Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Курятникова А.Д. о признании недействительными Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 г. N 6-3 "О налоге с продаж" и Указа Главы Республики Мордовия "Об упорядочении уплаты налога с продаж" от 21 августа 1997 г. N 93, установила:
Курятников А.Д. обратился в суд с заявлением о признании недействительными Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 г. N 6-3 "О налоге с продаж" и Указа Главы Республики Мордовия "Об упорядочении налога с продаж" от 21 августа 1997 г. N 93. В обоснование своих доводов указал, что данный Закон предусматривает обязанность для юридических и физических лиц, реализующих товары, уплачивать налог с продаж. Объектом налога с продаж согласно ст.2 Закона является сумма реализации (за вычетом налога на добавленную стоимость) ввозимых на территорию Республики Мордовия подакцизных товаров и других товаров согласно установленному Советом Госсобрания Республики Мордовия перечню. В целях своевременной и полной уплаты юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, налога с продаж Глава Республики Мордовия издал Указ "Об упорядочении уплаты налога с продаж", которым установил порядок и сроки уплаты плательщиками этого налога, причем налог с продаж по товару, ввезенному в Мордовию из других регионов и реализуемому в местах массовой торговли, должен был уплачиваться непосредственно налоговому инспектору в месте реализации товара. Во исполнение указанных законов, в результате рейда Госналоговой инспекции по Ленинскому району г.Саранска, 11 и 12 сентября 1997 г. было произведено изъятие денег из кассы торговых павильонов, в которых он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, в виде уплаты налога с продаж. Считает, что вышеприведенный Закон и Указ Главы Республики Мордовия, нормами которых был введен данный налог с продаж на территории Мордовия и на основании которых действовал налоговый инспектор, подлежат отмене, как принятые Государственным Собранием Республики Мордовия и Главой Республики Мордовия с превышением своих полномочий, определенных Конституциями Российской Федерации и Республики Мордовия и противоречащие Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В судебное заседание Курятников А.Д. не явился. Его представитель адвокат Амелин А.И., выступающий по доверенности, доводы заявления поддержал по тем же основаниям, пояснив также, что 28 марта 1998 г. в газете "Известия Мордовии" был опубликован Закон Республики Мордовия "О признании утратившим силу Закона Республики Мордовия "О налоге с продаж" от 20 января 1996 г. N 6-3 со всеми изменениями и дополнениями. Тем самым Государственное Собрание Республики Мордовия само признало, что в 1996 году данный Закон был принят в противоречии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Конституциями Российской Федерации и Республики Мордовия. С учетом этого просил удовлетворить заявление Курятникова и признать недействительными указанные нормативные акты с момента их издания.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия Боткин С.В. требования Курятникова не признал, пояснив, что считает доводы, изложенные в заявлении, необоснованными, поскольку Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" был принят Государственным Собранием в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. и Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами Российской Федерации в 1994 году". Данный закон при его принятии был социален, т.к. защищал собственного товаропроизводителя. Этот налог брался с гражданина, а поэтому никакое право Курятникова, как предпринимателя, нарушено не было. Кроме того, Курятников в своем заявлении обжалует дату принятия Закона,т.е. 20 января 1996 года. Поэтому считает, что им пропущен срок обращения в суд, предусмотренный Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 28 апреля 1993 г. В связи с этим просил в удовлетворении заявления Курятникову отказать.
Представитель Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия Чиркова И.В. доводы и требования не признала по основаниям, приведенным представителем Госсобрания Республики Мордовия "Об упорядочении уплаты налога с продаж" является подзаконным актом, а поэтому был принят во исполнение Закона Республики Мордовия "О налоге с продаж". В связи с принятием Закона Республики Мордовия "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Мордовия" управление по вопросам законодательства подготовило проект Указа "О признании утратившим силу Указа Главы Республики Мордовия" от 21 августа 1997 г., однако подписание данного проекта затянулось ввиду длительного отсутствия Главы Республики Мордовия, который находился в отпуске.
Представитель Министерства финансов Республики Мордовия Смирнов В.А. требования заявления считает необоснованными. Полностью поддержал доводы, приведенные представителями Госсобрания Республики Мордовия, Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, пояснив при этом, что Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" был принят на основе Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268, который действовал в январе 1996 года. В 1997 году данный Закон не был отменен, т.к. был опубликован проект налогового кодекса, где был предусмотрен указанный налог, поэтому думали, что кодекс скоро примут. С учетом этого просил заявление Курятникова оставить без удовлетворения.
Представитель Государственной налоговой инспекции по Республике Мордовия Ямбаева Н.К. пояснила, что согласно Закона РСФСР "О налоговой службе РСФСР" от 1991 г. налоговые службы отнесены к исполнительной власти и в их компетенцию не входит обсуждение законности или незаконности принимаемых законов, а поэтому они исполняли указанный закон, пока он не был признан утратившим силу.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, находит заявление Курятникова обоснованным.
В соответствии с п."и" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч.3 ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
Таким законом в настоящее время является действующий Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
В силу ст.76 ч.2 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом.
В соответствии со статьей 18 указанного Закона Российской Федерации органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
В статье 20 этого Закона определены виды налогов республик в составе Российской Федерации, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации, которые взимаются на всей ее территории, а также налог-сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, устанавливаемый законодательными актами республик в составе Российской Федерации. Налог с продаж на ввозимые на территорию республики подакцизные товары и другие товары в ней не предусмотрен.
С учетом этого судебная коллегия считает, что Государственное Собрание Республики Мордовия не вправе было вводить на территории Мордовии Законом Республики Мордовия "О налоге с продаж" данный налог, Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Таким образом, принятие Государственным Собранием Республики Мордовия Закона "О налоге с продаж", было неправомерным, т.к. Госсобрание Республики Мордовия нарушило при этом нормы Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации, поскольку вышло за пределы предоставленных ему, как субъекту Российской Федерации, законом полномочий.
Согласно п.2. ст.64 Конституции Республики Мордовия законы и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В связи с этим коллегия считает, что Госсобрание Республики Мордовия введением этого налога на территории республики нарушило и Конституцию Республики Мордовия.
Кроме того, судебная коллегия находит, что Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" нарушает также ст.ст.8,74 Конституции Российской Федерации и противоречит ст.7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как ограничивает свободу перемещения товаров на территории Российской Федерации, что относится к исключительной компетенции федерального законодательства.
При таких обстоятельствах необоснованной является ссылка представителя Госсобрания о правомерности принятия Закона Республики Мордовия "О налоге с продаж" на п.7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268, поскольку данный пункт Указа Президента Российской Федерации на момент рассмотрения дела утратил силу в связи с принятием Федерального Закона "О федеральном бюджете на 1994 год, которым не предусмотрена возможность введения дополнительных налогов и сборов решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно приведенному Указу Президента Российской Федерации уплата налогов юридическими лицами должна была производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль. Принятый же Госсобранием Республики Мордовия Закон установил налоги не за счет прибыли, а от реализации товаров, что привело к увеличению цены товаров.
Несостоятельна и ссылка представителя Госсобрания Республики Мордовия на то, что Курятников пропустил срок для обращения в суд, предусмотренный Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", т.к. указанный Закон Республики Мордовия нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в течение всего периода действия данного акта, поэтому срок обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия, как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.
Более того, как видно из Закона Республики Мордовия "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Мордовия" от 24 марта 1998 г. N 9-3 в целях приведения законодательства Республики Мордовия в соответствие с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" от 20 января 1996 г. и все последующие Законы о внесении изменений и дополнений к нему были признаны утратившими силу.
Таким образом, Государственное Собрание Республики Мордовия само признало, что данный Закон был принят с нарушением федерального законодательства.
С учетом этого, судебная коллегия считает, что поскольку оспариваемый Курятниковым Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" с последующими изменениями и дополнениями был принят Госсобранием Республики Мордовия с нарушением действующего законодательства и с превышением прав субъекта Российской Федерации в сфере регулирования налогообложения, то он является недействительным.
В связи с этим, так как Указ Главы Республики Мордовия "Об упорядочении уплаты налога с продаж" от 27 августа 1997 г. был принят Главой Республики Мордовия в целях регулирования исполнения названного Закона Республики Мордовия, т.е. противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, Конституции Республики Мордовия и с превышением полномочий, предусмотренных ст.70 Конституции Республики Мордовия, то он также должен быть признан недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление Курятниковой Алексея Дмитриевича - удовлетворить.
Признать Закон Республики Мордовия от 20 января 1996 г. N 6-3 "О налоге с продаж" (с последующими изменениями от 26 апреля 1996 г., 27 июля 1997 г., 22 июля 1997 г., 8 декабря 1997 г.) и Указ Главы Республики Мордовия "Об упорядочении уплаты налога с продаж" от 21 августа 1997 г. N 93 недействительными.
Судья Верховного суда Республики Мордовия |
Н.И.Межевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 20 апреля 1998 г. N 3-8 О признании недействительным Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 г. N 6-З "О налоге с продаж" и Указа Главы Республики Мордовия "Об упорядочении уплаты налога с продаж" от 21 августа 1997 г. N 93
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника