Постановление Правительства Республики Мордовия
от 3 февраля 1998 г. N 32
"О Концепции развития здравоохранения Республики Мордовия
на 1998-2005 годы"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. N 257 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования организации медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования, комплексного решения актуальных задач здравоохранения и охраны здоровья населения, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Республики Мордовия по согласованию с Министерством финансов Республики Мордовия, Министерством экономики Республики Мордовия и Мордовским республиканским фондом обязательного медицинского страхования до 1 апреля 1998 г. разработать и представить в Правительство Республики Мордовия Программу государственных гарантий по обеспечению населения Республики Мордовия бесплатной медицинской помощью и Территориальную программу обязательного медицинского страхования.
3. Министерству финансов Республики Мордовия, Министерству экономики Республики Мордовия, Министерству здравоохранения Республики Мордовия, администрациям районов и городов предусмотреть в государственных нуждах Республики Мордовия финансирование ежегодных мероприятий по реализации Концепции в пределах бюджетных ассигнований.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов в срок до 1 марта 1998 г. разработать районные (городские) программы развития здравоохранения.
5. Министерствам, ведомствам Республики Мордовия, администрациям районов и городов обеспечить реализацию Концепции и информировать Министерство здравоохранения Республики Мордовия о ходе ее выполнения ежегодно до 15 января, Министерству здравоохранения Республики Мордовия, обобщив доклады, информировать Правительство Республики Мордовия до 25 января.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В.Волков |
Концепция
развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 3 февраля 1998 г. N 32)
Здравоохранение представляет особую сферу социальной деятельности по обеспечению граждан медицинской помощью и профилактике заболеваний. Эффективное здравоохранение является существенным фактором, стабилизирующим социально-политическую обстановку, в связи с чем здравоохранение должно являться приоритетным направлением в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Концепция развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
Необходимость Концепции определяется появлением новых факторов, влияющих на организацию охраны здоровья населения. Появление различных видов собственности, усиление роли местного самоуправления на фоне нестабильного и недостаточного финансирования отрасли диктует потребность совершенствования существующей политики в области здравоохранения.
Внедрение обязательного медицинского страхования, образование Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, изменение порядка финансирования многих учреждений потребовали пересмотра принципов организации медицинской помощи в условиях рыночной экономики.
Разработка Концепции, соответствующей изменившимся социальным условиям, определяется необходимостью эффективного использования имеющихся ресурсов и ответственностью органов государственной власти за уровень здоровья населения.
Концепция предусматривает перспективное развитие системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целевого инвестирования и оказания адресной медицинской помощи.
Наиболее важным является реорганизация первичной медико-санитарной помощи, приближение ее к населению, повышение эффективности использования больничной базы, компьютеризация лечебно-диагностического процесса.
Основные направления Концепции, методические приемы ее формирования соответствуют целям и принципам развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Экономической основной для реализации Концепции являются средства бюджетов всех уровней, средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование, средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан, кредиты банков и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья людей на основе сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Важнейшей задачей здравоохранения республики является удовлетворение потребности населения в доступной, качественной лечебно-профилактической и лекарственной помощи в условиях перехода учреждений здравоохранения в бюджетно-страховую систему. С этой целью необходимо:
Формирование и проведение в жизнь единой государственной политики в области охраны здоровья и профилактики заболеваний и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
не допустить снижения объемов медицинской и лекарственной помощи населению;
сохранить накопленный потенциал здравоохранения и медицинской науки и обеспечить эффективное его функционирование;
сосредоточить финансовые и другие ресурсы на развитие наиболее важных направлений здравоохранения в соответствии с научно обоснованными приоритетами;
сохранить государственный сектор здравоохранения, обеспечить государственное регулирование в системе платных медицинских услуг;
формирование единой политики в области лекарственного обеспечения и обеспечения медицинской техникой;
повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры, объема и технологии медицинской помощи, обеспечения заинтересованности работников медицинских учреждений в рациональном использовании ресурсов;
Формирование многоукладного здравоохранения, развитие наряду с государственными и муниципальными частных некоммерческих медицинских организаций и индивидуальных практик, прежде всего в сфере оказания первичной медицинской помощи;
Формирование единой политики в области поддержки развития медицинской науки;
обеспечение защиты прав и интересов граждан в сфере здравоохранения путем реализации государственных гарантий, улучшения системы лицензирования производителей медицинских услуг, обеспечения качества медицинской помощи;
формирование системы вневедомственного контроля объемов и качества медицинской помощи;
формирование единой политики подготовки кадров для медицинских организаций;
повышение социальной защищенности медицинских работников, страхование их профессиональной ответственности;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к частичному финансированию программы;
совершенствование обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от его социального статуса, уровня дохода и места жительства;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
единство медицинской науки и практики здравоохранения;
активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
Раздел I
Совершенствование форм управления
здравоохранением и кадровой политики
Система управления здравоохранением должна обеспечить получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической деятельности с реальными конечными результатами, действенный санитарно-эпидемиологический надзор.
