20 декабря 2011 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу развития профессионального образования в Челябинской области на 2011 - 2015 годы.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А.
Председатель Правительства |
М.В. Юревич |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 12 июля 2011 г. N 228-П
Областная целевая Программа
развития профессионального образования в Челябинской области
на 2011-2015 годы
20 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2011 г. N 454-П в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2011 г.
Паспорт
Областной целевой Программы развития профессионального образования в Челябинской области
на 2011 - 2015 годы
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1. Стратегической целью государственной политики в сфере образования до 2020 года определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Стратегия развития Челябинской области до 2020 года, принятая постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 года N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", предусматривает насыщение предприятий Челябинской области кадрами рабочих и специалистов высокой квалификации в достаточном количестве.
В ситуации модернизационного развития Челябинской области кадровое обеспечение социально-экономического комплекса становится приоритетной задачей в Челябинской области. Сохраняют актуальность проблемы доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям современного развития экономики. Вместе с тем, несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на профессиональное образование, продолжают сохраняться негативные факторы:
1) несоответствие структуры и качества подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики;
2) несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений профессионального образования современным требованиям, в том числе предъявляемым к выполнению санитарных норм и правил и организации образовательного и производственного процессов;
3) недостаточное кадровое обеспечение образовательных учреждений;
4) недостаточное развитие государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
Преодолению негативных факторов в профессиональном образовании в ходе модернизации будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
2. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой.
Наиболее востребовано трудоспособное население в возрасте от 25 до 45 лет. Основное место работы для большей части населения - предприятия и организации (около 1 200,0 тысяч человек). В этой связи основным и стабильным источником доходов населения Челябинской области по-прежнему является заработная плата.
Численность населения Челябинской области составляет 3,5 миллиона человек, из которых население в возрасте моложе трудоспособного составляет 16,1 процента или 564,3 тысячи человек.
3. Образовательный, научный потенциал Челябинской области определяется разнообразием и масштабами системы профессионального образования.
В том числе по состоянию на 1 января 2010 года в Челябинской области функционирует 79 областных государственных учреждений начального профессионального образования и 26 областных государственных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, 2 областных государственных учреждения начального профессионального образования, подведомственных Министерству социальных отношений Челябинской области, 9 областных государственных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения Челябинской области, 4 областных государственных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, 22 федеральных государственных учреждения среднего профессионального образования. Всего охват обучающихся в указанных учреждениях составляет 88,8 тысячи человек. В 52 высших учебных заведениях обучается 185,6 тысячи человек (по данным на 01.01.2010 года) (таблица 1).
Таблица 1
Сеть
образовательных учреждений профессионального образования, находящихся на территории Челябинской области
N п/п |
Орган исполнительной власти Челябинской области, выполняющий функции учредителя образовательного учреждения, или учредители образовательных учреждений |
Образовательные учреждения начального профессионального образования |
Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
Образовательные учреждения высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования |
|
1. |
Министерство образования и науки Челябинской области |
79 |
26 |
2 |
|
2. |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
2 |
- |
- |
|
3. |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
- |
9 |
- |
|
4. |
Министерство культуры Челябинской области |
- |
4 |
2 |
|
5. |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
- |
22 |
5 |
|
6. |
Физические и (или) юридические лица |
- |
10 |
20 |
|
7. |
Органы государственной власти Российской Федерации |
- |
- |
23 |
|
Всего |
81 |
71 |
52 |
Каждый 4 выпускник 9 класса и каждый 15 выпускник 11 класса обучается на первом курсе образовательных учреждений начального профобразования; каждый 5 выпускник 9 класса и каждый 10 выпускник 11 класса - на первом курсе образовательного учреждения среднего профессионального образования (таблица 2).
Таблица 2
Распределение
выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по образовательным учреждениям (2010-2013 годы)
Численность выпускников общеобразовательных учреждений |
2010 год (факт) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
Выпускники 9-х классов (человек) |
23 723 |
31 514 |
29 204 |
29 006 |
Из них: |
|
|
|
|
Продолжат обучение в образовательных учреждениях (человек) |
22 988 |
30 563 |
28 328 |
28 135 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение в образовательных учреждениях (процентов) |
97,0 |
97,0 |
97,0 |
97,0 |
Поступят в 10 класс общеобразовательных учреждений |
12 312 |
16 382 |
15 186 |
15 083 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение в общеобразовательных учреждениях (процентов) |
52,0 |
52,0 |
52,0 |
52,0 |
Поступят в образовательные учреждения профессионального образования для обучения по программам начального профессионального образования |
5 931 |
7 878 |
7 301 |
7 251 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение по программам начального профессионального образования (процентов) |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
Поступят в образовательные учреждения профессионального образования для обучения по программам среднего профессионального образования |
4 745 |
6 303 |
5 841 |
5 801 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение по программам среднего профессионального образования (процентов) |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Не будут охвачены формами учебы |
735 |
951 |
876 |
871 |
Доля числа выпускников 9-х классов, которые не будут охвачены формами учебы (процентов) |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
В Челябинской области действует 17 учебных центров предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку своих работников. Мощность учебных центров составляет 18,9 тыс. человек. В 85 процентах учреждений ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан. Ежегодно объемы подготовки указанного населения составляют 10,0 - 12,0 тыс. человек.
Проекты расчетных показателей приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования согласовываются с органами местного самоуправления Челябинской области и службами занятости населения в муниципальных образованиях Челябинской области.
Контрольные цифры приема в образовательные учреждения начального профессионального образования с 2006 года снижаются с 16 063 человек до 9 188 человек в 2010 году, но увеличиваются в учреждения среднего профессионального образования с 1 905 человек в 2006 году до 4 795 человек в 2010 году, что объясняется ростом требований работодателей к уровню образования выпускников.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования осуществляется подготовка рабочих по 93 профессиям, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - по 134 специальностям.
4. В целях преодоления сложной демографической ситуации, рассогласованности номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований со стороны рынка труда, слабости эффективных связей между уровнями профессионального образования продолжается реорганизация сети учреждений профессионального образования Челябинской области (рисунок 1).
"Рисунок 1. Число образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области"
5. Анализ контингента обучающихся показывает, что в учреждениях начального профессионального образования, как правило, обучаются дети из малообеспеченных семей. Среди них значительна доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 30 процентов обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования - дети из неполных семей, не способных оплатить образование в высших учебных заведениях.
100 процентов обучающихся учреждений начального профессионального образования Челябинской области обеспечиваются горячим питанием, стипендиями, нуждающимся предоставляется общежитие.
В учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (718 человек), ведется профессиональная подготовка лиц, не имеющих основного общего образования (1273 человека) и получающих общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Государственное учреждение дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи "Смена", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи "Магнит", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом юношеского технического творчества) для обучающихся областных государственных учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, на бесплатной основе открыты кружки технической, спортивно-технической, художественной, патриотической направленности, работает научное общество учащихся.
6. Структура образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Челябинской области, включает в себя: 32 государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (6 университетов, 4 академии, 4 института, 1 консерватория, 14 филиалов крупнейших университетов и институтов городов России, 3 учреждения дополнительного профессионального образования), 20 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" имеет категорию национального исследовательского университета.
За последние 3 года число студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Челябинской области увеличилось в среднем на 15 процентов, общее число выпускников составило более 35 тысяч человек, что превышает показатели 2006 года на 40 процентов. По данным Федеральной службы государственной статистики на 10 тысяч населения в Российской Федерации приходится 522,6 студента образовательных учреждений высшего профессионального образования, в Челябинской области - 549,1 студента.
7. На базе образовательных учреждений высшего профессионального образования Челябинской области выполняются фундаментальные научные исследования по 11 направлениям. Практические результаты этих исследований нашли применение в металлургическом и сельскохозяйственном комплексах Челябинской области, в образовании и практической медицине.
Инновационная деятельность в образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется 123 научно-исследовательскими, инновационными и внедренческими структурами, численность студентов и аспирантов, привлекаемых к исследованиям в рамках их деятельности, составляет свыше 1 тысячи человек. В число приоритетных направлений входят работы в области нанотехнологий, энергосберегающих, вычислительных и информационных технологий.
8. Наряду с перечисленными достижениями в системе профессионального образования сохраняются следующие проблемы: снижение количества учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и, как следствие, снижение набора в образовательные учреждения профессионального образования;
рассогласованность профессионально-квалификационной структуры подготовки выпускников с квалификационной структурой кадров предприятий;
слабые отношения партнерства между учреждениями профессионального образования и базовыми предприятиями, отсутствие связей между профессиональным образованием и рынком труда в целом.
