Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 24 июня 2003 г. N 27/6
Положение
о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Челябинска
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Уставом города Челябинска.
2. Положение определяет порядок и единые на территории города Челябинска правила создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий (далее - Предприятие), муниципальных учреждений (далее - Учреждение).
3. Полномочия собственника муниципального имущества, переданного Предприятиям и Учреждениям, от имени муниципального образования "Город Челябинск" осуществляет Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее Комитет).
4. В Положении используются следующие понятия:
1) Муниципальное унитарное предприятие (далее муниципальное предприятие) - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения.
2) Муниципальное казенное предприятие (далее казенное предприятие) - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве оперативного управления.
3) Муниципальные предприятия и казенные предприятия (далее - Предприятие) - действуют в целях решения экономических и социальных задач, стоящих перед городом Челябинском, на основе извлечения прибыли.
4) Муниципальное учреждение (далее - Учреждение) - это некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемая из городского бюджета полностью или частично и обладающая правами юридического лица.
5) Отраслевое Управление - Управление Администрации города, курирующее отрасль, соответствующую основной деятельности Предприятия (Учреждения).
6) Орган регистрации - орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения регистрируемого юридического лица.
II. Предприятия и Учреждения города Челябинска
5. Учредителем Предприятия по поручению Главы города выступает Комитет. Учредителем Учреждения по поручению Главы города выступает Комитет либо Отраслевое управление, имеющее право быть учредителем учреждений в соответствии с положением о данном Отраслевом управлении, и (или) администрация района в городе, в зависимости от уровня подчинения.
6. Комитет осуществляет полномочия собственника и контроль за использованием и распоряжением имущества, переданного Предприятию по договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Отраслевое управление и (или) администрация района в городе, в зависимости от уровня подчинения, осуществляет контроль за деятельностью Предприятия в части управления, выполнения уставных задач, структуры, перспективы развития, планирования деятельности и ликвидации Предприятия, а также дает Предприятию необходимые обязательные указания в соответствии с положением о данном Отраслевом управлении.
7. Предприятие создается в случаях и с целями, определенными действующим законодательством.
8. Учредительным документом Предприятия является его устав, согласованный с Отраслевым управлением и (или) администрацией района в городе, в зависимости от уровня подчинения, утвержденный Комитетом, в порядке, указанном в пункте 24 настоящего Положения, и зарегистрированный Органом регистрации.
9. Устав Предприятия должен содержать:
1) полное и сокращенное фирменные наименования Предприятия;
2) указание на местонахождение Предприятия, определяемое местом его государственной регистрации;
3) указание на возможность обладания и использования иных средств индивидуализации (печатей, штампов, бланков, товарных знаков), зарегистрированных в установленном порядке;
4) цели, предмет, виды деятельности Предприятия;
5) сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества Предприятия;
6) наименование органа Предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
7) порядок назначения на должность руководителя Предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) перечень фондов, создаваемых Предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
9) сведения о размере уставного фонда муниципального предприятия, о порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;
10) сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
11) иные сведения, предусмотренные действующим законодательством.
10. Фирменное наименование Предприятия должно соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в частности, должно содержать указание на собственника его имущества, организационно-правовую форму и характер деятельности. Указанием на организационно-правовую форму Предприятия в фирменном наименовании являются слова "Муниципальное унитарное предприятие" или "Муниципальное казенное предприятие".
11. Имущество, находящееся в муниципальной собственности города Челябинска, закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного введения для муниципального предприятия и на праве оперативного управления для казенного предприятия, что отражается на балансе и в уставе Предприятия. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия.
12. Уставный фонд муниципального предприятия полностью формируется и утверждается Комитетом за счет денежных средств, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества и иных прав, имеющих денежную оценку. Порядок формирования и определение размера уставного фонда муниципального предприятия, изменение его размера осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
13. Учреждение создается в соответствии с планами и программами социального и экономического развития города для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей населения города.
14. Учредительными документами Учреждения являются решение Главы города о его создании и устав, для органа управления - решение Главы города о его создании и положение. Устав согласовывается с Комитетом, утверждается учредителем в порядке, указанном в пункте 24 настоящего Положения, и регистрируется Органом регистрации. Положение Учреждения согласовывается с Комитетом, утверждается Главой города по согласованию с соответствующей комиссией Челябинской городской Думы и регистрируется Органом регистрации.
15. Устав (положение) Учреждения должен содержать:
1) полное и сокращенное фирменные наименования Учреждения;
2) указание на возможность обладания и использования иных средств индивидуализации, зарегистрированными в установленном порядке;
3) указание на местонахождение Учреждения, определяемое местом его государственной регистрации;
4) цели, предмет, виды деятельности Учреждения;
5) для Учреждения, которому предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, - указание конкретных видов такой деятельности.
6) сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества Учреждения;
7) наименование руководящего органа Учреждения (руководитель, заведующий, главный врач, директор).
В соответствии с целями и задачами Учреждения устав (положение) может быть дополнен другими разделами, связанными со спецификой деятельности Учреждения, в соответствии с действующим законодательством.
16. Учреждению передается имущество, находящееся в муниципальной собственности города Челябинска, и закрепляется за ним на праве оперативного управления, что отражается в уставе Учреждения.
17. Имущество, поступающее в самостоятельное распоряжение Учреждения, которому в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, является муниципальной собственностью и учитывается на отдельном балансе.
18. Фирменное наименование Учреждения должно содержать указание на собственника его имущества, организационно-правовую форму и характер деятельности.
19. Права юридического лица у Предприятия (Учреждения) возникают с момента его государственной регистрации.
20. Сведения о созданном Предприятии (Учреждении) вносятся Комитетом в реестр муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Челябинска на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
III. Порядок создания Предприятия и Учреждения
21. Решение о создании Предприятия принимается Главой города Челябинска на основании совместного представления Комитета, Отраслевого управления и (или) администрации района в городе, в зависимости от уровня подчинения, согласованного с Управлением экономики и Управлением финансов Администрации города.
Решение о создании Учреждения принимается Главой города Челябинска на основании представления учредителя, согласованного с Комитетом, Управлением экономики и Управлением финансов Администрации города.
22. К представлению прилагается технико-экономическое и (или) социальное обоснование, которое представляет собой заключение о целесообразности создания Предприятия (Учреждения) с точки зрения развития и сохранения городской инфраструктуры, сложившихся потребностей населения города в производстве продукции (товаров), выполнения работ и оказания услуг, защиты окружающей природной среды.
23. Представление рассматривается Главой города в тридцатидневный срок. По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
1) Решение о создании Предприятия (Учреждения), которое оформляется распоряжением Главы города. В распоряжении указываются:
- цели создания;
- предмет деятельности;
- инициатор создания Предприятия (Учреждения);
- перечень имущества, передаваемого Предприятию;
- поручение соответствующему органу городского самоуправления, выступить учредителем Предприятия (Учреждения), утвердить его устав, обеспечить передачу и закрепление за ним имущества, а также заключить трудовой договор с руководителем Предприятия (Учреждения);
- место нахождения Предприятия (Учреждения).
2) Решение об отказе в создании Предприятия (Учреждения), которое оформляется письмом Главы города с обоснованием причин отказа.
24. Устав Предприятия (Учреждения) разрабатывается учредителем на основании типового устава (приложение 1, 2 к Положению) и утверждается приказом. Проект устава Предприятия должен быть согласован с Управлением экономики, Отраслевым управлением и (или) администрацией района в городе в зависимости от уровня подчинения. В случае, когда учредителем Учреждения выступает Отраслевое управление, проект устава Учреждения должен быть согласован с Комитетом.
25. После утверждения устава учредитель производит государственную регистрацию Предприятия (Учреждения) в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
26. Комитет наделяет вновь созданное Предприятие уставным фондом, определяет его состав и стоимость. В течение трех месяцев после государственной регистрации Предприятия Комитет утверждает акты приема-передачи муниципального имущества, заключает договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (для казенного предприятия).
Уставный фонд Учреждения и казенного предприятия не формируется. Комитет определяет состав и стоимость имущества, которым наделяется Учреждение или казенное предприятие, утверждает акты приема - передачи, заключает договор о закреплении имущества на праве оперативного управления.
27. Предприятие (Учреждение) в десятидневный срок с момента государственной регистрации обязано:
1) представить в Комитет копии следующих документов:
- устава;
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
- информационного письма Челябинского областного комитета государственной статистики об учете в Едином государственном регистре предприятий, и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
2) заключить договор о закреплении имущества соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на первую отчетную дату после даты регистрации Предприятия (Учреждения).
28. Назначение на должность руководителя Предприятия (Учреждения) и заключение с ним трудового договора осуществляется в срок не позднее тридцати дней после государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
29. При внесении изменений и дополнений в устав Предприятия (Учреждения) проект изменений устава согласовывается и утверждается в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения.
30. На основании документов, указанных в пункте 27 настоящего Положения Комитет издает приказ о внесении соответствующих изменений в реестр муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Челябинска.
IV. Реорганизация Предприятия и Учреждения
31. Реорганизация Предприятия по решению Главы города производится на основании мотивированного представления Комитета с учетом мнения Отраслевого управления и (или) администрации района в городе, в зависимости от уровня подчинения, и руководителя Предприятия.
Реорганизация Учреждения по решению Главы города производится на основании мотивированного представления Учредителя с учетом мнения Комитета и руководителя Учреждения.
32. Письменное представление о реорганизации рассматривается Главой города в тридцатидневный срок, а в случаях, когда необходимость реорганизации, вызвана резким ухудшением финансово-хозяйственного состояния Предприятия (Учреждения) - в двухнедельный срок. По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
1) решение о реорганизации Предприятия (Учреждения), которое оформляется распоряжением Главы города. В распоряжении указываются:
- цели реорганизации;
- инициатор проведения реорганизации;
- форма реорганизации;
- поручение учредителю письменно уведомить о реорганизации кредиторов Предприятия (Учреждения), а также утвердить передаточный акт либо разделительный баланс реорганизуемого юридического лица.
2) решение об отказе в реорганизации, которое оформляется письмом Главы города с обоснованием причин отказа.
33. Реорганизация Предприятия (Учреждения) может быть осуществлена в форме:
1) слияния двух или нескольких Предприятий (Учреждений);
2) присоединения к Предприятию (Учреждению) одного или нескольких Предприятий (Учреждений);
3) разделения Предприятия (Учреждения) на два или несколько Предприятий (Учреждений);
4) выделения из Предприятия (Учреждения) одного или нескольких Предприятий (Учреждений);
5) преобразования Предприятия (Учреждения) в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
34. Предприятия (Учреждения) могут быть реорганизованы в форме слияния, присоединения или разделения только без изменения организационно-правовой формы и если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
35. Предприятие может быть преобразовано в Учреждение в соответствии с действующим законодательством.
36. Преобразование Предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации и программой приватизации муниципального имущества в городе Челябинске.
37. При реорганизации Предприятий (Учреждений) все права и обязанности реорганизованных юридических лиц переходят к вновь созданным Предприятиям (Учреждениям) в соответствии с действующим законодательством.
38. Предприятие (Учреждение) обязано в двухнедельный срок с момента принятия решения о его реорганизации подготовить и представить учредителю проект устава каждого вновь возникающего Предприятия (Учреждения), создаваемого путем реорганизации. Проект устава Предприятия должен быть согласован с Отраслевым управлением и (или) администрацией района в городе, в зависимости от уровня подчинения. В случае, когда учредителем Учреждения выступает Отраслевое управление, проект устава Учреждения должен быть согласован с Комитетом.
39. Учредитель Предприятия (Учреждения) в двухнедельный срок с момента представления устава издает приказ, которым утверждает представленный устав (уставы).
40. Каждое вновь возникшее Предприятие (Учреждение), созданное путем реорганизации, после утверждения устава проходит государственную регистрацию в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
41. Предприятие (Учреждение), созданное путем реорганизации, в двухнедельный срок с момента принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации обязано выполнить действия, указанные в пункте 27 настоящего Положения. На основании представленных документов Комитет издает приказ о внесении соответствующих изменений в реестр муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Челябинска.
42. Назначение на должность руководителя каждого вновь возникшего Предприятия (Учреждения), созданного путем реорганизации, и заключение с ним трудового договора осуществляется в тридцатидневный срок после государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
43. Предприятие (Учреждение) считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации последнего из вновь созданных юридических лиц Органом регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
При реорганизации Предприятия (Учреждения) в форме присоединения к другому Предприятию (Учреждению) первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного Предприятия (Учреждения) Органом регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
V. Ликвидация Предприятия и Учреждения
44. Ликвидация Предприятий производится решением Главы города по представлению Комитета с учетом мнения Отраслевого управления и (или) администрацией района в городе, в зависимости от уровня подчинения.
Ликвидация Учреждений производится решением Главы города по представлению Учредителя с учетом мнения Комитета. Ликвидация Учреждений социальной сферы может быть осуществлена только с согласия Челябинской городской Думы после проведения экспертизы учреждений социальной сферы. Порядок проведения экспертизы учреждений социальной сферы приведен в приложении 3 к Положению.
45. Предприятие (Учреждение) может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
46. Основаниями ликвидации Предприятия (Учреждения) по решению Главы города могут являться:
1) нецелесообразность продолжения деятельности Предприятия (Учреждения);
2) истечение срока, на который создано Предприятие (Учреждение);
3) достижение цели, ради которой создано Предприятие (Учреждение);
4) ведение хозяйственной деятельности Предприятием, повлекшее за собой утрату, порчу муниципального имущества, использование его не по целевому назначению;
5) если стоимость чистых активов Предприятия становится меньше установленного законодательством на дату государственной регистрации Предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда;
6) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
47. Муниципальное предприятие по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Основания признания судом муниципального предприятия банкротом, а также порядок его ликвидации устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов при этом удовлетворяются в очередности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
48. Решение Главы города о ликвидации Предприятия (Учреждения) оформляется распоряжением, в котором указывается ликвидатор, поручение ликвидатору выполнить действия, предусмотренные действующим законодательством, сроки ликвидации и порядок финансирования ликвидатора.
49. Ликвидатором Предприятия (Учреждения) выступает либо ликвидационная комиссия, состав которой утверждается распоряжением Главы города о ликвидации Предприятия (Учреждения), либо юридическое или физическое лицо, действующее по договору поручения, заключенному с Комитетом.
50. Учредитель не позднее трех дней с даты принятия решения о ликвидации Предприятия (Учреждения) в письменной форме обязан уведомить Орган регистрации о принятом решении, а также о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
51. С момента назначения ликвидатора к нему переходят все полномочия по управлению делами Предприятия (Учреждения).
52. Ликвидатор осуществляет ликвидацию Предприятия (Учреждения) в установленном действующим законодательством порядке.
53. Промежуточный ликвидационный баланс Предприятия (Учреждения), который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения, утверждается учредителем Предприятия (Учреждения). В случае, когда учредителем Учреждения является Отраслевое управление, промежуточный ликвидационный баланс Учреждения согласовывается Комитетом.
54. Если имеющиеся у ликвидируемого муниципального предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет продажу имущества закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При установленной недостаточности средств Предприятия для погашения кредиторской задолженности ликвидатор обращается в арбитражный суд с заявлением о признании Предприятия банкротом.
55. По обязательствам казенного предприятия или Учреждения при недостаточности его имущества субсидиарную ответственность несет муниципальное образование.
56. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителем Предприятия (Учреждения) по согласованию с Комитетом.
57. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Предприятия (Учреждения) передается Комитету для принятия решения о дальнейшем его использовании.
58. Ликвидация Предприятия (Учреждения) считается завершенной, а Предприятие (Учреждение) - прекратившим свое существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
59. Ликвидатор в двухнедельный срок после внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц обязано предоставить Учредителю и в Комитет копию свидетельства о ликвидации юридического лица и свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, на основании которого Комитет издает приказ о внесении соответствующих изменений в реестр муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Челябинска.
Секретарь Челябинской городской Думы |
В.И.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.