Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 28 мая 1998 г. N 3-10/98
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 1996 г. N 15-Г98-5 настоящее решение оставлено без изменения из мотивировочной части исключено указание о том, что "Указанная правовая норма противоречит ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств"
Верховный суд Республики Мордовия рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам индивидуальных предпринимателей N и P на неправомерные действия Государственного Собрания Республики Мордовия, принявшего Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" установил:
Индивидуальный предприниматель N обратился в суд с жалобой на неправомерные действия Государственного Собрания Республики Мордовия, принявшего 10 марта 1998 г. Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж", который 19 марта 1998 г. был подписан Главой Республики Мордовия. С 1 апреля 1998 г. названный Закон введен в действие.
В жалобе индивидуальный предприниматель N указал, что Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" принят Государственным Собранием Республики Мордовия с превышением своих полномочий, противоречит Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", нарушает его конституционные права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, так как вынуждает его осуществлять продажу принадлежащих ему на праве частной собственности товаров по цене, которую он вынужден увеличивать на сумму налога с розничных продаж, т.е. лишен права формировать цену товара по своему усмотрению. На него незаконно возложена обязанность по сбору налога с розничных продаж с покупателей реализуемых им товаров, он вынужден выполнять функции налоговых органов. В связи с тем, что ставки налога с розничных продаж определяются в зависимости от места производства продукции, принятый налог вводит экономические ограничения для свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации, что противоречит федеральному законодательству. Введение данного налога фактически приводит к увеличению цены товара и возложению тяжести дополнительного налогообложения на потребителей. Что также нарушает его права как потребителя различных товаров и гражданина России, т.к. ст.57 Конституции Российской Федерации, ст. 55 Конституции Мордовии на граждан России возлагается обязанность платить лишь законно установленные налоги и сборы.
Просит признать недействительным Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" с момента его принятия.
Индивидуальный предприниматель P обратился в суд с аналогичной жалобой и просил суд признать Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" и постановление Правительства Республики Мордовия от 25 марта 1998 г. N 97 "Об утверждении инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога с розничных продаж", а также взыскать в его пользу возврат госпошлины.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя N адвокат Т просил удовлетворить изложенные в жалобе требования, признать Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" недействительным с момента его принятия.
Индивидуальный предприниматель N в судебном заседании просил признать недействительными Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" и постановление Правительства Республики Мордовия "Об утверждении инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога с розничных продаж".
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия просил отказать индивидуальным предпринимателям N и P в удовлетворении жалобы из-за необоснованности их требований, суду пояснил, что при принятии Закона Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" Государственное Собрание Республики Мордовия руководствуясь ст.21 Федерального закона от 26 марта 1998 г. "О федеральном бюджете на 1998 год", которым установлен новый федеральный налог - налог с розничных продаж и предусмотрено, что вся сумма собранного налога с розничных продаж подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Руководствуясь данным Федеральным законом, Государственное Собрание Республики Мордовия не ввело налог с розничных продаж, а определило лишь плательщиков налога, объекты налогообложения и ставки налога. Федеральное налоговое законодательство Государственным Собранием Республики Мордовия не нарушено, т.к. налог с розничных продаж введен Федеральным законом.
Представитель Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия суду пояснил, что требования индивидуальных предпринимателей N и P являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. налог с розничных продаж введен в перечень федеральных налогов Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О федеральном бюджете на 1998 год". Принятым Государственным Собранием Республики Мордовия Законом от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" урегулирован порядок уплаты и сбора налога с розничных продаж на территории республики. Государственное Собрание и Глава Республики Мордовия, принимая, подписывая и вводя в действие Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" не нарушили Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", т.к. налог с розничных продаж введен Федеральным законом от 26 марта 1998 г. Все федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации.
Представители Министерства финансов Республики Мордовия, Государственной налоговой инспекции по Республике Мордовия требования индивидуальных предпринимателей не признали, просили отказать в удовлетворении жалоб.
Суд считает требования индивидуальных предпринимателей N и P обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
Законом, определяющим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации в настоящее время является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после принятия Конституции Российской Федерации.
Ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", в которой перечислены федеральные налоги, налог с розничных продаж не предусмотрен.
Согласно п.2 ст.18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Доводы представителей Государственного Собрания Республики Мордовия, Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о том, что Законом Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж", введенным в число российских налогов Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О федеральном бюджете на 1998 год" лишь определен механизм исполнения федерального закона о налоге с розничных продаж, не являются основанием для отказа и удовлетворения жалоб, как противоречащие Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
По этой же причине не может быть принята во внимание ссылка представителя Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия на одинаковую юридическую силу всех федеральных законов, т.к. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является в настоящее время основным специальным законом, регулирующим общие принципы налогообложения и сборов, о чем указывалось выше.
Ст.4 Закона Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" предусмотрены повышенные процентные ставки налога от 10 до 50 % на отдельные виды продукции, ввозимой из-за пределов Республики Мордовия, т.е. установлен повышенный налог на продукцию в зависимости от места ее производства.
Указанная правовая норма противоречит ч.1 ст.74 Конституции Российской Федерации, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Поскольку Закон Республики Мордовия от 19 марта 1997 г. установил налоги по каждой операции при реализации товаров, предъявление к оплате покупателем цены товара и соответствующей налоговой ставки, стоимость товара, в конечном счете, увеличена за счет дополнительного налогообложения потребителей.
Ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам отнесены акцизы на отдельные группы и виды товаров. В то же время ст.3 Закона Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" установлено, что налоговая база при взимании названного налога определяется по каждой операции реализации товаров как стоимость реализованного товара (с налогом на добавленную стоимость и с акцизами для подакцизных товаров) без учета налога с розничных продаж. То есть, оспариваемым налогом вводится двойное налогообложение, что противоречит ст.6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Обоснованными являются доводы индивидуальных предпринимателей N и P о нарушении их пра, в обжалуемых Законом Республики Мордовия от 19 марта 1998 г., как потребителей и налогоплательщиков, т.к. согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.55 Конституции Республики Мордовия каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
П."и" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. В то же время в ст.76 Конституции Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами (если предмет относится к совместному ведению).
В соответствии с ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты нормативного характера субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного с субъектом Российской Федерации ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из чего следует, что обжалуемый Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" подлежит признанию недействительным с момента его принятия ввиду его несоответствия федеральному закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Руководствуясь п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 191-193 ГПК РСФСР, суд решил:
Признать недействительным Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" с момента его принятия. Решение может быть обжаловано и опротестовано в 10 дневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 28 мая 1998 г. N 3-10/98
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника