Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 августа 2015 г. по делу N А49-14180/2014
г.Пенза |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А49-14180/2014 |
Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Карповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области при ведении протокола помощником судьи Климовой К.А. дело
по иску Министерства обороны Российской Федерации (119160, г.Москва, ул.Знаменка, д. 19; ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
к Администрации города Пензы (440600, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, д.4; ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360),
третьи лица:
1. Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (620100, г. Екатеринбург, ул. Восточная,25)
2. Управление муниципального имущества администрации г.Пензы (440000, г.Пенза, пл.Маршала Жукова,4);
3. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (440008, г. Пенза, ул. Суворова,39а);
4. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (440000, г.Пенза, ул.Урицкого, д.127)
5. Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" (440008 г.Пенза, ул. Некрасова, 34)
6. Закрытое акционерное общество "Пензенская Горэлектросеть" (440000, г.Пенза, ул. Московская, д. 82в);
7. общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (440031 г. Пенза, ул. Кривозерье, 24).
о признании права собственности на земельный участок,
при участии в заседании представителей:
от истца: Базановой Е.С., представителя по доверенности,
от ответчика: Николаевой Т.Г., представителя по доверенности,
от 1-го третьего лица: Бакиной И.И., представителя по доверенности,
от 2-го третьего лица: Николаевой Т.Г., представителя по доверенности,
от 3-го третьего лица: не явился,
от 4-го третьего лица: не явился,
от 5-го третьего лица: не явился,
от 6-го третьего лица: не явился,
от 7-го третьего лица: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Администрации города Пензы о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 26390 кв.м. с кадастровым номером 58:29:03002002:0017, расположенный по адресу: г.Пенза, ул.Мира.
В исковом заявлении указано, что постановлением Главы администрации г.Пензы от 25.03.2003 г. N 545 вышеназванный земельный участок предоставлен Министерству обороны Российской Федерации в постоянное бессрочное пользование и внесен в реестр федерального имущества. Правообладателем участка являлось ФГКЭУ "Пензенская КЭЧ района", реорганизованное путем присоединения к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
На основании вышеуказанного Постановления Главы администрации г.Пензы от 25.03.2003 г. N 545, Федерального закона от 31.05.1996 "Об обороне" 17 ноября 2003 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 138-р от 26.01.2000 было издано Постановление Главы г.Пензы N 1075 от 31.05.2000 г. о передаче в муниципальную собственность находящихся на земельном участке 28 строений и 4 сооружений инженерных коммуникаций.
Постановлением Главы г.Пензы N 1426 от 30.07.2003 г. в вышеуказанное постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень передаваемых в муниципальную собственность объектов сокращен до 18 единиц. Право собственности муниципального образования было зарегистрировано только на 16 объектов. Таким образом, в муниципальную собственность были переданы не все объекты недвижимого имущества.
24 марта 2009 года право собственности на земельный участок зарегистрировано за Муниципальным образованием г.Пензой.
Истец считает, что действия ответчика по государственной регистрации прав на земельный участок противоречат земельному законодательству и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ, поскольку в отношении участка уполномоченным органом не принимались решения о передаче его из федеральной собственности в собственность муниципального образования, по акту приема-передачи земельный участок не передавался, Министерство обороны от прав на него не отказывалось, право собственности Российской Федерации по решению суда не прекращалось.
Спорный земельный участок имеет разрешенное использование под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения и в силу ст.1 ФЗ "Об обороне" является федеральной собственностью.
В обоснование исковых требований истец сослался на ст.ст. 12, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, п.12 ст.1 ФЗ "Об обороне".
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Управление муниципального имущества администрации г.Пензы (определением от 27.01.2015), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (определение от 27.01.2015), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (определение от 18.02.2015).
В связи с пояснениями ответчика о том, что объекты, находящиеся на спорном земельном участке, переданы в оперативное управление МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы", а трансформаторные подстанции, кабельные сети электроснабжения, водопровод и канализация - в аренду ЗАО "Пензенская горэлектросеть" и ООО "Горводоканал" определениями суда от 22.04.2015 и от 22.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы", ЗАО "Пензенская горэлектросеть" и ООО "Горводоканал".
Определением суда от 23.07.2015 судебное разбирательство откладывалось на 19.08.2015 с целью ознакомления с дополнениями, поступившими в суд непосредственно в день судебного заседания.
В судебном заседании 19.08.2015 истец на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы иска, дополнений к нему (т.4 л.д.118-121, т.5 л.д.67-71, 88-89).
