДОУ N 3, 44, 53, 84 - из областного бюджета), 1 учреждение дополнительного образования детей (ДДТ "Остров", 2007 год - из областного бюджета), 6 общеобразовательных школ (2006 год: МОУ "Лицей N 6" и МОУ СОШ N 18 - из федерального бюджета, МОУ СОШ N 4 - из областного бюджета, 2007 год: МОУ "Гимназия N 19" и МОУ СОШ N 26 - из федерального бюджета, МОУ СОШ N 7 - из областного бюджета). 8 школ получили поддержку из местного бюджета: 2006 год - МОУ СОШ N 7, 9, 20, 42; 2007 год - МОУ СОШ N 22, 29, 31, 44). Все общеобразовательные учреждения, получившие денежную поддержку, провели в плановом порядке дни открытых дверей, которые могли посетить все желающие и ознакомиться с системой работы учреждений по реализации программы развития, содержанием инноваций.
Успешная реализация программных мероприятий 2006 - 2007 гг. по развитию сети образовательных учреждений, реализующих новые модели организации, содержания и технологий образовательного процесса позволила частично обновить и модернизировать учебно-материальную базу образовательных учреждений. Выполнены поставки современной компьютерной техники, ученической мебели, технологического оборудования, учебной, художественной, справочной литературы в ряд общеобразовательных учреждений. При этом следует отметить, что областной индикативный показатель "Количество учащихся средних школ на один компьютер" на конец 2007 года - 19 человек, а Миасский городской округ выходит на цифру 21 человек на конец 2007года, откуда следует, что в те школы, где показатель не достигнут, нужны дополнительные поставки компьютерных классов. Этот же вывод относится и к обеспеченности школ ученической мебелью, технологическим оборудованием - работу в данном направлении очень важно продолжить. Привлеченные в рамках реализации национального проекта "Образование" средства позволили активизировать методическую работу педагогов, что нашло свое выражение в активном их участии в проводимых конкурсах "Учитель года", конкурсе методических материалов, конкурсе классных руководителей.
4. Результаты образовательной системы округа обеспечиваются профессиональным педагогическим составом. 21 % общего количество учителей имеют высшую квалификационную категорию, 58,03 % - первую. В образовательных учреждениях Миасского городского округа (далее - округа) работают 753 классных руководителей. Они работают с детьми "трудного" подросткового возраста. Среди учащихся остается высоким риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений. Это требует серьезного педагогического и управленческого внедрения современных воспитательных технологий, применения механизмов социализации, создания систем социально-педагогической поддержки и реабилитации групп риска. Реализация программных мероприятий по направлениям "Поддержка лучших учителей", "Дополнительное вознаграждение за классное руководство" позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить в педагогическом сообществе передовой педагогический опыт.
5. Общеобразовательными учреждениям округа за два предыдущих года реализации национального проекта "Образование" сделаны серьезные шаги в направлении компьютеризации. Если по состоянию на 1 сентября 2005 года в общеобразовательных школах Миасского городского округа на 1 компьютер приходилось 46,8 уч-ся, то уже на 1.01.2008 - 20 учащийся (по области - 20 учащихся). Во всех средних школах имеются автоматизированные места учителя в количестве не менее 4, а в основных школах не менее двух. Все школы имеют автоматизированные места библиотекаря. В кабинеты информатики 4 средних общеобразовательных школ поставлены лего-конструкторы, 9 средних общеобразовательных школ в образовательном процессе используют интерактивные доски, поставленные за счет средств местного и областного бюджетов.
В рамках проекта "Информатизация системы образования" в 2005 году в округе открыт межшкольный методический центр (далее - ММЦ) в расширенной комплектации.
Все общеобразовательные учреждений имеют доступ в Интернет. Ведется дистанционное профильное обучение учащихся на базе 4 школ с использованием Интернет -технологий. Все учреждения располагают цифровыми образовательными ресурсами. Реализация программных мероприятий по развитию информатизации системы образования позволит расширить доступность Интернет - технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования Миасского городского округа новейшими информационными ресурсами.
6. В последние годы начали снижаться достижения в областных предметных олимпиадах, хотя есть победители и призеры, в том числе и всероссийских и международных олимпиад по предметам, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. Отсутствие системы раннего выявления и поддержки талантливых детей и молодежи приводит к утрате значительного интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программных мероприятий по направлению "Поддержка способной и талантливой молодежи" будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей. За два года реализации национального проекта "Образование" наметилась положительная тенденция по результатам олимпиад. Из 87 участников областных олимпиад в 2006-2007 году победителями и призерами стали 30 учеников (31, 2%), против 19 (25%) в 2006 году. Целый ряд образовательных учреждений начали системно работать с одаренными детьми. Реализация программных мероприятий по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей. Они смогут войти в состав участников федеральной и региональной баз данных талантливой молодежи.
7. Необходимой предпосылкой общедоступного качественного среднего образования является повышение стартовых возможностей первоклассников. Чтобы создать условия для полноценного развития дошкольников, требуется организовать доступное дошкольное образование, соответствующее возрастным особенностям детей. Имеющаяся очередь в детские сады в центральной части Миасса означает, что в этой части города дошкольное образование не является общедоступным, потребность в нем не удовлетворяется в полной мере, притом, что за 2006 - 2007 гг. число мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 574.
Реализация мероприятий по поддержке системы дошкольного образования, предусмотренных областной и настоящей Программами будет способствовать расширению системы дошкольного образования, повышению его качества, дифференциации образовательных и социальных услуг, оказываемых населению.
8. В целом система образования в округе, развиваясь динамично, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств местного бюджета позволит добиться системного изменения в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, методические, организационные ресурсы для достижения цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.