Постановление Правительства Челябинской области
от 20 марта 2013 г. N 73-П
"Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы"
28 августа, 12 декабря 2013 г., 21 октября 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Челябинской области от 16.02.2012 г. N 53-П "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области" (Южноуральская панорама, 24 марта 2012 г., N 40, спецвыпуск N 8);
2) постановление Правительства Челябинской области от 22.08.2012 г. N 437-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.02.2012 г. N 53-П" (Южноуральская панорама, 15 сентября 2012 г., N 141, спецвыпуск N 34);
3) постановление Правительства Челябинской области от 21.11.2012 г. N 647-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.02.2012 г. N 53-П" (Южноуральская панорама, 22 декабря 2012 г., N 196, спецвыпуск N 47).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Гехт И.А.
Исполняющий обязанности |
С.Л. Комяков |
Утвержден
постановлением Правительства
Челябинской области
от 20 марта 2013 г. N 73-П
Комплекс мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы
28 августа, 12 декабря 2013 г., 21 октября 2014 г.
I. Итоги реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области в 2011-2012 годах
В целях выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года (пункт 3 протокола N 11), и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" определены основные задачи реализации комплекса мер по модернизации общего образования:
1) обеспечение качественных условий образовательной деятельности через:
развитие школьной инфраструктуры;
модернизацию базовых школ и оснащение образовательных учреждений для создания центров дистанционного образования;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;
привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательных учреждениях;
комплектование школьных библиотек, развитие сети медиатек, приобретение электронных образовательных ресурсов;
осуществление мер, направленных на энергосбережение;
2) повышение заработной платы учителей.
В 2011-2012 годах в бюджет Челябинской области из федерального бюджета на модернизацию общего образования поступили средства в объеме 1 823349,0 тыс. рублей, софинансирование из средств бюджета Челябинской области составило 135045,21 тыс. рублей, местных бюджетов - 72 915,74 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета, поступившие в 2011 году, в полном объеме направлены бюджетам муниципальных районов и городских округов Челябинской области для возмещения произведенных в 2011 году местными бюджетами расходов, связанных с исполнением мероприятий, предусмотренных комплексом мер по модернизации общего образования в Челябинской области (далее именуется - комплекс мер).
Общий объем финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Челябинской области составил 1 516 428,17 тыс. рублей (приложение 1 к комплексу мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы).
Для решения приоритетной задачи модернизации общего образования - создания современных условий для организации учебного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов - денежные средства направлялись на реализацию следующих мероприятий:
1) приобретение оборудования (учебное, учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);
2) пополнение фондов школьных библиотек;
3) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) и осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Эффективность использования бюджетных средств по вышеназванным мероприятиям оценивается динамикой достижения индикатора "Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса". За 2011-2012 годы его значение увеличилось с 41,2 процента до 80,5 процента, то есть 271 030 школьников Челябинской области обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (в 2010 году этот показатель составлял 128 289 школьников).
Освоенные средства консолидированного бюджета по данным мероприятиям позволили:
модернизировать кабинеты физики, химии, биологии (динамика роста показателя соответствия современным требованиям к данным кабинетам составляет от 21 до 35 процентов);
снизить количество обучающихся на один компьютер с 13 до 9 человек;
увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя (70 процентов общеобразовательных учреждений имеют автоматизированные рабочие места учителя в каждом учебном кабинете).
Проведение ремонтных работ в государственном бюджетном учреждении общеобразовательной школе-интернате "Челябинский областной лицей-интернат" позволило 1 сентября 2012 года открыть на его базе областной Центр сопровождения и поддержки одаренных детей.