Поэтому содержанием модернизации профессионального образования являются меры по совершенствованию профессиональной подготовки рабочих и специалистов в соответствии с кадровыми потребностями социально-экономической сферы Челябинской области.
Реализация мероприятий Программы по формированию эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на перспективные потребности региональных рынков труда, позволит укрепить связи между профессиональным образованием и производством, сформировать областной заказ на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования отраслевыми министерствами и работодателями, расширить участие бизнеса во всех этапах образовательного процесса.
9. Развитие науки и инноваций и, как следствие, высокотехнологичных производств обусловливает постоянное повышение требований к компетенциям выпускников образовательных учреждений профессионального образования. В свою очередь, это напрямую связано с повышением привлекательности программ профессионального образования.
"Точками роста" в системе начального и среднего профессионального образования стали 28 ресурсных центров и 9 инновационных образовательных площадок, организованных с 2006 года.
В 2006 году объем финансирования, направленного на создание ресурсных центров, составил 25 000 тысяч рублей за счет средств областного бюджета и 25 000 тысяч рублей за счет внебюджетных источников.
В течение 2006-2010 года проведена работа по приобретению для учреждений начального и среднего профессионального образования технологического оборудования для пищеблоков, спортивного инвентаря, компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест для учителя и библиотекаря, медицинского оборудования для медицинских пунктов.
Реализация областных целевых программ "Информатизация системы образования Челябинской области на 2000-2005 годы" и Программы реализации национального проекта "Образование" на 2006-2008 годы позволила обеспечить 100 процентов учреждений начального профессионального образования современной компьютерной техникой. Во всех образовательных учреждениях начального профессионального образования оборудованы автоматизированные места библиотекаря, 100 процентов руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования используют в работе ноутбуки.
10. Но, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в системе профессионального образования в период с 2006 года, сохраняется отставание от уровня современного высокотехнологичного производства. Профессиональные училища и техникумы не могут стать привлекательным местом для обучения для потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, "социальным стартом" их жизненной успешности, что влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.
Концепция непрерывного профессионального образования зачастую трактуется как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, трудовых династий, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на появляющиеся высокие предложения заработной платы, статус рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким.
Перераспределение выпускников общеобразовательных школ в пользу получения высшего профессионального образования ведет к дисбалансу в соотношении уровней профессионального образования. Снижается охват учащихся в возрасте 15-19 лет системой начального профессионального образования.
Так, доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения начального профессионального образования, уменьшилась с 9,3 процента в 2006 году до 7,1 процента в 2010 году.
Данное снижение показателя начального профессионального образования происходит и из-за процессов реорганизации образовательных учреждений начального профессионального образования.
Слабо развито обучение взрослого населения по программам начального профессионального образования. Это связано с отсутствием прогноза намерений взрослого населения в получении профессий начального профессионального образования. Так, доля взрослых, прошедших подготовку, переподготовку, повышение квалификации в образовательных учреждениях начального профессионального образования, снизилась с 45,6 процента в 2006 году до 22,8 процента в 2010 году, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования: с 46,8 процента в 2006 году до 19,2 процента в 2010 году.
Материально-техническое оснащение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение комплексной безопасности образовательных учреждений.
В этой связи обновление учебно-материальной базы профессионального образования требует системной и перманентной деятельности. Приоритетными направлениями являются, с одной стороны, оснащение образовательных учреждений современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием для повышения привлекательности программ профессионального образования, а также предоставление каждому обучающемуся возможности получать профессиональное образование в условиях, предъявляемых к современной организации образовательного процесса.
Рассматривается привлечение широкого круга работодателей для создания территориально-экономических кластеров по направлениям подготовки: металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Создание территориально-производственных кластеров позволит решить проблему оснащенности образовательных учреждений современным оборудованием, расширить методы, направленные на повышение престижа и имиджа рабочих профессий, продолжить создание технопарков и бизнес-инкубаторов при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, увеличить долю научных проектов, которые решают жизненно важные проблемы жителей Челябинской области, устранить дисбаланс между гуманитарными и техническими научными исследованиями, привлечь инвестиционные потоки разного уровня (прямые инвестиции, спонсорская помощь, средства работодателей, собственные средства предприятий).
Реализация мероприятий Программы по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, позволит продолжить работу по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, оснастить их современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием, сформировать условия для профессионального выбора молодежи.
