Постановление Правительства Республики Мордовия
от 20 марта 1996 г. N 123
"О Программе содействия занятости населения
Республики Мордовия на 1996 год"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан Республики Мордовия в 1996 году Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Республики Мордовия на 1996 год (прилагается).
2. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия, заинтересованным министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления сосредоточить усилия на выполнение мероприятий Программы и принять необходимые меры по недопущению массового высвобождения работающих, резкого увеличения реальной безработицы, критической ситуации на рынке труда республики, активно способствовать обеспечению занятости населения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществлять структурную перестройку экономики и политику занятости на своих территориях с учетом указанной Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления и общую координацию работы по обеспечению занятости населения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Пыкова А.М., отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Мордовия |
В. Акишев |
Программа
содействия занятости населения Республики Мордовия на 1996 год
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
N 123 от 20 марта 1996 г.)
I. Общие положения
Программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 1996 год (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и является основополагающим документом в реализации государственной политики в области занятости.
Программа составлена на основе прогноза социально-экономического развития республики на 1996 год. При ее разработке приняты во внимание прогнозные оценки рынка труда, анализ демографических, политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и республике. Она направлена на обеспечение содействия занятости и социальную поддержку безработных в условиях жесткой финансовой политики и продолжающегося спада объемов производства.
В Программе предусматривается развитие активных форм занятости:
создание дополнительных и временных рабочих мест, общественные работы, переобучение и профориентация. Значительное место отводится слабозащищенным категориям граждан. В 1996 году продолжится работа по трудоустройству молодежи по программе "Молодежная практика". Будет внедряться передовая технология работы центров занятости в условиях массового высвобождения и критической ситуации на рынке труда.
Программа составлена Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия на основе территориальных программ занятости районов и городов, с учетом предложений министерств и ведомств, администраций районов и городов. Анализ состояния и перспективы занятости подкрепляются табличными и цифровыми материалами.
II. Положение на рынке труда
1. Краткая характеристика социально-экономической ситуации
1995 год не принес существенного улучшения социально-экономического положения Республики Мордовия.
По данным Государственного комитета Республики Мордовия по статистике объем промышленного производства в 1995 году по сравнению с 1994 годом сократился на 12,4 процента. Снижены валовые сборы основных сельскохозяйственных культур, производство и продажа продуктов полеводства и животноводства.
В промышленности продолжались длительные остановки всех или отдельных производств на 41 предприятии. На одного работника промышленности приходится около 25 потерянных дней. Главные причины остановок - трудности со сбытом продукции, связанные с неплатежеспособностью потребителей, необеспеченностью материальными ресурсами из-за недостатка у предприятий оборотных средств.
Все это оказало негативное влияние на ситуацию на рынке труда. Численность занятых в народном хозяйстве за 1995 год сократилась по сравнению с 1994 годом на 8032 человека, или на 2,1 процента.
Наибольшее сокращение числа занятых зарегистрировано в науке, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Особенно значительные потери понесли АО "Лисма-СИС-ЭВС", где высвобождено 2488 человек, АО "Центролит" - 1548, АО "Орбита" - 635, АО "Электровыпрямитель" - 592 человека. Приостановлена деятельность Ширингушской суконной фабрики.
В то же время на большинстве предприятий проводилась работа, направленная на сохранение трудовых коллективов. Это позволяло сдерживать рост безработицы и замедлять процесс высвобождения работников.
На рынке труда находилось почти 95 тыс.человек. В службу занятости в поисках работы обратилось 29,9 тыс.человек. На 1 января 1996 года на учет поставлено 32,3 тыс.незанятых трудовой деятельностью граждан. За год их численность увеличилась на 27,2 процента. По- прежнему высокий процент обратившихся в г.Саранске - 49,5 процента.
В течение года значительно изменился качественный состав обратившихся. Увеличилась доля уволившихся по собственному желанию (на 12,2 % больше, чем в 1994 году), и, напротив, на 50,2% уменьшилось число высвобожденных по сокращению штатов. Высокий процент этой категории обратившихся граждан характерен для Дубенского - 40,6, Старошайговского - 39, Ельниковского - 38,2, Ичалковского районов - 31,2 процента.