Дополнительно истец указал, что согласно Постановлению Главы г.Пензы N 1426 от 30.07.2003 г. и дополнения к акту приема-передачи N 502 от 14.05.2003 с баланса ФГКЭУ "Пензенская КЭЧ района" на баланс в оперативное управление МУ "Жилсервис г.Пензы" переданы лишь объекты недвижимого имущества и инженерные сети, спорный земельный участок в собственность муниципального образования г.Пенза не передавался.
Порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность урегулирован положениями Федерального закона N 122-ФЗ, которые не связывают передачу имущества - объектов недвижимости из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под этими объектами. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельного участка в муниципальную собственность, если для этого имеются основания.
Кроме того, вопрос о передаче земельных участков под объектами может быть решен в самостоятельном порядке в соответствии с положениями части 1 статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ.
Истец указал, что площадь спорного земельного участка (26390 кв.м.) несоизмеримо больше площади объектов, переданных в муниципальную собственность - 3274,1 кв.м.
Муниципальное образование после передачи объектов недвижимого имущества и инженерных сетей, расположенных на участке, каких-либо действий, направленных на формирование соответствующей части земельного участка, занятой данными объектами, не производило.
Истец считает, что для прекращения права собственности на земельный участок необходимо волеизъявление собственника и правообладателя, совершенное в установленном законом порядке. Ответчиком не представлено доказательств волеизъявления Российской Федерацией в лице Минобороны России, ФГКУ "Уральское ТУИО" Минобороны России по распоряжению спорным земельным участком, следовательно, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки в 2009 году, а впоследствии прекращение права постоянного бессрочного пользования Минобороны России произведены с нарушением статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец также полагает, что право федеральной собственности на земельный участок не препятствует ответчику в его использовании.
Представитель третьего лица - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержав доводы истца и своего отзыва (т.4 л.д.125-129).
Представитель ответчика и третьего лица - Управления муниципального имущества администрации г.Пензы просил в иске отказать (т.1 л.д.60-61), указав, что в соответствии со ст.273 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент передачи объектов недвижимости, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок. К приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования, если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения.
Находящиеся на спорном земельном участке объекты были переданы муниципальному образованию с согласия Министерства обороны РФ. В связи с этим и на основании ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ за муниципальным образованием в 2009 году было зарегистрировано право на спорный земельный участок.
Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в направленном суду отзыве и дополнении к нему (т.1 л.д.117-118, т.5 л.д.62-64) разрешение иска оставило на усмотрение суда, дело просило рассмотреть в отсутствие его представителя.
В отзывах Управление Росреестра по Пензенской области указало, что перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства РФ N 404 от 30.06.2006 г., согласно которому помимо остальных документов в перечень входят правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объектов недвижимости на участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности на земельный участок является нахождение на нем недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Распоряжением Правительства РФ N 138-р утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность объектов недвижимости, 16 объектов из которого были зарегистрированы за муниципальным образованием, на оставшуюся часть объектов были представлены справки, выданные МУП "БТИ г.Пензы", об их сносе.
На основании данных документов и в соответствии с п.3 ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ Управлением Росреестра по Пензенской области зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Пензы и прекращена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок.
Право постоянного бессрочного пользования Министерства обороны РФ прекращено на основании Постановления Администрации г.Пензы N 918 от 1.08.2011.
Согласно представленному в материалы дела отзыву на иск (т.5 л.д.15) третье лицо - МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" оставило разрешение дела на усмотрение суда, просило о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя.
Третьи лица - ЗАО "Пензенская горэлектросеть" и ООО "Горводоканал" считают иск не подлежащим удовлетворению, просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителей (отзывы - т.5 л.д.51-52, 56-57), указывают на невозможность признания права собственности на весь земельный участок, в т.ч. на его часть, занятую объектами недвижимости, являющимися муниципальной собственностью, и инженерными коммуникациями.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, вопреки требованиям суда, отзыва на иск в материалы дела не представило.
Присутствующие в судебном заседании участники процесса против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся третьих лиц возражений не заявили.
При названных обстоятельствах дело в соответствии с ч.5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в заседании 19.08.2015 в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участников процесса, арбитражный суд установил следующее.
Государственным актом на право пользования землей серии А-I N 107350, выданным Исполнительным комитетом Пензенского городского совета народных депутатов от 11 декабря 1980 года (т.4 л.д.107-108), войсковой части 83286 (военный городок N 21 и N 22 г.Пенза, Западная Поляна) в бессрочное и бесплатное пользование выделены земельные участки 24,0 и 4,7 гектаров в границах согласно плану землепользования для складских целей.
В соответствии с Решением Пензенской городской администрации N 2 от 10.01.1993 войсковой части 83377 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования N 1035 от 29.01.1993 на земельный участок площадью 4,7 га для размещения военного городка N 22 (т.4 л.д.109).