Изменение функций органов управления здравоохранением в условиях медицинского страхования и рыночной экономики требует дальнейшего развития структуры управления, преодоления межведомственной разобщенности, усиления координации в организации медицинской помощи на всех этапах ее осуществления.
Для проведения единой политики охраны здоровья населения требуется достаточно жесткая вертикальная структура управления, основным принципом формирования которой является эффективная реализация установленных для каждого уровня единой системы здравоохранения, путем разграничения полномочий и предметов ведения, функций и задач на республиканском, муниципальном управленческих уровнях.
Главными задачами управления отраслью на республиканском уровне являются:
определение тактики развития отрасли с учетом региональных особенностей;
формирование и организация исполнения территориальных программ развития отрасли и оказания медицинской помощи населению.
На муниципальном уровне - определение и организация исполнения программ развития здравоохранения и оказания медицинской помощи населению.
Главным направлением совершенствования системы управления становится обеспечение ее целостности за счет единых для здравоохранения систем планирования, нормирования, стандартизации, лицензирования, сертификации, единой технологической, технической и кадровой политики.
Важнейшим элементом проведения государственной и муниципальной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Основой системы планирования должна стать Концепция, устанавливающая основные цели и задачи развития отрасли на определенный период.
Для ее реализации разрабатываются:
территориальная программа государственных гарантий и муниципальных заказов на предоставление населению медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов;
целевые программы в области здравоохранения.
На основе Концепции осуществляется процесс текущего планирования здравоохранения в виде комплекса взаимосвязанных программ, финансовых и натуральных нормативов.
Территориальная программа служит основой для формирования муниципальных программ, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения административной территории в целом и всех муниципальных медицинских учреждений.
Территориальная программа развития здравоохранения определяет цели и задачи государственной политики Республики Мордовия в области здравоохранения. В Программе должны быть определены:
показатели состояния здоровья населения, в достижение которых должна внести вклад система здравоохранения, как часть системы охраны здоровья:
объемы финансирования здравоохранения за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;
общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
основные направления профилактической деятельности.
На республиканском уровне на основе общегосударственной методологии утверждаются нормативы затрат в амбулаторном и стационарном секторах, на базе которых определяется структура медицинской помощи населению.
Органы управления устанавливают контроль за выполнением программ государственных гарантий и муниципальных заказов, ведут контроль и анализ их реализации. Таким образом восстанавливается единство и эффективность системы управления в отрасли.
Концепция предусматривает преобразование кадровой политики и системы подготовки медицинских работников.
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Работа будет направлена на усовершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким направлениям, как врач общей практики, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.
Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач-медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, с передачей медицинскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Развитие обязательного и добровольного медицинского страхования должно стать действенным экономическим рычагом развития отрасли, повышения эффективности использования кадровых и материальных ресурсов.
Обязательным условием современного управления является расширение информационно-аналитической деятельности и внедрение компьютерных технологий.
Повышению эффективности управления будет способствовать введение системы контрактных отношений для руководителей учреждений здравоохранения, предусматривающих их личную ответственность за реализацию государственных программ и муниципальных заказов здравоохранения.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Продолжить разработку и внедрение новых организационных форм управления здравоохранением, пересмотреть функции и структуру управления здравоохранением в соответствии с реализацией Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования |
2. | Ежегодно разрабатывать показатели состояния здоровья населения и медико-экономического и социального развития здравоохранения республики по итогам работы за прошедший год |
ежегодно I квартал |
Минздрав Республики Мордовия |
3. | Ежегодно готовить государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Мордовия |
ежегодно II квартал |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева, Центр госсанэпиднад- зора в Республике Мордовия, ПО "Фарма- ция" |
4. | Завершить разработку и внедрение стандартов качества на всех этапах оказания медицинской помощи населению |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия |
5. | Завершить лицензирование лечебно- профилактических и аптечных учреждений на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности |
-"- | Минздрав Республики Мордовия ПО "Фарма- ция" |
6. | Завершить работу по компьютеризации лечебно- профилактических учреждений и внедрению в практику здравоохранения автоматизирован- ных систем управления |
1998-1999 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования |
7. | Завершить создание информационной среды Минздрава Республики Мордовия. Обеспечить дальнейшее внедрение в практику здравоохранения мониторинговых и автоматизированных информационных систем |
1998-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия |
8. | Осуществить реорганизацию системы планирования подготовки и распределение кадрового потенциала с изменением соотношения врач-медицинский работник среднего звена |
1998 г. | -"- |
9. | Разработать и внедрить единую системы непрерывного медицинского образования с учетом преемственности обучения в школе, медицинских училищах, университетской гимназии, на медицинском факультете и постдипломной подготовки медицинского работника |
-"- | Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева |
10. | Провести работу по сертификации врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения на соответствие условий их деятельности установленными стандартами |
1998-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.п.Огарева, Ассоциация врачей Мордовии |
11. | Ввести систему трудовых договоров (контрактов) с руководителями учреждений здравоохранения |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия |
12. | Разработать и утвердить нормативы затрат в амбулаторном и стационарном секторах. Определить оптимальную структуру медицинской помощи населению |
1998 г. | -"- |
13. | Разработать и принять территориальные программы развития здравоохранения: Комплексную программу по ранней диагностике и снижению заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований в Республике Мордовия на 1998-2000 г.г. "Сахарный диабет" |
1998 г. I квартал 1998 г. |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева Минздрав Республики Мордовия |
14. | Обеспечить участие и контроль за реализацией республиканских целевых программ: "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Республике Мордовия" "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Республики Мордовия "Безопасное материнство" "Вакцинопрофилактика" "Предупреждение распространения в Республике Мордовия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции) на 1997 г. и на период до 2000 г." |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия Минздрав Республики Мордовия, Минобразо- вания Республики Мордовия, Минсоцза- щиты Республики Мордовия Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия |
15. | Разработать проекты законов: "О защите населения Республики Мордовия от заболевания туберкулезом" "О защите прав медицинских работников" |
1998 г. I квартал 1998 г. |
Минздрав Республики Мордовия Ассоциация врачей Мордовии |
Раздел II
Развитие и укрепление материально-технической базы
и совершенствование системы финансирования здравоохранения
Одной из основных задач системы финансирования здравоохранения является обеспечение на всей территории Республики Мордовия возможности реализации Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью за счет средств бюджетов и страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию.