Среди них по-прежнему больше всего людей из слабозащищенных категорий граждан: женщины - 51,6%, молодежь - 42% и пенсионеры - 4,2 процента.
Почти две трети обратившихся составляют рабочие и лишь 17,6% - служащие. В пять раз увеличилось число лиц, не приступавших к трудовой деятельности, в четыре - имеющих длительный (более года) перерыв в работе. Численность безработных возросла на 4,6 тыс.человек, или на 18,4 % и составила на 1 января 1996 г. 29,3 тыс.человек. Уровень безработицы поднялся с 4,8 до 5,7 %, что в два раза превышает показатель в целом по России. Республика отнесена к регионам с критической ситуацией на рынке труда. В зону повышенного риска попадают трудоизбыточные районы и города с большим экономическим потенциалом. Наиболее высокие темпы роста безработицы сложились в 1995 году в Теньгушевском (228,4%), Торбеевском (153,3%, Дубенском (161,1%), Ичалковском (156,0%), Краснослободском районах (156%). В 7 районах уровень безработицы выше среднереспубликанского. Локальными очагами являются г.Саранск, Атяшевский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ковылкинский, Лямбирский, Чамзинский районы.
В составе безработных - 58,3% женщин. Каждая вторая из них имеет несовершеннолетних детей, одинокая или многодетная мать. Риск безработицы наиболее высок для молодежи и работников старших возрастов. Среди безработных - 41,2% молодежи. В их числе 15,1 - выпускники всех видов учебных заведений, 16,6 - не приступившие к трудовой деятельности, 7,7% - не имеющие профессии. В числе безработных - 1 тысяча человек предпенсионного возраста. Безработных, проживающих в сельской местности, - 12,1 процента.
Прослеживаются тенденции роста продолжительности безработицы, факты вторичного обращения в службу занятости и повторного присвоения статуса безработного. На 1 января 1996 г. 40% безработных имели продолжительность безработицы более восьми месяцев, численность этой категории увеличилась на 47,9 процента. Средний уровень продолжительности безработицы составил свыше семи месяцев против шести в 1994 году. В Большеигнатовском, Дубенском, Инсарском, Лямбирском, Чамзинском районах он значительно выше среднереспубликанского - более 8 месяцев. Соответственно увеличивается и продолжительность получения пособия по безработице.
Около 16% безработных (4,5 тыс. человек) находятся в состоянии хронической безработицы более года. Наибольший удельный вес их сложился в г.Саранске, Лямбирском, Рузаевском и Инсарском районах.
В течение года вторично обратилось в службу занятости в поисках работы 2 тыс. граждан. Все они признаны безработными. Высокая доля их на учете в центрах занятости г.Саранска, Краснослободского, Зубово-Полянского, Лямбирского районов.
На фоне спада производства сокращается спрос на рабочую силу, растет конкуренция за рабочее место. На 1 января 1996 г. на одну вакансию претендовало 30 незанятых граждан, в т.ч. - 27 безработных.
В Атюрьевском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Инсарском районах в течение года в центры занятости ни разу не было представлено сведений о вакансиях в установленном порядке. В декабре их не было в шести районных центрах.
Продолжающееся падение спроса на труд сопровождается формированием скрытой безработицы. В конце года в режиме неполного рабочего времени, в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы находилось 51,8 тыс. человек. Уровень скрытой безработицы составил 25 процентов.
2. Анализ выполнения Программы содействия
занятости населения на 1995 год
В результате выполнения мероприятий Программы содействия занятости населения за 1995 год Правительству республики, администрациям районов и городов, государственной службе занятости удалось сдержать рост безработицы, избежать социального взрыва в обществе.
С помощью принятых профилактических мер предотвращены предполагавшиеся массовые высвобождения в г.Саранске, Рузаевке, Ардатовском и Инсарском районах.
На основании полученной информации о предстоящих высвобождениях рассматривалась степень влияния возможного притока рабочей силы на местный рынок труда. Выявились причины, побуждающие предприятия приступить к сокращению численности работников. В ряде случаев изучалась возможность оказания финансовой помощи работодателям для сохранения части рабочих мест. Намеченным к высвобождению работникам оказывалась консультативная помощь непосредственно на предприятиях. Они могли знакомиться с вакансиями, имеющимися в центрах занятости, получать необходимые консультации по возможности переподготовки на новые профессии и повышению квалификации. Эти меры способствовали трудоустройству большей части лиц из числа намеченных к высвобождению, на другие рабочие места на этих же или других предприятиях до наступления даты сокращения.
