Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 августа 2015 г. по делу N А49-6444/2015
г. Пенза |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А49-6444/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 12 августа 2015 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семисаженовой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Твой дом - Фаворит" (ОГРН 1135837003730, ИНН 5837057347)
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072)
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Целовальникова Е.Н. - представителя по доверенности N 1 от 12.01.2015 (до объявления перерыва); Чубукина В.В. - генерального директора,
от ответчика - Митронькина А.А. - главного специалиста - эксперта по доверенности N 1-15-666 от 25.05.2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Твой дом - Фаворит" (далее - заявитель, Управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция, ответчик) N ПР-111 от 06.05.2015.
Требования заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представители Управляющей компании поддержали предъявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Госжилстройтехинспекция в письменном отзыве и в судебном заседании отклонила заявленные требования, полагая законным и обоснованным оспариваемое предписание.
В судебном заседании 29.07.2015 был объявлен перерыв до 09 час. 40 мин. 05.08.2015. После перерыва в назначенное время судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Госжилстройтехинспекцией была проведена внеплановая документарная проверка Управляющей компании. Поводом к проведению проверки послужило обращение жителя многоквартирного дома N 40 по ул. Мира в г. Пензе. Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.05.2015 (л.д. 9).
Установив в ходе проверки, что Управляющая компания неправомерно выставляет в счетах на оплату коммунальных услуг отдельными строками плату за вывоз крупногабаритного мусора и плату за техническое обслуживание лифтов, сверх платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, Госжилстройтехинспекция выдала предписание об устранении выявленного нарушения N ПР-141 от 06.05.2015 (л.д. 8). Указанным предписанием Управляющей компании предписано производить начисление платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома собственнику помещения N 5 в МКД N 40 по ул. Мира в г. Пенза в размере, утвержденном протоколом от 13.02.2015 общим собранием собственников помещений в МКД, включающем начисление платы за услуги по вывозу ТБО и обслуживанию лифта.
Управляющая компания считает предписание незаконным, заведомо неисполнимым, противоречащим волеизъявлению собственников помещений в МКД, утвердивших на общем собрании текст договора управления многоквартирным домом, предусматривающего условие о том, что плата за техническое обслуживание лифта и плата за вывоз и размещение крупногабаритного мусора в размерах согласно заключенным договорам, в соответствии с выставленными исполнителями услуги документами, указывается в платежном документе отдельной строкой.
Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения Управляющей компании в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В Пензенской области органом, осуществляющим вышеуказанные функции является Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекция Пензенской области).
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области N 167-пП от 24.03.11, Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль и надзор в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
В целях реализации полномочий в сфере осуществления регионального государственного жилищного надзора Госжилстройтехинспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 4.2.5 Положения).
Таким образом, обжалуемое предписание вынесено компетентным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Из материалов дела следует, что решением собственников жилых помещений дома N 40 по ул. Мира в г. Пенза от 13.02.2015 выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией, выбрана управляющая организация - ООО "Управляющая компания "Твой дом - Фаворит"" (л.д. 12-15).
Во исполнение части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации между собственниками жилых помещений МКД и Управляющей компанией заключены договоры управления многоквартирным домом, условия которых утверждены общим собранием собственников (л.д. 16-23).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В силу положений частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статьям 153, 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном дом определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя помимо прочего плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По правилам части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 лифты, лифтовые и иные шахты входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Грузовые, пассажирские и пожарные лифты являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения, которая в свою очередь также входит в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 7 Правил N 491).
Согласно положениям пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (подпункт "б"), сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д").
Таким образом, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, и содержание лифта являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а, значит, плата за содержание лифта и плата за сбор и вывоз бытовых отходов входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме в силу закона и не может взыскиваться отдельно.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "б").
Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, общим собранием собственников МКД 13.02.2015 утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15,31 руб. в месяц за 1кв.м общей площади помещения (пункт 10 повестки дня собрания).
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (приложение N 2 к договору управления МКД) включает в себя обслуживание лифтового оборудования, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов (л.д. 22-23).
Вместе с тем в счетах-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги за январь - февраль 2015 г., предъявленных Управляющей компанией собственнику помещения N 5 в МКД N 40 по ул. Мира, отдельными строками выставлены плата за вывоз мусора и за содержание лифта (л.д. 58-59).
При изложенных обстоятельствах ответчик пришел к правомерному выводу о допущенном Управляющей компанией нарушении требований приведенных выше норм, в целях устранения которого выдал оспариваемое предписание.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание не может быть исполнено, поскольку противоречит решению общего собрания собственников, утвердивших редакцию договора управления МКД о порядке осуществления платежей по договору управления путем разделения платы за жилищные услуги на три составляющие, суд отклоняет как противоречащие законодательству.
Из содержания протокола общего собрания собственников следует, что плата за содержание и ремонт общего имущества МКД установлена в размере 15,31 руб. за 1 кв.м. При этом каких-либо оговорок о том, что в эту сумму не включена стоимость услуг по обслуживанию лифта и по вывозу бытовых отходов, протокол собрания не содержит. Собственники помещений не принимали решения о том, что указанные услуги оплачиваются отдельно, дополнительно к стоимости платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15,31 руб.
Согласно пункту 4 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Плата за содержание лифта и вывоз бытовых отходов в силу закона входит в состав платы за содержание общего имущества в МКД, т.е. является ее частью. На общем собрании собственников, как следует из протокола собрания, не решался вопрос об исключении платы за содержание лифта и вывоз бытовых отходов из утверждаемой платы за содержание общего имущества, об исключении работ и услуг по содержанию лифта и вывозу ТБО из перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД и об оплате их сверх утвержденного тарифа 15,31 руб., как не решался вопрос об установлении отдельно размера платы за содержание лифта и вывоз отходов.
Таким образом, выставление в счетах - квитанциях указанных платежей сверх установленного собранием собственников тарифа за содержание общего имущества МКД является незаконным и не может быть признано легальным условием договора.
При этом договором управления также не предусмотрено, что содержание лифта и вывоз отходов исключаются из числа иных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Допустимо указание названных платежей отдельными строками справочно, в составе платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предписание выдано ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Твой дом - Фаворит" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
Н.В. Дудорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.