Руководствуясь законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, в целях организации мелкорозничной торговли на рынках г.Саранска и удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации торговли на рынках г.Саранска.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Ввести настоящее постановление в действие со дня его опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления потребительского рынка и услуг Администрации г.Саранска.
Глава г.Саранска |
И.Я.Ненюков |
Порядок
организации торговли на рынках г.Саранска
(утв. постановлением Главы г.Саранска
от 29 октября 1998 г. N 1498)
1. Общие положения
1.1. Рынок - имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе в местах, определенных органами местного самоуправления, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его на территории и оборудованию в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
1.2. Основные задачи рынков:
- обеспечение населения широким ассортиментом товаров;
- формирование договорных розничных цен, складывающихся на основе конъюнктуры рынка - соотношение спроса и предложения;
- организация процессов обслуживания на высоком уровне за счет материально - технической базы, обеспечивающей внедрение прогрессивной технологии товародвижения, механизации и автоматизации;
- соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- координация деятельности хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест.
1.3. Решение об организации рынка, вводе (приемке) в эксплуатацию и прекращение его деятельности принимается в соответствии с постановлением (распоряжением) органов местного самоуправления. Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта ввода (приемки) запрещается.
1.4 Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяется дирекцией рынка по согласованию с органом местного самоуправления, органами Госсанэпиднадзора и органом территориального Госветнадзора (при организации торговли продуктами питания).
1.5 Вход на территорию рынка бесплатный.
2. Управление рынком
2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом или физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее по тексту - Дирекция рынка), являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка и действующего на основании Устава или Договора.
2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, назначаемая Дирекцией рынка.
2.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
Отношения администрации рынка с органами местного самоуправления строятся также на договорной основе, исходя из правил и требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия, другими нормативно - правовыми актами, а также настоящим Порядком.
2.4. Орган местного самоуправления вправе расторгнуть договор с администрацией рынка и аннулировать решение об организации рынка в случае нарушения последней условий договора или настоящего Порядка.
2.5. Дирекция рынка обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативно - правовыми актами, регламентирующими торговую деятельность, общим регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и другие) и настоящим Порядком.
Регламент рынка разрабатывается дирекцией рынка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия, уставными документами, настоящим Порядком, иными нормативно-правовыми актами и в обязательном порядке освещает вопросы:
- режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- характеристика предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, порядок (обеспечивающий учет торгующих на рынке), условия и стоимость их аренды;
- порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
- перечень дополнительных услуг;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом и договором аренды, осуществляется в установленном Законом порядке.
3. Права Дирекции рынка
Дирекция рынка имеет право:
Согласованно с органом местного самоуправления, определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
Заключать договор аренды торгового места с организациями и физическими лицами на право торговой деятельности на территории рынка и расторгать его в одностороннем порядке до истечения установленного срока в следующих случаях:
- нарушения действующего законодательства Российской Федерации, Республики Мордовия, регламентирующего деятельность в сфере торговли;
- правил хранения и реализации товаров, санитарных, противопожарных и других норм и правил;
- препятствия проведению проверок, неуплаты налогов и сборов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- несоблюдения регламента рынка и других условий договора о предоставлении торгового места.
4. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка.
Обязанности администрации рынка
4.1.При организации рынка должны быть соблюдены архитектурные нормы, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации и нормы пожарной безопасности 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, требования к рекламно-художественному оформлению, освещению территории (объектов рынка).
4.2. Санитарные требования, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию помещений, использованию оборудования и инвентаря и т.д., определяются исходя из санитарных правил, устанавливаемых местными органами исполнительной власти.
4.3. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
Торговля товарами потребительского спроса из емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов (включая торговые объекты контейнерного типа), тонаров, автомобилей запрещается.
4.4. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное продвижение по рынку, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами, а также за пределами территории рынка.
Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка категорически запрещен. Завоз товаров и механизированная уборка территории производится до открытия или после закрытия рынка. В целях обеспечения необходимых условий функционирование рынка должна быть организована стоянка для автотранспортных средств рынка.
4.5. Администрация рынка обязана:
- организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами торговли, нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения.
- обеспечить наличие оформленной и зарегистрированной надлежащим образом книги отзывов и предложений, которая выдается покупателю по первому требованию.
- принимать оперативные меры по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей.
- оформить при входе на территорию рынка вывеску (на русском языке) с указанием его названия. Дирекции рынка, специализации, режима работы.
- установить на доступном для обозрения месте:
а) указатели торговых зон по специализации;
б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках), автостоянки и других объектов;
в) информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- настоящий Порядок;
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- действующие нормативно-распорядительные документы по применению контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением, в том числе реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации;
- перечень документов, которые продавец должен иметь на торговом месте;
- информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке;
- информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
- номера телефонов дирекции рынка, районных (-городских) администраций, подразделений Центра Госсанэпиднадзора, территориальных органов Госветнадзора, Госторгинспекции, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
- обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
- проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласованным местным органом исполнительной власти и утвержденным территориальным Центром Госсанэпиднадзора.
- выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
- помещение для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (с учетом специализации рынка);
- помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами.
Обеспечить сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, вода-, теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово - технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на проверку в установленные сроки согласно действующему порядку органам Государственной метрологической службы. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
Обеспечить условия (с учетом специализации рынка) для проведения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими правилами ветсанэкспертизы продукции животного и растительного происхождения.
Принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны.
5. Требования к организации торгового процесса
5.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных и санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
5.2. Ассортимент товаров, реализация которых на рынках запрещена:
- огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия;
- холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.д.;
- взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества;
- наркотики;
- драгоценные металлы и камни, а также изделия из них;
- готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности (дипломы, трудовые книжки, пенсионные удостоверения и т.д.), товарные накладные и другая документация, связанная с торговой деятельностью;
- растения, животные и птицы, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством;
- снасти, орудия лова, использование которых запрещено действующим законодательством;
- шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия - изготовителя;
- другие товары, запрещенные к свободной реализации;
- продукты домашнего приготовления (кроме солений), консервы;
- валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями ЦБ Российской Федерации и других органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- лекарства, лекарственные растения (кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованием органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- непродовольственные товары для детей в возрасте до 3 лет и детское питание (кроме павильонов, изолированных секций (боксов) в крытых рыночных помещениях, специально оборудованных и обеспечивающих условия хранения, реализации данной продукции);
- продукция интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, видео- и аудиокассеты, а также компактдиски с записью, без документов, подтверждающих, что она не является контрафактной;
- товары без соответствующих документов, в том числе сертификатов, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей, лицензии на право осуществления их продажи.
Товары, реализуемые на рынке юридическими лицами и гражданами - предпринимателями, должны иметь соответственно оформленные ценники.
Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и нормативноправовыми актами.
Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме уровня цен на товары промышленного производства, регулируемого нормативными актами Российской Федерации.
6. Порядок предоставления торговых мест
6.1. Торговые места предоставляются при обязательном предъявлении:
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- информационного письма о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного Государственной налоговой инспекцией;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр;
- документа, подтверждающего уплату сбора на право торговли, а также авансовых платежей налога с продаж и подоходного налога;
- квитанции на получение идентификационной марки, для товаров подлежащих обязательному маркированию;
- документа, подтверждающего личность продавца (паспорт или иной документ).
Лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении), сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах на территории Российской Федерации, освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов (кроме документа, подтверждающего личность продавца).
6.2. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе сертификат соответствия с реквизитами гигиенического сертификата;
- квитанцию на получение идентификационной марки для товаров, подлежащих обязательному маркированию;
- информацию о товарах на русском языке (в соответствии с действующими нормативными актами).
Лица, реализующие непродовольственные товары промышленного производства, ранее приобретенные для личного пользования, освобождаются от представления вышеперечисленных документов.
6.3. Продавцы, реализующие сельхозпродукцию, выращенную на приусадебных земельных участках, должны иметь:
- документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком;
- справку об исследовании сельхозпродукции в лаборатории ветеринарносанитарной экспертизы рынка.
Пенсионеры и инвалиды, осуществляющие реализацию зеленной продукции, овощей, ягод, фруктов, выращенных на приусадебных (дачных) участках, в качестве документа, подтверждающего безопасность продукции, должны иметь справку о лабораторном исследовании продукции, на радиационную безопасность.
6.4. Предприниматели, осуществляющие торговую деятельность на рынке, обязаны в течение всего периода работы иметь (и по требованию соответствующих органов предъявлять) паспорта (или заменяющие их документы), иногородние лица - паспорта и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, а также медицинские книжки установленного образца.
Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявить документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданскоправового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
6.5. Предоставление торговых мест (объектов) осуществляется по договору аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли.
Получение от продавцов денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
6.6. Документы, перечисленные в пунктах 6.2 - 6.7 настоящего Порядка, хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
Администрация рынка несет ответственность за предоставление мест торговли при заключении соглашения - договора без вышеперечисленных документов (по договорам аренды копии документов хранятся у дирекции).
Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием у торгующих требуемых документов.
6.7. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка.
7. Ответственность Дирекции рынка
Дирекция рынка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия за нарушение положений настоящего Порядка, за результаты проверок на рынке и торговых местах (объектах), непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана оказывать содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки.
8. Контроль за работой рынков
Контроль за соблюдением на рынке настоящего Порядка, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции.
На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
9. Права предпринимателей и потребителей
Права предпринимателей-арендаторов торговых мест устанавливаются соответствующими законодательными актами, регламентом рынка и договором аренды торгового места.
Права потребителя определены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными законодательными, нормативно- правовыми актами Российской Федерации и Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г.Саранска от 29 октября 1998 г. N 1498 "Об утверждении Порядка организации торговли на рынках г.Саранска"
Настоящее постановление вводится в действие со дня его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Саранск" от 5 ноября 1998 г. N 44 (327)
Постановлением Главы г.Саранска от 25 ноября 2002 г. N 773 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы г.Саранска от 3 февраля 1999 г. N 44
Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного постановления