Постановление Правительства Республики Мордовия
от 25 февраля 1997 г. N 71
"О Программе содействия занятости населения
Республики Мордовия на 1997-1998 годы"
В целях содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда республики Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Республики Мордовия на 1997-1998 годы.
2. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Правительство Республики Мордовия по итогам 1997 года предложение о необходимых изменениях и дополнениях к Программе содействия занятости населения Республики Мордовия на 1997-1998 годы.
3. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия представить в Правительство Республики Мордовия в феврале 1998 г. и в феврале 1999 г. отчеты о реализации Программы содействия занятости населения Республики Мордовия на 1997-1998 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В.Волков |
Программа
содействия занятости населения
Республики Мордовия
на 1997-1998 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 25 февраля 1997 г. N 71)
Паспорт Программы содействия занятости
населения Республики Мордовия
на 1997-1998 годы
Наименование Программа содействия занятости населения
Программы Республики Мордовия на 1997-1998 гг.
Государственный Министерство труда и занятости
заказчик населения Республики Мордовия
Основание для Закон Российской Федерации
разработки Программы "О занятости населения в
Российской Федерации"(ст.15)
Исполнители Министерство труда и занятости насе-
Программы ления Республики Мордовия с участием
республиканских органов исполнитель-
ной власти, районных и городских
органов местного самоуправления
Важнейшие Создание условий для трудоустройства
целевые показатели безработных граждан: целевая поддер-
жка лиц, потерявших работу; смягчение
последствий долговременной безработицы;
сдерживание роста численности безработных
путем реализации комплекса мер по
организации и проведению опережающего
переобучения и переподготовки персонала;
социальная защита работников предприятий
и организаций, находящихся на грани
банкротства; увеличение объемов
общественных и временных работ; оказание
финансовой поддержки работодателям,
создающим дополнительные рабочие места и
осуществляющим профессиональную
переподготовку персонала;поддержка и
развитие занятости на градообразующих
предприятиях, расширение масштабов и
усиление финансовой поддержки развития
малого и среднего бизнеса, частного
предпринимательства
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы
результаты Программы позволит:
- оказать содействие в трудоустройстве до
140 тыс. человек;
- создать 9,6 тыс. новых рабочих мест, в
том числе 2,2 тыс. за счет средств фонда
занятости;
- обеспечить временное трудоустройство
более 9,5 тыс.человек;
- поддержать предпринимательскую
инициативу 350 человек;
- предоставить возможность получения
необходимых для последующего
трудоустройства профессиональных навыков
и знаний 3,2 тыс. человек;
- охватить профориентационной работой не
менее 68 тыс.человек;
- поддержать доходы свыше 80 тыс.
безработных граждан
Сроки
реализации Программы В течение 1997-1998 годов
Источники Финансовые затраты на реализацию
финансирования Программы осуществляются из Государ-
ственного фонда занятости населения
Российской Федерации, местных бюджетов и
средств работодателей
Контроль за Контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляет Министерство труда и
занятости населения Республики Мордовия
совместно с заинтересованными органами
исполнительной власти
I. Введение
Программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 1997 - 1998 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия, органами исполнительной власти республики в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы, при участии ученых Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева.
Программа нацелена на содействие занятости населения и его социальную защиту от безработицы в условиях жесткой финансовой политики и продолжающегося спада объемов производства и охватывает прежде всего безработных граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости, а также часть работающих, находящихся под угрозой увольнения.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Республики Мордовия на 1996 год в части продолжения реализации целей и главных направлений политики занятости в республике.
II. Положение на рынке труда
Ключевыми факторами, обуславливающими тенденции развития рынка труда в республике, стали спад производства и рост безработицы.
Все это оказало негативное влияние на ситуацию на рынке труда. В 1996 году она характеризовалась продолжающимся сокращением численности занятого всеми видами экономической деятельности населения, сохранением неполной занятости, являющейся потенциалом для увеличения безработицы; дальнейшей дифференциацией безработицы по районам и городам республики, а также изменением состава безработных граждан.
Сохранилось несоответствие между экономической динамикой и динамикой занятости населения. Спад производства и нарастание финансово- экономических проблем не сопровождались адекватным сокращением численности занятых.
В истекшем году численность работников в отраслях экономики республики по сравнению с 1995 г. сократилась на 4,8 процента и составила на 1 января 1997 г. 341,3 тыс.человек.
Продолжалось перераспределение рабочей силы между отраслями материального производства и непроизводственной сферы.
Наибольшее сокращение работающих произошло в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, информационно-вычислительном обслуживании и авиационном транспорте.
Увеличилась численность занятых в жилищно - коммунальном хозяйстве, социальном обеспечении, образовании, банках, органах управления и некоторых других отраслях непроизводственной сферы.
Для рынка труда характерным было преобладание численности выбывших работников над численностью принятых на работу. В 1996 году с предприятий и организаций выбыло по различным причинам 61,3 тыс.человек, а принято на работу 42,3 тыс.человек. Уровень восполнения потерь в рабочей силе составил 69 процентов.
Потенциалом для роста безработицы являлись значительные размеры неполной занятости. К началу 1997 года численность работающих на предприятиях и в организациях республики в режиме неполной занятости составила 95 тыс.человек, из них 33,3 тыс.человек работали по инициативе администрации неполное рабочее время и 61,7 тыс. человек находились в вынужденных административных отпусках.
