Постановление Правительства Республики Мордовия
от 25 июня 1996 г. N 327
"О Программе развития внешнеэкономических связей
Республики Мордовия на 1996-1997 годы"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2013 г. N 70 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях координации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в Республике Мордовия в 1996-1997 годах Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить Программу развития внешнеэкономических связей Республики Мордовия на 1996-1997 годы (прилагается). Определить государственным заказчиком Государственный комитет Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям.
2. Министерству финансов Республики Мордовия предусмотреть выделение бюджетных ассигнований для выполнения Программы развития внешнеэкономических связей Республики Мордовия на 1996 - 1997 годы.
3. Министерствам и ведомствам Республики Мордовия, предприятиям и организациям всех форм собственности, администрациям районов и городов принять необходимые меры по выполнению мероприятий, определенных указанной Программой и представлять информацию о ходе ее выполнения в Государственный комитет Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям ежегодно 25 января и 25 июля.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел финансово-экономической работы и топливно-энергетического комплекса Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Программа
развития внешнеэкономических связей Республики Мордовия на 1996 - 1997 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 25 июня 1996 г. N 327)
I. Общие положения
Настоящая Программа разработана с целью содействия социально-экономическому развитию Республики Мордовия посредством повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, в соответствии с реализацией Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", Федеральным Законом от 13 октября 1995 г, "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Конституции Республики Мордовия, в рамках проекта N 60 Федеральной Программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы и направлена на:
создание организационных и правовых условий развития внешнеэкономической деятельности;
увеличение с помощью внешнеэкономических средств хозяйственного потенциала Республики Мордовия, повышение степени конкурентоспособности ее экономики за счет специализации на производстве наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых товаров;
укрепление международного сотрудничества в сфере экономических и финансово-кредитных отношений, деловых связей по линии правительственных, общественных и коммерческих структур;
содействие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства;
содействие инвестиционным программам и структурной перестройке экономики республики, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций для реализации производственных и научно-исследовательских проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение;
осуществление международного сотрудничества в реализации программ в сфере науки и туризма.
II. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
1. Оценка экспортного потенциала
Располагая развитой индустриальной и агропромышленной базой, Республика Мордовия может выпускать и поставлять на экспорт широкий круг промышленных и сельскохозяйственных товаров. В то же время ее дальнейшее развитие сдерживается слабыми кооперационными связями промышленных и сельскохозяйственных предприятий с зарубежными фирмами, значительной ориентацией на использование привозного сырья и комплектующих, неконкурентоспособностью большинства производимой продукции.
Существующий экспортный потенциал Республики Мордовия включает в себя также природные ресурсы, которые могут рассматриваться как основа для дальнейшего индустриального развития и наращивания республиканского экспорта. Важнейшие из них - цементное и диатомитовое сырье, строительные камни и песок, кирпичные и керамзитовые глины, опока для жидкого стекла, мергельно-меловые породы, доломитовая мука. Большой интерес для зарубежных предпринимателей может представлять цемент, торф, минеральная вода, древесина.
Особенностью Республики Мордовия является ее выгодное экономикогеографическое положение в центральной части Российской Федерации. Проходящая по территории республики железнодорожная магистраль связывает ее с промышленным Западом, с богатыми минерально-сырьевыми, топливными ресурсами Востоком, Сибирью и Средней Азией. Большой объем внешнеторговых перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог общего пользования - 3,9 тыс.км, в том числе 3,3 тыс.км с твердым покрытием. Расположенный в г.Саранске аэропорт российского значения позволяет осуществлять прямые пассажирские и грузовые авиаперевозки в ближнее и дальнее зарубежье.
Природные и климатические условия, а также имеющаяся сеть гостиниц, домов отдыха, санаториев, музеев, создают условия для развития иностранного туризма, обслуживания делегаций и представителей деловых кругов.
2. Анализ динамики, структуры экспорта и импорта
Внешнеторговый оборот Республики Мордовия в 1995 г. составил более 82 млн.долларов, в том числе экспорт 39 млн.долларов, импорт 43 млн.доллара, поставлено продукции в дальнее зарубежье на сумму около 15 млн.долларов, в страны ближнего зарубежья - около 24 млн.долларов. Почти до 200 увеличилось количество предприятий - экспортеров, до 53 количество стран торговых партнеров республики, возобновился экспорт в Австрию, Италию, Кипр, Болгарию и некоторые другие государства. Основными продуктами экспорта в 1995 г. являлись электрические машины и оборудование - более 30 % от общей суммы экспорта, продукция медицинской промышленности свыше 20 %, резинотехнические изделия - более 10%, что обусловлено производственным потенциалом республики. Большой финансовой поддержкой для ряда колхозов нашей республики стали крупные поставки объединением "Мордовхлебопродукт", кормового ячменя в Нидерланды. Участники внешнеэкономической деятельности расположены в 11 городах и районах Мордовии. Наибольший объем внешней торговли приходится на Германию, Нидерланды, Швейцарию, Италию, Украину, Республику Казахстан, Республику Беларусь. Основная часть поставок на экспорт, около 80%, осуществляется по контрактам на СКВ, остальная - в форме товарообменных сделок. Динамика экспорта Республики Мордовия в 1995-1997 годах приведена в Приложении N 1. Товарная структура экспорта в настоящее время не способствует значительному его увеличению, так как формируется, в основном, за счет товаров народного потребления, более 65%, которые не выдерживают конкуренции на внешних товарных рынках. На долю машин и оборудования в 1995 году пришлось свыше 20%, а на сырье и материалы - 5 %.
Наибольший объем экспортных операций по стоимостным показателям приходится на АО "Биохимик" - 15%, ОАО "Лисма" - 15%, АО "Резинотехника" более 10 %, АО "Электровыпрямитель" - более 5%. В то же время, после принятия законодательных актов либерализирующих внешнеэкономическую деятельность значительно увеличилось число участников внешнеэкономических связей за счет новых экспортов: малых фирм, начинающих самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Основные предприятия, осуществляющие экспортные операции приведены в таблица N 1.
Таблица 1.
Наименование предприятия |
Объем экспорта товаров в 1995 году (тыс.долларов) |
1 |
2 |
АО "Биохимик" |
5962,0 |
ОАО "Лисма" |
5955,0 |
АО "Саранский завод "Резинотехника" |
3644,9 |
АО "Электровыпрямитель" |
2188,0 |
АО "Орбита" |
1054,0 |
АО "Завод "Сарансккабель" |
1049,4 |
АО "Саранский завод автосамосвалов" |
1001,0 |
АО "Саранский литейный завод "Центролит" |
944,1 |
АО "Саранский приборостроительный завод" |
602,5 |
АО "Рузхиммаш" |
478,9 |
АО "Каиссо" |
391,7 |
АО "Станкостроитель" |
371,5 |
АО "Сарэкс" |
284,7 |
ИЧП "Эл Би Си" |
269,0 |
АО "Медоборудование" |
231,7 |
АО "Каисса-К" |
202,0 |
ВЭК "Альпари" |
119,0 |
Несомненные перспективы имеет предпринимательство в области услуг, туризма, выставочной деятельности.
В импорте из стран дальнего зарубежья преобладала машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса, из Ближнего Зарубежья машиностроительная продукция, продовольственные товары и сырье для их производства, цветные и черные металлы. Объем импорта Республики Мордовия составил более 43 млн.долларов. Структура импорта не отражает основные сегодняшние потребности республики, так как более чем на половину состоит из товаров народного потребления, хотя приобретение передовых технологий и оборудования для модернизации народного хозяйства республики является актуальным.
На территории республики зарегистрировано 22 предприятия с иностранными инвестициями (Таблица 2), общий объем их капитала составил на 1 мая 1996 г. свыше 800 млн. рублей.
Таблица 2.
Страны |
Количество совместных предприятий |
Австрия |
1 |
Великобритания |
1 |
Венгрия |
2 |
Гонконг |
1 |
Индия |
3 |
Княжество Лихтенштейн |
1 |
Польша |
1 |
Республика Молдова |
2 |
Украина |
3 |
Республика Казахстан |
1 |
Республика Узбекистан |
2 |
Ю.Корея |
2 |
Литва |
1 |
США |
1 |
Всего |
22 |
III. Основные направления внешнеэкономической деятельности
Республики Мордовия на 1996-1997 годы
Мероприятия по реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия на 1996 - 1997 гг. приведены в приложении N 2.
1. Экспортная политика
Основной задачей в проведении экспортной политики на ближайшую перспективу является наращивание экспортного потенциала за счет формирования такой структуры экспорта, которая предполагает повышение удельного веса и объема товаров высокой степени переработки (особенно изделий машиностроения), а также отечественных передовых технологий. Это обуславливается резким сокращением внутреннего платежеспособного спроса и, соответственно, необходимостью продвижения продукции предприятий на внешний рынок, что будет способствовать сокращению падения производства, а в стратегическом плане - обеспечивать полнокровное включение экономики республики в международное разделение труда. В связи с этим, требуется устранить причины, сдерживающие реализацию данных задач, то есть, низкую конкурентоспособность промышленных изделий, слабую заинтересованность предприятий-изготовителей в экспорте своей продукции, неосведомленность о требованиях мирового рынка и т.д. Многие предприятия имеют проекты по производству новых видов конкурентоспособной продукции, отвечающей мировым стандартам: АО "Рузхиммаш" - по производству емкостного оборудования для химического машиностроения, АО "Саранский приборостроительный завод" - по производству медтехники и средств измерения для населения и лечебных учреждений, ОАО "Лисма" - по производству энергоэкономических, экологически чистых источников света и другие. Научно-технические разработки в области создания и совершенствования силовой преобразовательной электроники, полупроводниковых технологий, специальных источников света, осуществление на базе Саранского НПО силовой электроники, МГУ им. Н.П. Огарева, АО "Лисма-ВНИИИС", отвечающие современным требованиям мировых рынков, позволяют в ближайшей перспективе не только задействовать имеющиеся, но и увеличить экспортные возможности республики. Для повышения конкурентоспособности и качества продукции предприятиям, организациям целесообразно создавать систему обеспечения качества на базе МС семейства ИСО 9000 с последующей сертификацией ее в Центре стандартизации и метрологии или в зарубежных сертификационных центрах. В то же время расширение машинотехнического экспорта требует определенной экономической и организационной поддержки как со стороны предприятий, так и органов власти республики, районов и городов за счет предоставления налоговых и иных льгот, кредитной поддержки, содействия в целенаправленном освоении новых внешних рынков сбыта продукции.
Республики Мордовия располагает достаточно мощным комплексом по переработке сельскохозяйственной продукции, для чего используется местные сырьевые ресурсы: зерно, овощи, фрукты, мясо, молоко и другое. Действует сеть мясокомбинатов общей среднегодовой производственной мощностью 600 тыс.тонн мяса и 6 тыс. тонн мяса птицы (имеющиеся ресурсы - 100 тыс.тонн). Производство цельномолочной продукции составляет 54 тыс.тонн в год (имеющиеся ресурсы около 500 тыс.тонн). Переработкой овощей и фруктов заняты три предприятия общей мощностью 33 млн.усл. банок консервов в год. По переработке конопли имеются 9 пенькозаводов со среднегодовым объемом выработки более 4 тыс.тонн пеньковолокна.
Расширение номенклатуры деревообработки с ориентацией на экспорт сегодня желательно для многих действующих деревообрабатывающих комбинатов, которые в условиях новой системы цен испытывают трудности с реализацией продукции внутри страны. Лесоперерабатывающий комплекс позволяет перерабатывать ежегодно до 500 тыс. куб.метров древесины местного происхождения. Широкая сеть больших и малых деревообрабатывающих комбинатов и мебельных фабрик может вырабатывать в год до 200 тыс.куб.метров пиломатериалов, имеются мощности по производству свыше 300 тыс.кв.метров щитовых жилых домов. Большим спросом за рубежом могут пользоваться сувениры, выпуск которых в объеме до 500 тыс. штук в год освоен специализированными предприятиями. Интересам республики отвечает сотрудничество с иностранными фирмами в использовании отходов лесозаготовки и лесопереработки, расширение производства древесноволокнистых плит, организация производства топливных брикетов и других изделий, которые также могут стать предметом экспорта.
Другим экспортным ресурсом является цемент, невыработанные запасы которого составляют более 1 млрд.куб.метров, а годовой объем производства может достигать 3 млн.тонн. По своим качественным характеристикам он соответствует Европейскому стандарту. Однако наращивание производства и экспорта цемента требует проведения реконструкции и модернизации технологического оборудования, установки линии фасовки и упаковки с привлечением заинтересованных иностранных фирм, формой участия которых могут стать бартерные, компенсационные и лизинговые сделки.
Перспективным экспортным товаром может являться торф, который используется для бытовых и сельскохозяйственных нужд. В настоящее время на территории республики разведено около 800 его месторождений, сосредоточенных в основном в Теньгушевском, Темниковском и Краснослободском районах. Невыработанные запасы составляют более 30 млн. тонн.
Определенный интерес для экспорта и иностранных инвесторов может представлять сульфатно-хлоридная минеральная вода хиловского типа, суточный водоотбор которой в настоящее время составляет около 30 куб.метров и объемы добычи могут быть увеличены.
Одним из важных направлений развития внешнеэкономических связей республики может и должен стать в перспективе международный туризм, позволяя довольно быстро обеспечивать поступление валютных доходов. В целом природные условия республики весьма благоприятны для привлечения туристов. Однако для развития данной формы услуг необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий коренное обновление инфраструктуры туризма, реконструкцию архитектурных памятников и историко-культурных объектов, составление разнообразных программ пребывания иностранных туристов в Мордовии, улучшение качества их обслуживания и подготовку кадров для этой отрасли хозяйства. Поэтому на начальном этапе, связанном с необходимостью значительных инвестиций в развитие индустрии туризма, следует определить систему налоговых, кредитных, финансовых и организационных мер поддержки тех фирм, которые вкладывают средства в реконструкцию и строительство туристических баз, обучение кадров для туристической сферы и др.
2. Продвижение продукции мордовских товаропроизводителей на внешние рынки, развитие ярмарочно-выставочной деятельности
Создание и функционирование целостной системы продвижения мордовских товаров на внешний рынок потребует осуществления комплекса экономических, финансовых и организационных мер.
Анализ существующей экономической ситуации в республике и в России в целом приводит к выводу о необходимости расширения рынка сбыта продукции мордовских товаропроизводителей посредством усиления ее рекламы, повышения эффективности ярмарочно-выставочной деятельности с целью ознакомления общественности, деловых кругов регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья с республикой, предоставления заинтересованным сторонам всей необходимой информации о Мордовии - от экономического потенциала до гостиничного сервиса, раскрытия реальных перспектив взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с предприятиями и организациями республики. Недостаточная, отрывочная и разбросанная информация об этом представляет собой значительное препятствие на пути привлечения в Мордовию иностранных инвестиций, поиска надежных зарубежных партнеров для других форм внешнеэкономического сотрудничества. В большинстве регионов России эти задачи возложены на действующие ярмарочно-выставочные центры, которые работают на принципах частичного или полного самофинансирования, одновременно взаимодействуя с аналогичными организациями Российской Федерации и зарубежных стран. В республике в марте 1996 г. также создана подобная структура - государственное предприятие "Мордовский республиканский выстовочно-ярмарочный центр "Мордовэкспоцентр", на балансе которого находятся 5 павильонов, общей площадью 2,7 тыс.кв.метров, где размещены экспозиции промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
Другим ключевым звеном данной системы является развитие сети торговых представительств республики, внешнеторговых фирм или специализированных торговых домов, занимающихся экспортом и импортом продукции, с учетом интересов республики. В настоящее время готовится открытие представительства Республики Мордовия в Сирийской Арабской Республике, деловые круги которой заинтересованны в развитии взаимовыгодного сотрудничества, действует ТПД "Мордовия-Бухара", объединяющий заинтересованные во взаимном сотрудничестве мордовские и узбекские предприятия. Следующим этапом должно стать укрепление кооперационные связей с фирмами регионов стран Ближнего Востока, Восточной Европы, Украины, Республик Беларусь, Казахстан и других государств СНГ. В тоже время выход на эти региональные рынки потребует государственной поддержки, в том числе и финансовой для проведения широкой рекламной кампании, выставок, ярмарок, презентаций, создания внешнеэкономической и межрегиональной информационной инфраструктуры и других мероприятий, способствующих продвижению мордовских товаров, защите интересов предприятий республики - участников внешнеэкономической деятельности.
3. Реализация импорта и развитие импортозамещения
Рационализация импорта предлагает решение двух главных задач: повышение в структуре импорта доли машин, оборудования и технологий; создание конкурентной среды для импортных продовольственных и потребительских товаров в результате развития в республике замещающих производств, прежде всего в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Кроме того, технического оснащения требует фермерство, предъявляющее большой спрос на малогабаритную технику зарубежного производства. Производство такой техники может быть налажено на предприятиях республики в кооперации с заинтересованными зарубежными фирмами.
Специфика природных и экономических условий республики определила растущую в последние годы зависимость удовлетворения потребностей от внешних источников обеспечения, что делает импорт ряда важнейших товаров необходимым элементом процесса воспроизводства. Поэтому для повышения эффективности импортных операций целесообразно создание специализированных фирм, выполняющих крупные импортные заказы, тщательно подбирающих иностранных партнеров, предлагающих наиболее выгодные коммерческие условия, заключение долгосрочных контрактов.
Развитие импортозамещения, как и создание в республике экспортоориентированных производств, требует определенной финансовой помощи со стороны федеральных и местных органов власти. Наилучшей формой подобной поддержки может стать создание соответствующего республиканского целевого фонда.
4. Привлечение иностранного капитала
Привлечение в республику иностранного капитала в 1996-1997 годах в форме кредитов и инвестиций преследует решение таких задач, как подключение новых источников финансирования к модернизации экономики и социальной инфраструктуры, освоение невостребованного научно-технического потенциала республики, внедрение передовых технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга, насыщение внутреннего рынка товарами и услугами, развитие экспортоориентированных и импортозаменяющих производств, реализация конверсионных и других особо значимых для республики проектов, увеличение занятости населения, освоение передовых форм организации производства и содействие развитию производственной инфраструктуры.
Важными положительными факторами для привлекаемых инвесторов является наличие свободных производственных площадей, незаконченных объектов с высокой строительной готовностью, высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Поэтому наиболее предпочтительным является развертывание на территории Республики Мордовия производств на базе современного импортного оборудования и комплектующих, с использованием передовых технологий. Именно этот основной принцип определяет отраслевые приоритеты привлечения стороннего капитала: электротехника и электроника; производство электродвигателей; деталей и комплектующих к машинам и оборудованию, в том числе и для автомобилестроения; выпуск конкурентоспособных на мировых рынках товаров широкого потребления, товаров народно-художественных промыслов; изготовление оборудования для топливно-энергетического и агропромышленного комплексов; а также возделывание сельскохозяйственных культур и переработка сельхозпродукции. Особым направлением является организация экспортоориентированных производств строительных материалов, в том числе качественного и дешевого по себестоимости кирпича, керамической плитки, термолитового гравия из уникального месторождения диатомита, асбоцементных изделий.
Учитывая отсутствие в Мордовии традиционно привлекательных для иностранных инвесторов запасов полезных ископаемых, актуальным является включение отдельных республиканских проектов в федеральные целевые программы и, прежде всего, в конверсионные подпрограммы развития производства и насыщения рынка высококачественными товарами длительного пользования, развития средств связи и информатики. Финансирование других проектов в сфере машиностроения, пищевой и легкой промышленности, осуществляется с преимущественной опорой на республиканский и местные бюджеты, а также на средства предприятий. Перспективным направлением должно стать использование иностранного капитала, в том числе частного, для развития малого бизнеса в Мордовии, для чего, в соответствии с корпоративным принципом, могут быть привлечены и целевые федеральные ресурсы.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть местных предприятий приватизирована, преимущественно будет идти путем продажи иностранному инвестору акций мордовских акционерных обществ. В тоже время, следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний, а также в форме целевых банковских вкладов с условием их возврата поставками продукции. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в России важной задачей является формирование системы обеспечения гарантий и страхования рисков иностранных инвестиций, которая будет строиться в строгом соответствии с общими принципами возможного финансирования, важности конкретного проекта. В случае проектов федеральной значимости правомерно привлечение соответствующих федеральных страховых структур. Представляется актуальным создание в республике центра содействия иностранным инвестициям и фонда поддержки иностранных инвестиций и развития внешнеэкономической деятельности, формируемого за счет бюджетных ассигнований, взносов предприятий, организаций, иностранных инвесторов и других источников. Располагая фондом, Республика Мордовия сможет гарантировать возврат предоставляемых инвестиционных кредитов, привлекаемых в особо значимые для республики производственные и социальные проекты.
5. Создание правовой базы
Реализация задач внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия предполагает создание и совершенствование соответствующей правовой базы. Работа по ее формированию будет определяться необходимостью заложить, руководствуясь положениями новой Конституции Республики Мордовия, нормативно-правовые основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые, учитывая специфику Мордовии, стимулировали бы развитие международных связей республиканских предприятий и предпринимателей. При планировании этой работы на первое место ставится принятие Законов Республики Мордовия "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия", "О некоторых вопросах по регулированию внешнеэкономической деятельности в Республике Мордовия".
6. Подготовка и повышение квалификации кадров
Внешнеэкономическая деятельность требует серьезного обеспечения кадрами, как сферы управления, так и на уровне исполнительного звена. В Мордовии ощущается острый недостаток специалистов в области международных экономических отношений, что, в настоящее время, является одним из самых слабых звеньев внешнеэкономической деятельности. Достаточно сказать, что ни одно высшее учебное заведение республики до недавнего времени не занималось подготовкой экономистов-международников или специалистов в области правового регулирования международных экономических отношений, международного частного права и т.д. В связи с этим представляется необходимым безотлагательно создать систему кадрового обеспечения внешнеэкономической деятельности, включающую как подготовку, так и переподготовку специалистов. С целью подготовки внешнеэкономических кадров целесообразно ввести в МГУ им. Н.П. Огарева специализацию, а возможно открыть отделение по подготовке квалифицированных правоведов-международников; направлять на основе открытого конкурса молодежь в известные российские и зарубежные университеты, готовящие кадры для внешнеэкономической деятельности, в том числе на коммерческих условиях. Переподготовка должна включать в себя создание постоянно действующих курсов при МГУ им. Н.П. Огарева для желающих получить второе высшее образование по одной из специальностей, имеющей прямое отношение ко внешнеэкономической деятельности; участие в учебно-практических семинарах, конференциях и проведение стажировок в органах управления, компаниях, банках, научно-исследовательских центрах как России, так и зарубежных стран сотрудников аппаратов исполнительной власти, предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях.
7. Информационное обеспечение
Результативность внешнеэкономической деятельности зависит от ее информационного обеспечения, которое должно включать в себя информационную базу, содержащую данные об участниках, находящихся на территории Мордовии (своеобразный реестр производителей с их возможностями и предложениями); об экспортном потенциале и импортных потребностях республики; о межправительственных соглашениях; об имеющихся инвестиционных программах и проектах; о законодательстве и других нормативных актах Российской Федерации, Республики Мордовия, регулирующих деятельность участников внешнеторговых отношений, в том числе, иностранных компаний и физических лиц на территории республики и т.п. С другой стороны, информационная база должна содержать сведения о крупнейших зарубежных производителях продукции; об экономическом и финансовом положении реальных и потенцильных партнеров; о законодательстве иностранных государств и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеторговой деятельности; о конъюнктуре мирового рынка, ценах на основных рынках по видам продукции и услуг; об обменных курсах и взаимных курсах валют, процентных ставках и т.п.
Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи данных. Такую систему целесообразно сформировать при Госкомитете Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям и подключить ее при помощи сетевых средств к другими специализированными информационными системами Правительства Российской Федерации и Республики Мордовия.
Внедрение информационной системы предполагает, во-первых, формирование базы данных (со специализацией по разным отраслям и сферам внешнеэкономической деятельности) на основе информационной системы, которая будет использовать локальную компьютерную сеть, а также электронную почту, электронные системы и программное обеспечение, обслуживающее базы данных. В этой связи предстоит корректировка государственной статистики по вопросам внешнеэкономических связей, в которой недостаточно отражаются сведения об экспорте-импорте услуг, иностранных инвестициях в экономику республики, расходованию валютных средств, что не дает точного представления о внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия. Во-вторых, необходима интеграция информационной системы в международную компьютерную сеть, например "Интернет" для оперативного получения внешней информации и возможности быстрого размещения и распространения собственных сообщений практически по всему миру.
Формирование такой информационной системы потребует определенных затрат, но они окупятся за счет предоставления на коммерческой основе соответствующих информационных услуг участникам внешнеэкономической деятельности, а, главное, обернутся знанием точной картины в мире внешнеэкономических связей.
8. Механизм управления и осуществления контроля
за реализацией программы
Головным исполнителем программы является Государственный комитет Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям, исполнителями - министерства, ведомства, предприятия и организации республики указанные в приложении N 2, которые отчитываются перед Госкомитетом по внешнеэкономическим связям в установленном порядке. Общий контроль за реализацией программы осуществляет отдел финансово-экономической работы и топливно-энергетического комплекса Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Х Х Х
Настоящая Программа рассчитана на 1996-1997 годы. Однако в целом она может послужить в качестве документа, определяющего основы внешнеэкономической политики Республики Мордовия на последующие годы. Реализация ее позволит повысить экспортный потенциал Республики Мордовия, создать организационно-правовые условия стимулирования внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, что будет способствовать увеличению на 31 % поставок на экспорт по сравнению с 1995 г., а общий объем экспорта составит 51,5 млн.долларов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 июня 1996 г. N 327 "О Программе развития внешнеэкономических связей Республики Мордовия на 1996-1997 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2013 г. N 70 настоящее постановление признано утратившим силу