Указ Главы Республики Мордовия
от 13 июня 1997 г. N 68
"О Концепции информатизации Республики Мордовия"
Указом Главы Республики Мордовия от 24 февраля 2016 г. N 49-УГ настоящий Указ признан утратившим силу
В целях обеспечения единства развития информационного пространства Республики Мордовия, активизации деятельности в области информатизации постановляю:
1. Утвердить Концепцию информатизации Республики Мордовия (прилагается).
2. Правительству Республики Мордовия разработать и принять Программу информатизации Республики Мордовия до 2000 года, обеспечить первоочередное финансирование работ по созданию автоматизированной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Мордовия |
Н.И. Меркушкин |
Концепция
информатизации Республики Мордовия
(утв. Указом Главы Республики Мордовия
от 13 июня 1997 г. N 68)
Введение
Коренное изменение общественного строя, превращение России в открытое, демократическое общество, развитие коммерческих структур сопровождается падением производства и понижением жизненного уровня населения страны. Побороть негативные тенденции, сохранить достижения и создать условия для развития производства и, следовательно, увеличения благосостояния каждого гражданина страны - основная задача, стоящая перед обществом. Одним из важных факторов, в настоящее время влияющих на положительное решение этой задачи, является информатизация общества. "Целями информатизации во всем мире, и в том числе в России, являются: наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве" [ 1].
На наш взгляд, основой для существования открытого демократического общества является возможность свободного обмена мнениями, знаниями, то есть возможность свободного обмена информацией. Обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам, как достижения демократизации, должно привести к экономическому росту. Подъем экономики в результате информатизации должен произойти вследствие облегчения предложения своей рабочей силы, поиска партнеров, нахождения новых экономических решений, расширения области действия рекламы предприятий, оживления научной деятельности. Информатизация Мордовии позволит ей войти в международное информационное пространство, рассказать всему миру о себе, свой культуре, достопримечательностях, природе, содействовать развитию культурных связей, развитию туризма. Немаловажным фактором для нас служит высокий научный потенциал, который позволяет развивать новую отрасль - отрасль обработки информации.
Иными словами, основной задачей, способы решения которой предлагает настоящая концепция, является задача построения единого информационного пространства Мордовии, как составной части единого информационного пространства России и всего мира.
Единое информационное пространство России, его задачи определены в [1] следующим образом: "Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и взаимодействующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей". Иными словами, единое информационное пространство включает следующие главные компоненты: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются: обеспечение гарантий прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации; создание и поддержание необходимого уровня информационного потенциала; повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права и обязанности; предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; повышение деловой активности граждан путем обеспечения им равной возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.; интеграция с мировым информационным пространством. По мнению специалистов,"Основной проблемой, препятствующей построению единого информационного пространства в нашей стране, является монополия на информацию, сосредоточенная в руках управленческих и коммерческих структур". Основным политическим аспектом, считают авторы Российской концепции [1], должен быть "... - переход от принципа презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе, поскольку информационный монополизм является основой бюрократизма, волюнтаризма и питательной средой экономической и политической коррупции".
Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.
На указанных принципах должна формироваться и Концепция информатизации Республики Мордовия.
Информационное пространство Мордовии можно назвать "островным" - информационные ресурсы различных ведомств, министерств, организаций и отдельных лиц представляют собой неформализованные, нестандартизированные наборы данных. Отсутствие единых стандартов в области обмена данными значительно затрудняют доступ к уже существующим информационным ресурсам. Поэтому одной из основных задач, требующих решения, является задача координации усилий всех органов государственной власти в области стандартизации средств сбора, обработки, распространения, хранения и поиска информации.
Решение проблемы создания единого информационного пространства требует решения сложных организационно-технических задач, координации усилий всех заинтересованных лиц, больших капиталовложений и времени. Преодоление узковедомственных интересов, введение единых стандартов говорит о необходимости законодательной поддержки процесса создания и развития информатизации, участия высших должностных лиц.
При создании данного документа изучались документы регламентирующие процесс информатизации различных регионов России. В качестве основы была использована Концепция информатизации Новосибирской области, созданная Временной комиссией по разработке программы информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области при Администрации Новосибирской области [2].
1. Основные положения
1.1. Основные цели информатизации Республики Мордовия
Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития республики.
Главными принципами региональной информатизации являются:
интеграция информационной среды Мордовии с единым информационным пространством России и мира;
демонополизация информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами;
использование рыночных принципов управления информатизацией в сочетании с государственным регулированием;
создание условий для развития всеобъемлющей информатизации и предпринимательства в сфере информационной индустрии.