Одной из особенностей современных процессов на рынке труда является вторичная занятость: совместительство, временные трудовые коллективы, работа по договору, найму и другие. При снижении жизненного уровня для многих категорий населения это является одним из способов получения дополнительных доходов и адаптации населения к условиям рыночной экономики.
Среднесписочная численность работников, выполняющих работу на условиях договора, составила 8,4 тыс.человек, из них 60,7 процента трудились в здравоохранении и социальном обеспечении. Численность совместителей составила 7,3 тыс.человек. Большая их часть занята в народном образовании - 41,9 процента.
Негативные процессы, происходящие на рынке труда, ведут к снижению занятости населения и, как следствие, - увеличению обращаемости в органы труда и занятости, росту численности безработных.
В 1996 году в органы труда и занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 31,6 тыс.человек, что на 7 процентов больше, чем в 1995 году.
По состоянию на 1 января 1997 года численность незанятого населения составила 36,5 тыс.человек и увеличилась по сравнению с 1995 годом на 21,1 процента. Общая численность официально зарегистрированных безработных составила 33,9 тыс.человек и возросла на 4,6 тыс.человек, или 15,7 процента. Уровень безработицы по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте составил 6,7 процента и 7,3 процента к численности экономически активного населения.
В истекшем году произошло снижение темпа роста общей численности безработных на регистрируемой части рынка труда. В то же время подтвердился прогноз роста безработицы в типично сельскохозяйственных районах. Так, в Атюрьевском районе темп роста безработицы составил 161,7 процента, Дубенском - 153,8, Кочкуровском - 148,4, Краснослободском - 146,9, Темниковском - 156,3, Теньгушевском - 142,7 процента против 115,7 процента в среднем по республике. Возросла доля безработных, проживающих в сельской местности. Она составила 21,5 процента от общей численности безработных против 19,4 процента в 1995 году.
Изменился качественный состав безработных. Уменьшилась доля уволенных по собственному желанию на 2,7 процента и, напротив, на 0,6 процента увеличилось число высвобожденных по сокращению штатов. В составе безработных на 2,5 процента увеличилась численность женщин и составила 60,9 процента, молодежи - соответственно на 2,2 и 43,4 процента. Возросла доля безработных из числа выпускников учебных заведений на 1,1 процента и составила 16,1 процента.
Обозначилась тенденция роста продолжительности безработицы. Численность безработных, находившихся на учете в службе занятости от 8 месяцев до 1 года, возросла на 17,5 процента и составила 7,9 тыс. человек. Средний уровень продолжительности безработицы составил 8,2 месяца против 7 в 1995 году. В девяти районах (Большеигнатовский, Дубенский, Инсарский, Ковылкинский, Кадошкинский, Краснослободский, Ромодановский, Теньгушевский и Чамзинский) он значительно выше среднереспубликанского.
В прошлом году более 8,8 тыс.безработных, или 26,1 процента, более года находились в состоянии хронической безработицы. Она возросла в 1,8 раза. Наибольший ее удельный вес сложился в 10 районах (Большеигнатовский, Дубенский, Инсарский, Кадошкинский, Ковылкинский, Краснослободский, Лямбирский, Ромодановский, Теньгушевский и Чамзинский).
В течение года вторично обратилось в службу занятости в поисках работы около 2 тыс. человек. Все они признаны безработными. Высокая доля их на учете в центрах занятости Зубово-Полянского, Лямбирского, Кочкуровского, Ельниковского и Краснослободского районов.
На фоне спада производства сокращается спрос на рабочую силу. На 1 января 1997 г. на одну вакансию претендовало 27 незанятых граждан, в том числе 25 безработных.
В результате выполнения Программы содействия занятости населения за 1996 год Правительству республики, органам местного самоуправления районов и городов, государственной службе занятости удалось сдержать рост безработицы, избежать социального взрыва в обществе.
Основное внимание было уделено дальнейшему развитию сети профессиональной ориентации, обучению и переподготовке безработных граждан и незанятого населения, поддержке и развитию предпринимательства, созданию и сохранению рабочих мест, прежде всего для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Профессиональным обучением было охвачено 1569 человек по 49 специальностям, имеющим спрос на рынке труда. По сравнению с 1995 годом количество охваченных профобучением возросло на 13,6 процента. Следует отметить, что около 80 процентов после завершения учебы трудоустраивается.
В соответствии с Федеральной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы в республике создано и сохранено 1134 рабочих места.
Несмотря на тяжелое финансовое положение, была изыскана возможность и выделено из фонда занятости населения работодателям денежных средств в сумме 1,1 млрд.рублей на создание и сохранение 720 рабочих мест, 40 безработным- на организацию собственного дела.
При дефиците свободных рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях и организациях республики по направлению центров занятости трудоустроено 10,1 тыс.человек, что в 1,1 раза больше, чем в 1995 году.
Особое внимание уделялось трудоустройству слабозащищенных групп населения. По установленным квотам трудоустроено 698 человек, в том числе 173 женщины, имеющие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, 55 инвалидов, 9 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях улучшения работы по занятости молодежи в г.Саранске образована молодежная биржа труда.
Общественными работами было охвачено 2,2 тыс. безработных, что на 720 человек, или на 48,6 процента больше, чем в 1995 году. Помимо общественных,для школьников в период летних каникул были созданы временные рабочие места. В них было занято около 4 тыс. человек.
Затраты на проведение единой государственной политики в области занятости в республике составили 30751,7 млн. рублей, из которых 22747,3 млн.рублей, или 74 процента от общей суммы, - на выплаты пособий безработным.
III. Прогноз рынка труда на 1997-1998 годы
По прогнозным расчетам в 1997-1998 годах проблема безработицы в республике останется сложной. В результате неустойчивого развития экономики, ее разбалансированности, возможности банкротства ряда предприятий ожидается дальнейшее сокращение численности занятых в экономике.
Возрастет угроза перерастания скрытой безработицы в открытую. Предложение рабочей силы на рынке труда будет увеличиваться. На фоне роста требований работодателей к качеству рабочей силы продолжится падение спроса на труд молодежи, впервые попадающей на рынок труда, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы.
По прогнозам Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия, основанным на анализе тенденций развития рынка труда, результатах проведенного маркетингового исследования "Социально-психологическая адаптация населения Мордовии к нарастающей безработице" и проведенного мониторинга занятости на предприятиях республики, предполагается, что на рынок труда могут выйти в 1997 году 110 тыс.человек, а в 1998 году 115,5 тыс. человек.
Среди них основная доля, как и прежде, представлена слабозащищенными и наименее конкурентноспособными на рынке труда гражданами из числа молодежи, женщин, лиц, уволенных из Вооруженных Сил, освобожденных из учреждений, отбывающих наказание по решению суда и так далее.
В свою очередь будут сокращаться возможности трудоустройства граждан, попавших на рынок труда. Спрос на рабочую силу со стороны предприятий упадет. Превышение предложения над спросом рабочей силы в 1997 году может составить 54,4 тыс.человек, а в 1998 году - 54,9 тыс. человек. В результате поднимется конкуренция на рабочее место. В органы службы занятости в поисках работы обратятся в 1997 году 68,0 тыс.человек, в 1998 году 69,0 тыс.человек. Примерно 42,0 тыс.человек ежегодно будут искать работу самостоятельно. Неудовлетворенный спрос на рабочие места может увеличить численность безработных к концу 1997 года по I варианту до 38,5 тыс.человек, а по П варианту - 40,6 тыс.человек, в 1998 году - 41,8 тыс.человек. Уровень безработицы составит в 1997 году соответственно 7,4 и 7,8 процента, в 1998 году - 8 процентов от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
IV. Основные задачи и приоритеты государственной
политики на рынке труда в 1997-1998 годах
Политика занятости является одним из компонентов социальной политики республики. Ее основополагающие принципы определены в Федеральной программе экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы, прогнозе социально - экономического развития республики.
Основными задачами политики занятости на 1997-1998 годы являются:
сдерживание сокращения экономически целесообразных и перспективных рабочих мест;
содействие росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места;
создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу;
смягчение последствий долговременной безработицы.
Главными приоритетами государственной политики содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан на 1997-1998 годы будут следующие:
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения;
расширение масштабов подготовки кадров и финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса;
поддержка и обеспечение занятости населения на градообразующих предприятиях;
финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала;
увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных;
обеспечение эффективной целевой материальной поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения.
V. Активные действия на рынке труда
1. Содействие в сохранении и развитии системы рабочих мест
В условиях роста безработицы большое значение имеет реализация мер по сохранению экономически целесообразных рабочих мест и кадрового потенциала, а также созданию новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.
В основу работы министерств, ведомств и органов местного самоуправления по этому вопросу должно быть положено постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 1996 г. N 628 "О плане мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 годы в Республике Мордовия".
Предусматривается создать в 1997 году 3,5 тыс. и в 1998 году 6,0 тыс.рабочих мест, в том числе за счет средств фонда занятости населения - соответственно 1,0 тыс. и 1,2 тыс. рабочих мест.
Правом первоочередного трудоустройства на создаваемые за счет средств фонда занятости рабочие места будут пользоваться безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы.
Дополнительно органами службы занятости республики, при наличии средств в фонде занятости, в целях сохранения кадрового потенциала и предотвращения массового высвобождения предусматриваются меры по предоставлению компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы, или работающим в режимах неполного рабочего времени.
В 1997-1998 годах этими выплатами предполагается охватить около 1,0 тыс. человек.
При оказании финансовой поддержки приоритетными являются градообразующие предприятия, предприятия,создающие рабочие места для слабозащищенных групп населения.
2. Содействие в трудоустройстве
Решение проблемы трудоустройства незанятого населения возможно при более тесной совместной работе центров занятости с работодателями, получении наиболее полной информации об имеющихся рабочих местах.
В этих целях предусматривается продолжить начатую в 1996 году реализацию различных программ, подпрограмм и услуг по оказанию помощи безработным гражданам.
В предстоящий период посредничество в трудоустройстве населения будет развиваться по следующим направлениям:
улучшение качества приема, регистрации, консультирования граждан, помощь в решении конкретных вопросов трудоустройства;
сбор сведений работодателей о вакансиях;
информирование населения о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего рабочего места;
предоставление гражданину возможности выбора различных форм и видов занятости;
подбор работников по запросу работодателя;
обучение методам самостоятельного поиска работы;
специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
обучение в "клубе ищущих работу";
проведение "ярмарок вакансий".
Предусматривается, что в 1997 году 68 тыс. незанятых граждан, а в 1998 году 70 тыс. ищущих работу воспользуются услугами службы занятости, из которых будут трудоустроены в 1997 году 11,5 тыс.человек и в 1998 году 12 тыс.человек.
Продолжится сотрудничество с регионами Российской Федерации по направлению рабочих в порядке организованного набора. Предполагается трудоустроить с выездом за пределы республики около 200 человек.
3. Содействие занятости слабозащищенным категориям населения
По прогнозным расчетам на республиканский рынок труда может выйти в 1997 году до 20 тыс., а в 1998 году до 22 тыс.граждан, относящихся к категории особо нуждающихся в социальной защите. 30 процентов из них трудоустроятся самостоятельно. По вопросу трудоустройства в службу занятости могут обратиться в 1997 году 14 тыс.человек, в 1998 году 15,4 тыс.человек.
Предполагается, что в 1997 году их будет трудоустроено 6,5 тыс.человек, в 1998 году - 7,5 тыс.человек, пройдут профессиональное обучение, соответственно, 650 и 700 человек. Однако численность безработных из числа слабозащищенных групп населения будет возрастать и по прогнозным расчетам она составит 24 тыс. человек, в 1998 году - 25,5 тыс. человек.
Основными направлениями работы с этими группами населения остаются:
квотирование рабочих мест;
стимулирование создания и сохранения специализированных производств и рабочих мест для указанных категорий граждан путем предоставления государством налоговых льгот;
создание дополнительных рабочих мест на предприятиях различных форм собственности за счет средств фонда занятости;
правовое и организационное обеспечение дополнительных мер по содействию в трудоустройстве;
проведение профконсультаций, профдиагностики в целях более эффективной профориентации;
направление на обучение новым специальностям и переобучение.
Будет продолжена работа по выполнению подпрограмм "Занятость молодежи", "Занятость женщин" и "Занятость инвалидов",разработанных Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия, Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и Комитетом по делам молодежи при Правительстве Республики Мордовия.
4. Общественные работы и временная занятость подростков
Основными видами временного трудоустройства, как и раньше, остаются:
сельскохозяйственные работы;
ремонтно-строительные и дорожные работы;
благоустройство населенных пунктов и зон отдыха;
торговля сезонными продуктами с лотков;
работа в детских оздоровительных лагерях.
В течение 1997 года общественными работами предполагается охватить 2,5 тыс.человек, в 1998 году -3,0 тыс.человек.
Финансирование общественных работ будет производиться за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, местного бюджета, фонда занятости. Из фонда занятости предполагается выделить на эти цели 330,0 млн.рублей.
В целях адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности и привития трудовых навыков молодежи будут реализовываться мероприятия по временной занятости подростков, предусматривающие организацию временных дополнительных рабочих мест для подростков в свободное от учебы время.
В течение 1997-1998 годов предполагается трудоустроить на временные работы 9,5 тыс.подростков, в том числе в 1997 году 4,5 тыс. человек и 5,0 тыс. человек в 1998 году.
При этом приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу будут пользоваться дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Органам труда и занятости на местах совместно с администрациями, руководителями предприятий необходимо принять меры по расширению перечня временных и общественных работ, увеличению количества безработных граждан и подростков, занятых на этих работах.
5. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской
инициативы
Содействие развитию предпринимательской инициативы и самозанятости будет определяться Программой развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 1996-1997 годы и включает следующие приоритетные направления:
финансовая поддержка на конкурсной основе предпринимателей, создающим дополнительные рабочие места;
содействие и финансовая помощь безработным гражданам в развитии собственного дела, индивидуальной трудовой деятельности, надомного труда;
обучение и переобучение безработных граждан по профессиям, связанным с развитием предпринимательской деятельности;
дальнейшее развитие и расширение структуры содействия занятости и предпринимательства.
В соответствии с приказом ФСЗ России от 30 марта 1993 г. N 37 работа с безработными гражданами, желающими открыть собственное дело, проводится по следующим направлениям:
подбор способных и желающих заняться предпринимательской деятельностью граждан из числа безработных;
организация консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
обучение безработных граждан основам предпринимательства и профессиям, позволяющим организовать собственное дело;
финансовая поддержка безработным на стадии становления собственного дела.
В целях оказания содействия незанятым гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности предполагается в 1997-1998 годах оказать поддержку 350 безработным, которые решат организовать собственное дело, в том числе в 1997 году- 150, в 1998 году- 200 безработным.
6. Профессиональная ориентация
Основной целью развития и совершенствования профориентационной работы службы занятости остается создание условий для оказания клиентам профориентационных услуг во всех районных и городских центрах занятости. Эта цель будет достигаться путем расширения видов профориентационных услуг, повышения их качества и доступности.
Основными направлениями профориентационной работы на 1997-1998 годы являются:
профориентационная информация о состоянии и перспективах развития рынка труда;
профессиональное консультирование;
профессиональный отбор безработных граждан на обучение;
психологическая поддержка по развитию навыков адаптации безработных граждан, повышению самооценки и усилению мотивации к поиску работы.
Профориентационная работа будет носить опережающий характер, особенно с выпускниками общеобразовательных школ и профессиональных заведений по раннему самоопределению и с высвобождаемыми работниками на предприятиях. Это позволит определить направление профессиональной деятельности и подобрать профессию.
Предполагается, что профориентационные услуги могут получить в 1997 году 32 тыс. человек, в 1998 году 35 тыс. человек.
Кроме того, в группах курса "Клуба ищущих работу" и "Новый старт" пройдут обучение поиску работы, получат психологическую поддержку в 1997 году 400 человек, в 1998 году 450 человек.
7. Профессиональное обучение
Обучение безработных граждан предусматривается как по заказам работодателей под конкретные рабочие места, так и по профессиям, дающим возможность заняться предпринимательством и индивидуальной трудовой деятельностью. Особое внимание будет уделено программно-целевому подходу к организации обучения социально незащищенных категорий населения.
В 1997-1998 годах предполагается организовать обучение, переобучение и повышение квалификации 3,2 тыс.человек, в том числе в 1997 году- 1,5 тыс.человек, в 1998 году - 1,7 тыс.человек.
Для дальнейшего совершенствования организации профессионального обучения и переобучения незанятого населения планируется:
совершенствование организационной и координационной работы по формированию системы профессионального обучения безработных граждан;
расширение направлений профессионального обучения безработных граждан, в том числе слабозащищенных категорий (молодежи, женщин, инвалидов, лиц, уволенных из Вооруженных Сил), обеспечивающих возможность трудоустройства в сфере предпринимательства и самозанятости;
организация опережающего обучения работников, намеченных к увольнению при реорганизации предприятий, или перепрофилировании производства;
обучение безработных по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
координация объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
информационное и методическое обеспечение органов труда и занятости населения по вопросам профессионального обучения безработных граждан.
8. Поддержка доходов безработных граждан
В целях поддержания доходов безработных граждан и лиц, находящихся на их иждивении, на период поиска работы в 1997-1998 годах предусмотрены меры:
выплата пособий по безработице;
материальная помощь безработным и членам семей, находящимся на их иждивении;
оплата временной нетрудоспособности безработных;
оформление на досрочную пенсию безработных граждан предпенсионного возраста;
дотирование стоимости путевок в летние оздоровительные учреждения и лагеря отдыха детям безработных граждан.
Предполагается, что в течение 1997 года порядка 34,3 тыс., в 1998 году - 37,2 тыс. безработных будут иметь право на получение пособия по безработице. За этот период около 4,5 тыс.человек будет оказана материальная помощь. Ежегодно получат возможность досрочного выхода на пенсию до 500 человек.
Кроме того, будет осуществляться возмещение затрат Пенсионному фонду за безработных, ранее оформленных на досрочную пенсию.
9. Содействие занятости населения в районах и
городах с напряженной ситуацией на рынке труда
Прогнозируемое возрастание численности безработных в условиях ограниченности инвестиций обуславливает увеличение численности районов с критической ситуацией на рынке труда.
В 1997-1998 годах наиболее напряженная ситуация на рынке труда сохранится в Атяшевском, Зубово-Полянском, Инсарском, Лямбирском, Темниковском, Теньгушевском и Чамзинском районах и г. Саранске.
Целевые действия по социальной поддержке населения, проживающего в районах и городах с напряженной ситуацией на рынке труда, реализуются через решения, принимаемые Правительством Республики Мордовия, Правительственной комиссией по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в Республике Мордовия, Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия, органами местного самоуправления.
В районах и городах с напряженной ситуацией на рынке труда будут осуществляться следующие меры:
оценка степени остроты ситуации на рынке труда и выработка предложений о дополнительных мерах социальной защиты населения в городах и районах;
приостановка массового высвобождения работников и поэтапное его проведение;
принятие решений по введению гибкого режима работы, сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников и установление соответствующих компенсационных выплат;
определение видов и организация проведения массовых общественных работ;
организация системы обучения и переподготовки персонала в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.
VI. Трудовая миграция. Содействие занятости
беженцев и вынужденных переселенцев
По прогнозам в 1997-1998 годах из Республики Мордовия на постоянное место жительства в другие регионы России выедет ежегодно до 7 тыс.человек, приедет в республику 7,5 тыс. человек, в том числе около 1,0 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, которые будут нуждаться в трудоустройстве.
Продолжится работа по сбору и распространению среди незанятого населения и безработных граждан информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий в республике и в регионах Российской Федерации.
Одним из видов трудовой миграции является внутриреспубликанская миграция, подразделяемая на самостоятельный переезд из района в район и организованно осуществляемое их переселение при содействии службы занятости. При взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия органами труда и занятости предусмотрено переселение граждан в сельскую местность на постоянное местожительство до 100 семей.
VII. Дальнейшее совершенствование работы органов труда
и занятости по обслуживанию незанятого населения
Улучшение обслуживания возрастающего потока граждан, обращающихся в органы труда и занятости, предполагается обеспечить за счет внедрения компьютерных систем, профессиональных технологий информационной поддержки программ содействия занятости и повышения квалификации работников органов труда и занятости.
В течение 1997-1998 годов будут реализованы мероприятия по формированию системы информации, где предусматривается:
выполнение работ по обеспечению функционирования электронной почты республиканской службы занятости;
участие в реализации долгосрочной программы создания единой системы информационного обеспечения органов государственной службы занятости;
создание автоматизированного рабочего места для каждого сотрудника, занимающегося обслуживанием безработных в службе занятости республики;
участие в реализации правительственной программы по введению средств информатизации в республике;
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе через собственные периодические издания;
содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах;
содействие самостоятельному поиску работы через распространение буклетов, брошюр, памяток среди незанятого населения и работодателей.
Это позволит быстрее реагировать на изменения региональной конъюнктуры в сфере занятости, планировать и осуществлять эффективные программы.
В 1997-1998 годах будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы службы занятости.
В целях повышения профессионального уровня персонала предполагается дальнейшая его подготовка и переподготовка на базе Министерства труда и социального развития Российской Федерации, учебных заведений Республики Мордовия, проведение целевых семинаров по направлениям службы занятости.
В 1997-1998 годах за счет средств федеральной части Государственного фонда занятости повысят свою квалификацию 50 специалистов.
VIII. Финансовое обеспечение обеспечение программы
Финансирование Программы предусматривается за счет средств региональной части Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и дотации на погашение части дефицита из федеральной части Государственного фонда занятости Российской Федерации, средств работодателей и местного бюджета.
В 1997 году в Государственный фонд занятости населения ожидаются поступления денежных средств в сумме 39,0 млрд. рублей по всем источникам финансирования, а затраты на реализацию Программы содействия занятости населения составят 107,2 млрд.рублей. Дефицит фонда занятости может сложится в сумме 68,2 млрд. рублей.
Предполагается, что средства в фонд занятости будут поступать регулярно, и установленный норматив отчислений сохранится в размере 1,5 процента фонда оплаты труда.
Сложившийся дефицит фонда занятости предусматривается погасить за счет:
погашения образовавшейся задолженности работодателей по страховым взносам;
дотации из федеральной части Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;
усиления контроля за расходованием средств в центрах занятости населения;
ориентация на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице.
В основу использования средств закладывается принцип равного доступа граждан к средствам защиты от безработицы вне зависимости от места проживания.
Цифровые обоснования Программы указаны в приложениях N 1-8.
Выполнению настоящей Программы будет способствовать реализация мероприятий по содействию занятости населения в Республике Мордовия в 1997-1998 годах (прилагаются).
Приложение N 9
к Программе содействия занятости населения
Республики Мордовия на 1997-1998 гг.
Проект бюджета доходов и расходов
Государственного фонда занятости населения
Республики Мордовия на 1998 год
Текст приложения не приводится
Приложение N 10
К Программе содействия занятости населения
Республики Мордовия на 1997-1998 гг.
Мероприятия
по содействию занятости населения
в Республике Мордовия в 1998 году
N пп | Наименование мероприятий | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
I. Основные задачи и приоритеты
государственной политики на рынке труда
1. Разработать на единой методо- администрации I квартал
логической основе районные и районов и городов, 1997 года
городские программы содействия центры занятости I квартал
занятости населения на 1997 и населения 1998 года
1998 годы
2. Наметить меры по сдерживанию администрации 1997-
высвобождения работающих. районов и городов, 1998 гг.
Перепрофилировать отдельные руководители пред-
производства на выпуск конку- приятий, центры
рентноспособной продукции занятости населения
3. Включать в соглашения по Минтруд Республики -"-
социально-экономическим воп- Мордовия, профсоюзные
росам, коллективные договоры органы, администрации
обязательства администраций районов и городов,
районов и городов, работода- руководители предприятий
телей по дополнительной
социальной защите трудящихся
в случае массовых высвобожде-
ний или вынужденной временной
приостановки производства
4. Проводить постоянный мони- Минтруд Республики -"-
торинг процессов в сфере Мордовия,министерства
занятости, особенно в и ведомства республики
районах с напряженной
ситуацией на рынке труда
II. Содействие в сохранении и развитии
системы рабочих мест
1. Составить республиканскую Минтруд Республики 1997 год
схему создания рабочих Мордовия,Минэкономики
мест в районном и отраслевом Республики Мордовия,
разрезах и представить в Минсельхозпрод Респуб-
Правительство Республики лики Мордовия, Министер-
Мордовия проект решения ство промышленности и
по ее утверждению управления госимуществом
Республики Мордовия
2. Оказать финансовую помощь Минтруд Республики 1997-
работодателям из фонда Мордовия 1998гг.
занятости населения на соз-
дание и сохранение дополни-
тельных рабочих мест для
слабозащищенных категорий
населения. В 1997 году выде-
лить средства на создание
1,0 тыс.рабочих мест, в 1998
году- 1,2 тыс.рабочих мест
3. Выделить финансовые -"- -"-
средства на компенса-
ционные выплаты 500
работникам предприятий,
находящимся в вынужденных
отпусках без сохранения
заработной платы
III. Содействие в трудоустройстве
1. Реализовать меры, направлен- Минтруд Республики 1997-
ные на совершенствование: Мордовия, 1998гг.
системы информирования центры занятости
граждан и работодателей о населения
возможности трудоустрой-
ства и обучения;
информирования населения Минтруд Республики 1997-
и работодателей о состоянии Мордовия, центры 1998гг.
рынка труда через средства занятости населения
массовой информации, в том
числе через собственные
периодические издания;
содействия трудоустройству -"- -"-
граждан посредством публи-
каций сведений о вакантных
рабочих местах;
механизма субсидирования -"- -"-
занятости отдельных категорий
граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытываю-
щих трудности в поиске работы
(инвалиды,молодежь и длительно
безработные граждане)
2. Продолжить использование Минтруд Республики -"-
нетрадиционных гибких Мордовия,
форм занятости населения руководители
(неполный рабочий день или предприятий,
неделя,свободный режим рабо- профсоюзные органы
ты и т.д.) для отдельных
категорий граждан,имеющих
малолетних детей,одиноких роди-
телей,несовершеннолетних и др.
3. Продолжить проведение центры занятости 1997-
ярмарок вакансий населения 1998гг.
4. Оказать содействие в трудо- -"- -"-
устройстве в 1997 году 68 тыс.
человек,а в 1998 году 70 тыс.
человек незанятого населения
5. Трудоустроить с помощью служ- -"- -"-
бы занятости безработных в
1997 году 11,5 тыс.человек,
в 1998 году 12 тыс.человек
IV. Занятость слабозащищенной категории населения
1. Выработать и внести в органы органы труда и I квартал
местного самоуправления занятости населения 1997 года
предложения для принятия
решений по установлению квот
работодателям на 1997 год по
трудоустройству граждан,особо
нуждающихся в социальной защите
2. Предусмотреть при заключении руководители 1997-
коллективных договоров вклю- предприятий, 1998гг.
чение в них вопросов социаль- профсоюзные
ной защиты высвобождаемых органы, органы
работников, особенно женщин, труда и занятости
молодежи и других категорий населения
граждан, особо нуждающихся
в социальной защите
3. Разработать и реализовать Минобразование 1997 год
специальные программы проф- Республики Мордовия,
подготовки и последующего Минсоцзащиты Республики
трудоустройства детей-сирот, Мордовия, Минтруд
оканчивающих образовательные Республики Мордовия
учреждения,а также детей,окан-
чивающих вспомогательные школы
4. Продолжить работу по реали- Минтруд Республики 1997-
зации подпрограммы обеспече- Мордовия, центры 1998гг.
ния занятости женщин Респуб- занятости населения
лики Мордовия
5. Обеспечить выполнение Минтруд Республики -"-
подпрограммы "Занятость Мордовия, Комитет по
молодежи",предусматривающей делам молодежи при
меры по поддержке и расшире- Правительстве Респуб-
нию занятости молодежи лики Мордовия,центры
занятости населения
6. Осуществить комплекс работ Минсоцзащиты Республики 1997-
по организации профессио- Мордовия, Минтруд 1998гг.
нальной реабилитации и содей- Республики Мордовия,
ствию занятости инвалидов в администрации районов
соответствии с постановле- и городов, центры
нием Министерства труда и занятости населения
социального развития
Российской Федерации от
14 декабря 1996 года N 14
7. Принять меры по содейст- МВД Республики Мордовия, -"-
вию занятости лиц, освобож- Минсоцзащиты Республики
даемых из мест лишения Мордовия, Минтруд
свободы, их социальной Республики Мордовия
и трудовой адаптации
V. Общественные работы и временная
занятость подростков
1. Подготовить и принять решения администрации I квартал
администраций районов и горо- районов и городов, 1997 г.
дов по организации обществен- центры занятости
ных и временных работ,в кото- населения
рых предусмотреть перечень
предприятий, виды работ,
источники финансирования
необходимых затрат
2. Заключить договоры на центры занятости в течение
организацию обществен- населения, года
ных работ для безработ- работодатели
ных и незанятых граждан
3. Оказывать организационно- Минтруд постоянно
методическую помощь орга- Республики Мордовия
нам труда и занятости по
вопросам проведения общест-
венных работ и организации
временной занятости
4. Задействовать на общест- Минтруд Республики 1997-
венных работах в 1997 году Мордовия, Минобразо- 1998 гг.
2,5 тыс.человек, в 1998 вание Республики
году 3,0 тыс.человек, Мордовия, центры
временных работах, соответ- занятости населения
ственно, 4,5 и 5 тыс.человек,
включая подростков от 14 до
18 лет
5. Организовать работу Минтруд Республики первое
подросткового лагеря Мордовия,Минобразо- полугодие
труда и отдыха вание Республики 1997 г.
"Корчагинец" Мордовия, администра-
ция г.Саранска,Комитет
по делам молодежи при
Правительстве Респуб-
лики Мордовия,молодеж-
ная биржа труда
VI. Содействие развитию самозанятости
и предпринимательской инициативы
1. Проводить работу по подбору центры занятости 1997-
безработных граждан,желающих населения 1998 гг.
организовать собственное
дело или заняться предприни-
мательской деятельностью
2. Сформировать группы из Минтруд Республики 1997-
числа безработных для Мордовия, центры 1998гг.
обучения предпринимательству занятости населения
3. Разработать и внедрить Минобразование 1997-
программы по обучению Республики Мордовия 1998 гг.
навыкам предпринимательской
деятельности обучающихся
в профессионально-технических
учебных заведениях
4. Содействовать молодежной Комитет по делам 1997-
предпринимательской деятель- молодежи при 1998гг.
ности путем предоставления Правительстве Респуб-
субсидий для организации лики Мордовия,
собственного дела, а также Минтруд Республики
развитию инфраструктуры учреж- Мордовия, администра-
дений и организаций в сфере ции районов и городов,
содействия и поддержки центры занятости
молодежного предприниматель- населения
ства и самозанятости
5. Реализовать механизм Минтруд Республики 1997 год
соглашения между Минтрудом Мордовия, Союз
Республики Мордовия и Союзом "Возрождение Мордовии"
"Возрождение Мордовии" в сфе-
ре совместной работы по разви-
тию малого предпринимательства
VII. Профессиональная ориентация
1. Обеспечить качественное Минтруд Республики 1997-
проведение работ по профес- Мордовия, центры 1998гг.
сиональному консультированию занятости населения
и профессиональному отбору
безработных граждан
2. Продолжить работу по обеспе- -"- -"-
чению центров занятости
населения методическими
и справочными пособиями
по организации профориентации
и профинформирования населения
3. Подготовить перечень -"- ежегодно
профессий и специальностей,
по которым следует развивать
профконсультационные услуги
4. Продолжить работу по система- Минтруд Республики ежегодно
тизации программы социальной Мордовия, центры
адаптации для молодежи, военно- занятости населения
служащих, уволенных в запас и
длительно неработающих граждан
через программы "Клуб ищущих
работу" и "Новый старт"
5. Расширить работу среди -"- -"-
молодежи, женщин, других
социально незащищенных групп
населения через организацию
клубов по программам "Деловая
женщина","Женское предпринима-
тельство", "Дорога в бизнес",
способствуя их ориентации на
самозанятость и малый бизнес
6. По договорам с общеобразова- -"- -"-
тельными учебными заведениями
расширить услуги компьютерного
диагностирования выпускников
7. На базе Модельного центра центр занятости 1997 год
занятости г.Саранска создать населения г.Саранска
кабинет психологической
поддержки безработных граждан
8. Разработать положение об Минтруд -"-
учебно-методическом Республики Мордовия
кабинете профессиональной
ориентации. Открыть кабинеты
в Рузаевском,Краснослободском
и Чамзинском центрах занятости
VIII. Профессиональное обучение
1. Провести анализ профессио- Минтруд I квартал
нально-квалификационного Республики Мордовия 1997 г.
состава безработных по
состоянию на 1 января 1997г.
2. Организовать обучение без- Минтруд Республики 1997-
работных,относящихся к сла- Мордовия,Минсоцзащиты 1998гг.
бозащищенным группам населе- Республики Мордовия,
ния, профессиям надомного центры занятости
труда и самозанятости,основам населения
предпринимательской деятельности
3. Оказывать содействие работо- Минтруд Республики -"-
дателям в организации опережа- Мордовия, центры
ющего обучения высвобождаемых занятости населения,
работников при реконструкции, работодатели
перепрофилировании производства
в соответствии с договорами
IX. Поддержка доходов безработных граждан
1. Принять меры по ликвида- Минтруд Республики 1997-
ции образовавшейся задол- Мордовия, центры 1998 гг.
женности по выплате безра- занятости населения
ботным гражданам пособия
за 1996 год и организовать
его регулярную выплату в
последующий период
2. Осуществлять по возможности -"- -"-
и необходимости выплату
материальной помощи безработ-
ным гражданам
3. Осуществлять материальную -"- -"-
поддержку безработным
гражданам через выплаты
надбавок на иждивенцев
к пособию по безработице
4. Предоставлять безработным -"- -"-
возможность досрочного
выхода на пенсию
X. Содействие занятости населения в районах и
городах с напряженной ситуацией на рынке труда
1. В соответствии с постанов-
лениями Правительства Рес-
публики Мордовия от 20 декабря
1994 г. N 338 "О мерах по обес-
печению занятости населения в
случаях возникновения крити-
ческих ситуаций на рынке труда
в Республике Мордовия" и от
21 октября 1996 г. N 510 "Об
организации работы по содействию
занятости в условиях массового
высвобождения в Республике
Мордовия" предусмотреть:
приостановку процессов администрации 1997-
массового высвобождения районов и городов, 1998гг.
работников или его центры занятости,
поэтапное проведение работодатели,
профсоюзные органы
информирование высвобож- центры занятости -"-
даемых работников о поряд- населения,
ке работы органов труда и работодатели
занятости населения, видах
предоставляемых им услуг
организацию опережающего Минтруд Республики -"-
обучения и переподготовку Мордовия, центры
работников предприятий в занятости населения,
период реорганизационных работодатели
и ликвидационных процедур
организацию массовых администрации районов -"-
общественных работ и городов, центры
занятости населения
стимулирование переезда без- администрации районов 1997-
работных и членов их семей в и городов, центры 1998гг.
сельские районы,испытывающие занятости населения
потребность в рабочей силе
XI. Трудовая миграция. Содействие занятости
беженцев и вынужденных переселенцев
1. Оказать содействие в Минтруд Республики 1997-
трудоустройстве 500 Мордовия, центры 1998гг.
вынужденным мигрантам, занятости населения
признанным в установленном
порядке безработными
2. Переселить в сельскую мест- -"- -"-
ность на постоянное место-
жительства 100 семей из горо-
дов и рабочих поселков респуб-
лики с предоставлением жилья
и последующим трудоустройством
XII. Дальнейшее совершенствование работы органов труда и
занятости по обслуживанию незанятого населения
1. Обеспечить улучшение Минтруд Республики 1997-
обслуживания безработных Мордовия, центры 1998гг.
граждан за счет внедрения занятости населения
компьютерных систем и
повышения квалификации
работников службы занятости
2. Завершить технико-монтажные -"- -"-
работы по организации
локальных вычислительных
сетей межмашинного обмена
данными в центрах занятости
республики
3. Выполнить работы по органи- Минтруд 1997-
зации электронной почты в Республики Мордовия 1998гг.
системе государственной
службы занятости населения
республики
4. Принять участие в реализации -"- -"-
правительственной программы
по введению средств информа-
тизации в республике
5. Продолжить работу по -"- -"-
укреплению материально-
технической базы центров
занятости населения
6. Направить на повышение -"- -"-
квалификации в учебные
базы Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
50 работников органов
труда и занятости
населения республики
7. Продолжить работу по -"- -"-
выпуску информационного
бюллетеня "Безработица в
Республике Мордовия",
тематических полос в
республиканских средствах
массовой информации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 1997 г. N71 "О Программе содействия занятости населения Республики Мордовия на 1997-1998 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 апреля 1998 г. N 167