Совершенствование системы финансирования должно основываться на использовании финансовых ресурсов не только как средства платежа за те или иные медицинские услуги, но и в качестве экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения ее социальной, медицинской и экономической эффективности путем реализации принципа "деньги следуют за пациентом".
При формировании плана медицинских услуг необходимо введение методов государственного регулирования финансирования. На каждом этапе оказания медицинской помощи ее объем определяется соответствующим стандартом, соблюдения которого и гарантирует эффективность помощи.
Средства, направляемые на приобретение оборудования, должны соответствовать этапу оказания медицинской помощи.
Направление средств целевого финансирования на завершение строительства объектов позволит мобилизовать вложенные в предыдущие годы ресурсы. Размещение заказов на закупку продукции для государственных нужд, работ и услуг производить на конкурсной основе.
Концепция нацеливает руководителей лечебно-профилактических учреждений на поиск оптимальных форм, методов, дающих возможность при существующих нестабильных социальных и экономических условиях не только сохранить необходимый объем медицинских услуг, но и повысить их качество путем привлечения местных ресурсов и неиспользованных резервов.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Осуществлять финансирование отрасли "Здравоохранение", исходя из определения размера средне- душевого норматива |
1998-1999 г.г. |
Минфин Республики Мордовия, Минздрав Республики Мордовия |
2. | Разработать территориальную программу государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи за счет средств Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия, Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования |
3. | Пересматривать территориальную программу обязательного медицинского страхования и представить на утверждение Правительству Республики Мордовия |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия, Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования |
4. | Пересматривать и утверждать тарифы на медицинские услуги |
ежегодно | -"- |
5. | Продолжить строительство объектов здравоохранения: Республиканской клинической больницы, больницы скорой медицинской помощи, лечебного корпуса республиканской психиатрической больницы, акушерских корпусов в Чамзинском, Темниковском, Инсарском районах, пищеблоков Атяшевской, Ковылкинской ЦРБ, кислородной станции при республиканской психиатрической больнице, реабилитационно-восстановитель- ного центра для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, лечебных корпусов Теньгушевской ЦРБ, госпиталя ветеранов войн, Троицкой участковой больницы |
1998-2008 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Минстрой- жилкомхоз Республики Мордовия, администрации районов и городов |
6. | Осуществить перепрофилирование детских садов в северо-восточной части г.Саранска под детскую поликлинику N 4 и в северо- западной части г.Саранска под поликлинику |
1998 г. | администрация г.Саранска |
7. | Осуществлять текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений лечебно- профилактических учреждений республики |
ежегодно | руководители лечеб- но-профилактических учреждений |
8. | Провести реконструкцию сетей тепло-снабжения с твердого на газообразное топливо: Кочкуровской ЦРБ Краснослободской ЦРБ Старосиндровской участковой больницы Аловской участковой больницы Ширингушской участковой больницы |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, админист- рации районов |
9. | Обеспечить заготовку топлива для лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников |
ежегодно | администрации райо- нов и городов, глав- ные врачи лечебно- профилактических учреждений |
10. | Обеспечить заготовку овощей, фруктов и других продуктов питания для лечебно-профилакти- ческих учреждений согласно существующим нормативам |
-"- | -"- |
11. | Организовать проведение ежеме- сячных плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности лечебных учреждений по целевому использованию выделяемых ассигнований |
-"- | -"- |
12. | Обеспечить развитие подсобных хозяйств при центральных районных больницах и других учреждениях здравоохранения |
1998 г. | главные врачи центральных районных больниц |
13. | Обеспечить размещение заказов на продукты питания, лекарственные средства, медицинскую технику, оборудование, мягкий инвентарь, проведение ремонтных работ на конкурсной основе |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фарма- ция", ГТСП "Медтех- ника", руководители учреждений здравоохранения |
Раздел III
Рациональное использование имеющейся лечебной
базы и совершенствование лечебно-диагностического
процесса
Главными направлениями в совершенствовании организации медицинской помощи являются перенос объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, развитие первичной медико-санитарной помощи на базе врачебных практик с целью повышения эффективности системы здравоохранения.
Основной принцип организации медицинской помощи - соблюдение объемов лечения в зависимости от тяжести заболевания и этапов ее осуществления, т.е. определенные группы больных могут лечиться только в условиях многопрофильной высокоспециализированной больницы, другие должны получить медицинскую помощь в амбулатории.
При многообразии форм собственности необходимо сохранить и рационально использовать положительно зарекомендовавшую систему поэтапного оказания медицинской помощи.
Изменение социально-экономического уклада жизни населения, ухудшение показателей общественного здоровья населения, повышение смертности и заболеваемости, увеличение количества социально обусловленных болезней - все это требует приоритетного развития амбулаторно-поликлинической службы, объединения на ее уровне элементов лечения и профилактики, медицинской и социальной помощи.
Для рационального использования имеющейся базы необходимо дальнейшее внедрение более экономичных форм организации медицинской помощи, таких как дневные стационары в поликлиниках, стационары дневного пребывания, совершенствование специализированных служб, развитие отделений медико-социальной помощи для одиноких и престарелых граждан.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Провести реорганизацию амбулатор- но-поликлинической помощи населению: организация первичной медико- санитарной помощи по принципу врача общей (семейной) практики; развитие консультативно- диагностических служб в поликлиниках; организация реабилитационных отделений, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, стационаров на дому |
1998-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, главные врачи лечебно-профи- лактических учреждений |
2. | Осуществить реорганизацию стационарной помощи, предусмотрев: распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом: интенсивного лечения - до 20, восстановительного лечения - 45, длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до 20, медико-социальной помощи - до 15 процентов организация стационаров дневного пребывания, стационаров краткосрочного пребывания |
1998-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, главные врачи лечебно-профи- лактических учреждений |
3. | Сократить сроки лечения больных в стационарах в среднем на 12 процентов |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, главные врачи лечебно-профи- лактических учреждений |
4. | Принять меры по оптимизации сети учреждений здравоохранения: довести обеспеченность населения больничными койками до 130,7 койки на 10 тыс. населения, амбулаторно-поликлиническими учреждениями до 170,2 посещения в смену |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, администрации горо- дов и районов |
5. | Совершенствовать оказание скорой и неотложной медицинской помощи осуществить оснащение станций и отделений скорой помощи современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи, санитарным транспортом и средствами связи |
1998-2005 г.г. |
-"- |
6. | Обеспечить дальнейшее совершенствование специализированных служб: а) организовать: республиканский научно- практический центр "Скорая медицинская помощь" городское ревматологическое отделение на базе медсанчасти "Резинотехника" б) открыть: ревматологический кабинет в МСЧ "Орбита" кабинеты психотерапевтической помощи в МСЧ "Резинотехника" и в поликлинике N 3 г.Саранска, ряде центральных районных больниц кабинеты медико-психологического консультирования в детских поликлиниках г.Саранска |
1998-2000 г.г. I квартал 1998 г. 1999 г. 1998 г. 1998-2000 г.г. 1998 г. |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева -"- отдел здравоохране- ния администрации г.Саранска главный врач МСЧ "Орбита" отдел здравоохране- ния администрации г.Саранска, главные врачи лечебно- профилактических учреждений отдел здравоохране- ния администрации г.Саранска, главные врачи лечебно- профилактических учреждений |
7. | Внедрить новые медицинские технологии: лапароскопические операции в больнице N 1 Минздрава Республики Мордовия и детской республиканской клинической больнице N 1 диагностика и лечение повреждений и заболеваний крупных суставов с помощью артроскопа в республиканской клинической больнице папиллосфинктеротомия при холедохолитиазе в республиканской клинической больнице использование в хирургии и травматологии металлов с "памятью" продолжить работу по освоению плановых операций у больных с пороками сердца, расширению диапазона ангиографических исследований, проведению органосохраняющих операций продолжить работу по внедрению новых методик диагностики и лечения заболеваний |
1998 г. -"- -"- 1998 г. 1998-1999 г.г. 1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, главные врачи больниц N 1 Минздрава Республики Мордовия и детской республиканской клинической больницы N 1 Мордовская республи- канская клиническая больница -"- главный хирург Минздрав Республики Мордовия Минздрав Республики Мордовия, медфак МГУ им.Н.П.Огарева -"- |
8. | Совершенствовать систему восстановительного лечения, открыв отделение восстановительного лечения травматологических больных в г.Саранске, кабинеты лечебной физкультуры при поликлиниках г.Саранска и центральных районных больниц |
1998-2000 г.г. |
отдел здравоохране- ния администрации г.Саранска, главные врачи центральных районных больниц |
Раздел IV
Охрана здоровья женщин и детей
Служба охраны здоровья женщин и детей в Республике Мордовия опирается на существующую государственную систему медицинской помощи женщинам и детям, основанная на признании Россией международных программных документов Всемирной организации здравоохранения, поддержанных ООН:
Международной Конвенции о правах ребенка;
Международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
глобальной стратегии здоровья для всех к 2000 году;
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Основные направления концепции закреплены в республиканских целевых программах "Дети Мордовии", "Безопасное материнство", в "Плане действий по улучшению положения детей в Республике Мордовия", в "Республиканском плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".
Стратегическими направлениями службы охраны здоровья матери и ребенка до 2000 года являются:
обеспечение приоритетного развития службы охраны материнства и детства в системе здравоохранения на основе интеграции детских и родовспомогательных учреждений и сети лечебно-профилактических учреждений в целях углубления и совершенствования специализированной помощи профилактической и диспансерной работы среди женщин и детей;
обеспечение достигнутых уровней объемов и качества бесплатной квалифицированной помощи женщинам - матерям и детям;
дальнейшее развитие профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационно-восстановительных мер по оздоровлению женщин, начиная с детского и подросткового возраста;
реформирование системы госпитализации детей всех возрастов, имея в виду отказ от наращивания коечного фонда, отказ от доктрины тотальной госпитализации;
реструктуризация коечного фонда акушерских стационаров;
внедрение современных медицинских технологий, обеспечивающих рождение здоровых детей, профилактику инвалидности, решение задач по выхаживанию детей;
внедрение гибких организационных форм работы;
осуществление государственной программы иммунопрофилактики, предусматривающей всеобщий охват прививками детей и подростков, обеспечение комплекса мер по ликвидации полиомиелита к 2000 году;
осуществление реформирования кадровой политики в области охраны материнства и детства.
Экономической основой для реализации этих направлений должны быть:
государственное бюджетное финансирование службы охраны здоровья матери и ребенка на основе территориальной программы гарантированной медицинской помощи, разработанных медико-экономических стандартов;
средства добровольного и обязательного медицинского страхования;
республиканские и федеральные целевые программы;
совершенствование системы льгот, выплат компенсаций на оказание медицинской помощи, лекарственного обеспечения определенных контингентов;
использование любых внебюджетных источников, разрешенных законами Российской Федерации и Республики Мордовия.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Обеспечить государственное бюджетное финансирование службы охраны здоровья матери и ребенка на основе программы гарантированной медицинской помощи и медико-экономических стандартов |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Мордовский республиканский фонд обязательного меди- цинского страхова- ния, администрации районов и городов |
2. | Совершенствование работы струк- турно-поликлинических учреждений по системе акушерско-терапевти- ческо-педиатрических комплексов |
1998-2005 г.г. |
главные специалисты Минздрава Республики Мордовия |
3. | Организация санаторно-реабилита- ционных отделений "Мать и дитя" в детских санаториях Республики Мордовия |
1998 г. | главные врачи детских санаториев |
4. | Внедрение территориальной модели службы планирования семьи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения |
1998-2000 г.г. |
главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
5. | Внедрение протокола (стандарты) оказания медицинской помощи женщинам-матерям и детям |
1998 г. | главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений, главные специалисты Минздрава Республики Мордовия |
6. | Совершенствование специализиро- ванных центров по детской онкоге- матологии, кардиохирургии, реанимации и интенсивной терапии новорожденным, медико- генетической помощи |
1998-2000 г.г. |
главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
7. | Создание в акушерских стационарах условий для сохранения семейных связей, совместное пребывание мать и дитя, отделений выхаживания недоношенных детей |
1998-2005 г.г. |
-"- |
8. | Осуществить программу технического оснащения служб перинатальной помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным в учреждениях первичной, вторичной и специализированной помощи за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
1997-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия |
9. | Пересмотреть систему подготовки акушерок с целью повышения знаний и навыков и передачи части функций врачей средним медицинским работникам для рационализации работы врачей- педиатров и акушеров-гинекологов |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева, главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
10. | Внедрить информационно-аналити- ческую систему программы снижения младенческой смертности в Республике Мордовия |
19998 г. | Минздрав Республики Мордовия |
Раздел V
Лекарственное обеспечение населения и
лечебно-профилактических учреждений
Республики Мордовия
Государственная политика обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения направлена на представление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме по приемлемым ценам и при соответствующем качестве.
Реализация этой политики осуществляется путем создания рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции между собой как государственных, так и негосударственных аптечных учреждений.
Государственная поддержка оказывается системе государственных аптечных учреждений, как основному поставщику продукции необходимой области здравоохранения.
Одной из важнейших задач в деле улучшения лекарственного обеспечения населения является реализация государственных гарантий при стационарном и амбулаторном лечении и прежде всего - права на льготное и бесплатное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей.
Для решения проблемы лечения наиболее социально значимых заболеваний целесообразно осуществлять обеспечение лечебных учреждений и населения противоопухолевыми, противотуберкулезными, противодиабетическими и другими препаратами в рамках государственного заказа за счет централизованных финансовых средств.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются гарантированное лекарственное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи а объеме и на условиях территориальной программы государственных гарантий на этапах оказания медицинской помощи.
На амбулаторном этапе:
упорядочение льгот отдельным категориям граждан и государственный контроль за льготным лекарственным обеспечением с адекватным его финансированием;
формирование и утверждение в рамках государственных и муниципальных заказов потребности в лекарственном обеспечении граждан (в том числе по льготной стоимости) с приоритетным и максимальным финансовым наполнением по группам жизненно важных средств и для лечения социально значимых заболеваний (туберкулез, психиатрия, онкология и т.д.).
На стационарном этапе:
бесплатное лекарственное обеспечение в рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по программе государственных гарантий;
введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи.
Для нормального функционирования государственных аптечных учреждений необходим ряд неотложных мероприятий по различным направлениям деятельности.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Привести организационную структуру ПО "Фармация" в соответствии в законодательством Российской Федерации с акцентом на сохранение и поддержку государственной аптечной службы в сложившейся и зарекомендовав- шей себя форме, как гаранта наиболее полного удовлетворения потребности населения и лечебно- профилактических учреждений республики лекарственными средствами и другой медпродукцией |
1998 г. | Минфин Республики Мордовия, Минэконо- мики Республики Мордовия, Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фармация" |
2. | Подготовить и утвердить перечень жизненно-необходимых лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям населения по рецептам врачей бесплатно или с 50 процентной скидкой |
-"- | Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фармация" |
3. | Принимать меры по созданию государственных резервов медикаментов, вакцин и сывороток, для лечения социальных болезней, для участников войн, детей и других категорий, на случаи эпидемии гриппа, желудочно- кишечных и других инфекционных заболеваний, для медицины катастроф. Определить порядок выделения средств для создания данных резервов |
ежегодно | Минэкономики Республики Мордовия, Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фармация", адми- нистрации районов и городов |
4. | Принять меры по обеспечению во всех аптеках республики независимо от форм собственности, наличия обязательного ассортимента лекарственных средств |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фармация", администрации районов и городов |
5. | Организовать медикофармацевтичес- кий центр по проведению клинических испытаний и внедрению новых лекарственных препаратов в практическое здравоохранение |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева, ПО "Фармация" |
6. | В целях развития и укрепления материально-технической базы государственных аптечных учреждений: завершить строительство Большеберезниковской и Комсомольской аптек начать строительство автогаража ПО "Фармация", Кемлянской, Старошайговской, Атяшевской аптек, Саранской аптеки N 88, аптек N 2, 84 г.Рузаевка провести ремонт 22 аптек в сельской местности, замену охранно-пожарной сигнализации приобрести и заменить устаревшее аптечное оборудование |
1998-2005 г.г. |
ПО "Фармация", руководители аптеч- ных учреждений, администрации районов и городов |
7. | С целью снижения убытков при аптечном изготовлении лекформ направить дополнительные предложения АО "Биохимик" об организации производства ряда инфузионных растворов и других препаратов |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, ПО "Фармация" |
8. | Ввести конкурсную процедуру и обеспечение гласности в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств |
ежегодно | ПО "Фармация" |
9. | Обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарственных препаратов путем осуществления контроля за их качеством и соблюдением стандартов |
ежегодно | ПО "Фармация" |
10. | Выработать механизм государственного регулирования цен на лекарственные средства |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, Минэконо- мики Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия |
Раздел VI
Обеспечение санитарно-противоэпидемического
благополучия населения и устойчивого
функционирования санитарно-эпидемиологической службы
Концепция предусматривает совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы и внедрение современных форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.
Наиболее острыми проблемами остаются обеспечение доброкачественной питьевой водой и продуктами питания, удовлетворяющими санитарно-гигиеническим требованиям, оздоровление рабочих мест во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Несмотря на повышение активности санитарно-эпидемиологического надзора, загрязненность окружающей среды достигает критического уровня.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Провести реорганизацию управления учреждениями санэпидслужбы (формирование межрайонных центров госсанэпиднадзора), организации санитарно-эпидемиологического надзора и его лабораторного обеспечения |
1998-1999 г.г. |
Центр госсанэпид- надзора в Республике Мордовия |
2. | Завершить организацию межрайонных лабораторий при Зубово-Полянском, Ичалковском, Большеберезниковском центрах госсанэпиднадзора |
1998-2000 г.г. |
-"- |
3. | Осуществить снабжение центров госсанэпиднадзора необходимым оборудованием, бактериологичес- кими препаратами и другими материальными средствами |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия |
4. | Решить вопрос о включении в план капитального строительства центров гссанэпиднадзора в Зубово-Полянском и Лямбирском районах |
1998-2002 г.г. |
Департамент госсан- эпиднадзора Минздрава Российской Федерации, главы Зубово-Полянского и Лямбирского района |
5. | Продолжить внедрение методики серологического надзора за иммуноструктурой к дифтерии, столбняку, кори, полиомиелиту |
1998-2000 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия |
6. | Обеспечить проведение исследования содержания естественных радионуклидов в объектах окружающей среды (стройматериалы, жилые и общественные здания) и радиоактивного цезия 137 в продуктах питания и воде в населенных пунктах, отнесенных к зонам с льготным социально- экономическим статусом |
ежегодно | Центр госсанэпиднад- зора в Республике Мордовия |
7. | Внедрить нормы радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, включая медицинские учреждения |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия |
8. | Открыть кабинеты иммунопрофилак- тики в Рузаевской и Ковылкинской центральных районных больницах |
-"- | Главные врачи центральных районных больниц |
9. | Обеспечить высокий уровень охвата населения прививками против вакцинорегулируемых инфекций: не менее 96 процентов детей к 12 месяцам жизни вакцинацией против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита не менее 95 процентов детей к 24 месяцам жизни ревакцинацией против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита не менее 80 процентов взрослого населения двухкратной вакцинацией против дифтерии |
ежегодно | главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
10. | Обеспечить выдачу прививочных сертификатов |
1998 г. | главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
11. | Добиться снижения среднегодовых показателей заболеваемости коклюшем, корью, эпидемическим паротитом, дифтерией до спорадического уровня |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Мордовия |
12. | Организовать работу по полному учету лиц, входящих в группу повышенного риска заражения СПИДом,осуществлять контроль за полнотой обследования населения на СПИД |
постоянно | Минздрав Республики Мордовия, МВД Республики Мордовия |
13. | С целью раннего выявления туберкулеза обеспечить массовое флюорографическое обследование населения |
ежегодно | главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений |
Раздел VII
Формирование здорового образа жизни,
расширение социальной базы здравоохранения
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Настоящая Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование и развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения.
Считать работу по медицинской профилактике неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника 4независимо от специальности и занимаемой должности.
Под расширением социальной базы здравоохранения понимается привлечение к работе по охране здоровья граждан и медико-социальной помощи непрофессиональных медицинских организаций и отдельных лиц.
Основное направление получат развитие контактов с общественными и религиозными организациями в целях удовлетворения духовных и нравственных потребностей; широкое привлечение населения к самостоятельному решению вопросов своего здоровья, содействие созданию общественных объединений по медицинским интересам (коронарные клубы, общество больных диабетом, бронхиальной астмой и другие), привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах здравоохранения.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Сформировать специализированную сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики и укрепления здоровья |
1998 г. | Минздрав Республики Мордовия |
2. | Обеспечить широкую пропаганду медицинских и гигиенических знаний для разных возрастных и профессиональных групп населения через средства массовой информации |
ежегодно | главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений, Республиканский центр медицинской профилактики, Минобразование Республики Мордовия |
3. | Обеспечить развитие системы информирования о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции |
-"- | Республиканский центр по профилакти- ке и борьбе со СПИДом |
4. | Проводить через средства массовой информации подготовку населения приемам оказания первой медицинской помощи при заболеваниях и несчастных случаях |
-"- | Республиканский центр медицинской профилактики, Центр медицины катастроф |
5. | Проводить обучение населения традиционным формам оздоровления (самомассаж, аутотренинг, фитотерапия, физические нагрузки) |
ежегодно | Республиканский центр медицинской профилактики, главные врачи лечебно-профилакти- ческих учреждений, Минобразование Республики Мордовия |
6. | Изучать демографическую ситуацию в республике, с учетом развития новых организационных форм пропаганды медико-гигиенических знаний |
-"- | Республиканский центр медицинской профилактики |
7. | Содействовать формированию общественного мнения о пользе здорового образа жизни, информировать население о мероприятиях по охране и укреплению здоровья детей и подростков, вести разъяснительную работу о роли и задачах семьи, педагогов, общественных организаций |
-"- | Республиканский центр медицинской профилактики, руководители медицинских учреждений, МГУ им.Н.П.Огарева |
8. | Обеспечить организацию всемирных дней: "День без табака" "День окружающей среды" "День борьбы со СПИДом" "День здоровья" |
-"- |
Минздрав Республики Мордовия |
9. | Обеспечить действенные формы сотрудничества с общественными благотворительными и религиозными организациями и координацию их деятельности |
-"- | -"- |
10. | Содействовать созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам (коронарные клубы, общества больных диабетом, бронхиальной астмой и т.д.) |
ежегодно | Минздрав Республики Мордовия |
Раздел VIII
Развитие медицинской науки
Качество медицинского обслуживания населения напрямую зависит от уровня развития медицинской науки и своевременного внедрения новых технологий в лечебно-диагностический процесс.
В условиях недостаточного финансирования медицинской науки необходимо сконцентрировать внимание ученых на наиболее приоритетных направлениях, способных в ближайшие сроки изменить состояние здоровья населения Республики Мордовия в лучшую сторону.
Для финансирования перспективных направлений, позволяющих получить быструю отдачу, привлекать различные организации и учреждения на основе договоров, помощь фондов республиканского и федерального значения, а также частные пожертвования.
Особая поддержка требуется для ведущих ученых и научных школ, усиление творческих связей с ведущими российскими и зарубежными научными центрами с целью совместной реализации научных проектов.
Дальнейшее развитие получит разработка региональной программы "Здоровье" и научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями.
План практических мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Продолжить исследования по социально-гигиенической оценке условий жизнедеятельности, профилактике и охране здоровья населения республики, факторов риска, влияющих на состояние здоровья детей, разработке методов оздоровления, направленных на снижение младенческой смертности |
1998-2005 г.г. |
медфак МГУ им.Н.П.Огарева |
2. | В рамках Европейской программы "Банк мозга" продолжить исследования ультраструктурной организации вегетативной нервной системы, миокарда и микроциркулярного русла при висцеральной патологии, результаты которых позволят улучшить диагностику и лечение заболеваний центральной нервной системы |
-"- | -"- |
3. | Внедрить современные методы диагностики иммунологических заболеваний, обусловленных врожденным и приобретенным иммунодефицитом в педиатрическую практику. Оснастить иммунологический центр современной аппаратурой. Разработать систему профилактики иммунных заболеваний у населения, проживающего в экологически неблагоприятной обстановке |
1998-1999 г.г. |
кафедра микробиоло- гии и иммунологии медфака МГУ им.Н.П.Огарева |
4. | В структуре Российской программы "Медицина катастроф" провести дальнейшие экспериментально- клинические исследования по совершенствованию разработанной системы активного хирургического лечения тяжелообожженных, изучение ее эффективности при комбинированных (ожог на фоне обескровливания) травмах |
1998-2005 г.г. |
кафедра общей хирургии медфака МГУ им.Н.П.Огарева |
5. | Продолжить экспериментально- клинические исследования по расширению показания к вливаниям в венозное русло костей в условиях экспериментальной медицины на догоспитальном этапе, при массовых поражениях и внедрение в практику реанимационных бригад станции скорой медицинской помощи и анестезиолого-реанимационных отделений больниц г.Саранска и центральных районных больниц |
-"- | медфак МГУ им.Н.П.Огарева, Минздрав Республики Мордовия |
6. | Продолжить морфо-функциональные и клинико-биохимические исследо- вания по раннему выявлению, профилактике и лечению ревматических заболеваний и внедрить современные методы ранней диагностики болезней соединительной ткани. Изучить генетические маркеры при этих заболеваниях среди населения мордовской популяции (в рамках международной программы "Эпидемиологические особенности заболеваний народов финно-угорской группы" |
кафедра факультет- ской терапии медфака МГУ им.Н.П.Огарева |
|
7. | Создать научно-практический центр для исследований противоаритмической активности новых фармакопрепаратов при лечении нарушений ритма сердечной деятельности и внедрения их в практику кардиологического центра и республиканской клинической больницы |
1998-2000 г.г. |
кафедра фармакологии МГУ им.Н.П.Огарева |
8. | Совершенствовать структуру эпилептологического центра, продолжить исследования по изучению региональных особенностей этиологии эпилепсии в республике, внедрять современные методы ее лечения |
-"- | кафедра нервных болезней медфака МГУ им.Н.П.Огарева |
9. | С целью внедрения новых достижений ученых активизировать работу по привлечению к научной деятельности врачей лечебно- профилактических учреждений через систему клинической ординатуры и аспирантуры |
1998-2005 г.г. |
Минздрав Республики Мордовия, МГУ им.Н.П.Огарева |
Этапы реализации Концепции
Для практического осуществления Концепции ежегодно разрабатывается конкретная программа действий, территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью за счет средств бюджетов и взносов по обязательному медицинскому страхованию.
Концепция реализуется в два этапа:
первый этап (1998-2000 годы) - этап сохранения и обеспечения стабильной работы учреждений здравоохранения. На данном этапе предполагается создание организационно-правовой основы развития здравоохранения и медицинской науки, разработка новых условий финансирования, республиканских целевых программ по основным проблемам развития здравоохранения, проведение необходимой организационно-методической работы с заинтересованными министерствами и ведомствами, руководителями органов исполнительной власти районов и городов по вопросам подготовки и выполнению намеченных целей, задач и разработке механизмов реализации Концепции.
В течение 1998-1999 годов необходимо осуществить структурные преобразования отрасли. Провести реструктуризацию стационарной помощи с одновременным развитием стационарно замещающих технологий в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Важным моментом в этой работе является повсеместное внедрение общей врачебной практики.
Для усиления борьбы с социально значимыми заболеваниями будут разработаны территориальные целевые программы по борьбе с туберкулезом и заболеваниями, передаваемыми половым путем, по развитию онкологической помощи населению;
второй этап (2000-2005 годы) - этап активного развития. Предполагается осуществление республиканских программ, активное внедрение в практику здравоохранения эффективных технологий медицинской профилактики, диагностики и лечения болезней.
В течение второго этапа будет завершена работа по структурной перестройке отрасли. В результате этого в здравоохранении должен сформироваться частный сектор. В системе первичной медико-санитарной помощи будут действовать самостоятельные общие врачебные практики. Большое развитие получат межрайонные центры специализированной медицинской помощи.
Активно будут внедряться передвижные формы оказания медицинской помощи в сельской местности.
Должна сформироваться единая информационная система мониторинга здоровья населения Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 3 февраля 1998 г. N 32 "О Концепции развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. N 257 настоящее постановление признано утратившим силу