Основными направлениями и целями информатизации Республики Мордовия являются:
реализация государственной политики в сфере формирования и объединения информационных ресурсов, информатизации и обеспечения прав граждан на информацию;
разработка и реализация республиканской комплексной программы "Информатизация Республики Мордовия" как важнейшего механизма интеграции и координации действий в сфере информационной индустрии и формирования информационной инфраструктуры республики, предусматриваемых в различных программах, подпрограммах и отдельных проектах, реализуемых на территории Мордовии;
создание и поддержка в Мордовии необходимой информационной инфраструктуры и ресурсов для устойчивого социально-экономического развития, включая:
формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
обеспечение баланса интересов в использовании и развитии информационной среды государственных, корпоративных структур и отдельных граждан для качественного информационного обслуживания;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации, направленных на увеличение производительности труда, улучшение качества и повышение конкурентной способности продукции;
разработка нормативно-правовой базы информационного взаимодействия и формирования рынка информационных и телекоммуникационных услуг на территории республики;
организация конфиденциальной связи и обеспечение защищенного информационного взаимодействия между структурами кредитно-финансовой системы, фондового рынка, научных учреждений, промышленных предприятий;
формирование у граждан Республики Мордовия высокой информационной культуры с осознанием экономической целесообразности информационных услуг;
повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научной и политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.;
максимальное использование интеллектуального и кадрового потенциала Мордовии, применительно к каждой конкретной предметной сфере и к направлению информатизации;
поддержка корпоративных и региональных информационных систем и сетей Мордовии, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
расширение возможностей контроля и активного участия граждан и общественных организаций в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.2. Приоритетные задачи информатизации
Важнейшими задачами информатизации Республики Мордовия являются:
1. Создание и развитие информационной инфраструктуры общественного использования.
2. Создание и развитие информационной инфраструктуры республиканских органов власти и управления как составной части информационной инфраструктуры общественного использования.
3. Разработка и реализация системного проекта информатизации г. Саранска как информационно-коммуникационного центра республики.
К приоритетным задачам информатизации и создания информационной индустрии Мордовии относятся:
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
организационное обеспечение и формирование структуры управления информатизацией;
выявление актуальных задач, отбор проектов, определение источников и объемов финансирования, а также поиск механизма возврата инвестиций;
разработка системотехнических предложений по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций;
разработка методических и организационно-правовых материалов по обеспечению информатизации;
обеспечение сертификации и получение лицензий на создаваемые программно-технические средства, системы, сети и предоставляемые услуги;
решение организационно-правовых и технических вопросов информационной безопасности и комплексной защиты данных в информационных системах;
научно-техническая экспертиза конкурсных вариантов проектов информатизации;
разработка и реализация механизма долевого финансирования проектов комплексной программы;
реорганизация системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информсреды Мордовии, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
1.3. Интегрированная информационная среда республики
Интегрированная информационная среда Республики Мордовия рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых корпоративных и проблемно-ориентированных информационных систем, в том числе:
органов государственной власти и местного самоуправления;
социальной, индивидуально-бытовой и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, почта, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);
сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);
сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).
Интегрированная информационная среда включает в себя следующие главные компоненты:
телекоммуникационную среду;
информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;
организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационной среды;
систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Создание условий информационной безопасности и защиты данных есть важнейший фактор интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство. Организационно-техническая и технологическая основа интегрированной информационной среды Республики Мордовия должна строиться с учетом следующих требований:
вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред;
единство организационных, технических и технологических принципов построения информационных сетей республики;
существование единой транспортной среды передачи данных на основе различных физических носителей (оптоволоконные, спутниковые, радиорелейные и др. каналы связи) как основы для горизонтальной и вертикальной интеграции телекоммуникационных сред и компьютерных сетей;
строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей, протоколов и средств связи, информационных ресурсов и систем;
обеспечение доступа пользователей к открытым и защищенным базам данных различного назначения;
обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах;
создание вычислительных ресурсов (суперкомпьютерных центров) коллективного доступа в составе региональной компьютерной сети;
развитие информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем;
использование модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;
использование сертифицированных программно-технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей;
мониторинг информатизации, учет, регистрация и сертификация информационных ресурсов;
развитие геоинформационных технологий, создание региональных многоцелевых кадастров и совершенствование на этой базе систем мониторинга и управления;
формирование регионального банка топографических тематических электронных карт, построение на их основе системы взаимоувязанных автоматизированных предметно-ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других природных и материальных ресурсов);
развитие механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг;
использование организационных и методических материалов, системных требований, стандартов и рекомендаций по интеграции сетей, систем, баз данных и автоматизированных кадастров.
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования в Республики Мордовия отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.
1.4. Общие принципы и задачи управления информатизацией
Под управлением процесса информатизации следует понимать целенаправленное воздействие на процессы разработки, создания и применения системы информационного обеспечения жизнедеятельности территории и других отраслей информационной индустрии на основе организационных, правовых, экономических и финансовых механизмов.
Система управления должна обеспечить разработку, реализацию концептуальных основ и координацию программ в сфере информатизации в соответствии с целями и с учетом тенденций социально-экономического развития Мордовии.
Основные механизмы управления в условиях рыночных отношений субъектов должны строиться на основе:
налоговой и тарифной политики;
кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики;
нормативно-правового регулирования деятельности субъектов информационного взаимодействия.
Основными задачами органов управления являются:
разработка и проведение государственной и региональной политики в сфере информатизации;
анализ состояния информатизации в г. Саранске и республике на основе учета наличия ресурсов и степени удовлетворения информационных потребностей предприятий, организаций и населения;
определение приоритетов, планирование и контроль развития всего комплекса информационного обеспечения;
организация и координация деятельности субъектов, занимающихся решением проблем информатизации;
координация финансирования работ по информатизации;
координация взаимодействия пользователей информации;
координация внешних связей информационных систем региона;
организация и контроль защиты информации на базе современных информационных технологий;
разработка проектов законодательных и иных нормативных актов Республики Мордовия по вопросам информатизации;
обоснование и разработка стандартов по информационному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства;
проведение государственной экспертизы информационных систем и сетей, баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием;
разработка и реализация предложений по обеспечению единой республиканской политики сертификации средств, систем и лицензирования деятельности в сфере информатизации;
координация деятельности по разработке программ всех уровней в части информационного обеспечения различных предметных сфер и участие в их реализации;
разработка предложений по совершенствованию механизма регулирования рынка информационных услуг;
определение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития интегрированной информационной среды Мордовии (с учетом согласования с федеральными и отраслевыми решениями);
осуществление функций государственного заказчика по стратегически важным для Мордовии системам информатизации и организация конкурсного отбора проектов;
обеспечение сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в сфере информатизации;
совершенствование системы (включая разработку учебных программ и пособий) обучения граждан основам информационно-правовой грамоты, а также развитие инфраструктуры по подготовке и переподготовке специалистов для обеспечения функционирования и развития информсреды региона.
Задачи управления информационной сферой должны решаться:
на основе ослабления жестких вертикальных организационных связей управления и усиления роли горизонтальных, отдавая предпочтение организационным аспектам принятия управляющих решений над оперативно-командными;
с учетом потребностей предприятий всех форм собственности и реальных их возможностей;
в тесном взаимодействии органов государственной власти с различными общественными организациями.
Организационная структура, регулирующая поведение субъектов информатизации в информационном, телекоммуникационном и экономическом пространстве республики, должна быть адекватной действующим организационным структурам управления республики, гибкой и способной достаточно быстро реагировать на меняющуюся обстановку, оставаясь гарантом стабильности основных прогрессивных тенденций в информационной политике Администрации Главы и Правительства Республики Мордовия.
Организационная структура управления процессом информатизации в качестве необходимых элементов должна включать структурные подразделения органов исполнительной власти, выполняющие функции заказчика, и представительства общественных, профессиональных организаций и предпринимательских кругов.
2. Развитие транспортно-информационной среды
2.1. Основные принципы и задачи формирования
телекоммуникационной cреды
Телекоммуникационная среда служит для транспортировки информации. Она должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутриреспубликанского и межрегионального характера. Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей Республики Мордовия должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства.
Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Республики Мордовия должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями.
2. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой сети интегрального обслуживания (ЦСИО).
3. Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов республики.
4. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер, средств и способов путем интеграции физической безопасности, безопасности аппаратных средств, безопасности программно-математического обеспечения и безопасности связи.
Деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основе:
равенства прав физических и юридических лиц на деятельность в сфере связи и использовании ее результатов;
сочетания интересов Российской Федерации, отдельных ее субъектов, а также структур, предоставляющих услуги связи;
свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи на всей территории Мордовии, Российской Федерации и других стран;
соблюдения интересов всех пользователей систем телекоммуникаций;
развития предпринимательской деятельности и ограничения монополизма в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи, в том числе путем учреждения муниципальных и республиканских сетей связи;
внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
содействия расширению международного сотрудничества и развитию всемирной связи.
Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:
дальнейшее расширение состава и повышение качества традиционных услуг связи;
внедрение и развитие новых телекоммуникационных служб, доступа в мировые сети передачи данных;
интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов передачи и обработки сигналов;
создание выделенных и наложенных региональных, муниципальных, ведомственных, банковских и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания;
взаимный обмен информацией между информационными системами и сетями республики, регионами России и мирового сообщества;
предоставление пользователям широкополосных услуг для передачи аудиовизуальной, текстовой и другой информации;
безопасность в региональной телекоммуникационной сети является одной из составляющих национальной безопасности России, и вопросы ее обеспечения должны рассматриваться, решаться и контролироваться на государственном уровне. При этом необходимо обеспечение защиты от следующих факторов:
комплексного воздействия, направленного на нарушение функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;
несанкционированного доступа к технологической (служебной) и иной информации, связанной с работой сети;
разрушения встроенных средств защиты.
Основой инфраструктуры сетевого сервиса являются:
первичная сеть, обеспечивающая услуги по предоставлению выделенных магистральных каналов связи;
служба базового телекоммуникационного сервиса, включающая обеспечение узлов маршрутизации данных и коммутации сообщений;
служба конечного пользователя, реализуемая с помощью стандартного программного обеспечения и связного оборудования.
2.2. Приоритетные направления развития телекоммуникаций и услуг связи
Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Республики Мордовия является существенное различие уровня развития телекоммуникаций в г. Саранске и районах республики.
Программа развития телекоммуникационной среды Мордовии должна включить в себя мероприятия:
по определению перспективных направлений развития составных элементов телекоммуникационной среды - первичных каналов, узлов коммутации и сетевых технологий;
по выявлению приоритетных направлений и формированию исчерпывающего комплекса услуг для всех категорий конечных пользователей;
по координации государственных, ведомственных и коммерческих программ развития телекоммуникационной сети республики для исключения ненужного дублирования и распыления ресурсов.
Перспективными направлениями развития первичных каналов связи являются: на магистралях:
использование оптоволоконных кабелей,
использование цифровых радиорелейных линий,
использование технологий синхронной цифровой иерархии SDH, использование ATM и FDDI - технологий;
на абонентских линиях и сетях доступа:
переход на использование оптоволоконного кабеля;
более эффективное использование существующей кабельной среды за счет применения цифровых уплотнителей абонентских линий (SDHL);
широкое использование на абонентском участке средств радиодоступа.
К перспективным направлениям развития коммутационного оборудования относятся:
продолжение перехода от использования декадно-шаговых и координатных станций к цифровым станциям,
внедрение общеканальной сигнализации N7, как одного из элементов создания широкополосных цифровых сетей интегрального обслуживания.
Приоритетными сетевыми технологиями являются:
постепенное создание цифровой сети интегрального обслуживания - одного из ключевых элементов формирования единого информационного пространства,
использование технологий ATM.
Особо актуальны проблемы создания интеллектуальных сетей как основы построения современных информационно-справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами: социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего характера.
Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей сотовой связи существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возможности цифровых станций, функций ЦСИО с предоставлением этих услуг подвижным абонентам.
Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить возможности существующих телефонных сетей и информационно - справочных служб.
Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри Мордовии (для республиканского, городского и районного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории республики полный набор коммуникационных услуг и сервисов. Это позволит локализовать местный информационный график и увеличить эффективные скорости обмена информацией в пределах Республики Мордовия. Для решения этой задачи в первую очередь необходимо создание в г. Саранске республиканского узла Internet.
3. Региональные информационные ресурсы и услуги
3.1. Основные принципы и задачи информационного наполнения
телекоммуникационной среды
Удовлетворение информационной потребности решающим образом зависит от информационного наполнения и эффективного использования телекоммуникационной среды для транспортировки информации. Оно определяется организацией, содержанием и использованием информационных ресурсов для оказания разнообразных услуг с выполнением требований по безопасности и эффективного взаимодействия между субъектами. Соответствующая деятельность базируется на общих положениях и основных принципах раздела.
