Постановление Правительства Республики Мордовия
от 8 августа 1994 г. N 214
"О Правилах работы предприятия розничной торговли и основных
требованиях к работе мелкорозничной торговой сети"
23 августа 1995 г., 16 мая 2000 г.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2003 г. N 499 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения торговли, повышения уровня торгового обслуживания, регулирования организации торговых процессов и деятельности предприятий торговли всех форм собственности Совет Министров-Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить:
а) Правила работы предприятия розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети (прилагаются);
б) сроки наступления сезона для товаров, имеющих гарантийные сроки носки:
весенний период - март, апрель, май;
летний период - июнь, июль, август;
осенний период - сентябрь, октябрь;
зимний период - ноябрь, декабрь, январь, февраль.
2. Администрациям районов и городов, Государственному комитету Республики Мордовия по торговле, Мордовпотребсоюзу, министерствам и ведомствам республики, имеющим торговую сеть;
в месячный срок довести Правила работы предприятия розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети до каждого предприятия, осуществляющего розничную торговлю, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
организовать проведение занятий с работниками магазинов по изучению указанных Правил с привлечением к этой работе квалифицированных специалистов торговли;
обеспечить изучение Правил всеми лицами, вновь принимаемыми на работу в торговлю;
проверить в месячный срок после введения в действие настоящего постановления работу магазинов и мелкорозничной торговой сети в части соблюдения Правил работы предприятия розничной торговли и Основных требований к работе мелкорозничной торговой сети и принять меры по устранению выявленных недостатков и усилению контроля за организацией торговли на этих предприятиях.
3. Государственному комитету Республики Мордовия по торговле, Управлению Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Мордовия и другим органам государственного контроля обеспечить контроль за соблюдением Правил работы предприятий розничной торговли и Основных требований к работе мелкорозничной торговой сети.
4. Ввести в действие настоящее постановление по истечении 30 дней со дня его принятия.
Председатель Совета Министров - |
В. Швецов |
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 августа 1995 г. N 238 настоящие Правила внесены дополнения
Правила
работы предприятия розничной торговли
(утв. постановлением Совета Министров Правительства Республики Мордовия
от 8 августа 1994 г. N 214)
23 августа 1995 г., 16 мая 2000 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия, осуществляющего розничную торговлю (в дальнейшем именуется - предприятие), независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Каждое предприятие, осуществляющее розничную торговлю, должно иметь лицензию (лицензионную карточку) на право торговой деятельности.
3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
4. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяются лицензией, выдаваемой в установленном порядке.
5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.
6. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной администрации с учетом наибольших удобств для покупателей. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.
7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом местную администрацию. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о проверке.
10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
1. Приемка товаров по количеству и качеству в предприятиях торговли всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
2. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
3. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству и стандартам.
4. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режимы хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
5. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).
6. Предприятия производят обозначение розничных цен на товарах отечественного и импортного производства, изделиях, изготовляемых в порядке индивидуальной трудовой деятельности, членами кооперативов и малых предприятий.
Обозначение розничных цен производится на навесных ярлыках, этикетках, паспортах, индивидуальной упаковке и непосредственно на самом товаре, если это не портит товарного вида.
На мелких товарах (металлической галантерее, парфюмерно - косметических, железо-скобяных и т.д.), то есть не имеющих фабричных ярлыков, этикеток, индивидуальной упаковки, обозначение розничных цен не производится. Образцы этих товаров выставляются на прилавках или витринах с ценниками, указывающими розничную цену и подпись должностного лица.
Нанесение розничных цен производится четко и разборчиво без исправлений: штампом, чернилами, шариковой ручкой и путем наклеивания этикеток на изделие. При этом обозначение удостоверяется подписью должностного лица. Обозначение розничных цен производится на складах или в подсобных помещениях, т.е. до передачи товаров в торговый зал на основании реестров свободных розничных цен.
III. Продажа товаров
1. Предприятие к моменту открытия должно быть подготовлено к работе: обновлена выкладка товаров, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины. Продовольственные и непродовольственные товары, продукция общественного питания, реализуемые в буфетах, магазинах (отделах) кулинарии, должны быть снабжены четко оформленными ценниками (независимо от того, имеется ли навесной ярлык или этикетка) с указанием следующих реквизитов: наименование, сорт, единица измерения, розничная цена, для тканей, тюле-гардинных изделий - артикул, состав волокна, ширина, на обороте ценника подпись должностного лица, ответственного за правильность цен. В тех случаях, когда эти реквизиты указаны на навесном ярлыке, этикетке, индивидуальной упаковке (за исключением тканей, тюле-гардинных изделий), на ценнике указывается только розничная цена за единицу измерения (метр), килограмм, литр и т.д.). При оформлении ценников на товары без индивидуальной маркировки, мелкие, с указанием фабричной маркировки на общей упаковке, указывается только розничная цена.
2. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации и Республики Мордовия, а также решений местных органов самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2000 г. N 244 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения
3. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.
На товарах, подлежащих согласно законодательству Республики Мордовия обязательной маркировке, наряду с другими обозначениями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должна быть идентификационная марка.
Каждая единица товара, подлежащая обязательной маркировке и находящаяся в реализации или на хранении в магазине, складе, подсобном помещении, киоске, на рынке, прилавке и иных местах оптовых торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, должна иметь идентификационную марку Республики Мордовия.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству и стандартам.
4. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
5. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
6. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами - контрольные метры.
7. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
8. Продажа товаров, облагаемых акцизами, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
9. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (алкогольные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним и другие товары, комиссионная, посылочная торговля, продажа товаров в кредит), осуществляется с соблюдением также и этих правил.
10. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
11. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
12. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающие исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно статьям 17-21 этого закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
13. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.
14. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях)
самообслуживания
1. Продовольственные товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке или вкладыше указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки, номер или фамилия фасовщика. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
Продовольственные и непродовольственные товары, за исключением швейных, меховых, трикотажных изделий и обуви, должны быть снабжены ценниками, оформленными в соответствии с пунктом I раздела III настоящих Правил.
Швейные, меховые, трикотажные изделия должны иметь навесные ярлыки с обозначением розничных цен, подписи должностного лица, ответственного за правильность цен.
Обувь должна быть снабжена наклеенной на подошве этикеткой с указанием розничной цены и подписи должностного лица, или проставлением розничной цены и подписи должностного лица на подошве, если это не портит товарного вида, или с проставлением розничной цены на индивидуальной упаковке.
2. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
3. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и их выбора.
4. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
5. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
V. Расчеты с покупателями
1. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, определенных действующим законодательством.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
2. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры, а в магазинах с малым товарооборотом, с тремя и менее рабочими местами - продавец-кассир.
3. Расчеты с покупателями производится в следующем порядке:
кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине;
объявляет покупателю общую стоимость покупок;
называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
4. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
5. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
6. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
7. Денежная выручка от продажи товаров учитывается и сдается в учреждения банков в установленном порядке.
VI. Права и обязанности покупателя
1. Покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, консультацию и его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей, где руководитель предприятия (собственник) обязан сделать соответствующую запись о принятых мерах по замечаниям и предложениям покупателей.
2. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную корзину и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
VII. Информация покупателей
1. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаков;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
выписка из Правил розничной торговли отдельными товарами;
порядок обмена товаров;
в предприятиях, торгующих мясом, - схема разруба мяса по сортам;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
2. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие Правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией.
VIII. Требования, предъявляемые к продовцам
1. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Продавец обязан следить за наличием товаров в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
3. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо относиться к покупателям.
При вручении покупки следует благодарить покупателя.
4. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
5. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
6. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
7. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия: правила торговли товарами данной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин; правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними, сроки клеймения мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и ухода за ней; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.
8. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правила ухода за ними, ценах; предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров; примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и т.д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров.
9. Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке.
10. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы, способы использования и ухода за ними; правила расшифровки маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров; шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, и способы их распознавания; основные требования к качеству товаров, виды брака; гарантийные сроки пользования товарами.
11. Работники предприятий розничной торговли всех форм собственности, непосредственно связанные с реализацией товаров народного потребления, должны иметь специальную подготовку.
IX. Санитарные требования к содержанию предприятия
и его работникам
1. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами госсанэпиднадзора, а продовольственных предприятий - также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
2. Работники продовольственных предприятий проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком. Результаты освидетельствования заносятся в санитарную книжку на каждого работника, которые хранятся у руководителя магазина или старшего продавца и предъявляются лицам, имеющим право на контроль за работой предприятия торговли.
3. Запрещается допуск на рабочие места, в подсобные помещения посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.
X. Контроль за работой предприятия
1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках Правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании статьи 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлении служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
4. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
5. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации.
6. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за соблюдение настоящих Правил.
Основные требования
к работе мелкорозничной торговой сети
(утв. постановлением Совета Министров Правительства
Республики Мордовия от 8 августа 1994 г. N 214)
I. Общие положения
1. К мелкорозничной торговой сети относятся: стационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы); передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.) в дальнейшем именуется - предприятие мелкорозничной сети.
2. Каждое предприятие мелкорозничной сети открывается в установленном порядке и в отведенном им месте. На право торговой деятельности предприятие должно иметь лицензию.
Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане-предприниматели иметь лицензию на право торговой деятельности, за исключением лиц, проживающих на территории Мордовии и реализующих картофель, овощи и фрукты с личного подсобного хозяйства.
3. Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров, продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.), овощей и фруктов.
4. Запрещается продажа:
а) через мелкорозничную сеть;
швейных изделий, верхнего трикотажа, тканей, обуви (за исключением изделий, не требующих примерки, домашней обуви и штучных текстильных товаров);
технически сложных товаров;
изделий из золота и серебра;
скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения;
б) через передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.) алкогольных напитков (кроме пива).
5. Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными администрациями в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.
Часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником.
6. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в который указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность) и наличие лицензии с указанием ее номера и кем выдан, юридический адрес.
На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность и наличие лицензии с указанием ее номера и кем выдана.
II. Требования к помещению и оборудованию
1. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующее скоропортящимися товарами - средства охлаждения. Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить проверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы.
2. В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.
3. Лотки должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
III. Порядок продажи товаров
1. На все продаваемые в мелкорозничной сети товары должны быть документы, указывающие их источник поступления, а также сертификаты (или документы их заменяющие) качества.
2. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием наименования товара, сорта и цены.
3. Запрещается мелкорозничная торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.
4. Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов.
5. Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.
6. Продажа товаров, облагаемых акцизами, может осуществляться только при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право торговли ими.
7. Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной сети производится с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники мелкорозничной сети должны быть ознакомлены.
8. При обслуживании покупателей работники мелкорозничной сети обязаны выполнять требования Правил работы предприятий розничной торговли и Основных правил производства и реализации продукции общественного питания населению.
9. Денежные расчеты с населением в предприятиях стационарной мелкорозничной сети должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством по данному вопросу.
Предприятие мелкорозничной сети, осуществляющее расчеты с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный машиной чек в соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятия в установленном порядке.
IV. Санитарные требования
1. Работники мелкорозничной торговой сети обязаны:
содержать мелкорозничное предприятие, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;
предохранять товары от пыли, загрязнения, а продовольственные товары должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой, марлей или другой белой тканью;
строго соблюдать правила личной гигиены.
2. Во всех палатках, киосках и другой мелкорозничной стационарной сети, торгующей продовольственными товарами, должны находиться санитарные журналы, выдаваемые органами санитарного надзора.
3. Работники мелкорозничных торговых предприятий, торгующих продовольственными товарами, должны иметь допуск к работе органов санитарного надзора.
4. Запрещается допуск в палатки, киоски, авторазвозки посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.
5. Контроль за работой предприятий мелкорозничной сети осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции и в порядке, определяемом Основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 1994 г. N 214 "О Правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2003 г. N 499 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2000 г. N 244
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 августа 1995 г. N 238