В 1995 году в отраслях народного хозяйства по разным причинам было уволено с работы 60,6 тыс.человек, принято на работу 48 тыс.человек.
Все это помогло смягчить ситуацию на рынке труда. Уровень безработицы в республике составил 5,7% против прогнозируемых 7,5 процента. За год в Ардатовском, Ельниковском, Рузаевском районах численность безработных даже уменьшилась.
Важнейшее направление проводимой активной политики занятости оказание всестороннего содействия занятости населения, и в первую очередь ее слабозащищенным группам (женщины с малолетними детьми, молодежь, инвалиды и т.д.). Использовались такие формы содействия, как непосредственный поиск и помощь в трудоустройстве на постоянную работу, оказание финансовой помощи работодателям на сохранение экономически целесообразных и создание дополнительных рабочих мест, организация и проведение общественных и временных работ, помощь в развитии частного предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.
Службе занятости, как одному из основных участников этого процесса, удалось помочь трудоустроиться 9,5 тыс.незанятым гражданам из 29,9 тысячи обратившихся, что составляет 31,8 процента. Оформлено на досрочную пенсию 413 человек.
Особое внимание уделялось поиску работы для женщин. Статистика занятости показывает, что в числе безработных - женщин 17,1 тыс. человек (58,3%), одинокие женщины - 0,4 тыс.человек (2,3%), многодетные родители - 0,4 тыс. человек (2,3%). Среди трудоустроенных службой занятости женщин - 5 тысяч человек, или 52,6 процента. На квотируемые рабочие места трудоустроено 147 многодетных и 136 одиноких женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей.
Среди безработных граждан 41,2 % составляет молодежь. В 1995 году численность ее, как и предполагалось, увеличилась на 2,4 тыс. человек, или на 24,4 процента. В настоящее время каждый третий безработный - в возрасте до 30 лет.
В течение года в органы службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 12,6 тыс.молодежи. Трудоустроено 3,6 тысячи, или до 30 процентов. По программе "Молодежная практика" трудоустроено 160 человек.
Сделаны определенные шаги по трудовой реабилитации и возвращению к трудовой деятельности безработных инвалидов. Их трудоустройство (как правило, это инвалиды III группы) осуществлялось на квотируемые рабочие места. В течение года нашли работу 75 безработных инвалидов, или 16,6% от общего количества обратившихся в службу занятости этой категории граждан. Из фонда занятости населения в конце года была оказана финансовая помощь Рузаевскому городскому правлению Всероссийского общества инвалидов в форме прямого финансирования на создание 120 новых дополнительных рабочих мест для инвалидов и других слабозащищенных групп населения.
Служба занятости оказала финансовую помощь работодателям на создание и сохранение 528 рабочих мест. Из фонда занятости было выделено АО "Рузхиммаш" 500 млн. рублей на создание 200 дополнительных рабочих мест. Условия договора выполнены. Оказана финансовая помощь АО "Лента" Инсарского района на сохранение 328 рабочих мест. В течение истекшего года с предприятия по сокращению штата не было уволено ни одного работника.
В 1995 году в Рузаевском районе и г.Рузаевке совместными усилиями администрации района и города, работодателей и службы занятости, направленными на создание и сохранение дополнительных рабочих мест, организацию самозанятости, переподготовки и переобучения кадров из числа незанятого населения, удалось снизить численность безработных граждан на 1548 человек. При содействии службы занятости трудоустроено 1232 безработных. Уровень безработицы снижен с 9,1 до 4,9 процента.
Еще одно направление а реализации активной политики занятости населения - организация общественных и временных работ. В истекшем году в общественных работах приняли участие 1,5 тыс.человек, что составило 74% от прогноза и на 31,2% больше по сравнению с 1994 годом. Помимо общественных, для школьников в период летних каникул были созданы временные рабочие места. В них было занято около 4,5 тыс.человек.
Органами службы занятости проводилась работа по оказанию содействия безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самозанятости. Однако изъявивших желание организовать собственное дело оказалось значительно меньше ожидаемого. Всего за получением субсидий на организацию собственного дела в органы службы занятости обратилось только 23 безработных, им были предоставлены субсидии на сумму свыше 15 млн. рублей.
Одним из главных элементов в проведении активной политики занятости, направленных на профессиональную адаптацию высвобождаемых работников и незанятого населения, на повышение конкурентоспособности безработных, является профессиональная ориентация и профессиональное обучение. За год на профессиональное обучение направлено 1,4 тысячи незанятых граждан. Это 92,1% от прогнозируемого Программой занятости. Обучение велось более чем по 30 профессиям. Из числа прошедших обучение трудоустроено 0,5 тыс. человек, или 63,6 процента. В течение 1995 года получили профессиональную информацию 6,8 тыс. человек, профессиональную консультацию - 5,2 тыс. человек. Прошли профессиональный отбор 0,8 тысячи и психологическую поддержку - 2 тыс. человек.
В 1995 году в республику прибыло на постоянное местожительство 480 семей в составе 1100 человек (беженцев, вынужденных переселенцев). Половина из них нуждалась в трудоустройстве. Трудоустроено 97, признано безработными 200 человек. В республике в течение года переселено и обустроено 35 семей. На их обустройство выплачено 25,5 млн. рублей. Для размещения семей в основном использовался свободный жилой фонд на отдельных сельскохозяйственных предприятиях.
В период поиска работы 45,8 тысячи безработных получили материальную поддержку в виде пособия по безработице. Всего на выплату пособий из фонда занятости израсходовано 15554,5 млн. рублей. Материальная помощь, как единовременная, так и ежемесячная, в течение года выплачивалась 1,3 тысячи безработным. Общая сумма затрат на это составила 292,2 млн. рублей.
В течение года ни в одном районе не было допущено задержек по выплате пособий безработным гражданам.
По предложению службы занятости, когда были исчерпаны все возможности трудоустройства, отправлено на досрочную пенсию 413 безработных. Сумма затрат пенсионному фонду из фонда занятости за год составила 910,6 млн. рублей.
Анализ выполнения мероприятий Программы содействия занятости населения Республики Мордовия на 1995 год показывает, что основные контрольные показатели занятости населения реализованы.
Но признаки кризисной ситуации на рынке труда республики все ощутимее. К этому приводят падение объемов производства и услуг, дефицит республиканского и местного бюджетов, финансовая нестабильность предприятий и организаций. Увеличивается предложение рабочей силы, сокращается спрос на нее, изменяются размеры и структура рынка труда. Эти процессы, безусловно, повлияли на выполнение отдельных положений Программы занятости населения.
Особое беспокойство вызывает формирование фонда занятости населения. Задолженность работодателей по обязательным отчислениям в него составила более 9 млрд. рублей. Как и предполагалось, в фонде занятости республики образовался дефицит денежных средств.
III. Прогноз рынка труда на 1996 год
По прогнозной оценке в 1996 году ожидается дальнейшее обострение ситуации на рынке труда.
На его формирование будет воздействовать сокращение объемов производства и услуг на ряде предприятий и возможное признание отдельных из них несостоятельными (банкротами). Это усилит риск многих граждан потерять работу, вызовет волну высвобождения работающих, а кое-где оно примет массовый характер. На неплатежеспособных предприятиях ожидается сокращение до 8-10% работающих.
Прогнозируется значительное сокращение численности работающих на предприятиях: АО "Лисма -СИС-ЭВС", АО "Орбита", ПО "Саранский механический завод", Ширингушской суконной фабрике и др.
Возрастет угроза перерастания скрытой безработицы в открытую. Предложение рабочей силы на открытом рынке труда будет увеличиваться. По совокупной оценке официальной и скрытой безработицы на рынке труда может оказаться до 102 тыс. человек. Среди них основная доля будет, как и прежде, представлена слабозащищенными и наименее конкурентоспособными на рынке труда гражданами их числа молодежи, лиц, уволенных из Вооруженных Сил, освобожденных из учреждений, отбывающих наказание по решению суда, и так далее (приложение N 1).