Постановлением Главы администрации города Пензы от 25.03.2003 N 545 утверждены материалы инвентаризации земель Министерства обороны Российской Федерации по ул.Попова, 72А, ул.Мира (т.2 л.д.6-7), земельный участок, занимаемый нежилыми зданиями гарнизонных служб по ул.Попова, 72А и военным городком N 22 по ул.Мира разделен на два земельных участка, один из которых (п.3, п.5 постановления), кадастровый номер 58:29:03002002:0017 по ул.Мира площадью 2,6390 га предоставлен Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование для размещения нежилых зданий военного городка N 22.
На основании вышеуказанного постановления произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Министерства обороны Российской Федерации земельным участком с кадастровым номером 58:29:03002002:0017 по ул.Мира в г.Пензе площадью 26390 кв.м., о чем 3.06.2003 года выдано свидетельство о государственной регистрации права (т.4 л.д.89).
Кроме того, на основании постановления N 545 от 25.03.2003, а также Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на вышеназванный земельный участок, о чем 17.11.2003 года выдано свидетельство о государственной регистрации права (т.4 л.д.88).
Вышеуказанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.07.2004 по делу N А49-879/04-146/24 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Пензы к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ, Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительным зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок, признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Указанным решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 29.12.2004 решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.07.2004 по делу N А49-879/04-146/24 оставлено без изменения, кассационная жалоба комитета по управлению муниципальным имуществом г.Пензы - без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеназванным судебными актами также установлено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 N 138-р принято предложение администрации г.Пензы и Мингосимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Пензенской области, о передаче в муниципальную собственность г.Пензы находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Пензенской КЭЧ района Приволжского военного округа, расположенных в г.Пензе, согласно Приложению N 8 к распоряжению. Из Приложения N 8 следует, что к передаче в муниципальную собственность предполагалось 28 строений и 4 сооружения инженерных коммуникаций - сети теплоснабжения, сети водоснабжения, сети канализационные и сети электроснабжения (т.3 л.д.6).
В целях исполнения данного распоряжения Правительства Российской Федерации и распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 24.02.2000 N 236-р Главой города Пензы 31.05.2000 издается постановление N 1075 о приеме в муниципальную собственность г.Пензы вышеуказанных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Пензенской КЭЧ района Приволжского военного округа и передаче их на баланс в оперативное управление муниципальному учреждению "Служба заказчика по коммунальному хозяйству г.Пензы" (т.3 л.д.7-9).
МУ "Служба заказчика по коммунальному хозяйству г.Пензы" 14.06.2000 направляет в адрес КУМИ г.Пензы письмо N 171, в котором указывается на плохое техническое состояние принимаемых объектов и возможную экономическую целесообразность их разбора.
В постановление N 1075 от 31.05.2000 внесены изменения Постановлением Главы города Пензы от 30.07.2003 N 1426, в соответствии с которым перечень принимаемых в муниципальную собственность объектов сокращен до 18 единиц (т.3 л.д.10-12).
В соответствии с актом приемки-передачи основных средств в/городка N 22 от 14.05.2003 и дополнения к нему произведена передача 18 объектов с баланса Пензенской КЭЧ на баланс в оперативное управление муниципальному учреждению "Служба заказчика по коммунальному хозяйству г.Пензы" (т.3 л.д.79-82). В дело в отношении указанных объектов представлены выписки из реестра муниципальной собственности города Пензы.
В материалы дела Управлением Росреестра по Пензенской области представлены дела правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 58:29:03002002:0017 по ул.Мира (т.2 л.д. 2-54), а также дела в отношении всех находящихся на данном участке объектов недвижимости (т.2 л.д.55-127, т.3, т.4 л.д.1-30), являющихся собственностью муниципального образования г.Пензы.
Согласно имеющимся в указанных регистрационных делах справок МУП "Бюро технической инвентаризации г.Пензы" от 13.03.2009 (т.2 л.д.31-37, 39), 15 объектов, расположенных на земельном участке площадью 2,64 га с кадастровым номером 58:29:03002002:0017, снесено, о чем составлен акт о списании от 30.12.2004 N 1731.
Согласно справке Главного управления градостроительства и архитектуры города Пензы от 20.03.2009 (т.2 л.д.40), 1 объект - кабельные сети электроснабжения 0,4 кВт представляют собой несколько изолированных друг от друга проводов (жил), заключенных в оболочку.
В отношении остальных объектов (16 единиц) зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Пензы.
С учетом данных обстоятельств и в соответствии с п.3 ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ Управлением Росреестра по Пензенской области зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Пензы на спорный земельный участок и прекращена запись о праве собственности Российской Федерации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 24.03.2009 (т.4 л.д.90).
