Постановление ВС МССР от 24 января 1992 г.
"О введении в действие Земельного кодекса Мордовской ССР
и неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Мордовской ССР"
22 июля 1997 г., 17 сентября 1998 г., 9 ноября 2000 г., 5 января 2001 г.
Законом Республики Мордовия от 20 февраля 2002 г. N 5-З настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение настоящего постановления принято постановление ВС МССР от 9 июня 1992 г. N 720-XII "О разграничении полномочий органов власти и управления в сфере регулирования земельных отношений"
Верховный Совет Мордовской Советской Социалистической Республики постановляет:
1. Ввести в действие Земельный кодекс Мордовской ССР с 10 февраля 1992 года.
2. Впредь до приведения законодательства Мордовской ССР в соответствие с Земельным кодексом Мордовской ССР действующие акты законодательства Мордовской ССР применяются, поскольку они не противоречат Кодексу.
Земельный кодекс Мордовской ССР применяется к правоотношениям, возникшим после введения Кодекса в действие.
К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс Мордовской ССР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
3. Президиуму Верховного Совета Мордовской ССР поручить к 1 февраля 1992 года представить в Верховный Совет Мордовской ССР предложения по разграничению полномочий в сфере регулирования земельных отношений в соответствии со статьями 19, 20, 21, 26, настоящего Кодекса.
4. Обязать Министерство сельского хозяйства Мордовской ССР и Советы народных депутатов обеспечить в срок до 1 марта 1992 года проведение коллективами совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, собраний для принятия решений о переходе к частной, общей (коллективной) долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом Мордовской ССР.
5. Советам народных депутатов, Государственному комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Мордовской ССР и его органам на местах:
- обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления с выделением земельной доли работника и членов его семьи в натуре. Следует иметь в виду, что одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай;
- установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель;
- включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных предприятий, акционерным обществам, в ом числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий;
- организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа;
- определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь;
- создать при комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам общественные советы по земельной реформе с участием местных отделений общественных организаций и органов крестьянского самоуправления для подготовки и представления предложений по вопросам земельной реформы местной администрации;
- обеспечить право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду и право крестьянских хозяйств на залог земли в банках, с предоставлением кредитов под этот залог.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Мордовской ССР |
Н.Жочкин |
Законом Республики Мордовия от 20 февраля 2002 г. N 5-З настоящий Земельный Кодекс признан утратившим силу
Законом Республики Мордовия от 22 июля 1997 г. N 39-З в настоящий Кодекс внесены изменения
Земельный Кодекс Республики Мордовия
22 июля 1997 г., 17 сентября 1998 г., 9 ноября 2000 г., 5 января 2001 г.
Раздел I. Общие положения
Глава I. Основные положения
Законом Республики Мордовия от 9 ноября 2000 г. N 48-З в статью 1 настоящего Кодекса внесены дополнения
Статья 1. Задачи земельного законодательства Республики Мордовия
Задачами земельного законодательства Республики Мордовия являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для осуществления земельной реформы и для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Законом Республики Мордовия от 9 ноября 2000 г. N 48-З статья 2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 2. Земельное законодательство Республики Мордовия
Земельные отношения в Республике Мордовия регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Земельным кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции.
Глава II. Компетенция Республики Мордовия и Российской Федерации
в области регулирования земельных отношений
Глава III. Компетенция Советов депутатов в области
регулирования земельных отношений
Глава IV. Изъятие, предоставление и передача земельных участков в
собственность и аренду
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 ноября 2000 года, оставленным без изменения определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 15-Г01-1, в признании недействительной статьи 22 настоящего кодекса отказано
Статья 22. Изъятие сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами
Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднего уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Изъятие особо ценных для Республики Мордовия земель не допускается. К перечню таких относятся:
1. Сельскохозяйственные угодья, расположенные на нижеследующих типах почв:
черноземах тучных среднемощных;
черноземно-луговых среднегумусных среднемощных;
лугово-черноземных среднегумусных среднемощных;
аллювиальных дерновых зернистых многогумусных и среднегумусных;
аллювиальных дерновых зернисто-слоистых среднегумусных.
2. Сельскохозяйственные угодья на орошаемых и осушенных землях с капитальной сетью.
3. Защитные участки леса у истоков рек, ручьев, берегозащитные участки леса, полосы леса по берегам рек заселенных бобрами, плюсовые лесные насаждения и лесосеменные заказники:
4. Естественные участки с редко встречающимися растительными сообществами или отдельными редкими видами растений.
5. Земли территорий, объявленные в установленном порядке памятниками природы, историко-мемориальными и историко-культурными памятниками, заповедниками.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 ноября 2000 года, оставленным без изменения определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 15-Г01-1, в признании недействительной статьи 23 настоящего кодекса отказано
Статья 23. Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, заказников, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 22 настоящего Кодекса.
Статья 24. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей.
Пригодность земель для нужд сельского хозяйства устанавливается по данным земельного кадастра.
Статья 25. Предоставление земельных участков для несельскохозяйственных нужд
Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения, или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями. Для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества. Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.
Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора.
Глава V. Порядок изъятия и предоставления земельных участков
Статья 26. Порядок предварительного согласования места размещения объекта
Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в представительный орган местного самоуправления, обладающий в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
Совет депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения федеративных и республиканских потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при наличии согласия Государственного Собрания Российской Федерации и Республики Мордовия на строительство или расширение указанных предприятий.
Представительные органы местного самоуправления информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.
Предварительное согласование места размещения объекта или его расширения проводится в сроки:
для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования с Государственного Собрания Российской Федерации, - до шести месяцев;
для объектов, не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с Государственным Собранием Республики Мордовия - до трех месяцев;
для объектов местного значения - до одного месяца.
Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Копия решения представительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта выдается предприятию, учреждению, организации, заинтересованным в этом согласовании, в семидневный срок с момента его принятия.
В случае несогласия собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора с указанным решением, он может обжаловать его в десятидневный срок в вышестоящий Совет депутатов, а затем в суд, решение которого является окончательным.
Финансирование проектно-изыскательских работ до принятия Советом депутатов решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда (при возникновении спора) не допускается.
Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также предоставлении (передаче) земель гражданам.
Статья 27. Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков
После утверждения проекта и включения в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет депутатов, обладающий в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличения площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.
По поручению представительного органа местного самоуправления подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Совет депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованным предприятиям, организациям, учреждениям в семидневный срок с момента его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано заказчиком в десятидневный срок в суд в исковом порядке. В таком же порядке может быть обжаловано решение представительного органа местного самоуправления об изъятии (выкупе) земельного участка. Истцом в этом случае выступает собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения Совета депутатов приостанавливает его исполнение.
Статья 31. Обжалование решений представительных органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков гражданам
Решение представительных органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков гражданам может быть обжаловано в судебном порядке.
При рассмотрении дела суд имеет право вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправомерности принятого решения об отказе. Решение суда в этом случае является основанием для оформления права на данный участок и подлежит исполнению в установленном законом порядке.
Статья 32. Порядок выделения предприятиями, учреждениями и организациями земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота своим работникам
Работники предприятий, учреждений и организаций, заинтересованные в получении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса кота, подают соответствующее заявление администрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своем пользовании сельскохозяйственные угодья.
Статья 33. Сроки рассмотрения ходатайств (заявлений) об изъятии и предоставлении земельных участков
Ходатайства предприятий, учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков для несельскохозяйственных нужд рассматриваются представительными органов местного самоуправления в двухмесячный срок. Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются представительными органов местного самоуправления в месячный срок.
Статья 34. Нормы предоставления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение и пользование
Нормы предоставления земельных участков гражданам устанавливаются местными органами власти или управления, но не более:
1. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по производству продукции:
а) растениеводства - 60 гектаров
б) животноводства - 50 гектаров
в) птицеводства - 40 гектаров
г) пчеловодства - 5 гектаров
2. Для строительства и обслуживания жилого дома граждан:
а) в сельских населенных пунктах -0,20 гектара;
б) в городах и рабочих поселках, в соответствии с градостроительными требованиями - до 0,15 гектара.
3. Для личного подсобного хозяйства с учетом участка, имеющегося при доме - 1 гектар, а собственникам земельной доли - в размере этой доли.
4. Для служебного земельного надела:
а) пахотной земли - 40 гектаров
б) сенокосных угодий - 2 гектара.
5. Для коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и дачного строительства - 0,15 гектара.
Советы депутатов могут увеличивать в зависимости от местоположения и качества земли, численности работников и других факторов площадь крестьянского (фермерского) хозяйства до 100 гектаров.
Статья 35. Утратила силу.
См. текст статьи 35
Статья 36. Сохранение права на земельный участок при разрушении строения
При разрушении строения от пожара или стихийных бедствий право на земельный участок сохраняется за собственником, землевладельцем, землепользователем при условии начала восстановления строения в течение двух лет. Этот срок может быть продлен соответствующим Советом депутатов.
Глава VI. Прекращение прав на землю
Статья 41. Порядок прекращения права пользования служебным наделом в связи с прекращением трудовых отношений
Прекращение права пользования служебным земельным наделом в связи с прекращением трудовых отношений оформляется приказом администрации предприятия, учреждения, организации.
Глава VII. Использование земельных участков для изыскательских работ
Статья 43. Право предприятий, учреждений и организаций на проведение изыскательских работ
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые, кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят эти работы на всех землях, независимо от их целевого назначения на основании решения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем Совете депутатов. Земельные участки для проведения изыскательских работ не изымаются.