В свою очередь, будут сокращаться возможности трудоустройства граждан, попавших на рынок труда. Спрос на рабочую силу со стороны предприятий резко упадет. Превышение предложения над спросом рабочей силы может составить около 48 тыс.человек. В результате поднимется конкуренция на рабочее место. В органы службы занятости в поисках работы обратятся более 61 тыс.человек, в т.ч. 30 тысяч - впервые и свыше 28 тысяч - находящихся на учете службы занятости по состоянию на 1 января 1996 года. Примерно около 40 тыс. человек будут искать работу самостоятельно. Неудовлетворительный спрос на рабочие места может увеличить численность безработных на конец года до 40 тыс. человек.
Уровень безработицы может достичь 7,8% от трудоспособного населения в трудноспособном возрасте, или 8,9% от экономически активного. Примерно в семи районах и г.Саранске этот показатель будет выше среднереспубликанского. К таким районам относятся: Зубово-Полянский, Инсарский, Ковылкинский, Рузаевский, Теньгушевский и Чамзинский (приложение N 2 и 3).
IV. Приоритетные направления политики занятости
Политика занятости является одним из основных компонентов социальной политики республики. Ее основополагающие принципы определены в Федеральной программе экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы, прогнозе социально-экономического развития республики на 1996 год.
По прогнозу в 1996 году предполагается сокращение занятых в материальном производстве до 6 тыс. человек, в том числе в промышленности - 3 тысячи, строительстве - 2,6 тыс.человек. В непроизводственной сфере предполагается некоторое увеличение их численности.
Основная задача политики занятости на 1996 года - сдержать сокращение экономически целесообразны и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места, смягчить негативные социальные последствия сокращения занятости для работников, вынужденно покидающих ликвидируемые рабочие места.
В связи с этим можно принять в качестве приоритетных следующие направления региональной политики занятости:
расширение занятости населения за счет создания рабочих мест на вновь организованных производствах в процессе структурной перестройки и совершенствования практики размещения производительных сил республики;
сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях, путем выделения предприятиям и организациям средств для выплаты компенсаций работникам, находящимся в отпусках по инициативе администрации;
оказание предприятиям и организациям финансовой помощи на сохранение и создание дополнительных рабочих мест;
создание условий для развития самозанятости и предпринимательской инициативы на альтернативных негосударственных секторах экономики;
оказание всемерной помощи незанятому населению в трудоустройстве при приоритетном содействии занятости социально незащищенным категориям населения;
повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда путем развития системы упреждающей переподготовки работников, находящихся под угрозой увольнения, обучение и переобучение безработных;
развертывание более активной работы по профессиональной ориентации, профессиональному отбору и консультированию;
обеспечение эффективной целевой материальной поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения.
V. Основные направления содействия занятости населения в 1996 году
В условиях дальнейшего реформирования экономики важное значение приобретает реализация мер по сохранению экономически целесообразных рабочих мест и кадрового потенциала, а также созданию новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах. Данные меры должны быть направлены на снятие обвального роста открытой безработицы.
В 1996 году оптимальным вариантом будет сочетание мер по оказанию социальной помощи незанятым гражданам с возможно активными действиями по сохранению и расширению занятости.
1. Содействие в сохранении и развитии системы рабочих мест
Для предотвращения в республике роста уровня безработицы в 1996 году необходимо на предприятиях всех форм собственности принять меры по восстановлению объемов производства, сохранению экономически целесообразного количества рабочих мест и состава квалифицированных кадров.
Органы местного самоуправления районов и городов должны принять решения и определить условия предоставления налоговых льгот для работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места для слабозащищенных категорий населения.
В целях обеспечения проведения единой политики занятости на рынке труда и усиления социальной защищенности населения служба занятости, при наличии необходимых финансовых средств, принимает участие в оказании финансовой помощи работодателям на сохранение и создание рабочих мест для кандидатов на высвобождение, слабозащищенных групп работников в виде предоставления льготных кредитов в соответствии с "Временным порядком оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан".
Программой предусматривается оказать предприятиям и организациям финансовую помощь на сохранение и создание 800 рабочих мест.
Дополнительно органами службы занятости республики, в целях сохранения кадрового потенциала и предотвращения массового высвобождения, предусматриваются меры по предоставлению компенсационных выплат примерно 500 работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от предприятий производственным причинам или находящимся в вынужденных отпусках без сохранения содержания и работающим на предприятиях, имеющих экономическую перспективу и обоснованную программу выхода из кризисной ситуации.