Вместе с тем в Челябинской области сохраняется проблема технического состояния школьных зданий и сооружений. По данным статистической отчетности органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, на 05.10.2012 г., здания 87 общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта (в 2011 году капитальный ремонт требовался в зданиях 134 общеобразовательных учреждений). Из них в аварийном состоянии находятся здания 13 общеобразовательных учреждений (в 2011 году в аварийном состоянии находились здания 29 общеобразовательных учреждений). В зданиях 169 общеобразовательных учреждений (19 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений) не полностью отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям система холодного и горячего водоснабжения, вследствие чего не обеспечиваются соответствующий санитарный и питьевой режимы. В зданиях 115 общеобразовательных учреждений (12 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений) система канализации и туалеты не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям, при этом технически невозможно обеспечить теплыми туалетами здания только 8 общеобразовательных учреждений в Челябинской области (0,9 процента от общего количества общеобразовательных учреждений).
11 процентов школ не оборудованы в соответствии с минимальными требованиями к комплексному оснащению учебного процесса в начальной школе.
Спортивные залы 53 общеобразовательных учреждений (6,5 процента от общего количества общеобразовательных учреждений) не соответствуют санитарным требованиям в полном объеме или частично.
Еще одна важная задача модернизации общего образования - обеспечение доступности качественного образования. Средства федерального бюджета в объеме 149 521,29 тыс. рублей израсходованы на:
1) приобретение 105 единиц транспортных средств для перевозки обучающихся;
2) организацию дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплату интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов).
В настоящее время дистанционные технологии обучения применяются в 80 процентах общеобразовательных учреждений в Челябинской области (712 общеобразовательных учреждений из 890), в 134 общеобразовательных учреждениях (15,1 процента от общего количества общеобразовательных учреждений) применяют дистанционные образовательные технологии как для обучения собственных обучающихся, так и обучающихся других образовательных учреждений.
При этом остается проблема модернизации информационно-коммуникационной среды в целях повышения скорости выхода в Интернет, в том числе из-за отсутствия технических возможностей. По данным электронного мониторинга, только 44,32 процента школ имеют скорость выхода в Интернет не менее 2 Мб/с.
В условиях подвоза в 271 образовательном учреждении в Челябинской области обучается 18 369 человек (5,4 процента от общего числа обучающихся). За два года парк школьных автобусов обновился на 50 процентов.
На решение задачи по совершенствованию учительского корпуса направлены средства в объеме 35 827,98 тыс. рублей, которые были использованы на повышение квалификации и профессиональную переподготовку учителей для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по модульно-накопительной системе через дистанционные технологии и стажировки. Но действующая система не носит адресного характера.
Повышение заработной платы учителей - одна из ключевых задач модернизации общего образования.
В 2011 году закончен переход всех образовательных учреждений Челябинской области на новую систему оплаты труда.
Одним из основных показателей эффективности использования предоставленной из федерального бюджета бюджету Челябинской области субсидии на модернизацию региональной системы общего образования в 2011-2012 годах являлся показатель "Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году". Плановые значения данного показателя по заключенным между Правительством Челябинской области и Министерством образования и науки Российской Федерации соглашениям на 2011 и 2012 годы достигнуты. В целях достижения установленных соглашениями значений данного показателя в Челябинской области прошло поэтапное повышение средней заработной платы учителей в 2011 году на 30 процентов, в I-III кварталах 2012 года - на 14,2 процента, в IV квартале 2012 года - на 52,2 процента.
В нормативные правовые акты Челябинской области и органов местного самоуправления, устанавливающие нормативы финансирования образовательных учреждений, в течение двух лет были внесены изменения, связанные с:
введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
изменением нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) с 20 часов до 18 часов в неделю учителям начальных классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
увеличением базисных учебных планов на 1 час в неделю для введения третьего урока физкультуры;
введением дополнительного корректирующего коэффициента фонда оплаты труда на дистанционное обучение детей-инвалидов.
Доведение нормативов финансирования до каждого образовательного учреждения в Челябинской области осуществляется на региональном и муниципальном уровнях при выполнении соответственно государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Так как системы оплаты труда устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, каждое муниципальное образование Челябинской области самостоятельно определило направление использования выделенных денежных средств. Некоторые территории пошли по пути увеличения размера выплат стимулирующего характера, другие территории увеличили не только размеры выплат стимулирующего характера, но и размер должностных окладов (14 из 43 городских округов и муниципальных районов Челябинской области). Соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда составляет соответственно 70 процентов и 30 процентов.