11. В 2011-2012 годах предстоит переход образовательных учреждений всех уровней профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. В этой связи возрастает роль региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
Ежегодно около 40 профессиональных образовательных учреждений вводят в свой перечень новые профессии, отвечая на запросы рынка труда. Особенно востребованы на предприятиях выпускники, освоившие профессии технического профиля: "металлообработка", "горнодобывающая промышленность", "производство черных металлов", "строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", "транспорт", социально-экономического профиля - "общественное питание, торговля и производство пищевой продукции".
Учреждения профессионального образования осуществляют переход на инновационные механизмы управления качеством и ориентируются на международные стандарты, внедряется сертифицированная система менеджмента качества. Переход на эту систему осуществили 6 вузов и 8 ссузов.
На базе ресурсных центров и инновационных площадок, действующих на базе областных государственных учреждений профессионального образования, создана система оценки качества образования с участием работодателей. Их профиль определен на основании потребностей регионального рынка труда: машиностроение, сфера обслуживания, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. В Челябинской области действуют аттестационный пункт (на базе ресурсного центра Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 111" г. Златоуста) центра сертификации квалификаций сварщиков Национального агентства контроля и сварки (НАКС), аттестационный пункт (на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 120 имени Героя Социалистического Труда Иванова Николая Маркеловича") СУР-1ГАЦ-9АП Уральского центра аттестации по аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, центр "Универсум", осуществляющий сертификацию по профессии парикмахер (сертифицировано 30 человек).
Необходимо создать и реализовать механизмы общественно-государственного взаимодействия при определении номенклатуры и формировании государственного заказа на разработку наиболее значимых для социально-экономического развития региона программ профессионального образования и профессиональной подготовки.
Реализация мероприятий Программы по модернизации региональной государственно - общественной системы оценки качества профессионального образования позволит сформировать региональный сегмент независимой оценки качества профессионального образования со стороны объединений работодателей, создать систему сертификации квалификации выпускников учреждений профессионального образования всех уровней.
12. Эффективное ресурсное обеспечение невозможно без развития организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования системы профессионального образования, в том числе реорганизации сети учреждений профессионального образования, включая изменение их структуры подчинения и организационно-правовых форм, а также системную интеграцию учреждений как по горизонтали (укрупнение образовательных учреждений одного уровня), так и по вертикали (интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования). Начался процесс создания автономных образовательных учреждений.
Важным условием финансового стимулирования является введение новой системы оплаты труда. За январь - ноябрь 2010 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли "Образование" Челябинской области составила 58,7 процента к среднему уровню заработной платы работников, занятых в организациях Челябинской области.
Перед системой профессионального образования встают задачи, связанные с механизмами бюджетного финансирования системы профессионального образования, в частности в виде субсидий образовательным учреждениям. Финансирование автономных и бюджетных образовательных учреждений должно осуществляться на основе субсидий, выделяемых на возмещение нормативных затрат на предоставление этими учреждениями государственных образовательных услуг в соответствии с государственными заказами.
Реализация мероприятий Программы по внедрению новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования позволит экономить бюджетные средства за счет более эффективного использования совокупных ресурсов системы профессионального образования, повысить доступность программ профессионального образования при обеспечении необходимого уровня качества их реализации.
13. Образовательные учреждения профессионального образования располагают высокоинтеллектуальным персоналом, занятым исследованиями и разработками. В Челябинской области ученые степени доктора наук имеют 863 работника, кандидата наук - 3 829 работников.
По численности работников, занятых научными исследованиями, Челябинская область занимает II место в Уральском федеральном округе. Несмотря на это, треть аспирантов заканчивает обучение в аспирантуре без защиты кандидатских диссертаций, тематика кандидатских и докторских диссертаций не соответствует потребностям и приоритетам развития Челябинской области.
В системе начального и среднего профессионального образования работает около 8 тысяч педагогических работников. Более 50 процентов педагогических работников учреждений начального профессионального образования составляют работники возрастной группы 40-55 лет (11,4 процента - педагогические работники и 29,5 процента - руководители образовательных учреждений пенсионного возраста). Высшее профессиональное образование имеют 58 процентов руководящих и педагогических работников, высшую и первую квалификационные категории - 36,5 процента руководящих и педагогических работников.
Анализ качественного состава инженерно-педагогических работников в областной системе начального и среднего профессионального образования свидетельствует о снижении качества подготовки инженерно-педагогических работников, их профессиональной, психолого-педагогической, информационной компетентности, о слабой мотивации приобретения ими исходного (базового) опыта профессионально-педагогической диагностики. Недостаточны численность и уровень подготовки инженерно-педагогических кадров.
Острота проблемы заключается не только в дефиците мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
Реализация мероприятий Программы по развитию кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования создаст условия для современного повышения квалификации и переподготовки специалистов, развития системы повышения престижа инженерно-педагогического труда и привлечения в профессиональное образование молодых специалистов.
14. Реализация мероприятий Программы должна способствовать формированию государственно-общественных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, созданию прозрачной и открытой системы информирования граждан об образовательных услугах.
Пошаговый мониторинг обеспечит своевременную корректировку и управление изменениями в системе профессионального образования, позволит соотносить реализующиеся мероприятия с меняющимися социально-экономическими условиями.
Программа является важнейшим инструментом реализации единой государственной политики в сфере профессионального образования, позволяющим привести в соответствие требования рынка труда и уровень образовательных услуг, обеспечить принцип равных возможностей и доступа населения Челябинской области к качественному профессиональному образованию.
Глава II. Основные цели и задачи Программы
15. Цель Программы - обеспечение необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) разработка прогноза потребности экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах;
2) приведение структуры профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, в соответствие с прогнозом потребностей экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику;
3) развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих и специалистов;
4) развитие перспективных форм сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий - социальных партнеров, включающих создание условий для повышения инвестиционной привлекательности учебных заведений;
5) формирование системы непрерывного профессионального образования, в первую очередь, технико-инженерного профиля;
6) оснащение учреждений профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и внедрение информационных технологий;
7) обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Глава III. Сроки реализации Программы
16. Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2015 годы.
В 2011 году основными направлениями являются: анализ отраслей экономики Челябинской области и современных систем прогнозирования кадровых потребностей; выявление образовательных учреждений, реализующих программы подготовки по специальностям и профессиям для ключевых отраслей экономики Челябинской области; реорганизация сети учреждений профессионального образования.
В 2012-2015 годах основными направлениями являются: создание оптимальной структуры образовательных услуг; обновление материально-технической базы образовательных учреждений; модернизация государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования Челябинской области; государственная поддержка образовательных учреждений, педагогических работников.
Выполнение установленных сроков реализации Программы обеспечивается системой программных мероприятий и освещается в средствах массовой информации Челябинской области.
Глава IV. Система программных мероприятий
17. В Программе предусматривается реализация мероприятий по шести основным направлениям (Приложение 1 к Программе)
Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2011 г. N 454-П в пункт 18 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2011 г.
18. Общая сумма финансовых средств на реализацию Программы составляет 792939,4 тыс. рублей. Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, запланированы также и внебюджетные источники (средства, полученные образовательными учреждениями от приносящей доход деятельности). Общий объем финансирования Программы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Общий объем финансирования Программы
Финансово-экономическое обоснование Программных мероприятий представлено в Приложении 2 к Программе.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета уточняются в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Справочно: внебюджетные источники финансирования привлекаются руководителями образовательных учреждений (при наличии возможностей образовательных учреждений) в соответствии с мероприятиями, предусмотренными настоящей Программой.
Раздел VI. Организация управления и механизмы реализации Программы
19. Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Челябинской области.
20. Главными распорядителями средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, являются Министерство культуры Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области и Министерство образования и науки Челябинской области.
Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство здравоохранения Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области осуществляют:
1) координацию реализации Программы;
2) организацию выполнения мероприятий Программы;
3) контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
21. Министерство образования и науки Челябинской области осуществляет:
1) подготовку информации и отчетов для Губернатора Челябинской области о выполнении Программы;
2) совершенствование механизма реализации Программы;
3) подготовку предложений по внесению изменений в Программу.
22. Реализация Программы осуществляется:
1) на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых областным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
2) путем предоставления субсидий областным бюджетным и автономным образовательным учреждениям в порядке, устанавливаемом Правительством Челябинской области.
23. Министерство образования и науки Челябинской области ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год, а также уточняет затраты по программным мероприятиям, финансируемым из внебюджетных источников.
24. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Челябинской области.
25. Министерство образования и науки Челябинской области анализирует выполнение мероприятий Программы и один раз в полугодие информирует Правительство Челябинской области и Министерство экономического развития Челябинской области о достигнутых результатах.
26. Министерство образования и науки Челябинской области ежегодно составляет доклад о ходе выполнения мероприятий Программы и в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет доклад о ходе реализации Программы в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области.
27. Оценка достижения эффективности деятельности по реализации программных мероприятий осуществляется посредством мониторинга на основе индикативных показателей.
Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
28. Эффективность реализации Программы определяется соотношением позитивных изменений в системе профессионального образования (таблица 5).
Таблица 5
Индикативные показатели эффективности реализации Программы
N п/п |
Индикативные показатели |
Единицы измерения |
2010 год |
Плановое значение по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1. |
Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования |
процентов |
25,0 |
28,0 |
31,0 |
34,0 |
37,0 |
40,0 |
2. |
Доля взрослых, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования |
процентов |
19,2 |
20,5 |
27,0 |
33,5 |
40,0 |
45,0 |
3. |
Доля взрослых, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки |
процентов |
45,0 |
49,0 |
53,0 |
57,0 |
61,0 |
65,0 |
4. |
Доля выпускников учреждений |
процентов |
|
|
|
|
|
|
начального, |
|
60,8 |
61,0 |
62,0 |
63,0 |
64,0 |
65,0 |
|
среднего, |
|
65,0 |
66,4 |
67,8 |
69,2 |
70,0 |
72,0 |
|
высшего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска соответственно |
|
68,0 |
69,0 |
70,0 |
71,0 |
72,0 |
73,0 |
|
5. |
Доля выпускников, обучавшихся по программам профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры |
процентов |
2,0 |
7,0 |
15,0 |
22,0 |
30,0 |
40,0 |
6. |
Доля областных государственных автономных образовательных учреждений профессионального образования, созданных путем изменения типа существующего государственного учреждения |
процентов |
0 |
3,6 |
63,0 |
63,0 |
63,0 |
63,0 |
7. |
Доля педагогических работников учреждений начального и среднего профессионально- го образования, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом |
процентов |
10,0 |
20,0 |
30,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
8. |
Доля учреждений профессионально- го образования, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам реализации Программы |
процентов |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в Приложении 3 к Программе.
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2011 г. N 454-П в настоящее приложение внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2011 г.
Приложение 1
развития профессионального
образования в Челябинской области
на 2011 - 2015 годы
Система программных мероприятий
20 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2011 г. N 454-П в настоящее приложение внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2011 г.
Приложение 2
развития профессионального
образования в Челябинской области
на 2011-2015 годы
Финансово-экономическое обоснование
затрат на реализацию мероприятий областной целевой Программы развития профессионального образования в Челябинской области
на 2011-2015 годы
20 декабря 2011 г.
Приложение 3
развития профессионального
образования в Челябинской области
на 2011-2015 годы
Методика
оценки эффективности реализации областной целевой Программы развития профессионального образования в Челябинской области
на 2011-2015 годы
Настоящая методика определяет принципы разработки и обоснования результативности и эффективности Программы.
Под результатом реализации Программы понимается обеспечение необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами. Оценка социально-экономических результатов программных мероприятий осуществляется исходя из положений Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 322-ЗО "Об образовании в Челябинской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области, регламентирующих вопросы функционирования системы образования.
Под результативностью программных мероприятий и Программы в целом понимаются меры соответствия ожидаемых результатов реализации Программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития Челябинской области. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств.
Основные целевые индикативные показатели, используемые для оценки социально-экономической эффективности выполнения Программы рассчитываются следующим образом:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 12 июля 2011 г. N 228-П "Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 23 августа 2011 г. N 208 (спецвыпуск N 53)
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 340-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 20 декабря 2013 г. N 531-П
Постановление Правительства Челябинской области от 1 ноября 2013 г. N 433-П
Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 339-П
Постановление Правительства Челябинской области от 24 июня 2013 г. N 61-П
Постановление Правительства Челябинской области от 17 апреля 2013 г. N 182-П
Постановление Правительства Челябинской области от 28 сентября 2012 г. N 521-1-П
Постановление Правительства Челябинской области от 28 августа 2012 г. N 470-П
Постановление Правительства Челябинской области от 20 декабря 2011 г. N 454-П
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2011 г.