2. Трудоустройство, стимулирование активных поисков работы
Главной задачей службы занятости является содействие в трудоустройстве незанятого населения с целью предотвращения роста социальной напряженности, вызванного безработицей. Для решения данной проблемы важно реально спрогнозировать наличие вакантных должностей и рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, а также возможность создания дополнительных рабочих мест, расширить перечень общественных работ, создать необходимые условия для занятия предпринимательской деятельностью и самозанятостью безработных. Необходимо всемерно побуждать безработных к самостоятельному активному поиску работы, способствовать трудоустройству в короткие сроки.
Программой предусматривается, что из общей численности незанятого населения, вышедшего на республиканский рынок труда, в течение года 40,8 тыс.человек трудоустроятся самостоятельно за счет движения кадров, а 61,2 тысячи обратятся за содействием в органы службы занятости. Из тех, кто попадает в сферу службы занятости, около 15,6 тысячи будут трудоустроены, более 1,5 тысячи пройдут профессиональное обучение, 44 тысячи - зарегистрируются службой, как ищущие работу.
Предполагается, что 2,5 тыс. человек из числа безработных в течение года будут привлечены к общественным работам, 1,5 тысячи - трудоустроены на временные работы, 1 тыс. граждан предпенсионного возраста, которым не найдется подходящей работы, будут оформлены на досрочную пенсию, 31,4 тысячи признаны безработными. С учетом остатка 1995 года численность безработных в конце года достигнет 39,8 тыс. человек. Из них в среднем 35 тыс. человек (87,9%), будут получать пособие по безработице, а часть - материальную помощь.
3. Содействие занятости слабозащищенным категориям населения
Одним из направлений в деятельности органов службы занятости является содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
По прогнозным расчетам предполагается, что на республиканский рынок труда может выйти около 35 тыс. человек наименее конкурентоспособных граждан. 30% из них трудоустроятся самостоятельно на имеющиеся свободные рабочие места. По вопросу трудоустройства в службу занятости обратятся около 24 тыс.человек, в том числе родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства - 6 тыс. человек, одинокие и многодетные родители - 1 тысяча, инвалиды Ш группы - 500 человек, освобожденные из мест лишения свободы - 300, лица предпенсионного возраста около 1,5 тыс. человек.
Из числа обратившихся будут трудоустроены 4,5 тыс.человек, признаны безработными 19 тыс. человек.
В 1996 году основными направлениями работы с этими группами населения остаются квотирование рабочих мест, оказание кредитно-финансовой поддержки и введение налоговых льгот для работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, развитие системы самозанятости, малого и среднего бизнеса, фермерства, досрочное оформление на пенсию.
За счет средств фонда занятости будет создано 120 новых рабочих мест для инвалидов в г.Рузаевке.
4. Содействие занятости молодежи
Ситуация на рынке труда республики в качестве первостепенной задачи выдвинула вопрос о занятости молодежи, особенно той ее части, которая ищет работу впервые, включая и выпускников учебных заведений.
Согласно прогнозу, в 1996 году на рынок труда может выйти около 15 тыс. человек молодежи, в том числе 5 тысяч - нетрудоустроенные выпускники учебных заведений, а также бросившие учебу.
Основными направлениями содействия занятости молодежи являются:
разработка и реализация Целевой программы обеспечения занятости молодежи;
применение механизма квотирования и бронирования рабочих мест;
взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, содействующими занятости молодежи. Создание молодежной биржи труда в г.Саранске;
развитие профориентационных услуг и предоставление возможностей получения профессионального образования;
трудоустройство незанятой молодежи по программе "Молодежная практика".
Предполагается, что из числа незанятой молодежи трудоустроятся самостоятельно 4 тыс. человек, обратятся в службу занятости около 11 тысяч. Из них, по прогнозу, будут трудоустроены 3 тысячи, пройдут переподготовку 1 тысяча, привлечено на общественные работы 1 тысяча человек.
Предусматривается трудоустроить по программе "Молодежная практика" до 1 тыс. человек безработной молодежи (приложение N 4).
