Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Система программных мероприятий
7. По направлению "Охрана атмосферного воздуха" Программой предусматривается осуществить следующие мероприятия:
координация деятельности предприятий в области охраны атмосферного воздуха;
проверка эффективности выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха.
По состоянию на 1 января 2006 года из 42 предприятий, загрязняющих атмосферный воздух городов Челябинской области, сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ разрешены 21 предприятию (перечень предприятий представлен в разделе "Финансово-экономическое обоснование Программы").
Общий объем сверхнормативных выбросов этих предприятий составил в 2005 году 218 тыс. тонн, в том числе суммарно по городам Челябинску, Магнитогорску, Карабашу и Троицку - 166,3 тыс. тонн, что составляет 76 процентов от общего объема. Основной причиной сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха являются использование устаревших малоэффективных технологий с высоким уровнем износа технологического оборудования, эксплуатация газоочистного оборудования с отступлением от проектных параметров, невыполнение воздухоохранных мероприятий.
Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается при НМУ. В эти периоды происходит накопление вредных примесей в приземном слое атмосферы, выбросы загрязняющих веществ предприятий направляются на селитебные зоны городов.
В обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации входит установление сроков поэтапного достижения ПДВ в атмосферу, а также организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.
Координация деятельности предприятий в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды", Законом Челябинской области "Об экологическом мониторинге" и предусматривает выполнение следующих мероприятий:
сбор, учет и анализ данных о выполнении предприятиями планов снижения сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ;
разработка комплекса мер по снижению воздействия на население городов выбросов загрязняющих веществ автотранспортом.
Планы уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до ПДВ разрабатываются и осуществляются юридическими лицами и согласуются с Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области и Ростехнадзором по Челябинской области. Сроки поэтапного достижения ПДВ устанавливает Губернатор Челябинской области.
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области организует подготовку и выполнение постановлений Губернатора Челябинской области по установлению предприятиям сроков поэтапного достижения ПДВ во взаимодействии с Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области и Ростехнадзором по Челябинской области, в том числе:
учет мероприятий из проектов нормативов ПДВ, которые предприятия должны выполнить для снижения сверхнормативных выбросов в сроки, установленные Губернатором Челябинской области;
сбор и анализ данных о ежегодных планах предприятий по строительству воздухоохранных объектов, необходимых для достижения ПДВ в установленные сроки;
сбор и анализ данных о фактическом выполнении предприятиями планов мероприятий по снижению сверхнормативных выбросов;
сбор и анализ данных о фактическом загрязнении атмосферного воздуха выбросами предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе данных производственного контроля по указанным веществам;
координация деятельности по обеспечению выполнения предприятиями планов мероприятий по снижению сверхнормативных выбросов, а также действий соответствующих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти;
подготовка ежегодной информации Губернатору Челябинской области о ходе выполнения предприятиями планов мероприятий по снижению сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Динамика сокращения количества предприятий, работающих с ВСВ, представлена в разделе "Финансово-экономическое обоснование Программы". Воздухоохранные мероприятия, направленные на достижение ПДВ, выполняются за счет средств предприятий. Перечень указанных мероприятий представлен в приложении 3.
Работа по регулированию выбросов в периоды НМУ осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области и Ростехнадзором по Челябинской области.
Предусматривается прогнозирование и оперативное оповещение о наступлении НМУ, способствующих увеличению загрязнения атмосферного воздуха, в следующих городах Челябинской области: Челябинске, Карабаше, Верхнем Уфалее, Южноуральске, Златоусте, Аше, Сатке, Кыштыме, Касли, Коркино, Миассе, Катав-Ивановске, Кусе, Озерске, Троицке. Планируется внедрение новых технологий оперативного определения НМУ, что позволит оптимизировать работу предприятий в период наступления НМУ.
Предусматривается организация работ по сбору, учету и анализу данных о выполнении предприятиями мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, в том числе на основе данных производственного контроля в эти периоды, и реализация мер административного воздействия, направленных на снижение выбросов.
В целях выработки эффективных мер снижения негативного воздействия на население выбросов загрязняющих веществ автотранспортом планируется разработать комплекс мер по снижению такого воздействия на население городов Челябинска, Златоуста, Магнитогорска, Копейска. Механизм и источники реализации разработанных мер будут определены дополнительно.
