Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1320-р, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования, однако сегодня приходится констатировать наметившуюся отрицательную тенденцию снижения качества российского образования на всех ступенях обучения. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в сфере образования, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации системы образования в целом, а значит и в отдельно взятой территории.
По-видимому, в реквизитах документа допущена опечатка. "от 3 сентября 2005 года N 1320-р" следует читать: "от 3 сентября 2005 года N 1340-р"
На сегодняшний день в Озерском городском округе функционируют 20 общеобразовательных учреждений и 6 учреждений дополнительного образования. Из них:
гимназия - 1,
лицей - 1,
коррекционные школы - 4 (III-IV, YI, YII, YIII видов),
специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа - 1,
с углубленным изучением английского языка - 2,
общеобразовательные школы - 10,
вечерняя школа - 1,
ДТДиМ - 1,
ДЮСШ - 2,
СЮТ - 1,
ДЭБЦ - 1.
ЦДОД "Дружба" - 1.
Помимо вышеуказанных учреждений функционируют:
музыкальная школа - 2,
художественная школа - 1,
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" - 1.
Образовательная сеть города позволяет школам целенаправленно осуществлять образовательное взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования (в г.Озерске - 3 профессиональных лицея, Южно-уральский политехнический колледж, художественный колледж искусств), с учреждениями высшего профессионального образования (Озерский технологический институт Московского института физических исследований, филиалы и представительства ЮУРГУ, ЧГПУ, лесотехнической академии г.Екатеринбурга).
Выпускники средних школ демонстрируют высокий уровень подготовленности по результатам единого государственного экзамена:
начиная с 2003г., МОУ "лицей N 39" в рейтинге общеобразовательных учреждений Челябинской области по среднему тестовому баллу стабильно на первой - второй позиции;
пять общеобразовательных учреждений города на протяжении двух последних лет входят в число 30 лучших школ области по числу выпускников, сдавших ЕГЭ по предметам не менее 8 с наибольшим средним баллом;
ежегодно сокращается или остается стабильно незначительным количество учащихся, получивших неудовлетворительную оценку по предметам ЕГЭ (от 0% до 5%);
высокий процент выпускников, продолжающих обучение в вузах на бюджетной основе (2007г. - из 75%).
Достаточно большое количество выпускников общеобразовательных учреждений, награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", на протяжении ряда лет:
2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | |
Золото | 9 | 13 | 7 | 7 | 9 | 11 |
Серебро | 22 | 34 | 20 | 23 | 26 | 31 |
Итого | 31 | 47 | 27 | 30 | 35 | 42 |
Среди не менее важных тенденций, характеризующих состояние системы муниципального образования, можно выделить следующие:
1) сохранение существующей сети общеобразовательных учреждений.
2) В Озерском городском округе около 80 процентов выпускников средней школы считают получение высшего образования жизненно важной целью. Таким образом, налицо - положительная тенденция понимания безусловной ценности образования и всего того, что связано с этой сферой.
Тем не менее, отмеченные позитивные показатели не дают желаемых результатов и не приводят к высокому наращиванию качества образования в целом.
Причиной этого является ряд проблем, на решение которых сориентирована муниципальная целевая Программа реализации национального проекта "Образование".
1. Степень износа основных фондов в системе образования очень высока. Состояние зданий и сооружений вызывают большую озабоченность. Разработанные в 2006г. администрацией городского округа совместно с управлением образования целевые программы по капитальному ремонту, уточненные программы, разработанные в 2007г. управлением образования по переводу мягких кровель на скатные крыши, по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях требуют серьезных финансовых затрат.
Оказанная в 2006г. МОиН области адресная материально-техническая поддержка: оснащенные современным лабораторным оборудованием кабинет физики получила школа N 24 и кабинет химии - школа N 40, приобретение на основе софинансирования администрацией округа 20 комплектов ученической мебели, 4 комплектов технологического оборудования для школьных пищеблоков - в условиях существующей ограниченности финансовых средств не решает в целом проблемы развития учебно - методической и материально-технической базы учреждений образования.
В настоящее время разработана программа поставки в образовательные учреждения оборудования на условиях муниципального финансирования и софинансирования на 2008г.
В муниципальном бюджете отсутствует целевое финансирование поддержки инновационных проектов в образовательных учреждениях, что затрудняет внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, препятствует широкому распространению накопленного опыта. Требует совершенствования работа по поддержке общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования по реализации вариативных образовательных программ в условиях предпрофильного и профильного обучения.
Реализация программных мероприятий позволит привлечь дополнительные средства на реализацию программы развития муниципальной системы образования, на переподготовку кадров, обновление учебно-лабораторной и учебно-методической базы учреждений, повысить профессиональный уровень руководителей по обеспечению эффективного управления учреждения в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития.
2. В учреждениях образования обучение и воспитание осуществляют высокопрофессиональные педагогические коллективы: 70%-высшей категории и первой категории; 36% имеют государственные и отраслевые награды.
Разработанные педагогами образовательных учреждений программы, курсы, пособия высоко оцениваются областным и российским педагогическим сообществом. Профессионализм озерских учителей находит заслуженное признание на государственном и муниципальном уровнях.
В 2007г. МОУ СОШ N 24, 38 и четыре педагога стали обладателями Гранта Президента РФ; МОУ СОШ N 33, МОУ ДОД ДЮСШ-1 и четыре учителя - Гранта Губернатора.
Четыре педагога и пять образовательных учреждений поощрены премиями Главы и Собрания депутатов Озерского городского округа за активное внедрение инновационных образовательных программ и технологий.
Но большинство работающих педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому многие школы уже сейчас начинают испытывать недостаток учителей по ряду предметов. Одна из причин дефицита кадров - низкий уровень заработной платы, не зависящий от качества труда, что ведет к снижению мотивации учителей к педагогической деятельности, нежеланию выпускников педагогических вузов работать в школе (в 2006г. - всего 11 молодых специалистов, в 2007 г. - 4 человека). Недостаточное финансирование обязательной курсовой переподготовки учителей не позволяет педагогам качественно и своевременно повышать свой профессиональный уровень.
Муниципальная программа реализации национального проекта "Образование" предусматривает денежное поощрение педагогов, имеющих высокие результаты обучения и воспитания, наставников победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, соревнований различных уровней. Участие в конкурсе на соискание Премии Президента РФ, Губернатора Челябинской области, главы округа позволит выявить, обобщить, распространить опыт лучших учителей, поднять авторитет учителя, социального его поддержать.
3. Современный уровень преподавания требует применения в обучении широкого спектра учебных материалов "нового поколения" (цифровых образовательных ресурсов); получения доступа к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня через сеть Интернет.
Для решения этой задачи в 2006г. 100% школ подключено к сети Интернет. За счет Грантов Президента РФ и Губернатора Челябинской области закуплены компьютерные классы, интерактивные доски, мультимедийное оборудование школами N N 23,39,32, ГСЮТ и ДЭБЦ.
На основе соглашений с МОиН Челябинской области приобретено 12 новых компьютерных классов, 25 автоматизированных мест учителя и 23 АРМ библиотекаря. В сентябре месяце открыт БММЦ.
К сожалению, в настоящее время проблемных зон еще достаточно много. Все школы и учреждения дополнительного образования имеют компьютерные классы, укомплектованы компьютерной техникой, но 95% учреждений нуждается в ее обновлении. 100% - в расширении библиотечного фонда электронных учебников и учебных пособий. Коррекционные школы - в приобретении дополнительных компьютерных классов. Все школы - в дополнительном количестве АРМ учителя. Большая группа педагогов, особенно коррекционных школ, испытывает потребность в повышении квалификации в области ИКТ - технологий. В целом 45% педагогов образовательных учреждений освоили ИКТ на 01.10.07г.
Поэтому в рамках программы в 2007г. предполагается дальнейшее приобретение автоматизированных рабочих мест для учителей школ всех типов и видов, модернизация существующей компьютерной техники, расширение библиотечного фонда информационных образовательных ресурсов школ, функционирование в округе БММЦ, что позволит внедрять в образовательный процесс современные Интернет - технологии.
4. Из-за низкого уровня материального обеспечения педагоги вынуждены увеличивать свою учебную нагрузку до полутора - двух ставок, следствием чего является смещение приоритетов в образовании в сторону обучения и недооценки воспитания как социального и как целенаправленного процесса. В связи с усилением воспитательной функции школы, важностью интеграции школы и социума (родители, сфера культуры, дополнительное образование детей), возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей российского народа, расширяется функционал классных руководителей. Все это требует изменения критериев оценки и материального поощрения труда педагогов - классных руководителей.
Участие Озерского городского округа в реализации национального проекта "Образование" позволит повысить статус классного руководителя в образовательном процессе, направить денежные средства на выплату дополнительного вознаграждения за классное руководство учителям всех типов и видов школ, поднять престиж профессии учителя.
5. Социально-экономическое развитие государства связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.
В системе общего и дополнительного образования Озерского городского округа накоплен положительный опыт работы со способными и одаренными детьми. Общепризнанным является авторитет озерских школьников как участников областных, окружных, российских и международных олимпиад (только в 2007. количество победителей и призеров областных олимпиад 39, российских - 5. Вручены в 2007г. поощрительные денежные стипендии главы округа учащимся общеобразовательных школ, победителям предметных олимпиад, конкурсов (174 человек от 600 до 1500 руб.). Пять учащихся получили индивидуальные стипендии в размере 3000 руб. При управлении образования создан банк данных о способных и талантливых учащихся за три года. Интеллектуальный потенциал озерских школьников востребован высшей школой: наращиваются контакты, осуществляется продуктивное сотрудничество отдельных школ с вузами РФ, Челябинска, Екатеринбурга, Озерска через вузовские олимпиады, многопрофильные предметные выездные школы, научно-практические конференции. Преподаватели вузов, ученые и специалисты - научные руководители исследовательских работ учащихся.
В настоящее время управлением образования разработан проект Муниципальной программы "Одаренные дети Озерского городского округа" на 2008-2010 гг., которая позволит обеспечить методическую поддержку педагогов в работе с данной категорией обучающихся, разработку механизма взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования с разными ведомствами, организациями, учеными, специалистами. На базе МОУ "Лицей N 39" на условиях совместного финансирования с Министерством образования и науки Челябинской области создается Лаборатория по работе с одаренными детьми, что позволит расширить возможности организации работы в этом направлении.
Реализация программных мероприятий по поддержке способных и талантливых детей позволит интегрировать деятельность школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и фондов, привлечь ученых вузов для руководства научно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечить участие в интеллектуальных акциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях различных уровней. Участие в конкурсном отборе на соискание Премии Президента РФ, Губернатора Челябинской области, поощрение стипендией главы округа явится серьезным стимулом к расширению возможности самореализации учащихся.
6. В целом, образовательная система Озерского городского округа, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системного изменения в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.