Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 25 апреля 2006 г. N 12/16
Городская целевая программа
социальной реабилитации участников боевых действий на 2007 - 2010 годы
21 октября 2008 г.
Челябинск, 2006
Паспорт городской целевой программы
социальной реабилитации участников боевых действий на 2007 - 2010 годы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств бюджета) |
Первый заместитель Главы города, заместитель Главы города по социальному развитию, заместитель Главы города, начальник управления здравоохранения |
Наименование органа местного самоуправления, утвердившего программу (дата утверждения или наименования соответствующего нормативного акта) |
Челябинская городская Дума. Решение от "____"___________200__г. N____ |
Наименование программы | Городская целевая программа социальной реабилитации участников боевых действий на 2007 - 2010 годы |
Номер и дата учета в управлении экономики администрации города Челябинска |
|
Цели и задачи программы | Цели программы: - формирование и совершенствование на территории города Челябинска условий обеспечения социальных гарантий участникам, ветеранам боевых действий, участникам вооруженных конфликтов; - формирование благоприятного социального климата в городе Челябинске. Задачи программы: - нормативно-правовое, информационно- статистическое и кадровое обеспечение системы социальной реабилитации ветеранов и участников боевых действий, участников вооруженных конфликтов; - создание банка данных об участниках, ветеранах боевых действий, участниках вооруженных конфликтов и членах их семей; - развитие системы медицинской, психологической, социальной, профессиональной реабилитации участников боевых действий и вооруженных конфликтов; - предоставление семьям участников и ветеранов боевых действий, участников вооруженных конфликтов льгот на содержание детей в дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждениях города |
Целевые индикаторы и показатели |
Обеспечение мерами социальной реабилитации и социальной поддержки различного уровня участников и ветеранов боевых действий, участников вооруженных конфликтов и членов их семей с 93,5 процентов до 100 процентов. Обеспечение мерами социальной поддержки 100 процентов детей в возрасте до 18 лет из семей участников и ветеранов боевых действий, участников вооруженных конфликтов, не имеющих льгот, предусмотренных федеральным законодательством |
Характеристика программных мероприятий |
- Нормотворческая деятельность; - медико-демографический и социально- экономический мониторинг; - информационно-пропагандистские мероприятия; - реабилитационные медико-социальные, социально-психологические, психолого- профилактические мероприятия; - образовательные мероприятия различного уровня |
Сроки выполнения программы |
2007 - 2010 годы |
Объемы и источник финансирования |
Общий объем финансирования на реализацию программы из бюджета города 12 868,0 тыс. руб., в том числе: 2007 г. - 3 082,0 тыс. руб., 2008 г. - 3 095,0 тыс. руб., 2009 г. - 3 338,0 тыс. руб., 2010 г. - 3 353,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Развитие системы социальной поддержки членов семей ветеранов, участников боевых действий и вооруженных конфликтов за счет мер, не предусмотренных действующим законодательством и ведомственными нормативными актами. 2. Более полное обеспечение ветеранов, участников боевых действий и вооруженных конфликтов и членов их семей гарантиями и мерами социальной поддержки. 3. Создание системы контроля гражданским обществом за обеспечением мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных федеральным законодательством: - по получению мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5 Федерального закона "О ветеранах", всеми участниками боевых действий с момента участия в боевых действиях; - по признанию за семьями участников боевых действий, умерших, не получив статуса "ветеран", мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". 4. Приобретение всеми участниками вооруженных конфликтов статуса "ветеран" и вместе с этим мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5 Федерального закона "О ветеранах". |
I. Введение
В последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении граждан, проходивших службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Особое место среди этих мер занимает Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". С вступлением этого закона в силу (с 1 января 2004 года) участники боевых действий, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, стали ветеранами. Таким образом, около пяти тысяч челябинцев - участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе с 1 января 2004 года стали ветеранами боевых действий, и на них распространились меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из общего количества ветеранов свыше двух с половиной тысяч на этот период времени находились в запасе Минобороны РФ, из них приблизительно две тысячи бывших военнослужащих срочной службы, а еще около двух с половиной тысяч продолжали службу в федеральных ведомствах.
На начало 2006 года во всех силовых ведомствах и органах военного управления проходят службу 1134 ветерана боевых действий и 154 участника вооруженных конфликтов. Находятся в запасе Вооруженных сил 5895 ветеранов боевых действий и 347 участников вооруженных конфликтов. Таким образом, в городе Челябинске проживает 7029 ветеранов боевых действий и 501 участник вооруженных конфликтов, а всего более 7530 человек.
В семьях ветеранов, участников боевых действий и вооруженных конфликтов воспитываются 600 детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; 612 детей посещают школы и не более 100 детей школьного возраста до 16 лет включительно, чьи родители не имеют права на компенсацию из федерального бюджета по детскому летнему оздоровительному отдыху.
В настоящей программе применяются следующие понятия:
- вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
- район вооруженного конфликта - любая территория, на которой происходит вооруженное столкновение конфликтующих сторон;
- участники вооруженных конфликтов - граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в зонах вооруженных конфликтов, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах. Этот термин сохраняется также за гражданами, погибшими в период участия в вооруженных конфликтах;
- боевые действия - организованные действия частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых или служебно-боевых задач в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах, а также боевых (специальных) задач в условиях чрезвычайного положения;
- район боевых действий - местность, где ведутся боевые действия в условиях вооруженного конфликта, военного или чрезвычайного положения, проведения миротворческой операции при вооруженном конфликте, а также воздушное пространство над ней:
- участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций. Этот термин сохраняется также за гражданами, погибшими в период участия в боевых действиях;
- ветераны боевых действий - граждане из числа участников боевых действий, получившие статус "ветеран" на основании действующего законодательства;
- инвалиды вооруженных конфликтов (боевых действий) - граждане из числа участников вооруженных конфликтов (боевых действий), ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (боевых действий);
- члены семьи участника вооруженного конфликта и боевых действий - супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий, родители или усыновители;
- реабилитация - система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мер, направленных на предупреждение развития процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение социально дезадаптированных в общество;
- медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов, участников и ветеранов боевых действий - составная часть комплексной реабилитации и представляет собой систему медицинских и психологических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях.
Решением Челябинской городской думы третьего созыва от 21 октября 2008 г. N 36/19 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Состояние проблемы
Федеральное законодательство предоставило ветеранам боевых действий меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 16 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Социальные гарантии и льготы для ветеранов боевых действий, как проходивших службу, так и уволенных в запас, определены также в следующих нормативных правовых актах федерального и областного уровня:
1) Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
2) Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах";
3) Закон Челябинской области от 26 февраля 1998 года N 37-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, проходивших военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах";
в ряде других документов ведомственного характера.
Однако следует заметить, что социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством для ветеранов боевых действий с 1 января 2005 года, сужены, а на областном уровне распространяются только на получивших ранение, контузию или увечье, не приведшие к инвалидности. Таких в городе Челябинске проживает три человека.
В Федеральном законе РФ от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ не учтены участники вооружённых конфликтов в Закавказье (Нахичеванская АССР, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), Таджикистане, Приднестровье, а также те, кто проходил службу в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия-Алания и в Республике Ингушетия, тех, кто принимал участие в миротворческих операциях на Балканах и на территории ряда других государств, куда был отправлен правительством Советского Союза или Российской Федерацией.
Поэтому более пятисот жителей Челябинска не приобрели звание "ветерана".
Таким образом, необходимость программы социальной реабилитации участников вооруженных конфликтов определяется:
- отсутствием федерального нормативного акта "Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций";
- прогнозируемым увеличением численности участников и ветеранов, связанных с ростом терроризма и масштабов его проявления, наличием военных локальных конфликтов, в том числе приграничных;
- отсутствием мер социальной поддержки для перечисленных выше участников вооруженных конфликтов и членов их семей, сохраняющимися различиями в правах и льготах участников и ветеранов;
- рядом специфических особенностей и сложностей как системы социальной защиты указанных категорий граждан, так и мероприятий по ее реализации, что связано с медико-демографическими и социально-психологическими особенностями;
- низким образовательным уровнем граждан, проходивших службу в условиях боевых действий и вооруженных конфликтов, отсутствием у них престижных, а зачастую и обычных гражданских профессий, что сказывается на их конкурентоспособности на рынке труда.
Настоящая Программа ориентирована на граждан, которые в период прохождения военной службы в федеральных (муниципальных) органах исполнительной власти выполняли задачи в условиях вооружённого конфликта международного или немеждународного характера, а также граждан, проходивших военную службу или службу в федеральных (муниципальных) органах исполнительной власти в условиях и зонах межнациональных конфликтов как на территории СССР, государств ближнего зарубежья, так и за границей СССР, России и членов их семей.
Отнесение граждан к категории лиц, проходивших военную службу в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации и стран СНГ, производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Действие программы распространяется:
- на участников и ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов независимо от ведомственной принадлежности, проходящих службу или находящихся в запасе (на пенсии);
- на членов семей участников и ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов, в том числе детей в возрасте до 18 лет, а студентов вузов с дневной формой обучения до 23 лет;
- на членов семей погибших участников боевых действий и вооруженных конфликтов;
- на членов семей участников боевых действий, умерших при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, не получивших статуса "ветеран".
Льготы, предусмотренные для категорий ветеранов и участников боевых действий, участников вооруженных конфликтов и членов их семей в федеральном, региональном законодательстве или в ведомственных нормативах Министерства обороны и других федеральных органов власти, финансируются соответствующими бюджетами.
III. Цели и задачи программы
1. Формирование и совершенствование на территории города Челябинска условий обеспечения социальных гарантий участникам, ветеранам боевых действий, участникам вооруженных конфликтов.
2. Формирование благоприятного социального климата в городе Челябинске.
3. Нормативно-правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение при решении проблем ветеранов и участников боевых действий, участников вооруженных конфликтов.
4. Создание банка данных об участниках, ветеранах боевых действий, участниках вооруженных конфликтов и членах их семей.
5. Развитие системы медицинской, психологической, социальной, профессиональной реабилитации участников боевых действий и вооруженных конфликтов.
6. Предоставление семьям участников и ветеранов боевых действий, участников вооруженных конфликтов льгот на содержание детей в дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждениях города.
IV. Перечень основных мероприятий программы и источники их финансирования
Финансирование программы осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Челябинска на соответствующий год (приложение):
1 и 2. Нормативно-правовое и информационно-статистическое обеспечение. Дополнительного финансирования не требует.
3. Медицинская реабилитация. Потребность на выполнение программы составляет 1322,0 тыс. рублей.
4. Меры социальной поддержки в сфере образования. Потребность на выполнение программы составляет 9746,0 тыс. рублей.
5. Социальная защита. Потребность на выполнение п.5.1. программы составляет 1800,0 тыс. рублей. Финансирование остальных мероприятий осуществляется в рамках программы социальной поддержки населения города Челябинска, по разделу бюджетной классификации "Социальная политика".
6. Профессиональная ориентация и содействие занятости. Финансирование осуществляется за счет средств программы трудоустройства городского центра занятости населения Департамента ФГСЗН по Челябинской области.
7. Психологическая реабилитация. Проводится при организационном содействии управления здравоохранения, городской комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей. Дополнительного финансирования не требует.
V. Механизм реализации программы
Контроль исполнения программы и общую координацию осуществляет первый заместитель Главы города.
Координацию выполнения мероприятий по разделам программы осуществляют заместитель Главы города по социальному развитию и заместитель Главы города, начальник управления здравоохранения.
Реализация мероприятий программы осуществляется непосредственно исполнителями, указанными в плане мероприятий городской программы.
Городская комиссия по работе с участниками боевых действий и членами их семей принимает участие в реализации программы на основании полномочий, данных ей постановлением Главы города Челябинска от 31.07.2000 г. N 1020-П "О создании городской комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей" с изменениями, внесенными постановлением Главы города Челябинска от 27.01.2003 г. N 49-п.
К реализации программы могут привлекаться на договорной основе общественные некоммерческие организации и фонды, занимающиеся проблемами участников боевых действий и вооруженных конфликтов, как за счет средств городского бюджета, так и за счет средств самих организаций.
Расходование запланированных программой бюджетных средств осуществляется управлением здравоохранения, управлением по делам образования и управлением социального развития города Челябинска.
Контроль и ответственность за выполнением мероприятий программы несет управление по взаимодействию с общественными объединениями, обобщая итоги и результаты всей проделанной работы ежеквартально, накопительно за полугодие, девять месяцев и год в целом.
Контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию программы, осуществляют:
- управление экономики администрации города Челябинска;
- управление финансов администрации города Челябинска;
- контрольно-счетная палата администрации города Челябинска;
- комиссия по социальной политике Челябинской городской Думы.
По окончании финансового года первый заместитель Главы города проводит совещание по подведению итогов выполнения финансовых обязательств бюджета города по реализации программы и представляет отчет в Челябинскую городскую Думу. Объемы финансирования программы и мероприятия ежегодно корректируются перед принятием бюджета на соответствующий год.
Комплексные мероприятия по подведению итогов выполнения программы проводятся по итогам первого полугодия и за год в целом городской комиссией по работе с участниками боевых действий и членами их семей с заслушиванием отчетов основных исполнителей программы, информации участников исполнения программы и сообщений общественных организаций, ассоциированных при комиссии.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1. Развитие системы социальной поддержки членов семей ветеранов, участников боевых действий и вооруженных конфликтов за счет мер, не предусмотренных действующим законодательством и ведомственными нормативными актами.
2. Более полное обеспечение ветеранов, участников боевых действий и вооруженных конфликтов и членов их семей гарантиями и мерами социальной поддержки.
3. Создание системы контроля гражданским обществом за обеспечением мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных федеральным законодательством:
- по получению мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", всеми участниками боевых действий с момента участия в боевых действиях;
- по признанию за семьями участников боевых действий, умерших, не получив статуса "ветеран", мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
4. Приобретение всеми участниками вооруженных конфликтов статуса "ветеран" и вместе с этим мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Председатель городской Думы |
С.Л. Комяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.