Решения о проведении указанных работ выдаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной в статье 21 настоящего Кодекса, на срок не свыше одного года.
Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решением представительных органов местного самоуправления, принимаемым с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Статья 44. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - в срок, предусмотренный в договоре.
Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещение оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.
Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.
Глава VIII. Земельный налог, арендная плата за землю, плата за
приобретение земли в собственность
Раздел II. Права и обязанности собственников земли,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Защита и гарантия их прав
Статья 50. Права собственности земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
Собственники земельных участков имеют право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле;
2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;
7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса;
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7-10 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 37. Все сделки по отчуждению земельных участков подлежат регистрации в соответствующей местной администрации.
Статья 51. Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
1) эффективно использовать землю в соответствии с целевыми назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 98 и 99 настоящего Кодекса;
3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;
4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
5) своевременно представлять в соответствующий Совет депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;
6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природо-охранными органами. При аренде земли у представительных органов местного самоуправления возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, при аренде земли у собственника - с согласия собственника.
В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.
Статья 52. Защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
Вмешательство в деятельность собственников земельных участков землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.
Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, предусмотренном статьями 113 - 121 настоящего Кодекса.
Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.
Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.
Статья 53. Гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
Изъятие или выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию представительным органом местного самоуправления равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изыскаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
Изъятие для государственных и общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изыскаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
Раздел III. Земли сельскохозяйственного назначения
Глава IХ. Основные положения
Статья 54. Земли сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Статья 55. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
1) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
2) кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества;
3) колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;
4) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
5) несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для сельскохозяйственного производства иным организациям и лицам.
Глава Х. Земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство
Глава ХI. Земельные участки для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводчества, животноводства,
огородничества, сенокошения и выпаса скота
Статья 62. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение представительными органами местного самоуправления в соответствии с их компенсацией.
При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Статья 64. Земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования представительными органами местного самоуправления садоводческому или животноводческому товариществам выдается документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, представительными органами местного самоуправления по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Статья 66. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота
Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются представительными органами местного самоуправления из земель запаса в аренду, а предприятиям, учреждениям и организациям - во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке.
Земельные участки, предоставленные для огородничества,используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды.
При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцем этих строений или за их счет возмещения стоимости строений.
Раздел IV. Земли населенных пунктов
Глава XIII. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и
сельских населенных пунктов
Статья 68. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов
Все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов депутатов.
Статья 69. Состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов
В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:
1) земли городской, поселковой и сельской застройки;
2) земли общего пользования;
3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
4) земли природоохранительного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;
6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Статья 70. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта
Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Городская, поселковая черта и черта сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
Статья 71. Использование земель городов, поселков, сельских населенных пунктов
Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки.
Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют основные направления использования их земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.
Планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков определяют основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель города.
Порядок использования земель, указанных в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 69 настоящего Кодекса, определяется законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Статья 72. Обязанности по благоустройству земельных участков в городах, поселках, сельских населенных пунктах
Городские, поселковые, сельские Советы депутатов проводят комплекс необходимых работ по благоустройству и озеленению земель городов, поселков, сельских населенных пунктов. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сохранять земельные насаждения в соответствии с правилами, устанавливаемыми городскими, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также поддерживать закрепленную за ними территорию в должном санитарном и противопожарном состоянии.
Статья 73. Земли городской, поселковой, сельской застройки
Земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями.
Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Статья 74. Земли общего пользования
Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктов состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперебатывающих предприятий, и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
Статья 75. Земли сельскохозяйственного и другие угодья
К землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктов относятся пашня, сады, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и другие.
Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства.
Статья 76. Земли природоохранного, оздоровительного, рекриационного и историко-культурного назначения
В земли городов, поселков, сельских населенных пунктов входят земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, порядок использования которых определяется статьями 87-91 настоящего Кодекса.
Любая деятельность на них, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается по решению городского, поселкового, сельского Совета депутатов.
Земли, занятые лесами, служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии.
Статья 77. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,энергетики, обороны и иного назначения
К землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами депутатов.
Глава XIV. Земельные участки для дачного, гаражного и жилищного
строительства, предпринимательской деятельности
Статья 78. Земельные участки для дачного, гаражного и жилищного строительства
Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов.
К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местной администрацией соответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, предоставленные членам указанных кооперативов и пожизненное наследуемое владение, местной администрацией по предоставлению соответствующих кооперативов выдается документ, удостоверяющий их право на землю.
При строительстве жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, а гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам.
Статья 79. Использование земельных участков, предоставленных для жилищного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности
Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.
Земельные участки, предоставленные для дачного строительства, используются для возведения жилого дома, хозяйственных построек и организации отдыха, а также выращивания овощей, ягод, фруктов, цветов.
Земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обсуждения автомобилей, других средств транспорта.