Применительно к информационному наполнению приоритетными целями и задачами развития являются:
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социального и экономического развития республики, в том числе в интересах безопасности и обороноспособности государства;
обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации органам управления всех уровней, юридическим и физическим лицам независимо от их территориального размещения;
интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества, республиканских органов власти и реализация доступа к ним;
применение типовых, эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих национальную информационную безопасность, а также защиту прав юридических и физических лиц в условиях территориально распределенного сбора, обработки, хранения и выдачи информации;
совместимость, взаимодействие ведомственных и территориальных информационных систем (на всех уровнях управления) на базе современных типовых информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов;
обеспечение согласованности решений, принимаемых органами власти всех уровней;
расширение и укрепление информационных связей между общественными структурами, укрепление доверия, общественного согласия и повышения заинтересованности в коллективных действиях;
эффективное использование в практической деятельности юридических и физических лиц информационных ресурсов, накопленных в различных сферах деятельности;
создание проблемно-ориентированных и корпоративных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов республики в едином пространстве России и Мирового сообщества;
повышение деловой активности граждан и развитие малого предпринимательства путем обеспечения равной возможности пользоваться социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер науки, образования, культуры и т.д.;
формирование организационно-правового и экономического механизмов информационного обеспечения различных сфер человеческой деятельности;
развитие механизма предоставления информационных услуг и рынка информационных продуктов.
Для удовлетворения потребностей региональных органов исполнительной власти в объективной информации о социально-экономическом развитии республики необходимо решить задачи формирования системы показателей, характеризующих ход экономических реформ и функционирование экономики, состояние окружающей среды и здоровья населения, а также социально-политическую ситуацию.
3.2. Структура информационных ресурсов Мордовии
Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.). Законодательство Российской Федерации устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Информационные ресурсы по способу реализации могут быть локальными, корпоративными (распределенными), частично распределенными.
Информационные ресурсы по отношению к формам собственности могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории Республики Мордовия могут являться: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
Таким образом, в зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории республики нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.
К государственным информационным ресурсам относятся:
ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и Республики Мордовия. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
Совокупность информационных ресурсов (ИР), потребителей и производителей ИР в регионе образует типичную инфраструктуру рыночных отношений, где в качестве специфического товара выступает информация.
Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:
выделение и создание в республике ключевых организационных, управленческих и социальных структур, активно использующих интеграционные процессы и выполняющих роль межведомственных систем, способных стать движущей силой глобальной информатизации;
организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;
адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития;
использование различных информационных технологий на основе сбалансированной нормативно-правовой, финансовой и социальной поддержки разнородных технологий формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов с активным сближением их в процессе системной интеграции.
При создании единого информационного пространства, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и другие виды экономической статистики, необходимо предусмотреть внедрение государственных статистических стандартов и классификаторов, использование Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Ядром республиканских информационных систем являются Государственные реестры (регистры) населения, налогоплательщиков, земли и недропользователей, недвижимости и пр.. Состав реестров, доступ к информации, обмен ею, порядок актуализации определяются законодательными и нормативными актами.
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг.
Это может быть обеспечено путем создания:
республиканской организации (центра) для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
региональных и межрегиональных государственных и коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
3.3. Приоритетные информационные технологии
С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области предлагается при реализации Концепции опираться на следующие современные информационные технологии: базовые технологии Internet (WWW, Goрher, ftр, IRC,E-mail и т.д.); информационную службу Х.500;
идеологию информационных хранилищ и архитектуру "клиент-сервер";
SQL - ориентированные инструментальные системы (СУБД ORACLE, INFORMIX и т.д.);
CASE - технологии проектирования информационных систем и баз данных;
ГИС - технологии;
технологии создания и распространения информации на CD-ROM носителях;
развитие системы графических и текстовых редакторов;
мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности;
интранет-идеологии при создании корпоративных и учрежденческих информационных систем.
Указанные выше технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (SQL, WWW и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально-распределенных, проблемно-ориентированных и корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой Республики Мордовия, а также органической интеграции в единое информационное пространство России и далее в мировое сообщество. Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки органов государственного управления следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно-ресурсный и т.д.). Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно субъектам, ведущим наблюдения, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты от несанкционированного доступа к информации.
3.4. Информационный сервис и услуги
Услуги информационного транзита в телекоммуникационной сети и услуги пользования информационными ресурсами на основе возможностей, предоставляемых информационными системами, составляют основу обслуживания пользователей информации. Оно может быть организовано в форме обмена и оказания информационной услуги.
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.
Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством.