Впервые ищущая работу молодежь должна получать профессию и специальность, как правило, в профессиональных учебных заведениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, профессиональных учебных заведениях, способствует направлению на учебу.
5. Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе
Работа по содействию самозанятости и предпринимательской инициативы будет проводится# службой занятости во взаимодействии с Министерством экономики Республики Мордовия и Мордовским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. За счет средств фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия предусматривается создать 125 новых рабочих мест.
Кроме этого, в целях оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости, адаптации к условиям рынка труда и создания альтернативных возможностей для трудоустройства в 1996 году службой занятости будет оказана поддержка 170 безработным, изъявившим желание организовать собственное дело.
В этом направлении органами службы занятости будет осуществляться:
консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных граждан основам предпринимательства;
финансовая поддержка их на стадии становления собственного дела.
6. Общественные работы и временная занятость
Предусматривается в течение года общественными работами и различными формами занятости охватить до 8 тыс. человек, в том числе общественными работами - 2,5 тысячи, временными - 1,5 тыс. человек. Основное финансирование общественных работ произвести за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы.
При необходимости на их организацию и проведение предполагается израсходовать до 112 млн. рублей из государственного фонда занятости. Реализация программы "Работа для подростков" предусматривает организацию временной занятости для учащихся в период летних каникул, а также для неработающей и неучащейся молодежи. Предусматривается трудоустроить на временные работы до 4 тысяч несовершеннолетних граждан (приложение N 5).
7. Профессиональная ориентация и профобучение безработных
граждан и незанятого населения
Прогнозируемый рост численности безработных граждан и незанятого населения требуют дальнейшего развития и совершенствования системы профориентационных услуг.
Предусматривается, что профориентационные услуги смогут получить не менее 30 тысяч граждан. Профконсультационные услуги и психологическую поддержку - около 20 тысяч безработных, испытывающих трудности в поиске работы.
С целью трудоустройства и реабилитации безработных во всех центрах занятости будут созданы "Клубы ищущих работу" и "Новый старт".
В 1996 году предусматривается охватить профобучением до 1,5 тыс. человек.
8. Трудовая миграция
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев
Миграционная политика в части поддержки занятости переселяющихся в республику граждан может содействовать смягчению напряженности на рынке труда и защите трудовых прав и интересов мигрантов. Совокупность средств государственного регулирования миграции и решения вопросов, связанных с трудоустройством граждан, отражены в Миграционной программе Республики Мордовия.
По прогнозам, в 1996 году на постоянное жительство в республику может приехать до 2 тысяч беженцев (вынужденных переселенцев), что увеличит численность трудовых ресурсов на 500 человек.
Из 500 мигрантов половина трудоустроится самостоятельно, а другие будут нуждаться в трудоустройстве. Беженцы и вынужденные переселенцы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право доступа ко всем услугам в области занятости на равных с другими гражданами основаниях.
Одним из направлений трудовой миграции является внутриреспубликанская миграция населения, подразделяемая на самостоятельный переезд из района в район и организованно осуществляемое их переселение при содействии службы занятости. Объем такой миграции в 1996 году может составить 100 семей (300 человек).
9. Материальная поддержка безработных и членов их семей
В целях поддержания доходов безработных граждан на период активного поиска работы в 1996 году будут продолжены выплаты пособий по безработице, стипендий на период переобучения, материальной помощи, досрочных пенсий.
Предполагается, что в течение 1996 года свыше 34 тыс. граждан могут стать получателями пособий по безработице, 1,5 тысячи получать стипендии в период оплачиваемого обучения, 4 тысячам будет оказана материальная помощь (доплаты на иждивенцев, оплата периода временной нетрудоспособности, дотирование путевок в летние оздоровительные учреждения). Около 1 тысячи безработных получат возможность досрочного выхода на пенсию. Совокупность затраты на эти цели могут составить 40,7 млрд. рублей.
VI. Развитие республиканской государственной службы
занятости населения
Предполагаемый рост численности безработных и других категорий граждан, ищущих работу, потребуют существенного укрепления государственной службы занятости.
Главное направление - продолжить формирование в республике сети органов государственной службы занятости, обеспечивающей доступ к ее услугам всех граждан, и повысить эффективность действий.
