Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Магнитогорска
Челябинской области
от 2 ноября 2012 г. N 14195-П
Ведомственная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Магнитогорске
на 2015-2017 годы"
22 ноября 2013 г., 9 октября, 23 декабря 2014 г., 26 марта, 5 июня, 30 октября 2015 г.
Пояснительная записка
Город Магнитогорск входит в число городов Челябинской области с высоким уровнем риска возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это обусловлено особенностями его географического положения, а также особенностями размещения потенциально опасных предприятий на территории города. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития города Магнитогорска во многом зависят от уровня безопасности объектов жизнеобеспечения, экономической и социальной инфраструктуры, организаций, населения.
Уровень безопасности в чрезвычайных ситуациях определяется состоянием защищенности от вредных техногенных, природных и экологических факторов.
Чрезвычайные ситуации (далее по тексту - ЧС) - аварии, катастрофы, стихийные бедствия - наносят ущерб окружающей природной среде, угрожают жизни и здоровью людей, несут значительные материальные потери и нарушают устойчивость работы объектов жизнеобеспечения населения.
Уровень безопасности в ЧС оказывается главным показателем эффективности работы органов управления по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий. Через регулирование государственными органами власти, органами местного самоуправления и при непосредственном участии населения можно добиться высокого уровня безопасности в ЧС.
Главной задачей предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения ЧС, снижение материальных потерь, размеров ущерба окружающей среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.
Основная задача администрации города Магнитогорска по локализации и ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий - обеспечить необходимый уровень безопасности населения и территории в ЧС, при котором источники ЧС не смогут стать противодействующим фактором устойчивого социально-экономического развития города Магнитогорска.
Постановлением Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 5 июня 2015 г. N 7820-П в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
Паспорт
ведомственной целевой программы
1. Характеристика проблемы
На территории города Магнитогорска сохраняется угроза ЧС природного и техногенного характера, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Приоритетными при обеспечении безопасности населения и экономики города Магнитогорска являются техногенные аварии. Это обусловлено значительным промышленным потенциалом, размещенным на территории города Магнитогорска.
Основу экономики города Магнитогорска представляют предприятия черной металлургии, энергетики и другие, многие из которых относятся к потенциально опасным, а ряд - к критически важным объектам. Также источником потенциальной техногенной опасности являются системы жизнеобеспечения населения города Магнитогорска (тепло-, электро-, водо-, газоснабжения и канализации).
Наибольшей повторяемостью на территории города Магнитогорска характеризуются такие опасные природные явления как заморозки, ливни, грозы. Вместе с тем, анализ ЧС показывает, что наибольшую опасность для населения и экономики города Магнитогорска представляют пожары, засуха, град, шквалистые ветры. К числу ЧС, потенциально опасных для населения и экономики города Магнитогорска, относится также паводок.
Основными причинами возникновения ЧС являются: изношенность основных производственных фондов, снижение производственной и технологической дисциплины, отсутствие современных систем управления опасными процессами, отсутствие финансовых средств, ухудшение материально-технического обеспечения сил ликвидации аварий, невыполнение нормативных объемов планово-предупредительных ремонтов, низкая надежность гидротехнических сооружений - плотин, ограниченная готовность сил РСЧС к локализации и ликвидации ЧС, беспечность и халатность людей.
Таким образом, без проведения специальных мероприятий, снижения риска возникновения локальных ЧС ожидать их не приходится. Необходим комплекс мер по смягчению последствий данных ЧС с целью максимально возможного снижения числа погибших, пострадавших и материального ущерба, то есть максимального уменьшения масштабов ЧС и недопущению их перехода в крупномасштабные ЧС.
К крупномасштабным ЧС относятся:
1. Химические аварии, приводящие к массовым поражениям аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и гибели людей.
2. Аварии на магистральных газопроводах.
3. Пожары и взрывы, приводящие к массовым поражениям и гибели людей.
4. Аварии на гидротехнических сооружениях - прорывы плотин, приводящие к затоплению значительной части населенных пунктов и гибели людей.
5. Аварии на системах жизнеобеспечения населения, приводящие к массовым поражениям людей.
6. Крупномасштабные ЧС природного характера, приводящие к массовым поражениям людей.
На территории города расположены 6 химически опасных объектов. В основном это предприятия АХОВ в производственной деятельности: хлор (на предприятиях водоочистки) и аммиак (основной хладагент аммиачно-холодильных установок предприятий пищевой промышленности). Максимальные суточные запасы в городе могут достигать до 50 тонн хлора, до 80 тонн аммиака, до 2000 тонн серной и соляной кислоты, а также ряда других веществ.
Аварии на ТЭЦ могут привести к перерыву электроснабжения потребителей и нарушению теплоснабжения, что может привести к крупномасштабным ЧС.
