Решение Арбитражного суда Кировской области от 28 июля 2015 г. по делу N А28-6238/2015
г. Киров |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А28-6238/2015 |
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (юридический адрес: 107016 Россия, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; адрес Волго-Вятского главного управления: 603008, Россия, г. Н. Новгород, ул. Б. Покровская, д. 26)
к открытому страховому акционерному обществу "РЕСО-Гарантия" (ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413, юридический адрес: 125047 Россия, г. Москва, ул.Гашека, д.12, стр.1)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
потерпевший Яушев Ринат Наильевич (адрес: 612993 Кировская область, Вятскополянский район, г. Сосновка),
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого страхового акционерного общества "РЕСО-Гарантия" (далее по тексту - ответчик, общество, ОСАО "РЕСО-Гарантия") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Арбитражного суда Кировской области о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.06.2015 получено лицами, участвующими в деле, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Возможность ознакомления с материалами дела судом обеспечена посредством размещения материалов дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В обоснование требования заявитель указывает на выявленный факт осуществления ответчиком страховой деятельности на основании выданной ему лицензии с нарушением лицензионных требований и условий, касающихся порядка расчета страховой премии по договору ОСАГО и не внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО по окончании действия полиса, заключенного с Яушевым Р.Н. Заявитель просит учесть обстоятельства, отягчающие административную ответственность (неоднократное привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ) и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Ответчик направил письменный отзыв на заявление, в котором пояснил, что при заключении договора ОСАГО ССС N 0671232467 с Яушевым Р.Н. допущена техническая ошибка при установлении его класса страхования (при расчете страховой премии был взят по предыдущему договору ОСАГО, вместо класса страхования 10 взят 11), указывая на истечение срока давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение. 21.11.2014 Яушев Р.Н. вновь обратился к страховому представителю ОСАО "РЕСО-Гарантия" с заявлением о заключении договора ОСАГО при управлении транспортным средством Toyota Rav 4, в соответствии с которым Яушеву Р.Н. был выдан страховой полис ССС N 0328158155 сроком действия с 21.11.2014 по 20.11.2015, при заключении указанного договора были применены сведения о классе страхования, содержащиеся в АИС РСА (3 класс страхования). В соответствии с полученным предписанием заявителя ОСАО "РЕСО-Гарантия" произвело перерасчет страховой премии по договорам ОСАГО ССС N 0671232467 и N 0328158155 и направило в АИС РСА корректные сведения о классе страхования Яушева Р.Н. Ответчик просит учесть, что данное нарушение не повлекло наступления тяжких последствий, на момент составления протокола об административном правонарушении, выявленное нарушение полностью устранено, обстоятельств, отягчающих ответственность, заявителем не представлено. В силу указанных обстоятельств просит отказать заявителю в удовлетворении требований. Подробно позиция общества изложена в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы участвующих лиц, арбитражный суд установил следующее.
Открытое страховое акционерное общество "РЕСО-Гарантия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027700042413.
Общество имеет выданную Федеральной службой страхового надзора лицензию на осуществление страхования С N 1209 77, включая осуществление страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
В ходе рассмотрения обращения гражданина Яушева Р.Н. установлено нарушение обществом при заключении договора ОСАГО (полис серии ССС N 0328158155) порядка определения коэффициента КБМ при исчислении размера страховой премии, поскольку страховых выплат по предыдущему окончившему действие договору ОСАГО с Яушевым Р.Н. не было; по данным Российского союза автостраховщиков по состоянию на 30.03.2015, на дату формирования справки о полисах ОСАГО, участниками которых являлись Яушев Р.Н. и Яушев М.Н. сведения о страховании по полису серии ССС N 0671232467 со сроком действия с 14.01.2014 по 13.01.2015 в АИС ОСАГО внесены не были, что является нарушением пунктов 10 и 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
13.05.2015 по данному факту начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе в отношении ОСАО "РЕСО-Гарантия" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении ОСАО "РЕСО-Гарантия" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлены в арбитражный суд.
Обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, в том числе правовые основы регулирования отношений по обязательному страхованию, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела).
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, при этом лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела, признаются некредитными финансовыми организациями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Исходя из положений статьи 32 Закона об организации страхового дела право на осуществление страховой деятельности предоставляется субъекту страхового дела на основании соответствующей лицензии. Соответственно, соблюдение лицензионных требований означает соблюдение норм страхового законодательства.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом об организации страхового дела. Дополнительные требования по осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ, Закон об ОСАГО) одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Законодательство, регулирующее страховое дело в Российской Федерации, не предусматривает наличие специального нормативного правового акта по лицензированию деятельности по ОСАГО.
В статье 1 Федерального закона N 40-ФЗ определено, что страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.
Согласно пунктам 1, 2, 6 статьи 9 Федерального закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Страховые тарифы) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (Приложение N 1 к Страховым тарифам), коэффициенты страховых тарифов (Приложение N 2 Страховым тарифам), требования к структуре страховых тарифов (Приложение N 3 к Страховым тарифам), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО.
Статьей 2 Приложения N 2 к Страховым тарифам установлен размер коэффициента КБМ.
В соответствии с пунктом 10 примечания к статье 2 Приложения N 2 к Страховым тарифам для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Как следует из материалов дела, гр. Яушевым Ринатом Наильевичем были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО): 1) полис серии ВВВ N 0186737989, срок действия с 09.01.2013 по 08.01.2014; заключен с ООО "СК "Согласие", класс страхования 10 (КБМ=0.65); 2) полис серии ССС N 0652117206, срок действия с 28.05.2013 по 27.05.2014; заключен с ООО СК "ЦЮРИХ", класс страхования 3 (КБМ=1); 3) полис серии ССС N 0301904023, срок действия с 01.11.2013 по 31.10.2014, в соответствии с дополнительным соглашением к договору ОСАГО, заключенному с ООО "Россгосстрах", класс страхования 3 (КБМ=1); 4) полис серии ССС N 0672104498, срок действия с 23.12.2013 по 22.12.2014, заключен с ООО СК "ЦЮРИХ", класс страхования 3 (КБМ=1); 5) полис серии ССС N 0671232467, срок действия с 14.01.2014 по 13.01.2015, заключен с ОСАО "РЕСО-Гарантия", класс страхования 10 (КБМ=0,65); 6) полис серии ССС N 0664989682, срок действия с 28.05.2014 по 27.05.2015, заключен с ООО "Росгосстрах", класс страхования 3 (КБМ=1); 7) полис серии ССС N 0328158155, срок действия с 21.11.2014 по 20.11.2015, заключен с ОСАО "РЕСО-Гарантия", класс страхования М (КБМ=2,45).
По договорам ОСАГО, оформленным полисами ВВВ N 0186737989 и ССС N 0328158155, к управлению транспортным средством допущен также Яушев Марат Наильевич.
Информация о страховых случаях по указанным договорам ОСАГО в автоматизированной информационной системе обязательного страхования отсутствует. Сведений о страховых случаях по договорам ОСАГО у Страховщика и в АИС ОСАГО не имеется.
Учитывая отсутствие страховых выплат по договорам, заключенным с Яушевым Р.Н., при заключении договора ОСАГО с ОСАО "РЕСО-Гарантия", оформленного полисом ССС N 0328158155, основания для применения КБМ =2,45 (класс М) отсутствовали, что свидетельствует о нарушении Страховщиком требований пункта 10.1 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ.
Кроме того, согласно данным Российского союза автостраховщиков по состоянию на 30.03.2015 сведения о страховании по полису серии ССС N 0671232467 со сроком действия с 14.01.2014 по 13.01.2015 в АИС ОСАГО ответчиком не были внесены, что является нарушением пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом порядка исчисления страховой премии при наличии ранее действовавших договоров страхования в части применения коэффициента КБМ, а также о не внесении ответчиком сведений о страховании в АИС ОСАГО по окончании действия полиса, заключенного с Яушевым Р.Н. Доказательств, опровергающих данный факт, материалы дела не содержат.
Доводы ответчика о допущенной технической ошибке при установлении класса страхования при заключении договора с Яушевым Р.Н. суд находит несостоятельными.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Доводы ответчика об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению отклоняются судом как необоснованные, поскольку факт нарушения страховой компанией лицензионных требований установлен заявителем при проведении проверки по обращению страхователя по договору ОСАГО, поэтому в данном случае непосредственным объектом посягательства является установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей, следовательно, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в деянии ОСАО "РЕСО-Гарантия" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о привлечении ОСАО "РЕСО-Гарантия" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенного правонарушения, наличие смягчающих (устранение нарушения) и отягчающих обстоятельств (неоднократное привлечение к административной ответственности за однородные правонарушения), принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, считает возможным применить к ОСАО "РЕСО-Гарантия" меру ответственности, предусмотренную санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, частями 1-3, 42 статьи 206, статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (юридический адрес: 107016, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; 603008, Россия, г. Н. Новгород, ул. Б. Покровская, д. 26) удовлетворить.
Привлечь открытое страховое акционерное общество "РЕСО-Гарантия" (ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413, юридический адрес: 125047 Россия, г. Москва, ул. Гашека, д.12, стр.1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35000 (тридцати пяти тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам получателя платежа - УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), ИНН 7702235133, КПП 526045005, наименование банка Волго-Вятское ГУ Банка России, БИК 042202001, номер счета получателя 40101810400000010002, КБК 999 1 16 90 01001 6000 140, ОКТМО 22701000.
Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по которому назначено наказание в виде административного штрафа, направляется для исполнения после истечение 60-дневного срока со дня вступления судебного акта в силу. Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившее в законную силу решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
Н.П. Хлюпина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.