Программой предусматривается контроль за сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов, проверка сокращения загрязнения атмосферного воздуха на селитебных территориях. Оценка эффективности выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха будет осуществляться на основе анализа данных производственного и лабораторного контроля, выполняемого уполномоченными государственными органами.
Планируется организация оперативных проверок предприятий в периоды НМУ с целью оценки выполнения предприятиями мер по снижению выбросов, предусмотренных в период НМУ, в соответствии с планами достижения ПДВ.
На реализацию мероприятий по охране атмосферного воздуха предусматривается направить 21 001,5 тыс. рублей из областного бюджета (таблица 1 приложения 1), из них предприятиями планируется направить 6 040 113,0 тыс. рублей согласно планам мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения ПДВ в сроки, установленные Губернатором Челябинской области.
В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
снижение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 200,0 тыс. тонн (на 92 процента к уровню 2005 года) и доведение их до ПДВ в сроки, установленные Губернатором Челябинской области;
сокращение числа предприятий с ВСВ с 21 до 3;
сокращение поступления сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов: Челябинска - на 97 процентов, Магнитогорска - на 73 процента, Троицка - на 92 процента, Карабаша - на 100 процентов (или суммарно по четырем городам - на 148 тыс. тонн);
осуществление ежегодного контроля от 45 до 70 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
оценку экологического эффекта от выполнения 21 предприятием природоохранных мероприятий, направленных на достижение ПДВ;
оперативное оповещение предприятий и муниципальных образований 15 городских округов о наступлении и характере НМУ;
снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ до нормативных уровней;
сокращение времени определения и оповещения о наступлении НМУ;
выработку комплекса мер по снижению воздействия на население выбросов загрязняющих веществ автотранспортом городов Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Копейска.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 г. N 952 в пункт 8 настоящей Программы внесены изменения
8. По направлению "Охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод" Программой предусматривается осуществить следующие мероприятия:
участие в организации и проведении экологического мониторинга;
снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет прекращения сброса загрязненных сточных вод;
проверка эффективности выполнения мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов.
Челябинская область расположена на водоразделе трех бассейнов основных водотоков - Волги, Урала и Тобола. Реки этих бассейнов в основном маловодны, 90 процентов из них относятся к очень малым, длиной менее 10 километров. Водные ресурсы отличаются значительной неравномерностью распределения как по сезонам года, так и по территории Челябинской области. В условиях дефицита питьевой воды проблема загрязнения водных объектов промышленными и хозяйственно-бытовыми сточными водами стоит наиболее остро,
Крупнейшая водная артерия Челябинской области - река Миасс остается самой загрязненной, подверженной наибольшей антропогенной нагрузке и служит одновременно источником водообеспечения и приемником сточных вод. В реку сбрасываются сточные воды городов Миасса, Карабаша и Челябинска. Водные объекты на административной территории города Карабаша оказывают негативное влияние на качество воды Аргазинского водохранилища-источника водообеспечения населения и предприятий городов Челябинска, Копейска, Коркино, Еманжелинска и населенных пунктов Сосновского и Еткульского муниципальных районов. В 2003 году в верховьях водохранилища отмечалось повышенное содержание в воде ионов тяжелых металлов: меди - до 19 предельно допустимых концентраций (далее - ПДК), цинка - до 25 ПДК, марганца - до 36,2 ПДК.
На качество воды Шершневского водохранилища - единственного источника питьевого водоснабжения города Челябинска, одной из главных его рекреационных зон оказывают влияние сброс недостаточно очищенных сточных вод очистных сооружений канализации поселка Полетаево-1 Сосновского района, поверхностный сток с прилегающих территорий, нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водохранилища (отсутствие благоустройства прилегающей жилой застройки, образование несанкционированных свалок и так далее). В отдельные периоды в водохранилище отмечается бурный рост сине-зеленых водорослей и связанное с ним ухудшение качества воды.
Значительное количество водоемов Челябинской области несут высокую рекреационную нагрузку, в первую очередь озера Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Еловое, Чебаркуль. На качество воды озер оказывают влияние поверхностный сток с прибрежной территории, сброс недостаточно очищенных сточных вод курортов, здравниц и баз отдыха, расположенных по берегам озер. Одной из причин загрязнения являются также нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон озер.
Многолетний сброс загрязненных стоков приводит к накоплению загрязняющих веществ в водоемах и водотоках. Вследствие этого ухудшается качество среды обитания объектов растительного и животного мира, нарушается биологическое равновесие целостности экологических систем.
В Челябинской области имеются поверхностные водные объекты, загрязненные техногенными радионуклидами вследствие аварий на ФГУП "Производственном объединении "Маяк", а также в результате длительного сброса радиоактивных отходов в поверхностные водоемы. Наиболее загрязненными являются река Теча, которая на всем протяжении в пределах Челябинской области исключена из хозяйственного использования, а также река Караболка.
Участие в организации и проведении экологического мониторинга включает мониторинг химического загрязнения стоками на территории Челябинской области и мониторинг радиоактивно загрязненных рек.
По территории Челябинской области протекает десять трансграничных водотоков, в том числе четыре принадлежат бассейну реки Волги (Сим, Ай, Юрюзань, Катав), три-бассейну реки Урал (Янгелька, Худолаз, Урал), три - бассейну реки Тобол (Миасс, Уй, Кидыш).
В 1997 году подписано Бассейновое соглашение между правительствами Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской областей и Министерством природных ресурсов Российской Федерации о рациональном использовании и охране водных ресурсов, координации водохозяйственной деятельности на трансграничных водных объектах бассейна реки Урал. В 2000 году подписано Бассейновое соглашение между субъектами Российской Федерации по бассейну реки Кама. Одним из условий успешной реализации соглашений являются организация и ведение мониторинга переноса загрязнения водными объектами в приграничных створах. Реализация данных соглашений формирует расходные полномочия бюджета Челябинской области для выполнения положений межправительственных соглашений.
Сток реки Теча в верхнем течении зарегулирован каскадом водоемов, которые являются хранилищами жидких низкоактивных отходов производственного объединения "Маяк". Загрязнение реки Теча началось в первые годы работы химкомбината "Маяк" (1949-1956 годы), когда сброс радиоактивных отходов осуществлялся непосредственно в реку. Река Караболка берет начало в болоте Бугай, которое расположено на загрязненных в результате аварии на химкомбинате "Маяк" территориях. Дополнительным источником загрязнения реки является смыв радионуклидов с водосборной поверхности водотока.
Программой предусматриваются организация и осуществление гидрохимических и гидрологических наблюдений в створах рек Теча и Караболка с расчетом годового объема выноса изотопов техногенного происхождения через контрольные створы.
Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду за счет прекращения сброса загрязненных сточных вод включают:
координацию деятельности по организации соблюдения режима водоохранных зон водоемов, являющихся источниками питьевого водоснабжения и рекреационными зонами крупных промышленных городов Челябинской области;
проведение комплекса мер, направленных на стабилизацию экологического состояния озер Большой Кисегач и Еловое;
строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации;
проверку эффективности выполнения мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов.
Координация деятельности по организации соблюдения режима водоохранных зон осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Озера курортной зоны Большой Кисегач и Еловое, являющиеся памятниками природы регионального значения, испытывают большую рекреационную нагрузку. Предварительные исследования 2004 года показали необходимость незамедлительного, тщательного и всестороннего исследования особенностей развития экосистем озер, мониторинга их состояния и проведения комплекса мер по их стабилизации.
Программой предусмотрены ведение исследований, получение рекомендаций и реализация мероприятий по стабилизации состояния системы озер курорта "Кисегач".
Значительное, а иногда решающее влияние на экологическое состояние водных объектов, в том числе в черте населенных пунктов и зонах отдыха, оказывают предприятия, осуществляющие отведение в них недостаточно очищенных сточных вод. В 2004 году из 666,0 млн. куб. метров загрязненных сточных вод 404,3 млн. куб. метров (60 процентов) сбросили предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Очистные сооружения на этих предприятиях требуют реконструкции. По состоянию на 1 января 2004 года на территории Челябинской области действует 152 очистных сооружения, 151 из которых не обеспечивает нормативной очистки сточных вод. Основными причинами являются их полный моральный и физический износ, отсутствие сооружений по доочистке сточных вод,
Программой предусматриваются строительство и реконструкция очистных сооружений канализации с введением их в эксплуатацию к 2010 году полностью или частично.
Предусматривается завершить реконструкцию:
сооружений доочистки сточных вод на очистных сооружениях курорта "Кисегач" с доведением качества сбрасываемых сточных вод до ПДК;
очистных сооружений канализации поселка Полетаево-1 Сосновского района с доведением их мощности до 1 200 куб. метров в сутки;
городских очистных сооружений канализации города Карабаша с доведением качества сточных вод до норм предельно допустимых сбросов;
коллектора бытовой канализации (переход через реку) в городе Миассе.
Планируется завершить строительство подземной части самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков от станции Кварцит в городе Златоусте.
Планируется продолжить реконструкцию городских ОСК городов Миасса и Магнитогорска. При реконструкции ОСК города Миасса предусматривается выполнение к 2010 году следующего комплекса работ: реконструкция здания решеток, реконструкция аэротенков, отстойников, расширение станции доочистки, реконструкция станции ультрафиолетового обеззараживания. При реконструкции ОСК города Магнитогорска планируется завершить работы на самотечном коллекторе очистных стоков в земле диаметром 1200 мм, реконструировать вторичные отстойники, насосно-воздуходувную станцию, блок доочистки, здания решеток, первичные отстойники, аэротенки.
Программой предусматривается выполнение работ по сбору, учету и анализу данных о выполнении мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов, проверке сокращения сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Предусматривается комплексная оценка и прогноз состояния Шершневского водохранилища.
На реализацию мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод предусматривается направить 783 291,5 тыс. рублей, в том числе 577 391,5 тыс. рублей из областного бюджета, из них 553 991,5,5 тыс. рублей капитальных вложений (таблица 2 приложения 1).
В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
прекращение сбросов недостаточно очищенных стоков в объеме 4,6 тыс. куб. метров в сутки в водоемы курорта "Кисегач";
сокращение сбросов неочищенных и недостаточно очищенных стоков в реку Миасс, Шершневское и Аргазинское водохранилища на 6,2 тыс, куб. метров в сутки;
контроль трансграничного переноса загрязнения 10 водными объектами в 13 приграничных контрольных створах;
контроль уровня радиоактивного загрязнения рек Теча и Караболка в семи контрольных створах с расчетом годового объема выноса техногенных радионуклидов (стронция-90, цезия-137, трития) через контрольные створы на этих реках;
контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон, организацию и осуществление проверок соблюдения режима водоохранных зон;
ввод в эксплуатацию пяти водоохранных объектов общей мощностью 10,8 тыс. куб. метров в сутки в сроки, указанные в таблице 1.
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
Наименование объекта | Единица | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
| измерения | год | год | год | год | год
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Реконструкция |км |0,06 |- |- |- |-
коллектора бытовой| | | | | |
канализации в городе| | | | | |
Миассе (переход через| | | | | |
реку) | | | | | |
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Реконструкция ОСК|куб.м в |- |5000 |- |- |-
города Карабаша |сутки | | | | |
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Строительство |пог.м |- |3180 |- |- |-
самотечного | | | | | |
коллектора сточных| | | | | |
вод на левобережных| | | | | |
очистных сооружениях| | | | | |
города Магнитогорска | | | | | |
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Строительство |тыс.куб. м,|- |- |55000 |- |-
подземной части| | | | | |
самотечного тоннеля| | | | | |
хозяйственно-бытовых |пог.м | | |4300 | |
стоков в городе| | | | | |
Златоусте | | | | | |
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Реконструкция ОСК|куб.м в |- |~ |- |1200 |-
станции Полетаево-1|сутки | | | | |
Сосновского района | | | | | |
---------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+-------
Реконструкция ОСК,|куб.м в |5800 |- |- |- |-
канализационного |сутки, |- |- |- |- |-
напорного коллектора|пог. м, |- |- |- |- |4600
с канализационно-|куб.м в |480 |- |- |- |-
напорной станцией|час | | | | |
курорта "Кисегач" | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
9. По направлению "Охрана окружающей среды от загрязнения особо опасными и другими отходами" Программой предусматривается реализация следующих мероприятий;
организация и осуществление работ по обезвреживанию и утилизации особо опасных отходов;
разработка концепции обращения с ТКО на территории Челябинской области;
выполнение мероприятий по оценке влияния мест размещения (захоронения) ТКО на окружающую среду.
Челябинская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по объемам образующихся отходов, в том числе токсичных промышленных отходов. В общей массе образовавшихся отходов основную долю (около 78 процентов) составляют практически неопасные, 21 процент - малоопасные отходы. Около одного процента составляют опасные, в том числе радиоактивные отходы. Актуальной задачей является обеспечение их сбора, безопасной транспортировки и утилизации.
На территории Челябинской области (по данным 2004 года) зарегистрировано 35 предприятий различных форм собственности, эксплуатирующих 1 500 источников ионизирующего излучения. В целях учета и контроля движения источников ионизирующего излучения требуются организация и функционирование системы обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
По данным инвентаризации 2004 года, на начало 2005 года на территории Челябинской области накоплено 144 тонны запрещенных и пришедших в негодность бесхозных пестицидов. Согласно прогнозу ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Челябинской области" в течение 2006-2010 годов необходимо обезвредить 125 тонн накопленных на территории Челябинской области бесхозных пестицидов.
По состоянию на начало 2005 года на 1 313 городов и населенных пунктов Челябинской области приходилось 662 объекта организованного размещения ТКО. Из всех объектов только 377 (59 процентов) имеют оформленный в установленном порядке землеотвод, только 16 (2,5 процента) - проектно-сметную документацию. За исключением полигонов городов Озерска и Снежинска, на территории Челябинской области нет полигонов и мест размещения ТКО, удовлетворяющих санитарным и экологическим требованиям.
Создание и обеспечение функционирования областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Законом Челябинской области "О радиационной безопасности населения Челябинской области".
С 2001 года в составе главного управления по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (в настоящее время - Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области) функционирует Челябинский областной центр государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Ведется оперативный и ежегодный статистический учет источников ионизирующего излучения, осуществляется передача информации в центральный информационно-аналитический центр учета и контроля при Федеральном агентстве по атомной энергии.
Программой предусматривается обеспечение функционирования областной системы учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Организация и осуществление работ по обезвреживанию и утилизации пришедших в негодность бесхозных пестицидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Планируется организация работ по сбору, вывозу и уничтожению бесхозных, пришедших в негодность, запрещенных к употреблению пестицидов (далее - пестициды).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области определяет базовый склад (склады) и организует сбор на нем партий подлежащих уничтожению пестицидов в объемах, соответствующих объемам финансирования, предусмотренным Программой. Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области организует работы по уничтожению пестицидов, включая их доставку на специальный полигон.
Разработка концепции обращения с ТКО на территории Челябинской области предусматривается на первом этапе реализации Программы. Проектом концепции планируется определить правовые и экономические механизмы создания инфраструктуры обращения с ТКО и рекомендовать меры для их реализации. Комплекс мер по сокращению количества ТКО, размещение которых не отвечает санитарным и экологическим требованиям, должен включать организационные и финансовые механизмы реализации концепции, источники финансирования предложенных к выполнению мероприятий.
В Программе планируется проведение обследования мест размещения ТКО на территориях 290 муниципальных образований Челябинской области, подготовка и корректировка исходных данных для разработки концепции и целевых программ по обращению с ТКО на территории Челябинской области.
На реализацию мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения особо опасными и другими отходами планируется направить из областного бюджета 40 335,0 тыс. рублей (таблица 3 приложения 1).
В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
учет радиоактивных отходов на территории Челябинской области и контроль за обращением с радиоактивными веществами;
уничтожение 125 тонн (100 процентов) бесхозных отходов сельского хозяйства 1 и 2 классов опасности (бесхозных пестицидов), подлежащих обезвреживанию;
разработку концепции обращения с ТКО на территории Челябинской области, определение механизма и источников реализации комплекса мер по сокращению количества ТКО, размещение которых не отвечает санитарным и экологическим требованиям;
учет состояния мест размещения ТКО на территориях 290 муниципальных образований Челябинской области и контроль за их состоянием.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 января 2007 г. N 430 в пункт 10 приложения к настоящему постановлению внесены изменения
10. По направлению "Охрана и восстановление ООПТ, растительного и животного мира" Программой предусматривается обеспечить;
поддержание режима особой охраны ООПТ;
обеспечение функционирования сети ООПТ;
наблюдение и контроль состояния ООПТ;
сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира на территории Челябинской области.
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ регионального значения отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и являются собственностью субъектов Российской Федерации. Основная задача создаваемых и действующих ООПТ на территории Челябинской области - сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное оздоровительное значение.
В 2002 году принят Закон Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области", регламентирующий отношения по образованию, охране и использованию ООПТ регионального и местного значения. Научно-исследовательские и практические работы, необходимые для получения материалов, обосновывающих образование ООПТ в соответствии с требованиями законодательства Челябинской области, были включены в областную целевую Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2001-2005 годы в процессе ее выполнения. В 2005 году начаты работы по комплексному экологическому обследованию, разработке проектов границ, ведению мониторинга и государственного кадастра ООПТ. Актуальной задачей является продолжение работ по научно-техническому обеспечению функционирования сети ООПТ, организации и обеспечению режима особой охраны таких территорий.
Важным и неотъемлемым элементом окружающей среды является животный мир. Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания регулируются Федеральным законом "О животном мире". Работы по охране и контролю за использованием объектов животного мира, контролю за редкими и исчезающими видами живых организмов в соответствии с полномочиями органов государственной власти Челябинской области включены в Программу в целях сохранения биологического разнообразия животного мира на территории Челябинской области.
На территория Челябинской области находятся 20 государственных заказников и 167 памятников природы регионального значения (приложение 4). В соответствии с действующим законодательством функционирование и поддержание режима государственных природных заказников осуществляется администрацией ООПТ, памятников природы регионального значения - соответствующими охраняющими субъектами.
Поддержание режима особой охраны ООПТ включает обозначение на местности границ ООПТ специальными информационными знаками, рекреационное обустройство (строительство малых архитектурных форм - беседок, столов, скамеек и других), очистку территории от захламления, вывоз мусора и другие работы.
Для государственных природных заказников комплекс мероприятий по поддержанию режима особой охраны дополнительно включает:
разработку материалов охотустройства заказников в целях обеспечения научно обоснованного воспроизводства, охраны и защиты объектов животного и растительного мира на его территории;
биотехнические мероприятия в целях сохранения биоразнообразия животного и растительного мира на территории заказников;
регулирование численности диких животных;
материально-техническое обеспечение администраций государственных природных заказников.
В целях обеспечения функционирования сети ООПТ Программой предусматриваются следующие мероприятия:
комплексное экологическое обследование государственных природных заказников и памятников природы регионального значения в соответствии с требованиями законодательства;
разработка проекта границ ООПТ и их охранных зон, а также положения о памятниках природы регионального значения;
разработка схемы развития и размещения ООПТ;
организация и ведение государственного кадастра ООПТ.
По результатам комплексного экологического обследования будет определен режим использования и охраны существующих ООПТ. Анализ полученных материалов позволит сделать заключение о целесообразности сохранения статуса ООПТ.
Разработка схемы развития и размещения ООПТ позволит планировать принятие решений об образовании новых ООПТ на территории Челябинской области.
Работы по организации и ведению государственного кадастра ООПТ выполняются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий". Государственный кадастр ООПТ содержит регулярно обновляемые сведения обо всех ООПТ, позволяет эффективно осуществлять контроль за соблюдением режима их особой охраны, учитывать потенциал ООПТ при планировании социально-экономического развития Челябинской области.
Программой предусматриваются организация и осуществление работ по наблюдению за состоянием заказников, памятников природы, а также осуществление контроля функционирования ООПТ.
Результаты наблюдений позволят выявлять изменения состояния ООПТ, их отдельных составляющих, прогнозировать состояние ООПТ и оперативно реагировать на выявленные негативные изменения.
Использование при осуществлении контроля за охраной и функционированием ООПТ данных лабораторных замеров позволит оперативно реагировать на нарушения режима ООПТ, привлекать его нарушителей к административной ответственности.
В целях сохранения видового многообразия растений и животных на территории Челябинской области и в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О животном мире" в Челябинской области учреждена Красная книга Челябинской области. Программой предусматриваются работы по ведению Красной книги Челябинской области, которые осуществляются в порядке, определенном постановлением Правительства Челябинской области от 22 мая 2003 года N 63.
На реализацию мероприятий по охране и восстановлению ООПТ, растительного и животного мира планируется направить 106 419,0 тыс. рублей областного бюджета (таблица 4 приложения 1).
В результате реализации предусмотренных мероприятий предлагается обеспечить:
разработку для 95 ООПТ проектов границ общей протяженностью 1 843,18 километра, утверждение положений об ООПТ и их охранных зонах;
комплексное экологическое обследование 30 ООПТ;
ежегодный контроль за состоянием 32-х ООПТ;
соблюдение и поддержание режима особой охраны на 202-х ООПТ;
благоустройство территории в целях рекреационного использования 20 государственных природных заказников, 34-х памятников природы (боров);
ведение Красной книги Челябинской области;
разработку схемы развития и размещения ООПТ.
11. По направлению "Обеспечение населения информацией о состоянии и охране окружающей среды" Программой предусматривается проведение следующих мероприятий:
публичные обсуждения вопросов охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности;
обеспечение населения достоверной информацией через средства массовых коммуникаций;
подготовка, издание и распространение печатной продукции по вопросам охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности.
Согласно современным социологическим исследованиям, в том числе проведенным на территории Челябинской области, основными источниками получения информации являются: публикации в прессе, теле- и радиопередачи, а также такие современные средства массовой коммуникации, как Интернет и электронная почта. Достаточно привлекательными для населения, представителей общественных движений, партий и организаций являются выступления специалистов по определенной тематике, научные публикации, конференции, семинары. Вместе с тем проблемой является низкая степень доверия к информации, размещаемой в официальных источниках, а также к официальной информации, предоставляемой органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления.
Программой предусматривается проведение просветительской работы, организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, предметных олимпиад и конкурсов по вопросам охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности. Кроме традиционных, планируется использовать такие формы просветительской деятельности, как организация и обеспечение работы летней экологической школы.
Программой предусматривается подготовка материалов по актуальным вопросам охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности, их размещение в периодических изданиях, на радио и телевидении. Предусматривается также продолжение работы по развитию и поддержанию Интернет-ресурса "Экология Челябинской области" на официальном сайте Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, созданию и поддержанию функционирования оперативного информационно-аналитического сайта "Южноуральская погода" государственного учреждения "Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Программой предусматриваются подготовка и выпуск периодического издания по вопросам охраны окружающей среды, подготовка и издание сборников, докладов, тезисов конференций, другой печатной продукции.
На реализацию мероприятий по информационному обеспечению населения о состоянии и охране окружающей среды предполагается направить 13 035 тыс. рублей из областного бюджета (таблица 5 приложения 1).
В результате реализации Программы предлагается обеспечить:
организацию 40 мероприятий публичного обсуждения и изучения вопросов охраны окружающей среды;
подготовку, издание и распространение печатной продукции по вопросам охраны окружающей среды тиражом не менее 4 000 экземпляров;
создание специального сайта о погоде, поддержание работы специального раздела "Экология Челябинской области" на официальном сайте Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области;
обеспечение населения достоверной информацией через средства массовых коммуникаций.
12. По направлению "Информационное обеспечение принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности" Программой предусматриваются следующие мероприятия:
разработка концепции основных направлений охраны окружающей среды на территории Челябинской области;
оценка воздействия неблагоприятных факторов загрязнения природной среды на здоровье населения;
информационное обеспечение органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности;
обеспечение функционирования и развития реестра объектов экологического мониторинга.
Подготовка и принятие решений органами государственной власти Челябинской области в сфере охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности, их реализация в рамках полномочий, определенных федеральным и региональным законодательством, требуют организации работ по сбору, обработке и анализу данных об источниках загрязнения и их влиянии на окружающую среду, здоровье населения, о результатах исполнения и эффективности ранее принятых решений.
Концепция основных направлений охраны окружающей среды на территории Челябинской области будет представлена как система мер, обращенных на создание экологически безопасной среды обитания людей, на сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории Челябинской области.
Оценка воздействия неблагоприятных факторов загрязнения природной среды на здоровье населения предусматривает выполнение мероприятий Программы по двум направлениям.
Первое направление - оценка техногенного и природного радиационного воздействия на население.
Радиоактивное загрязнение природной среды искусственными радионуклидами на территории Челябинской области определяется в основном стратосферными выпадениями долгоживущих радионуклидов (в результате испытаний ядерного оружия в 60-х годах), радиационными авариями на ФГУП "Производственное объединение "Маяк" (сброс радиоактивных отходов в реку Теча в 1949-1956 году, авария в 1957 году, ветровой перенос высокоактивных донных отложений озера Карачай в 1967 году), текущими газоаэрозольными выбросами указанного предприятия.
В результате радиационных аварий в северной части Челябинской области сформировалась зона радиоактивного загрязнения общей площадью более 20 тыс. квадратных километров. В зону влияния ФГУП "Производственное объединение "Маяк" входят шесть административных территорий Челябинской области общей численностью 277,1 тыс. человек.
Средняя эффективная доза техногенного облучения для населения Челябинской области в 2003 году составила 0,016 миллизиверта в год (далее - мЗв в год), для жителей зоны радиоактивного загрязнения - 0,12 мЗв в год. Для отдельных критических групп населения села и станции Муслюмово, расположенных на реке Теча, значение средней годовой эффективной дозы техногенного облучения превышает 1 мЗв в год.
В целях обеспечения органов государственной власти Челябинской области информацией о радиоактивном загрязнении природной среды и уровнях облучения населения в Челябинской области организована и функционирует территориальная система радиационного мониторинга, включающая подсистему радиационного мониторинга окружающей среды государственного учреждения "Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и подсистему мониторинга радиационного воздействия на человека ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области". Основу системы составляет сеть постов в зоне влияния потенциально опасных ядерных объектов и постов фонового мониторинга.
Программой предусматривается обеспечение функционирования территориальной системы радиационного мониторинга в режиме предоставления ежедневной оперативной информации о динамике радиационной обстановки на территории Челябинской области с последующей оценкой уровней техногенного облучения населения, проживающего в зоне влияния потенциально опасных ядерных объектов.
Программой предусматриваются организация и проведение работ по оценке техногенного и природного радиационного воздействия на население Челябинской области с подготовкой радиационно-гигиенических паспортов территории Челябинской области и территорий отдельных муниципальных образований.
Второе направление мероприятий Программы - оценка воздействия на здоровье населения неблагоприятных факторов загрязнения природной среды.
Работы по использованию методологии оценки риска начаты в рамках областных целевых природоохранных программ 1997-2000 и 2001-2005 годов. Проведена инвентаризация данных для оценки риска причинения вреда здоровью населения на территориях высокого и повышенного относительного эпидемиологического территориального риска (Магнитогорск, Челябинск, Кыштым, Пласт, Миасс, Карталы, Карабаш и другие), выполнена оценка риска для населения города Карабаша.
Программой предусматриваются подготовка, издание и распространение ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей среды в Челябинской области, включая информацию о санитарно-эпидемиологической и гидрометеорологической обстановке, и о мониторинге окружающей среды. Предполагается общий ежегодный тираж докладов в количестве 600 экземпляров.
В целях обеспечения функционирования и развития реестра объектов экологического мониторинга будет осуществлен перевод в электронный вид и накопление имеющихся данных об экологической ситуации на территории Челябинской области, источниках негативного воздействия на окружающую среду. Обработка и отображение этих данных с применением новейших информационных технологий является актуальной задачей управления в сфере охраны окружающей среды, обеспечения радиационной и экологической безопасности.
В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 28 ноября 2003 года N 504 "Об организации управления подсистемами экологического мониторинга" в 2004 году начаты работы по созданию реестра объектов экологического мониторинга по подсистемам мониторинга окружающей среды, мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга животного и растительного мира. Программой предусматривается продолжение формирования реестра и пополнение его новыми данными.
На реализацию мероприятий по информационному обеспечению принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности предусматривается направить 25 580,0 тыс. рублей областного бюджета (таблица 6 приложения 1).
В результате реализации предусмотренных мероприятий предлагается обеспечить:
разработку концепции основных направлений охраны окружающей среды на территории Челябинской области;
функционирование 25 постов территориальной системы радиационного мониторинга;
оценку воздействия неблагоприятных факторов загрязнения природной среды, в том числе радиационных, на здоровье населения в семи муниципальных образованиях Челябинской области;
подготовку и ежегодное издание комплексного доклада о состоянии окружающей среды в Челябинской области тиражом 600 экземпляров;
ведение реестра объектов экологического мониторинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.