Соглашение является правовым актом, действующим в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия, Законом Республики Мордовия "О социальном партнерстве", дополняющим действующее законодательство по трудовым и социально-экономическим вопросам. Включенные в Соглашение положения не могут быть занижены при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Стороны считают основными задачами:
- сохранение согласия в обществе и обеспечение социальных гарантий для всех граждан Республики Мордовия;
- соблюдение договоренностей, достигнутых в ходе трехсторонних консультаций.
Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений в районах и городах республики, коллективных договоров на предприятиях, в организациях всех форм собственности и способствуют их заключению, оказывают содействие их выполнению.
При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и на предприятиях, в организациях.
Соглашение открыто для присоединения к нему всем заинтересованным работодателям (их объединениям) и профсоюзам, действующим на территории Республики Мордовия.
В целях разрешения социально-экономических вопросов в республике стороны договорились о следующем:
1. В области экономической политики
Правительство Республики Мордовия:
1.1. Осуществляет кредитно-финансовую и налоговую политику, принимает меры по преодолению взаимных неплатежей.
1.2. Проводит комплекс антикризисных мер, направленных на стимулирование производства конкурентоспособной продукции, повышение инвестиционной активности, реализацию инновационных программ по структурной перестройке промышленных предприятий и строительных организаций в рамках Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы.
1.3. Принимает конкретные меры поддержки отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
1.4. Разрабатывает и внедряет механизм усиления мер ответственности руководителей предприятий и организаций всех форм собственности за эффективное управление ими, обеспечение в полном объеме платежей в бюджет, внебюджетные фонды и заработной платы работникам.
1.5. Обеспечивает приоритет размещения заказов бюджетных организаций на приобретение оборудования, медикаментов и материалов, услуг и выполнение работ на предприятиях республики.
1.6. Ежеквартально представляет Республиканской трехсторонней комиссии информацию о полноте и своевременности финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, о принимаемых мерах по погашению задолженности по заработной плате, социальным выплатам и выполнению принятых по этим вопросам решений комиссии.
1.7. Содействует реформированию сельскохозяйственных предприятий, обеспечивает недопущение нарушений прав собственников земельных участков.
1.8. Принимает меры по улучшению работы общественного городского, пригородного и междугородного транспорта, осуществляет его своевременное финансирование.
Работодатели:
1.9. Принимают меры по предотвращению спада производства и увеличению объемов конкурентоспособной продукции.
1.10. Обеспечивают заключение коллективных договоров в соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности.
Федерация профсоюзов Республики Мордовия:
1.11. Добивается заключения коллективных договоров и соглашений на предприятиях всех форм собственности и их исполнения.
2. В сфере развития рынка труда и занятости населения
Правительство Республики Мордовия:
2.1. В первом квартале каждого года разрабатывает республиканскую программу содействия занятости населения, предусматривая в ней меры по созданию рабочих мест, организации поэтапного высвобождения кадров в случаях сокращения производства и их последующего переобучения и перемещения на другие рабочие места.
Совместно с работодателями обеспечивает разработку и финансирование предусмотренных программой мероприятий.
2.2. Не допускает дальнейшего роста безработицы, предельный уровень которой на конец 1998 года не должен превышать 5,8 % от экономически активного населения. В случаях превышения установленного уровня безработицы совместно с Федерацией профсоюзов и работодателями разрабатывает и осуществляет программу экстренных мер, направленных на сохранение и создание рабочих мест с привлечением средств бюджета и внебюджетных фондов.
2.3. По запросу Федерации профсоюзов представляет текущую информацию о состоянии рынка труда и ежеквартально публикует эти данные в средствах массовой информации.
2.4. Устанавливает ежегодное квотирование не менее 500 рабочих мест для трудоустройства выпускников учебных заведений, инвалидов, многодетных матерей, лиц, уволенных из рядов Вооруженных Сил, на предприятиях, в организациях независимо от форм собственности и подчиненности.
2.5. В целях снижения социальной напряженности среди неработающей молодежи подготавливает и реализует мероприятия по обеспечению обязательной общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, обратив особое внимание на профессиональную подготовку детей-сирот - выпускников детских домов и школ-интернатов с последующим их трудоустройством.
2.6. При проведении приватизации государственного имущества обеспечивает безусловное выполнение требований по сохранению имеющихся рабочих мест в течение не менее одного года после принятия решения о приватизации.
Работодатели:
2.7. Массовое высвобождение работников осуществляют с согласия органов местного самоуправления, координационных комитетов содействия занятости, профсоюзов и обеспечивают трудоустройство молодежи, сирот, инвалидов, многодетных матерей и других в соответствии с установленной для них квотой.
2.8. Своевременно информируют органы по труду и занятости о свободных рабочих местах и вакансиях, перечисляют средства в Фонд занятости и для реализации программ содействия занятости населения, содействуют формированию внебюджетного фонда социальной поддержки населения.
2.9. Проводят переговоры с профсоюзными органами об условиях сокращения рабочего дня, недели, длительности простоя, его оплаты, перевода работников на другие рабочие места, предусматривают материальную помощь находящимся в вынужденных отпусках по независящим от них причинам.
2.10. Включают в коллективные договоры мероприятия, предусматривающие сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора, представления им других льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
Федерация профсоюзов Республики Мордовия:
2.11. Контролирует соблюдение законодательства о занятости, предоставление льгот и гарантий при высвобождении работников.
2.12. Добивается сохранения рабочих мест через коллективные договоры и тарифные соглашения, определяя условия сокращения рабочего дня, недели, вынужденных простоев, оказание материальной поддержки высвобождаемым работникам после истечения 3-месячного срока со дня увольнения и сохранения за ними в течение 2-х лет существующих на предприятиях льгот.
2.13. Обеспечивает общедоступную бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов и их семьям по вопросам занятости, организуют работу постоянно действующего профсоюзного консультативного пункта для безработных.
3. В области оплаты труда работников, доходов и уровня
жизни населения
Правительство Республики Мордовия:
3.1. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетных организаций.
3.2. Осуществляет жесткий контроль за выполнением действующего законодательства по оплате труда, Плана действий Правительства Республики Мордовия и утвержденных администрациями городов и районов графиков поэтапной ликвидации в течение 1998 года всей образовавшейся задолженности заработной плате, пособиям на детей, безработным и иным социальным выплатам.
3.3. Обеспечивает своевременное введение размера минимальной заработной платы на предприятиях и в организациях, финансируемых из бюджета республики, в случае ее централизованного повышения.
3.4. Обеспечивает введение тарифных ставок первого разряда согласно отраслевым тарифным соглашениям РФ по подведомственным организациям.
3.5. Способствует сокращению разрыва между тарифной ставкой первого разряда Единой тарифной сетки, минимальным размером оплаты труда, пенсиями, стипендиями, пособиями и уровнем прожиточного минимума.
3.6. В целях снижения высокой дифференциации проводит государственную политику регулирования доходов населения.
Работодатели:
3.7. Выплачивают заработную плату работникам при полном рабочем дне и выполнении норм выработки не ниже официального уровня прожиточного минимума. На предприятиях, где невозможно установление минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, определяют с учетом мнения профсоюзных органов меры, способствующие поэтапному ее увеличению.
3.8. Предусматривают повышение минимальных размеров оплаты труда в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
3.9. Используют нетрадиционные виды вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхования и пр.) за счет снижения размеров основной заработной платы только в исключительных случаях по согласованию с профсоюзными комитетами и в рамках, предусмотренных коллективными договорами. При этом реализуемые в счет заработной платы промышленные и продовольственные товары отпускаются по ценам не ниже рыночных.
3.10. Предусматривают в коллективных договорах предприятий всех форм собственности положения о соблюдении установленных законами Российской Федерации и правительственными постановлениями сроков увеличения размеров оплаты труда. Все изменения систем и форм оплаты труда согласовывают с профсоюзными органами.
Федерация профсоюзов Республики Мордовия:
3.11. Через заключаемые соглашения и коллективные договоры добивается строгого соблюдения Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части повышения минимальных размеров оплаты труда.
3.12. Осуществляет контроль за выполнением мероприятий отраслевых соглашений и коллективных договоров по выполнению установленных законами Российской Федерации и правительственными постановлениями условий оплаты труда и сроков увеличения ее размеров.
3.13. Проводит независимый расчет стоимости минимального прожиточного уровня по методике, утвержденной ФНПР.
4. В области социальной защиты населения
4.1. В целях повышения социальной защиты трудящихся стороны Соглашения совместно разрабатывают и вносят в Государственное Собрание Республики Мордовия проекты законов:
- об охране труда в Республике МОрдовия;
- об адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
- об объединениях работодателей;
- о регулировании оплаты труда.
Правительство Республики Мордовия:
4.2. В полной мере исполняет Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по предоставлению компенсаций и льгот гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
4.3. В рамках целевой программы "Дети Мордовии" разрабатывает мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в период школьных каникул.
4.4. Совместно с органами управления внебюджетных фондов организует финансирование отдыха и оздоровления детей, предусматривает расходы на эти цели в местных бюджетах и не менее 5 млн.рублей в республиканском бюджете.
4.5. Сохраняет действующий порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий согласно "Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Предусматривает в бюджете республики средства на выдачу субсидий для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в Республике Мордовия.
4.6. Согласовывает с Республиканской трехсторонней комиссией вопросы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в части оплаты жилья и коммунальных услуг населением.
4.7. Уточняет структуру прожиточного минимума для основных групп населения по мере изменения фактической стоимости товаров и услуг, оказывает адресную помощь малообеспеченной части населения.
4.8. В пределах своих полномочий в установленном порядке осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги монопольных отраслей и предприятий, энергоносители, социально значимые группы товаров (отдельные виды продуктов питания, лекарства и медикаменты, детские товары), а также на оказываемые населению услуги пассажирского транспорта, телефонной связи, на коммунальные тарифы (газ, электро- и теплоэнергию), плату за жилье в пределах прав, предоставленных субъектам РФ.
4.9. Обеспечивает доступность информации о результатах финансовой деятельности государственных внебюджетных социальных фондов, публикацию годовых и полугодовых финансовых отчетов о расходовании средств фондов в средствах массовой информации.
Работодатели:
4.10. Не допускают перепрофилирования и изменений форм собственности, кроме передачи в муниципальную собственность, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей, учреждений культуры и спорта.
4.11. Устанавливают в дошкольных учреждениях родительскую плату за ребенка не выше 20 % от суммы расходов на его содержание, независимо от места работы родителей, но не выше 50 % минимальной оплаты труда согласно разработанному механизму.
4.12. Отчисляют финансовые средства профсоюзным комитетам на проведение социально-культурной и иной работы в коллективах не менее 3,3% от фонда оплаты труда в порядке и на условиях, установленных федеральным и республиканским законами о правах профсоюзов, соглашениями и коллективными договорами.
Федерация профсоюзов Республики Мордовия:
4.13. Участвует через своих представителей в управлении социальными фондами: пенсионным, занятости, медицинского, государственного социального страхования и другими.
4.14. На основе совместного с Правительством Республики Мордовия постановления организует отдых и оздоровление детей и подростков в период школьных каникул в оздоровительных лагерях.
4.15. Подготавливает и вносит в установленном порядке предложения:
а) по использованию средств социального страхования на содержание оздоровительных лагерей для детей и подростков, детско-юношеских спортивных школ, на приобретение детских новогодних подарков;
б) об изменении налогообложения учреждений культуры и спорта системы профсоюзов, имея в виду создание равных финансово-экономических условий их деятельности с государственными;
в) о долевом участии в финансировании из средств местного бюджета учреждений культуры и спорта профсоюзов.
5. В сфере охраны труда и обеспечения экологической безопасности
Правительство Республики Мордовия:
5.1. Принимает "Программу по улучшению условий труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы". Ежеквартально информирует Комиссию о ходе выполнения и финансировании предусмотренных Программой мероприятий.
5.2. Обеспечивает государственное управление охраной окружающей среды, государственный надзор за условиями труда и соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда и охране окружающей среды.
5.3. В течение 1998 года разрабатывает Положение и организует проведение республиканского смотра-конкурса состояния условий и охраны труда.
5.4. Проводит аттестацию и проверку знаний по вопросам охраны труда и окружающей природной среды первых руководителей предприятий, служб охраны труда и специалистов по технике безопасности.
5.5. Содействует усилению всех форм экологического контроля за состоянием окружающей среды.
5.6. Совершенствует систему информирования населения об экологической и радиационной обстановке в республике и мерах по ее улучшению.
Работодатели:
5.7. Осуществляют комплекс мер по охране труда в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда и выполнению мероприятий коллективных договоров.
5.8. Организует непрерывное обучение, проверку знаний по охране труда специалистов и работников предприятий, объединений.
5.9. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными лицами профсоюзных комитетов.
5.10. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий, состоящим в штате предприятия для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями охраны труда.
Федерация профсоюзов Республики Мордовия:
5.11. Осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда и выполнением мероприятий коллективных договоров.
5.12. Контролирует возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
6. В сфере развития системы социального партнерства
Стороны договорились:
6.1. Проводить предварительное обсуждение в трехсторонней комиссии проектов законов и нормативных актов по вопросам социально-трудовых отношений.
6.2. Создать экономические и правовые условия, способствующие объединению работодателей и расширению их участия в заключении республиканских и отраслевых, городских и районных соглашений, коллективных договоров.
6.3. Осуществлять совместный контроль за деятельностью и использованием средств внебюджетных социальных фондов: занятости, пенсионного, медицинского и социального страхования. Регулярно заслушивать на Комиссии информацию об их деятельности.
6.4. Соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать функционированию профсоюзов на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и вида собственности.
6.5. Правительство Республики Мордовия в пределах своей компетенции вводит льготные тарифы на услуги связи для организаций, содержащихся за счет профсоюзного бюджета на уровне бюджетных организаций.
6.6. Обеспечивать реализацию прав первичных профорганизаций и их объединений по уплате членских взносов в безналичной форме (с письменного согласия членов профсоюзов) на основании коллективных договоров и по перечислению на текущие счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.7. Представлять для предварительного рассмотрения сторонами проекты постановлений Правительства по вопросам социальной политики, регулирования трудовых отношений.
7. Контроль и ответственность за выполнением Соглашения
7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Правительством Республики Мордовия, Федерацией профсоюзов Республики Мордовия и представителями работодателей республики.
7.2. Соглашение действует постоянно, если одна из сторон Соглашения за месяц до истечения текущего года не заявит об отмене или изменении данного Соглашения. Вопрос об отмене или изменении Соглашения рассматривается на трехсторонней комиссии в двухмесячный срок со дня официального заявления об этом одной из сторон. Положения, предусмотренные настоящим Соглашением, согласно Закону РФ "О коллективных договорах и соглашениях", распространяются на работников, работодателей и органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить его от их имени или впоследствии присоединились к нему.
7.3. Лица, виновные в неисполнении Соглашения, несут ответственность в соответствии со статьями 26, 28 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
7.4. Стороны обеспечивают контроль за выполнением Соглашения, осуществляют взаимный обмен информацией и о его выполнении информируют трудящихся Республики Мордовия два раза в год.
7.5. Разрешение разногласий, возникающих в ходе реализации Соглашения, осуществляет Мордовская республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
7.6. Подписанное Соглашение после уведомительной регистрации в Министерстве труда и занятости населения Республики Мордовия признается документом, регулирующим трудовые отношения.
7.7. Стороны в двухнедельный срок разрабатывают мероприятия по выполнению Соглашения.
Соглашение подписано 2 февраля 1998 года
От Правительства: От профсоюзов: От работодателей:
Председатель Председатель Председатель Совета
Правительства Федерации директоров
Республики Мордовия профсоюзов промышленных
В.Д.Волков Республики предприятий при
Мордовия Главе Республики
А.И.Солдатов Мордовия,
Полномочный
представитель
объединений
работодателей
В.В.Литюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Мордовия, Федерацией Профсоюзов Республики Мордовия и республиканским объединением работодателей на 1998-1999 года
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания
Текст Соглашения опубликован в газете "Известия Мордовии" от 21 марта 1998 г. N 52