В Республике Мордовия информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек-депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию по заявкам граждан.
Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в виде изданий, отчетов и т.д. По мере оснащения библиотек-депозитариев соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа.
3.5. Первоочередные задачи, прикладные и проблемно-ориентированные
информационные системы
Первоочередными задачами создания информационных ресурсов являются:
1. Создание системы информационной поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на базе многоцелевого республиканского кадастра.
2. Разработка и создание многоцелевого республиканского кадастра на базе геоинформационных систем.
3. Формирование электронной энциклопедии Республики Мордовия.
4. Создание и поддержка системы служб обеспечения и распространения новостей на территории республики всеми традиционными и электронными средствами массовой информации, включая электронные системы новостей, электронные газеты и журналы, обзоры общественной приемной и пресс-службы Администрации Главы Республики Мордовия и т.д.
5. Создание и ведение реестра баз данных Мордовии, как государственных, так и коммерческих.
6. Поддержка и разработка бесплатных и общедоступных справочно-информационных систем для населения:
о медикаментах и медицинском обслуживании;
о движении местного, междугородного транспорта и бронировании билетов;
о вакансиях и условиях найма на работу;
о нормативно-законодательных актах всех уровней и т.д.
7. Создание единой системы информационной поддержки процессов формирования и мониторинга региональных научно-технических и проблемно-ориентированных программ.
8. Создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
9. Создание информационной системы учета интеллектуального потенциала Республики Мордовия.
10. Создание научно-образовательных и культурно-просветительных информационных систем.
11. Разработка системы электронного библиотечного обслуживания на основе новой концепции библиотечной деятельности, в том числе: создание сети информационных хранилищ электронных изданий с развитой системой доступа как удаленного, так и через сеть электронных читальных залов; развитие технологической и инструментальной базы подготовки, выпуска и распространения электронной информации; единая система электронных каталогов с развитой сетью доступа из библиотек республики.
12. Организация компьютерных телеконференций, разработка регламентов, ведение архивов телеконференций с открытым доступом, создание, сопровождение и развитие всей системы телеконференций, в том числе и закрытых (корпоративных, групповых и т.д.).
13. Развитие системы пользовательских WWW- средств, в том числе создание навигационных (проблемно - тематических) систем в этом пространстве.
14. Создание распределенной системы статистических баз данных на районном и республиканском уровнях, которая должна быть согласована во всех своих частях по системным интерфейсам, классификаторам, полноте информации, технологическим способам обработки информации с Государственными реестрами и регистрами.
15. Систематизация информационных ресурсов на основе формирования системы показателей и внедрения единых классификаторов.
16. Совершенствование и расширение сфер применения банков готовых документов и банков данных по показателям.
4. Информационная безопасность и защита информации
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство Республики Мордовия индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. созданы механизмы и инструмент аутентификации).
При реализации предлагаемой концепции должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:
от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного ПО;
от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.
Реализация сформулированных задач предлагается за счет:
обеспечения защиты ресурсов путем параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;
реконфигурации сетей, узлов и
каналов связи;
организации замкнутых подсетей и адресных групп;
развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов;
обеспечения защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;
развития и использования технологий подтверждения подлинности объектов данных, пользователей и источников сообщений;
применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
Отдельно следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информсреде, т.к. в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенности системы. Для решения данной проблемы наряду с общими методами и технологиями следует отметить введение ряда требований к разработчикам, создания регламентов внесения изменений в системы, а также использования специализированных средств класса SSH, Kerberos для закрытия внутреннего трафика разработчиков.
В процессе реализации данной концепции должны быть решены задачи создания организационной и технологической инфраструктуры управления системой безопасности и защиты информации в едином информационном пространстве Мордовии, сопряжения ее с формируемой инфраструктурой России.
5. Организация и координация работ по формированию и
развитию информационно-коммуникационной среды
Республики Мордовия
5.1. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение реализации Программы информатизации осуществляется по следующей схеме.
Государственный (Головной) заказчик определяет конкретную реализацию комплексных программ или отдельных проектов, увязанных с Концепцией информатизации, формирует процедуру финансирования указанных проектов и передает в установленном порядке соответствующие ресурсы Генеральному разработчику.
Генеральный разработчик объявляет конкурс проектов по программам, экспертную комиссию, основные приоритеты и критерии оценки программ и выявляет на альтернативной основе наиболее эффективные варианты. Определяет методы и технологии экспертной оценки и выявляет эффективные варианты. Наиболее эффективный (оптимальный) вариант принимается в качестве основного, а его разработчик утверждается в качестве официального разработчика программы. При необходимости принятый вариант дорабатывается с учетом сделанных Экспертной комиссией замечаний и утверждается.