Право постоянного бессрочного пользования Министерства обороны РФ прекращено на основании Постановления Администрации г.Пензы N 918 от 1.08.2011 (т.2 л.д.44-45).
Приказом Первого заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам от 21.11.2011 N 780п внесены изменения в Приказ от 13.05.2011 N 256п "О передаче из муниципальной казны города Пензы на баланс в оперативное управление МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" (нежилых помещений". Согласно Приказу от 21.11.2011 N 780п передаче в оперативное управление МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" подлежало 13 нежилых помещений (т.4 л.д.33). Указанные помещения переданы МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" по акту приема-передачи от 21.11.2011.
21.02.2011 на основании дополнительного соглашения N 3 к договору аренды муниципального имущества N 33 от 1.09.2010, заключенному между Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы и ЗАО "Пензенская горэлектросеть", последнему передано в арендное пользование муниципальное имущество, перечень которого определен в Приложении N 1 к соглашению, в т.ч. трансформаторная подстанция N 263 (п.49 в перечне "Трансформаторные подстанции"), а также кабельные линии (п.п.208-211 в перечне "Кабельные линии"), ранее принадлежавшие ФГКЭУ "Пензенская КЭЧ района" (т.5 л.д.21-43).
В соответствии с договором N 52 от 8.08.2007, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы и ООО "Горводоканал", последнему переданы водопроводные и канализационные сети, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 58:29:03002002:0017.
Полагая регистрацию права собственности на земельный участок за Муниципальным образованием г.Пензой незаконной, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив заявленные требования, представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения участников процесса, суд признает иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59 постановления N 10/22).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком,
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
С учетом изложенного ссылка истца на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность, установленным положениями Федерального закона N 122-ФЗ, признается судом необоснованной.
Судом установлено, что Постановлением Главы администрации города Пензы от 25.03.2003 N 545, утвердившим материалы инвентаризации земель Министерства обороны Российской Федерации по ул.Попова, 72А, ул.Мира, земельный участок, занимаемый нежилыми зданиями гарнизонных служб по ул.Попова, 72А и военным городком N 22 по ул.Мира разделен на два земельных участка, один из которых, являющийся предметом настоящего спора, предоставлен Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование для размещения нежилых зданий военного городка N 22.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 N 138-р определены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения Пензенской КЭЧ района Приволжского военного округа, подлежащие передаче в муниципальную собственность, - 28 строений и 4 сооружения инженерных коммуникаций.
Как следует из материалов регистрационного дела, 15 объектов, расположенных на спорном земельном участке, согласно справок МУП "Бюро технической инвентаризации г.Пензы", снесены, 1 объект - кабельные сети электроснабжения 0,4 кВт представляет собой несколько изолированных друг от друга проводов (жил), заключенных в оболочку. В отношении остальных объектов (16 единиц) зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Пензы.
Доказательств наличия на земельном участке иных объектов, принадлежащих истцу либо иным лицам, в материалах дела не имеется.
Таким образом, право собственности на земельный участок, занятый объектами муниципального образования и необходимый для их использования, возникло у муниципального образования одновременно с правом муниципальной собственности на него.
Соответственно, прекратилось право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
При названных обстоятельствах оснований для признания права собственности Российской Федерации не имеется.
Доказательств несоответствия площади спорного земельного участка площади, занятой муниципальными объектами и необходимой для их использования, либо доказательств того, что для размещения и использования данных объектов необходима иная площадь земельного участка (значительно меньше его площади), суду не представлено, о назначении экспертизы не заявлено.
Довод истца о том, что наличие у него права собственности не является препятствием для использования ответчиком данного земельного участка, не может быть принят во внимание судом, поскольку указанное свидетельствует о нарушения принципа единства правовой судьбы объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены.
Кроме того, судом также принимается во внимание тот факт, что спорный земельный участок ранее был предоставлен войсковой части 83377 не в целях обеспечения обороны, а для эксплуатации военного городка. С переходом в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения войсковой части 83377 Министерства обороны Российской Федерации у военного ведомства отпали основания в использовании спорного земельного участка.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области от 28.07.2004 по делу N А49-879/04-146/24, в ходе рассмотрения дела и в отзыве на иск Министерство обороны Российской Федерации указывало на то, что интереса в дальнейшем использовании земельного участка не имеет, на ведение процедуры передачи всего спорного земельного участка в муниципальную собственность города Пензы в соответствии с указаниями КЭУ Приволжско-Уральского военного округа. Права Администрации города Пензы на спорный земельный участок Министерство обороны Российской Федерации в ходе рассмотрения указанного дела не оспаривало.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в иске.
Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом отказа в иске судебные расходы подлежат отнесению на истца. Учитывая, что истец в силу пп.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, вопрос о ее распределении разрешению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья |
Е.А.Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.