В результате проведенных мероприятий среднемесячная заработная плата учителя в 2011 году составила 17 470,9 рубля, в 2012 году - 19 042,45 рубля.
В 28 городских округах и муниципальных районах Челябинской области среднемесячный размер заработной платы учителя в IV квартале 2012 года превысил прогнозное значение средней заработной платы работников в экономике Челябинской области за 2012 год (22 633 рубля).
Выполнение вышеперечисленных мероприятий позволило обеспечить достижение плановых значений по всем показателям результативности предоставления из федерального бюджета бюджету Челябинской области субсидии на модернизацию региональной системы общего образования в 2011-2012 годах (таблицы 1, 2).
Таблица 1
Значение показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2011 году
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (процентов) |
83 |
96 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (процентов) |
13,0 |
13,0 |
1) |
начальное общее образование (процентов) |
30,0 |
30,0 |
2) |
основное общее образование (процентов) |
0 |
0 |
3) |
среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов) |
10,0 |
10,0 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (процентов) |
25,0 |
25,0 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
20 |
20 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значение показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2012 году
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (процентов) |
100 |
126,8 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (процентов) |
23,5 |
24,5 |
1) |
начальное общее образование (процентов) |
54,4 |
54,6 |
2) |
основное общее образование (процентов) |
2,3 |
2,3 |
3) |
среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов) |
10 |
13,4 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов) |
15 |
16,1 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
15 |
17,2 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования сопровождалась информированием общественности и обсуждением.
За период с июня 2011 по декабрь 2012 года в средствах массовой информации Челябинской области прошло более 150 информационных сообщений, телевизионных сюжетов, материалов в печатных средствах массовой информации, лентах информационных агентств, на радиоканалах.
В Министерстве образования и науки Челябинской области (далее именуется - Министерство) работает "горячая" телефонная линия, в том числе по вопросам повышения заработной платы учителям.
В июне 2011 года на сайте Министерства (minobr74.ru) был открыт раздел "Проект модернизации общего образования", который состоит из 6 рубрик: "Нормативно-правовые документы", "Методические рекомендации", "Отчетность", "Информация", "Общественное продвижение", "Горячая линия". В разделе размещается актуальная информация по комплексу мер, в том числе ежемесячно публикуется средняя заработная плата учителей в разрезе муниципальных образований.
Два раза в год во всех муниципальных образованиях проводились Дни Министерства с целью информирования работников системы образования и общественности о задачах, поставленных Правительством Российской Федерации в сфере образования, и о приоритетах развития региональной и муниципальных систем общего образования, а также действиях руководителей по их выполнению. Руководители администраций муниципальных образований Челябинской области, общеобразовательных учреждений проводят аналогичные встречи в образовательных учреждениях с целью информирования о ходе выполнения задач модернизации общего образования и разъяснения сотрудникам общеобразовательных учреждений механизмов начисления заработной платы.
Постановлением Правительства Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 519-П в раздел II настоящего Комплекса мер внесены изменения
II. Меры по модернизации общего образования в Челябинской области в 2013 году
Целью комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области в 2013 году является дальнейшее повышение качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Определены приоритетные направления реализации комплекса мер на 2013 год:
1) создание в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов;
2) модернизация учебно-лабораторной, учебно-производственной и информационно-коммуникационной базы школ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
3) модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для различных категорий обучающихся (учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных детей) и расширения парка школьных автобусов в целях обеспечения доступности качественного образования всем обучающимся Челябинской области;
4) удовлетворение потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах через совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей школ, привлечение молодых педагогов, формирование резерва управленческих кадров;
5) пополнение фондов школьных библиотек и медиатек учебниками и учебными пособиями, художественной и справочной литературой на печатной и электронной основе.
Для планомерной и системной работы Министерством совместно с муниципальными образованиями Челябинской области разработан поквартальный план-график реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в Челябинской области в 2013 году (приложение 2 к комплексу мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы).
Финансирование мероприятий комплекса мер осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов (приложение 3 к комплексу мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 32-р бюджету Челябинской области предусмотрено предоставление субсидии на модернизацию общего образования в объеме 991 056,0 тыс. рублей. Из них:
650,0 млн. рублей - бюджетам муниципальных районов и городских округов Челябинской области в виде субсидий на модернизацию системы общего образования;
29,056 млн. рублей - областным государственным бюджетным учреждениям, реализующим программы общего образования, в виде субсидий на иные цели для модернизации системы общего образования;
2,0 млн. рублей - областным государственным казенным образовательным учреждениям, реализующим программы общего образования;
169,6 млн. рублей - на приобретение Министерством транспортных средств для перевозки обучающихся;
140,4 млн. рублей - на приобретение Министерством учебников и учебных пособий для пополнения фондов библиотек общеобразовательных учреждений.
Объем средств областного и местных бюджетов составляет 117,9 млн. рублей (областной бюджет - 52,161 млн. рублей, местные бюджеты - 65,7 млн. рублей).
Объем софинансирования из бюджета Челябинской области составляет 52 161,0 тыс. рублей. Софинансирование предусмотрено в рамках областной целевой Программы развития образования в Челябинской области на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 27.09.2012 г. N 520-4-П "Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 201-2015 годы", и Законом Челябинской области от 20.12.2012 г. N 428-ЗО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 338-П постановление Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 520-4-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Средства федерального бюджета планируется направить в 826 из 890 общеобразовательных учреждений Челябинской области.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", и с учетом приоритетности направлений наибольшие объемы средств федерального бюджета направляются на:
приобретение оборудования (41,5 процента от общего объема средств федерального бюджета - 411,7 млн. рублей);
пополнение фондов школьных библиотек (19,2 процента от общего объема средств федерального бюджета - 190,3 млн. рублей);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся (17,6 процента от общего объема средств федерального бюджета - 174,6 млн. рублей);
развитие школьной инфраструктуры (14,0 процента от общего объема средств федерального бюджета - 139,1 млн. рублей).
Приоритетные направления модернизации общего образования в Челябинской области в 2013 году реализуются через мероприятия по приобретению в общеобразовательные учреждения современного спортивного и медицинского оборудования (252 общеобразовательных учреждения), оборудования для школьных столовых (169 общеобразовательных учреждений). Кроме того, проведение капитального ремонта и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений (зданий 29 общеобразовательных учреждений) снизит потребность в капитальном ремонте зданий общеобразовательных учреждений на 33 процента. Это позволит увеличить с 80,5 процента до 87,0 процентов долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (количество школьников, обучающихся в современных условиях, увеличится почти на 29,5 тысячи человек).
Проведение ремонтных работ спортивных залов в 46 общеобразовательных учреждениях позволит увеличить до 65 процентов долю общеобразовательных учреждений, в которых спортивные залы соответствуют современным требованиям.
Ремонт системы холодного и горячего водоснабжения, канализации и туалетов в 68 общеобразовательных учреждениях позволит увеличить до 98,5 процента долю школ с действующей системой холодного и горячего водоснабжения, обеспечивающей необходимые санитарный и питьевой режимы, и решить проблему теплых туалетов (за исключением школ, не имеющих технических возможностей).
Реализация мероприятий по модернизации школ путем организации в них дистанционного обучения увеличит с 134 до 240 количество школ (27 процентов от общего количества школ), обеспечивающих дистанционное обучение школьников Челябинской области, а также позволит отработать механизм сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
Направление средств на приобретение учебного, учебно-лабораторного, учебно-производственного и компьютерного оборудования позволит приобрести 110 компьютерных классов, свыше 13000 комплектов лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, оборудование для кабинетов начальных классов 173 общеобразовательных учреждений, 1470 автоматизированных рабочих мест учителя, 169 интерактивных комплексов, 300 станков, 240 единиц швейного оборудования и другое, что увеличит с 70 процентов до 86 процентов долю общеобразовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием для кабинетов физики, химии и биологии, и до 100 процентов оснащенность кабинетов начальных классов автоматизированным рабочим местом учителя.