В этих целях предполагается:
завершить создание единой системы органов государственной службы занятости, работающей по унифицированным стандартам и базовым процедурам на основе общей нормативно-правовой базы;
продолжить практику обучения персонала, получения работниками необходимых знаний для работы в органах службы занятости;
завершить работу по созданию единой модемной сети, а также локальных вычислительных сетей во всех районах;
приступить к реализации долгосрочной программы создания единой системы информационного обеспечения органов государственной службы занятости и территориальных автоматизированных информационно-справочных систем.
В 1996 году с целью повышения оперативности и достоверности предоставления информации обратившимся в центры занятости планируется провести технико-монтажные работы по организации межмашинного обмена данными в оставшихся 14 центрах занятости, что позволит создать единую республиканскую базу данных.
В соответствии с программой технического развития планируется создание дополнительных автоматизированных рабочих мест для каждого сотрудника, занимающегося обслуживанием безработных в службе занятости республики. Финансирование этой программы будет производиться за счет федерального фонда занятости.
В течение года предусмотрено реализовать мероприятия по формированию системы информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости. Это позволит быстрее реагировать на изменения региональной конъюнктуры в сфере занятости, планировать и осуществлять эффективные программы.
Будет продолжен выпуск газеты "Человек и работа", тематических страниц в республиканских газетах, проведение пресс-конференций, издание плакатов, памяток и других видов печатной продукции, проведение периодических консультаций, лекций, бесед, встреч с работниками кадровых служб предприятий и организаций.
В 1996 году в связи с усложнением ситуации с занятостью необходимо продолжить проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы службы занятости.
Предусматривается завершение капитального ремонта здания Ковылкинского центра занятости, приобретение здания для Лямбирского центра занятости, открытие филиала центра занятости населения в Пролетарском районе г.Саранска.
Органы самоуправления Большеберезниковского, Зубово-Полянского, Ичалковского, Лямбирского, Торбеевского и Чамзинского районов должны решить вопросы о предоставлении помещений и улучшении условий для работы центров занятости.
VII. Финансовое обеспечение программы содействия
занятости населения
Основным источником поступления денежных средств в Государственный фонд занятости являются обязательные страховые отчисления работодателей в размере 1,5% от фонда оплаты труда. В 1996 году планируется поступление в фонд занятости денежных средств от предприятий и организаций различных форм собственности в сумме 23,4 млрд. рублей, иные поступления - 1,4 млрд. рублей. С учетом остатка на 1 января 1996 г. доходы фонда занятости составят 28,6 млрд. рублей.
Средства фонда занятости предусматривается направить: на создание и сохранение рабочих мест - 3,4 млрд. рублей, организацию общественных работ и временную занятость - 112,5 млн. рублей, субсидии на организацию собственного дела - 564 млн. рублей, профессиональное обучение и профориентацию - 525,0 млн. рублей, социальную адаптацию ("Молодежная практика") 675,6 млн. рублей.
Значительную часть средств фонда занятости предусматривается выделить на поддержку безработных, в том числе на выплату пособий по безработице - 38,6 млрд. рублей, на выплату досрочных пенсий - 1,5 млрд. рублей. Всего на проведение активной политики занятости, материальную поддержку безработных, информационное обеспечение программы занятости предполагается израсходовать не менее 72% всех расходов. Средства фонда занятости в сумме 11,5 млрд. рублей направляется на содержание и дальнейшее развитие государственной службы занятости.
В целом затраты средств Государственного фонда занятости на финансирование Программы содействия занятости населения Республики Мордовия в 1996 году составят 64,8 млрд. рублей. Дефицит фонда занятости, с учетом страхового резерва на случай чрезвычайной ситуации на рынке труда, может сложиться в сумме 36,3 млрд. рублей.
Предлагается несколько возможных путей погашения дефицита, а именно: усиление контроля за расходованием средств в центрах занятости;
ориентация на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице;
погашение части дефицита из резерва Федеральной службы занятости, прежде всего на выплату пособий по безработице (приложение N 6)
Выполнению настоящей Программы занятости будет способствовать реализация мероприятий по содействию занятости населения в Республике Мордовия (приложение N 7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 марта 1996 г. N 123 "О Программе содействия занятости населения Республики Мордовия на 1996 год"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу