Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета Министров -
Правительства Мордовской ССР
от 23 августа 1993 г. N 129
Рекомендации
по формированию и организации работы органов по защите прав
потребителей при местной администрации
Настоящие рекомендации разработаны ГКАП России в рамках создания механизмов реализации Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 15, ст. 766), а также законодательных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, и ограничение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции.
Целью рекомендаций является обеспечение единых принципов формирования и практической деятельности органов по защите прав потребителей при местной администрации.
I. Формирование органов по защите прав потребителей
при местной администрации
1. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при местной администрации создаются органы по защите прав потребителей. Закон предусматривает, что указанные органы могут входить в состав местной администрации. Их полномочия определяются Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст.1010) относит местную администрацию к органам управления (ст."). Поскольку местная администрация является органом управления в районе, городе, районе в городе, поселке, селе, органы по защите прав потребителей создаются при всех органах управления указанных административно-территориальных образований. При этом функции органа по защите прав потребителей при поселковой, сельской администрации могут возлагаться на назначаемых главой местной администрации отдельных должностных лиц.
3. Органы по защите прав потребителей при местной администрации по всем вопросам своей деятельности подчиняются главе местной администрации. По требованию соответствующего Совета народных депутатов или его председателя руководитель органа по защите прав потребителей обязан представлять доклады на сессии или на заседании депутатских комиссий о состоянии дел в подведомственной ему сфере.
Органы по защите прав потребителей при местной администрации входят в ее состав и состоят на соответствующем бюджете.
Примечание: по усмотрению местной администрации и по согласованию с территориальном управлением ГКАП России органы по защите прав потребителей при местной администрации могут подчиняться одновременно и ТУ ГКАП России по методическим вопросам.
4. Органы по защите прав потребителей создаются по постановлению главы местной администрации. Правовое положение органов по защите прав потребителей при местной администрации, их функции и порядок осуществления предоставленных им прав устанавливаются на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Положением об органах по защите прав потребителей при местной администрации, утверждаемым постановлением главы местной администрации (см.приложение 1 -"Примерное положение о службе (отделе, бюро, агентстве) по защите прав потребителей при местной администрации"). Методическое обеспечение работы органов по защите прав потребителей при местной администрации может осуществляться ГКАП России и его территориальными управлениями (даже при условии отсутствия подчиненности последним).
5. Органы по защите прав потребителей при местной администрации координируют свою работу с другими органами (подразделениями) местной администрации, а также территориальными органами Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России и др.
II. Права органов по защите прав потребителей при местной
администрации
1. Согласно п.2 ст.42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" органы по защите прав потребителей при местной администрации вправе осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
наблюдение за соответствием законодательству о защите прав потребителей практики его применения, включая до судебное рассмотрение жалоб потребителей;
наблюдение за соответствием заявленного качества товаров (работ, услуг) его реальному состоянию при наличии достаточных оснований (например, жалоб потребителей);
наблюдение за наличием сертификатов по безопасности товаров и услуг, угрожающих жизни и здоровью населения;
представление в судах интересов потребителей, консультации потребителей и т.д.
2. В области наблюдения за качеством товаров (работ, услуг), их безопасности для жизни и здоровья потребителей, связанные с ненадлежащим качеством товаров (работ, услуг) а также с приобретением товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья потребителей; осуществляет сбор и передачу территориальным органам Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзору России и др. информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, возникших в связи с потреблением (эксплуатацией) товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни и здоровья потребителей; незамедлительно извещают соответствующие службы Госстандарта России, Гокомсанэпиднадзора России и других органов государственного управления, уполномоченных осуществлять контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), а также соответствующие подразделения территориальных управлений ГКАП России (см.приложение 2 - "Положение о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей", утвержденный приказом ГКАП России от 22 августа 1992 г. N 185, об обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг), а также при выявлении товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья потребителей или отсутствия сертификатов на такие товары (работы, услуги).
3. В области наблюдения за соответствием законодательству о защите прав потребителей практики его применения органы по защите прав потребителей при местной администрации: рассматривают жалобы потребителей, связанные с нарушением норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также иного законодательства, регулирующего отношения между предпринимателями и потребителями - гражданами; консультируют потребителей по вопросам, связанным с применением законодательства о защите прав потребителей; представляют в соответствующие подразделения территориальных органов ГКАП России информацию о нарушениях норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а в случаях, предусмотренных законодательством, другим органам, уполномоченным осуществлять защиту прав потребителей и государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
4. В области защиты прав потребителей органы по защите прав потребителей при местной администрации:
обращаются в ГКАП России и его территориальные управления за защитой прав потребителей, которые были нарушены в связи с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов или недобросовестной конкуренцией на рынке потребительских товаров (работ, услуг) в соответствии с антимонопольным законодательством (см.ст.27 Зэакона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст.499) и законодательством о защите прав потребителей;
обращаются к органам государственного управления, осуществляющим контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), за применением ими санкций, предусмотренных ст.41 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
предъявляют в судах иски как по собственной инициативе, так и по поручению отдельного потребителя, группы потребителей (в том числе и интересах неопределенного круга потребителей).
5. При рассмотрении жалоб индивидуальных потребителей органами по защите прав потребителей при местной администрации может использоваться процедура аналогичная порядку, применяемому ГКАП России и его территориальными управлениями (см.приложение 2).
Для ускорения рассмотрения вопроса эта процедура может быть упрощена по усмотрению органа прав потребителей при местной администрации.
Если решение органа по защите прав потребителей при местной администрации не исполняется добровольно продавцом (исполнителем, изготовителем), в отношении которого оно вынесено, указанный орган обращается в суд с иском в интересах потребителя.
III. Взаимодействие органов по защите прав потребителей при местной
администрации с общественными организациями потребителей
1. Согласно ст.43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" граждане вправе на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством объединяться в общественные организации потребителей.
Общественные организации потребителей действуют на основании уставов, в которых определяется их правовое положение, цели деятельности и основные права. Указанные организации обладают правами юридического лица и в соответствии со ст.ст.43 и 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" выполняют задачи, указанные в них, т.е. осуществляют защиту как индивидуальных, так и коллективных интересов потребителей.
2. Согласно п.2 ст.43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" общественные организации потребителей вправе участвовать в разработке требований к качеству и безопасности товаров, работ и услуг, проводить независимую экспертизу их качества и безопасности, участвовать совместно с соответствующими государственными органами в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, проверять соблюдение прав потребителей, а также правил торгового, бытового и иных видов обслуживания. В целях эффективной деятельности органов по защите прав потребителей при местной администрации объединения усилий по реализации законодательства им целесообразно взаимодействовать с обществами потребителей.
3. Органами по защите прав потребителей при местной администрации целесообразно осуществлять свою деятельность во взаимодействии с общественными организациями потребителей для выработки предложений органам управления, предприятиям, организациям и учреждениям о мерах по повышению качества товаров, работ и услуг, снятии с производства, изъятия из оборота товаров, работ и услуг опасных для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также причиняющих вред их имуществу.
Целесообразно также содействовать общественным организациям потребителей в работе по внесению в прокуратуру и органы управления материалов о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству.
4. Согласно ст.44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" общественным организациям потребителей предоставлено право предъявлять в суде иски о признании действий продавцов, изготовителей (предприятий, выполняющих их функции), исполнителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со ст.42 указанного Закона такого рода иски могут предъявлять и органы по защите прав потребителей при местной администрации, что предполагает координацию этой работы с общественными организациями потребителей.
Иски о защите интересов неопределенного круга потребителей могут предъявляться, в частности, в тех случаях, когда продавцом, изготовителем (предприятиями, выполняющими их функции), исполнителем осуществлена реализация на рынке потребителям партии товаров, массовое выполнение работ (оказание услуг) с недостатками, либо опасных для жизни и здоровья потребителей, а также причиняющих вред имуществу. При этом отсутствует возможность определить число потребителей, которые приобрели такого рода товары, либо воспользовались такими работами или услугами.
5. Органы по защите прав потребителей при местной администрации вправе поддерживать требования общественных организаций потребителей, указанные в п.6 ст.11 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Органы также вправе самостоятельно просить суд о наложении штрафа (п." ст.4" Закона) в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя, поступающего в соответствующий бюджет (помимо неустойки и пр. в интересах потребителя).
Примечание: Целесообразно, чтобы часть средств, поступающих в виде штрафов в местный бюджет, перераспределялась на финансирование внебюджетных фондов по защите потребителей, в основном с целью оплаты услуг товароведческой экспертизы, специализированных юридических консультаций и других расходов по получению необходимой информации для эффективной деятельности органов по защите прав потребителей при местной администрации.
6. Органы по защите прав потребителей при местной администрации вправе поддерживать требования отдельных потребителей, а также общественных организаций потребителей о возмещении морального вреда, причиненного потребителям (ст.13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). При этом следует иметь в виду, что под моральным вредом, причиненным потребителю, следует понимать не только нравственные и физические страдания в результате травм. полученных в связи с потреблением (эксплуатацией) товаров (работ, услуг) с недостатками, либо опасных для жизни и здоровья, но и в результате упорного нежелания изготовителей, продавцов (предприятий, выполняющих их функции), исполнителей удовлетворять законные и обоснованные требования потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.