На конкурс представляется техническое задание по проекту. Структура технического задания должна включать всю необходимую информацию для проектирования системы, ресурсов или конкретных модулей.
Далее, на основании оптимального технического задания, организация-разработчик представляет техно-рабочий проект, который также должен быть проанализирован Экспертной комиссией.
Генеральный разработчик утверждает смету и сроки, формирует план-график реализации и основные параметры испытания готового продукта, формирует Приемочную комиссию и организует процедуру приема и сертификации разработанных проектов.
Качество разработок подтверждается актом ввода в эксплуатацию. При несоответствии условий и требований запланированным показателям разработчик исправляет и корректирует разработку без дополнительного финансирования (за свой счет).
Периодически Генеральный заказчик и Генеральный исполнитель отчитываются о проделанной работе на заседаниях Координационного совета по информатизации Республики Мордовия.
5.2. Заказчики и разработчики проектов по программе
В соответствии с пунктом 5 Указа Главы Республики Мордовия от 31 июля 1996 г. N 95 Республиканскому центру информатизации органов государственной власти предоставлено право выступать в роли Государственного заказчика информационно-телекоммуникационных систем. В соответствии с этим Указом Правительство Республики Мордовия передает часть своих полномочий и ресурсов для реализации программ, направленных на создание и развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Республике Мордовия, Республиканскому центру информатизации органов государственной власти.
Министерства, ведомства, комитеты, администрации районов и городов, фонды и другие организации государственного и муниципального управления, а также коммерческие организации могут выступать заказчиками ведомственных автоматизированных информационных систем или же на конкурсной основе или по предложению Республиканского центра информатизации принять участие в создании Республиканской автоматизированной системы.
Правительство Республики Мордовии# по предложению Республиканского центра информатизации утверждает правила и порядок участия претендентов в конкурсном отборе за право быть головным разработчиком региональной автоматизированной информационной системы и разработчиком отдельных элементов и подсистем.
Разработчики программ, проектов информатизации и телекоммуникационных систем для органов государственной власти, прошедшие конкурсный отбор на право принятия участия в создании единого информационного пространства Республики Мордовия, должны обеспечить согласование целей и применяемых новейших информационных технологий разрабатываемых систем с целями и задачами настоящей Концепции информатизации Республики Мордовия.
5.3. Законодательное обеспечение формирования и развития
информационной инфраструктуры Республики Мордовия
Для обеспечения правовой базы проектирования и развития информационной инфраструктуры Республики Мордовия необходимо, базируясь на существующих законах и законодательных актах, привести в соответствие законодательную базу Республики Мордовия, регламентирующую реализацию Программы информатизации Республики Мордовия.
Нормативные акты такой правовой базы Республики Мордовия должны регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, движением и использованием. Они должны регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти и других заинтересованных в достижении целей информатизации организаций, гарантировать соблюдение соответствующих конституционных прав и свобод граждан и организаций.
Таким образом, для законодательного обеспечения реализации Программы информатизации необходимо отрегулировать:
процедуры формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности через разные формы организации производства товаров и услуг, создание информационного рынка и конкурентной среды, проведение государственной антимонопольной политики;
ответственность субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании;
ответственность депозитариев информационных ресурсов за качество и актуальность информационных ресурсов и доступа к ним;
согласованность решений органов государственной власти в области создания единого информационного пространства;
требования информационной безопасности.
5.4 Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение Программы предполагает изыскание источников финансирования и разработку условий инвестирования на проектирование и внедрение конкретных программ и комплексных проектов.
В качестве основных источников финансирования можно использовать:
федеральный бюджет для долевого инвестирования проектов Программы;
федеральный бюджет по финансированию программ, вошедших в Проекты 47 и 43 "Программы развития Республики Мордовия";
республиканский бюджет по целевой строке "Информатизация Республики Мордовия";
бюджеты ведомств и министерств федерального подчинения;
прямое возвратное инвестирование (возврат финансовых средств от прибыли (для предполагающих таковое);
косвенное возвратное финансирование (возврат в виде дополнительных услуг, повышения качества продукции, обеспечение проведения ранее невозможных процессов, сбережение национальных компонентов культуры и технологий и т.п.);
спонсорство (безвозвратное финансирование общественно значимых проектов);
организация платных мероприятий (конференции, семинары, презентации), проходящие в рамках реализации проектов;
поставка "информационных ресурсов" и услуг на работу с информацией в глобальных и региональных сетях;
привлечение сторонних инвестиций под конкретные ведомственные или региональные разработки от различных ведомств и организаций;
работа по целевым программам:
федерального назначения;
отраслевого назначения;
регионального и межрегионального назначения;
с зарубежными партнерами;
специализированные и региональные государственные и негосударственные фонды;
зарубежные инвесторы.
Контроль за наполняемостью централизованного фонда финансирования Программы информатизации Республики Мордовия и правильностью их расходования осуществляет Координатор Программы - Республиканский центр информатизации органов государственной власти с дальнешей процедурой утверждения исполненной сметы и расходов на Координационном совете по информатизации Республики Мордовия.
6. Заключение
Несмотря на трудности переходного периода в экономике страны работы по формированию в регионе единой информационной инфраструктуры в Республике Мордовия необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных и актуальных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), обоснованность и реализация управленческих решений в области государственного управления и регулирования оказывается проблематичной.
С целью координации работ по формированию и развитию регионального информационного пространства необходимо принять и утвердить на Координационом совете по информатизации Республики Мордовия Концепцию информатизации Республики Мордовия, сформировать на ее основе Программу информатизации, определить источники финансирования и выработать основные принципы организации и управления реализации Программы.
Первоочередными действиями Правительства Республики Мордовия по формированию и развитию единого информационного пространства России должны быть:
1. Утверждение головного разработчика и определение его основных функций, обязанностей и полномочий.
3. Определение и утверждение основных источников финансирования Программы информатизации.
4. Определение приоритетных видов государственных информационных ресурсов в регионе и выработка статуса и права доступа к ним.
5. Составление и утверждение списка организаций - депозитарии государственных информационных ресурсов в регионе и органах местного самоуправления.
6. Определение перечня первоочередных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства Республики Мордовия, стандартизацию технологических процессов и обязательную сертификацию технических и программных средств, информационных продуктов.
7. Организация широкого обсуждения проблем информатизации Республики Мордовия в средствах массовой информации.
8. Разработка учебных программ и пособий, базирующихся на современных технологиях, для обучения граждан основам информационно-правовой грамотности.
Настоящая Концепция должна сыграть роль генератора идей, направлений и программ развития и деятельности в сферах, где влияние информатизации, информатики и информационных технологий проявляется как их необходимая составляющая. Мы верим, что новые информационные технологии, проникая во все сферы общественной жизни, многократно увеличат возможность людей к совместной работе, творчеству, объединят усилия по выходу нашей страны из кризиса и позволят нам занять достойное место в мире.
Приложение 1
Термины и определения
В настоящем документе следующие понятия используются в том смысле, в котором они трактуются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации":
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Приложение 2
Перечень
нормативных актов регламентирующих деятельность в области
информатики, информационных услуг и информатизации
1. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N4524-I "О федеральных органах правительственной связи и информации".
2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4525-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации".
3. Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информатизации".
4. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг".
5. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России".
6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О концепции правовой информатизации России".
7. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне".
8. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации".
9. Указ Президента Российской Федерации от 28 января 1994 г. N 223 "Об образовании федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации".
10. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов".
11. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации".
12. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1664 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов".
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1439-р "О создании защищенной сети передачи данных Банка России".
14. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 1994 г. N 1181 "О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств".
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1684-р "Об утверждении плана разработки первоочередных нормативных документов по защите государственной тайны".
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. N 1899-р "О создании Российской телекоммуникационной фондовой системы".
17. Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 1994 г. N 1374 "Вопросы Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
19. Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
20. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".
21. Закон Российской Федерации от 19 июня 1995 г. N89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг".
22. Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 0662 "О мерах по формированию телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации".
23. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 "О президентских программах по правовой информатизации".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 87-4 "О реализации федеральной целевой программы создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти".
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных".
Литература
1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Проект. Москва, 1995.
2. Концепция информатизации Новосибирской области. Проект. Новосибирск, 1996.
3. Целевая программа Российской Федерации создания и развития информационно-телекоммуникационной системы для управления страной в мирное и военное время в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 13 июня 1997 г. N 68 "О Концепции информатизации республики Мордовия"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 25 июня 1997 г. N 114 (21.644)
Указом Главы Республики Мордовия от 24 февраля 2016 г. N 49-УГ настоящий Указ признан утратившим силу