Весенние паводки являются наиболее частыми и опасными видами стихийных бедствий. В городской зоне 3 гидротехнических сооружения, предназначенные для промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения города и населенных пунктов. Разрушение гидроузлов может привести к катастрофическому затоплению территории населенных пунктов, а также ряда промышленных объектов и транспортных магистралей.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются: снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение ущерба экономике и населению Магнитогорского городского округа от ЧС природного и техногенного характера, снижение рисков возникновения крупномасштабных ЧС техногенного характера и наиболее опасных источников их возникновения, повышение эффективности системы управления в ЧС различного характера.
Основными задачами Программы являются:
1. Мониторинг потенциально опасных объектов, прогнозирование угроз ЧС природного и техногенного характера.
2. Предотвращение возникновения и развития крупных ЧС природного и техногенного характера.
3. Координация деятельности органов местного самоуправления, предприятий и организаций по защите населения от ЧС природного и техногенного характера.
Для решения поставленных задач Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1) совершенствование систем мониторинга, прогнозирования и анализа последствий ЧС природного и техногенного характера;
2) реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
3) повышение готовности реагирования на ЧС природного и техногенного характера;
3. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы
Реализация Программы позволит повысить эффективность мероприятий по снижению рисков техногенных ЧС и смягчения их последствий, а также обеспечить ее устойчивое функционирование. Анализ и всесторонняя оценка угроз техногенных ЧС позволит заблаговременно разработать и реализовать мероприятия, направленные на максимальное уменьшение техногенных рисков, обеспечить безопасность и здоровье людей, снизить размер ущерба окружающей среде.
Эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих групп целевых показателей, характеризующих:
Наименование индикатора |
Ед. измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1. Снижение количества выездов организации, осуществляющей аварийно-спасательные и другие неотложные работы. |
% |
2 |
4 |
6 |
2. Повышение точности прогноза и готовности к реагированию на ЧС, в том числе: |
|
|
|
|
1) увеличение коэффициента достоверности прогнозов ЧС природного характера и техногенного характера |
% |
5 |
10 |
15 |
2) увеличение повышения готовности реагирования на ЧС различного характера |
% |
15 |
20 |
25 |
3. Повышение качества и эффективности управления ЧС - коэффициент сокращения времени управления городского звена областной подсистемы РСЧС в режиме ЧС. |
% |
5 |
10 |
15 |
В результате реализации Программы планируется достичь:
1) повышение готовности органов управления, сил и средств городского звена областной подсистемы РСЧС и оперативности их реагирования на угрозы возникновения ЧС и ликвидации их последствий:
2) совершенствование эффективности системы подготовки специалистов и населения к действиям в ЧС;
3) повышение эффективности управления силами и средствами городской поисково-спасательной службы на основе использования (внедрения) современных информационных ресурсов города;
4) сокращение количества, масштабов и последствий ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах города, в том числе обусловленных бытовыми причинами;
5) создание необходимых условий для повышения защищенности личности, имущества и города в целом от ЧС.
4. Перечень и описание мероприятий Программы
Источниками финансирования программных мероприятий являются средства местного бюджета. Мероприятия Программы осуществляются в пределах срока ее реализации - 2015-2017 годы.
1. По направлению "Заключение муниципального контракта по результатам проведения торгов с организацией, осуществляющей аварийно-спасательные и другие неотложные работы, программой предусматривается осуществить следующие мероприятия:
1) ликвидация ЧС на территории города Магнитогорска, в том числе выполнять поисково-спасательные работы, предусмотренные планами ликвидации аварий, по спасению и эвакуации людей;
2) оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
3) ликвидация последствий аварий и опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, возлагаемых на организацию, осуществляющую поисково-спасательную деятельность:
1) разведка зоны чрезвычайной ситуации, в т.ч. химическая (состояние объекта, территории, маршрутов движения сил и средств, определение зоны ЧС);
2) ввод сил и средств аварийно-спасательного формирования в зону ЧС;
3) десантирование спасателей и груза в зону ЧС;
4) оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
5) поисково-спасательные работы в зоне ЧС;
6) эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС;
7) разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
8) укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, строений, сооружений на путях движения и в местах работ;
9) демеркуризация в зоне ЧС;
10) газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС;
11) ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений;
12) ликвидация (локализация) ЧС на железнодорожном транспорте;
13) спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях;
14) ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте;
15) ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и аварийно химически опасных веществ, в т.ч. на транспортных средствах;
16) ликвидация (локализация) на суше разливов нефти, нефтепродуктов (до 1000 т);
17) поиск и спасание пострадавших, терпящих бедствие на суше и внутренних акваториях;
18) аварийные подводно-технические (водолазные) работы;
19) работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества;
20) проведение взрывных работ в зоне ЧС;
21) локализация и тушение лесных пожаров;
22) проведение работ по предупреждению и ликвидации ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей;
23) проведение работ по извлечению людей, домашних животных (их тел) из труднодоступных мест, требующих наличие спецсредств и специальной подготовки;
24) проведение работ по ликвидации непреднамеренного розлива (рассыпа, утечки) жидких, твердых и газообразных веществ, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, их последствий;
25) проведение работ по спасению домашних животных, отлову домашних и диких животных, птиц, насекомых, представляющих реальную опасность жизни и здоровью граждан.
2. По направлению "Совершенствование курсов гражданской обороны" Программой предусматривается осуществить следующие мероприятия:
1) приобретение, поставка, установка техники, оборудования, приборов, аппаратуры, товаров для оснащения учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса на курсах гражданской обороны.
3. Организация и проведение мероприятий в области ГОиЧС:
1) приобретение ценных призов, подарков, грамот, кубков;
2) изготовление наглядной агитации в области ГОиЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
3) приобретение и поставка средств индивидуальной защиты;
Постановлением Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 26 марта 2015 г. N 4315-П пункт 3 раздела 4 настоящего приложения дополнен подпунктом 4, вступающим в силу со дня подписания названного постановления и применяющимся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
4) выполнение монтажных работ по звукофикации аллеи у монумента "Тыл-Фронту" парка у Вечного огня.
4. Оснащение подвижного пункта управления главы города:
1) приобретение, поставка, установка аппаратуры, приборов, техники, мебели, товаров, оборудования для оснащения подвижного пункта управления главы города.
5. Оснащение запасного пункта управления главы города:
1) приобретение, поставка, установка аппаратуры, приборов, техники, мебели, товаров, оборудования для оснащения запасного пункта управления главы города.
5. Срок реализации Программы
Программа реализуется в течение 2015-2017 годов.
На 2015-2017 годы планируется:
1) формирование нормативной правовой базы для обеспечения эффективного функционирования городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
2) разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС;
3) разработка и осуществление мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС;
4) развитие системы информационного обеспечения.
Реализация мероприятий Программы на этом этапе позволит обеспечить требуемый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз ЧС природного и техногенного характера.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит создать систему мероприятий по снижению рисков техногенных ЧС и смягчения их последствий, а также обеспечить ее устойчивое функционирование. Анализ и всесторонняя оценка угроз техногенных ЧС позволит заблаговременно разработать и реализовать мероприятия, направленные на максимальное уменьшение техногенных рисков, обеспечить безопасность и здоровье людей, снизить размер ущерба окружающей природной среде.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств является формой текущего и последующего контроля.
Оценка эффективности программы основана на достижении поставленных целей Программы, выполнении достижения индикативных показателей.
Оценка эффективности осуществляется распорядителем по итогам реализации Программы за отчетный год и нарастающим итогом за период реализации Программы. Данные представляются в управление экономики не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
В результате реализации программы:
- снизится количество выездов организации, осуществляющей аварийно-спасательные и другие неотложные работы, на 2-6%;
- повысится точность прогноза и готовность к реагированию на ЧС: увеличится коэффициент достоверности прогнозов ЧС природного характера и техногенного характера на 5-15%;
- увеличится готовность реагирования на ЧС различного характера на 15-25%;
- повысится качество и эффективность управления ЧС - коэффициент сокращения времени управления городского звена областной подсистемы РСЧС в режиме ЧС на 5-15%.
В целом в результате реализации Программы могут быть существенно снижены риски ЧС, повысится безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.
Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию ЧС, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Принятие Программы позволит использовать методы системности и управляемости на территории города Магнитогорска, что обусловлено следующими факторами:
1) консолидацией и концентрацией бюджетных средств при решении задач снижения риска возникновения ЧС на территории города Магнитогорска;
2) консолидацией и координацией органов местного самоуправления, осуществляющих управление деятельностью при реализации полномочий по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера;
3) выработкой критериев и показателей оценки деятельности органов местного самоуправления при решении задач снижения риска возникновения и развития ЧС и повышения готовности сил и средств к их ликвидации.
8. Порядок проведения оценки эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность мероприятий Программы связана со спецификой решаемых проблем - предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера на территории города Магнитогорска.
Эффективность Программы оценивается в соответствии с разделом 7 Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации города от 20.06.2011 N 6867-П.
В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки, касающейся предупреждения и ликвидации ЧС, по отношению к аналогичным показателям предыдущего года.
Постановлением Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 30 октября 2015 г. N 14612-П в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
9. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Выполнение намеченных мероприятий и осуществление своевременных инвестиций позволит эффективно снизить динамику развития ЧС различного характера, проводить аварийно-спасательные работы, повысить уровень спасательно-технических возможностей, готовность к решению поставленных задач.
10. Описание системы управления реализацией Программы
Организация управления реализацией Программы возлагается на управление гражданской защиты населения администрации города Магнитогорска и осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:
1) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) Закона Челябинской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
3) Закона Челябинской области "Об аварийно-спасательных службах Челябинской области".
Ответственным исполнителем Программы является управление гражданской защиты населения администрации города Магнитогорска.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 2 ноября 2012 г. N 14195-П "Об утверждении ведомственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.