Приобретение 81 школьного автобуса обеспечит все базовые школы транспортом и снизит на 60 процентов потребность в новых автобусах.
Результатом деятельности по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников станут сформированные механизмы повышения квалификации, обеспечивающие высокое качество педагогического персонала.
Одновременно с модернизацией материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках реализации комплекса мер в 2013 году будет продолжена работа по повышению заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений согласно плану-графику повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2013 году (приложение 4 к комплексу мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы). По предварительным прогнозам, средняя заработная плата учителей в IV квартале 2013 года достигнет 24 968,7 рубля. На эти цели в областном бюджете дополнительно предусмотрены средства в объеме 782,49 млн. рублей.
Сделаны расчеты по возможному повышению заработной платы других специалистов системы образования и удержанию на соответствующем уровне заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Комплексная деятельность направлена на эффективное использование бюджетных средств и достижение плановых показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3
Значение показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2013 году
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики (процентов) |
100 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (процентов) |
35,3 |
1) |
начальное общее образование (процентов) |
76,5 |
2) |
основное общее образование (процентов) |
4,7 |
3) |
среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (процентов) |
40 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (процентов) |
60 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
27 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
На 2013 год утвержден медиаплан освещения комплекса мер. Информационными партнерами являются областной телевизионный канал "ОТВ" и газета "Вектор образования" - победитель Всероссийского конкурса СМИ "PRO ОБРАЗОВАНИЕ - 2012", организованного Министерством образования и науки Российской Федерации, в номинации "Лучшее специализированное издание".
Продолжится работа по размещению на сайте Министерства (minobr74.ru) в разделе "Проект модернизации общего образования" актуальной информации, в том числе по повышению заработной платы педагогических работников и оснащению общеобразовательных учреждений современным оборудованием в разрезе муниципальных образований. Аналогичную работу по информированию общественности о модернизации общего образования рекомендовано проводить органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, осуществляющим управление в сфере образования.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 октября 2014 г. N 517-П в раздел III настоящего Комплекса мер внесены изменения
III. Основные направления модернизации общего образования в Челябинской области на период до 2020 года
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года" принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (далее именуется - Стратегия). В Стратегии определены основные направления развития системы образования в Челябинской области. Стратегической целью развития образования в Челябинской области до 2020 года является повышение доступности качественного образования на основе инновационных технологий.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 признано утратившим силу
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р, скорректированы приоритеты и механизмы развития региональной системы образования.
Для достижения стратегических ориентиров прогнозируются объемные показатели образовательной системы, тенденции и тренды ее развития.
В соответствии с прогнозными цифрами по демографической ситуации на период до 2020 года планируется:
количество педагогического персонала и адресный заказ профессиональным образовательным организациям, обеспечивающим подготовку педагогических кадров, на подготовку необходимых специалистов к определенному сроку;
потребность в площадях для организации обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями: рассчитывается сумма затрат на необходимую реконструкцию или строительство учреждений; перепрофилирование зданий образовательных организаций;
финансовые объемы государственных гарантий на обучение учащихся с учетом корректировок в нормативах финансирования в соответствии с общими тенденциями модернизации образования, задачами обновления содержания и поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;
динамика количества учащихся, обучающихся в современных условиях, определение объемов средств на обновление оборудования и оснащение общеобразовательных организаций, использование современных технологий обучения.
Общие перспективы развития экономики, сферы промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения помогают определить перспективы развития организаций для детей с особыми образовательными потребностями и малокомплектных общеобразовательных организаций, заранее начать работу по обеспечению доступного качественного образования за счет реструктуризации сети общеобразовательных организаций, ремонта, реконструкции, строительства зданий общеобразовательных организаций, обеспечению дистанционного обучения в удаленных общеобразовательных организациях или подвоза обучающихся, использованию современных технологий обучения и другое.
Прогнозные цифры по демографической ситуации на период до 2020 года позволили сформулировать задачи и ожидаемые эффекты по достижению стратегической цели развития образования в Челябинской области:
1) создание в общеобразовательных организациях условий для внедрения на всех ступенях общего образования федеральных государственных образовательных стандартов (достижение 100 процентов на всех ступенях общего образования; обеспечение 100 процентам детей-инвалидов доступа к качественному общему образованию);
2) формирование на уровне Челябинской области системы оценки качества образования, позволяющей оперативно анализировать и эффективно влиять на развитие системы общего образования;
3) создание в общеобразовательных организациях (50 процентов от общего количества, в том числе во всех базовых общеобразовательных организациях) современной информационно-коммуникационной среды, включающей в себя Wi-Fi зоны с широкополосным Интернетом, единую электронную информационную сеть и электронный документооборот;
4) разработка стандарта педагогических профессий, формирование адресного заказа профессиональным образовательным организациям, обеспечивающим подготовку педагогических кадров;
5) обеспечение мобильных механизмов дистанционного образования обучающихся, доступа к современным образовательным ресурсам, в том числе через развитие "облачных" технологий, сети медиатек и медиацентров; оснащение библиотек современными учебными пособиями и ресурсами;
6) организация профильного обучения на ступени среднего общего образования во всех общеобразовательных организациях в Челябинской области;
7) увеличение до 50 процентов доли учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
8) доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, - 2,15 процента.
Приложение 1
к комплексу мер по
модернизации общего
образования в
Челябинской области
на 2013-2020 годы
Объемы финансирования
мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Челябинской области
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||||||||||
всего |
в том числе |
||||||||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет Челябинской области |
||||||||||||
всего |
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
531661,25 |
530194,00 |
478332,25 |
478319,18 |
53329,00 |
51874,82 |
24000,00 |
24000,00 |
29329,00 |
27874,82 |
0,00 |
0,00 |
1) |
учебно-лабораторное оборудование |
149444,12 |
149385,66 |
127488,32 |
127454,92 |
21955,80 |
21930,74 |
18000,00 |
18000,00 |
3955,80 |
3930,74 |
0,00 |
0,00 |
2) |
учебно-производственное оборудование |
38092,54 |
38096,82 |
34269,74 |
34274,02 |
3822,80 |
3822,80 |
3000,00 |
3000,00 |
822,80 |
822,80 |
0,00 |
0,00 |
3) |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
12382,56 |
12225,20 |
12201,56 |
12044,23 |
181,00 |
180,97 |
0,00 |
0,00 |
181,00 |
180,97 |
0,00 |
0,00 |
4) |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
23990,06 |
23597,20 |
22652,36 |
22799,50 |
1337,70 |
797,70 |
0,00 |
0,00 |
1337,70 |
797,70 |
0,00 |
0,00 |
5) |
компьютерное оборудование |
232920,64 |
232542,82 |
213136,44 |
213157,50 |
19784,20 |
19385,32 |
3000,00 |
3000,00 |
16784,20 |
16385,32 |
0,00 |
0,00 |
6) |
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
11257,70 |
11257,61 |
10528,10 |
10528,02 |
729,60 |
729,59 |
0,00 |
0,00 |
729,60 |
729,59 |
0,00 |
0,00 |
7) |
оборудование для школьных столовых |
49284,19 |
49276,20 |
47850,79 |
47856,04 |
1433,40 |
1420,16 |
0,00 |
0,00 |
1433,40 |
1420,16 |
0,00 |
0,00 |
8) |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
14289,44 |
13812,49 |
10204,94 |
10204,95 |
4084,50 |
3607,54 |
0,00 |
0,00 |
4084,50 |
3607,54 |
0,00 |
0,00 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
142708,07 |
120401,60 |
142708,07 |
120401,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
196806,96 |
198105,08 |
186660,96 |
187959,08 |
10146,00 |
10146,00 |
10 000,00 |
10000,00 |
146,00 |
146,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
393626,98 |
393311,28 |
359722,37 |
359280,08 |
33904,61 |
34031,20 |
0,00 |
0,00 |
33904,61 |
34031,2 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей и учителей общеобразовательных учреждений |
29353,73 |
29360,58 |
15582,22 |
15535,08 |
13771,51 |
13825,50 |
13138,21 |
13138,21 |
633,30 |
687,29 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
12447,84 |
12447,44 |
11099,59 |
11099,19 |
1348,25 |
1348,25 |
0,00 |
0,00 |
1348,25 |
1348,25 |
0,00 |
0,00 |
1) |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
3590,64 |
3246,14 |
2595,39 |
2250,89 |
995,25 |
995,25 |
0,00 |
0,00 |
995,25 |
995,25 |
0,00 |
0,00 |
2) |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
8857,20 |
9201,30 |
8504,20 |
8848,30 |
353,00 |
353,00 |
0,00 |
0,00 |
353,00 |
353,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
100679,82 |
100364,18 |
97017,98 |
96714,72 |
3661,84 |
3649,46 |
0,00 |
0,00 |
3661,84 |
3649,46 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
109147,37 |
109643,22 |
79502,56 |
79464,50 |
29644,81 |
30178,72 |
25000,00 |
25000,00 |
4644,81 |
5178,72 |
0,00 |
0,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
1516432,02 |
1493827,38 |
1370626,0 |
1348773,43 |
145806,02 |
145053,95 |
72138,21 |
72138,21 |
73667,81 |
72915,74 |
0,0 |
0,0 |
Приложение 2
к комплексу мер по
модернизации общего
образования в
Челябинской области
на 2013-2020 годы
План-график
реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в Челябинской области в 2013 году по кварталам
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнители |
|||
I квартал 2013 года |
II квартал 2013 года |
III квартал 2013 года |
IV квартал 2013 года |
|||
1. |
Внесение изменений в действующие и разработка новых нормативных правовых актов Челябинской области, направленных на реализацию комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство |
2. |
Заключение соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Челябинской области о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональной системы общего образования |
+ |
|
|
|
Правительство Челябинской области |
3. |
Заключение соглашений между Министерством и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, о предоставлении в 2013 году субсидий местным бюджетам на модернизацию системы общего образования |
|
+ |
+ |
|
Министерство |
4. |
Подготовка инструктивно-методических писем в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области, осуществляющие управление в сфере образования, о реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство |
5. |
Собеседование с руководителями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, по итогам реализации комплекса мер по модернизации общего образования в муниципальных районах и городских округах Челябинской области |
+ |
|
+ |
|
Министерство |
6. |
Подготовка вопроса к областному совещанию при Губернаторе Челябинской области |
+ |
|
+ |
|
Правительство Челябинской области, Министерство |
7. |
Проведение заседаний совета по модернизации общего образования в Челябинской области |
+ |
+ |
+ |
+ |
Правительство Челябинской области |
8. |
Проведение заседаний коллегии Министерства образования и науки Челябинской области |
|
|
+ |
|
Министерство |
9. |
Формирование заказа по заявкам муниципальных образований Челябинской области на учебники и учебные пособия |
+ |
+ |
|
|
Министерство |
10. |
Размещение государственного заказа и поставка учебников и учебных пособий в общеобразовательные учреждения |
|
+ |
+ |
|
Министерство |
11. |
Проведение мониторинга потребностей муниципальных общеобразовательных учреждений в школьных автобусах |
+ |
|
|
|
Министерство |
12. |
Приобретение школьных автобусов для общеобразовательных учреждений |
|
+ |
|
|
Министерство |
13. |
Подготовка и представление в Министерство образования и науки Российской Федерации отчета о реализации в 2013 году комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство |
14. |
Освещение мероприятий, проводимых в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы, в средствах массовой информации |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство |
15. |
Обсуждение комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы на августовских педагогических мероприятиях |
|
|
+ |
|
Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
16. |
Разработка и реализация медиаплана освещения комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство, газета "Вектор образования" (по согласованию) |
17. |
Пресс-конференции по мероприятиям комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
|
+ |
|
|
Министерство, областной комитет профсоюза работников народного образования (по согласованию) |
18. |
Пресс-тур по муниципальным образованиям Челябинской области по представлению результатов модернизации общего образования |
|
|
+ |
|
Министерство, средства массовой информации (по согласованию) |
19. |
Размещение на сайте Министерства информации о мероприятиях комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство |
20. |
Проведение информационно-аналитических совещаний о реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы с участием федеральных экспертов |
|
|
+ |
|
Министерство |
Постановлением Правительства Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 519-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к комплексу мер по
модернизации общего
образования в
Челябинской области
на 2013-2020 годы
Объемы финансирования
в 2013 году мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013-2020 годы
28 августа, 12 декабря 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе |
||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||
всего |
в том числе |
||||||
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
|||||
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
441 813,02 |
411 707,88 |
30 105,14 |
11 361,20 |
18 743,94 |
0,00 |
1) |
учебное, учебно-лабораторное оборудование |
167 462,90 |
150 354,09 |
17 108,81 |
8 000,00 |
9 108,81 |
0,00 |
2) |
учебно-производственное оборудование |
25 324,86 |
24 571,40 |
753,46 |
0,00 |
753,46 |
0,00 |
3) |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
4 656,56 |
4 381,06 |
275,50 |
0,00 |
275,50 |
0,00 |
4) |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
8 130,64 |
7 905,64 |
225,00 |
0,00 |
225,00 |
0,00 |
5) |
компьютерное оборудование |
183 082,20 |
175 034,25 |
8 047,95 |
3 000,00 |
5 047,95 |
0,00 |
6) |
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
1 156,04 |
1 086,04 |
70,00 |
0,00 |
70,00 |
0,00 |
7) |
оборудование для школьных столовых |
26 598,58 |
24 418,36 |
2 180,22 |
0,00 |
2 180,22 |
0,00 |
8) |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
25 401,24 |
23 957,04 |
1 444,20 |
361,20 |
1 083,00 |
0,00 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
176 522,39 |
174 591,39 |
1 931,00 |
0,00 |
1 931,00 |
0,00 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
205 961,43 |
190 302,35 |
15 659,08 |
14 799,80 |
859,28 |
0,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
174 546,04 |
139 137,42 |
35 408,62 |
0,00 |
35 408,62 |
0,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников |
14 226,30 |
12 926,30 |
1 300,00 |
1 000,00 |
300,00 |
0,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
9 804,74 |
8 049,04 |
1 755,70 |
0,00 |
1 755,70 |
0,00 |
1) |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
1 319,35 |
1 084,35 |
235,00 |
0,00 |
235,00 |
0,00 |
2) |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
8 485,39 |
6 964,69 |
1 520,70 |
0,00 |
1 520,70 |
0,00 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
22 682,58 |
18 790,66 |
3 891,92 |
0,00 |
3 891,92 |
0,00 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
63 385,76 |
35 550,96 |
27 834,80 |
25 000,00 |
2 834,80 |
0,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
1 108 942,26 |
991 056,00 |
117 886,26 |
52 161,00 |
65 725,26 |
0,00 |
Приложение 4
к комплексу мер по
модернизации общего
образования в
Челябинской области
на 2013-2020 годы
План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2013 году
Наименование показателя |
I квартал 2013 года |
II квартал 2013 года |
III квартал 2013 года |
IV квартал 2013 года |
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области, рублей |
2 262 000 210 |
2 262 000 210 |
2 262 000 210 |
2 494 986231 |
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области по отношению к его значению в предыдущем квартале, процентов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области в 2013 году является дальнейшее повышение качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Определены приоритетные направления программы: создание в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям, модернизация учебно-лабораторной и информационно-коммуникационной базы школ, дистанционное обучение для различных категорий обучающихся, привлечение молодых педагогов, формирование резерва управленческих кадров. Указанные меры будут реализованы по плану за счет областного бюджета.
Постановление Правительства Челябинской области от 20 марта 2013 г. N 73-П "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области на 2013 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 30 марта 2013 г. N 46 (спецвыпуск N 11)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 21 октября 2014 г. N 517-П
Постановление Правительства Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 519-П
Постановление Правительства Челябинской области от 28 августа 2013 г. N 264-П