Земельные участки, предоставленные для ведения предпринимательской деятельности, предназначаются для возведения построек, необходимых для выполнения данного вида деятельности.
Раздел V. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, обороны и иного назначения
Статья 81. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного назначения
Землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям, и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков для разработки полезных ископаемых производится после горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. Предоставление особо ценных продуктивных земель производится только после отработки других угодий, расположенных в границах горного отвода.
Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначать границы зон специальными информационными знаками.
Статья 82. Предоставление несельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями земель для сельскохозяйственных целей
Несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей в порядке, установленном статьей 13 настоящего Кодекса.
Статья 83. Служебные земельные наделы
Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства.
Служебные наделы выделяются в двухнедельный срок из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде предприятий, учреждений и организаций соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, по решению администрации этих предприятий, учреждений и организаций. При недостатке таких земель предприятия, учреждения, организации ходатайствуют перед представительными органами местного самоуправления о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.
Статья 84. Условия предоставления служебных земельных наделов
Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.
Гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами, или претендующим у представительных органов местного самоуправления земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются.
Статья 85. Сохранение права на служебный земельный надел
Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненного, а для детей - до их совершеннолетия.
Статья 86. Земли для нужд обороны
Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.
При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному статьями 43 и 44, а также частью четвертой статьи 81 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земель для нужд обороны устанавливается настоящим Кодексом.
Раздел VI. Земли природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
Статья 87. Земли природоохранного назначения
К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.
В состав земель природоохранного назначения включаются земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, предоставляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных).
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного на них режима.
Устанавливаются водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
Порядок использования земель природоохранного назначения, установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Статья 88. Земли природно-заповедного назначения
К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.
В состав земель природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение.
На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. На других землях природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом.
Для обеспечения режима заповедников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землепользователей не изымаются. Пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Статья 89. Земли оздоровительного назначения
К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Земли оздоровительного назначения подлежат особой охране.
В целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться три зоны с особыми условиями использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и др.). Порядок использования земель в указанных зонах устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земли, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками.
Статья 90. Земли рекреационного назначения
Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических трон, маркированных трасс, детских оздоровительных и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения. Земли, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами и могут подлежать изъятию.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, то есть земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.
Выделение земель рекреационного назначения производится по решению Правительства Республики Мордовия.
Порядок использования земель рекреационного назначения и определения их границ устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Статья 91. Земли историко-культурного назначения
Землями историко-культурного назначения признаются земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства.
Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. В соответствии с законодательством Республики Мордовия и Российской Федерации отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения определяются особым законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Раздел VII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Статья 92. Земли лесного фонда
Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 13 настоящего Кодекса.
Статья 93. Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделение под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.
Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Статья 94. Земли запаса
Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 37-42 настоящего Кодекса.
Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов депутатов в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Раздел VIII. Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного
и лесохозяйственного производства
Раздел IХ. Охрана земель
Статья 98. Цели, задачи охраны земель
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей и ставит следующие цели:
предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;
обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Статья 99. Содержание охраны земель
Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют:
рациональную организацию территории;
восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;
защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения производственными и хозяйственно-бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культур технического состояния земель;
рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;
снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За счет средств республиканского и местного бюджетов в соответствии со статьями 48 и 97 настоящего Кодекса осуществляются республиканские и региональные программы по охране земель.
Статья 100. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ в почве
В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
Указанные нормативы и методы их определения утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Статья 101. Экологические и санитарно-гигиеническое требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий не допускать отрицательного влияния на землю.
Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производятся по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологии, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.
Статья 102. Охрана ценных сельскохозяйственных угодий
В целях охраны ценных сельскохозяйственных угодий (с учетом кадастровой оценки) устанавливаются законодательством республики границы территорий, в пределах которых запрещается изъятие земель для несельскохозяйственных нужд.
Статья 103. Экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.
Статья 104. Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает:
выделение средств республиканского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; освобождение от платы на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;
частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.
Раздел Х. Контроль за использованием и охраной земель
Статья 105. Исключена.
См. текст статьи 105
Статья 106. Исключена.
См. текст статьи 106
Статья 107. Исключена.
См. текст статьи 107
Раздел ХI. Государственный земельный кадастр
Статья 108. Исключена.
См. текст статьи 108
Статья 109. Исключена.
См. текст статьи 109
Раздел ХII. Землеустройство
Статья 110. Назначение землеустройства
Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
Статья 111. Содержание землеустройства
Землеустройство предусматривает:
1) разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;
2) установление на местности границ административно-территориальных образований;
3) составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей;
4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
5) разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
6) обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
7) установление и изменение городской черты, поселковой черты сельских населенных пунктов;
8) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.
Статья 112. Организация и порядок проведения землеустройства
Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводится по решениям Совета депутатов, по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет другими землеустроительными организациями.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территорий является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Раздел ХIII. Разрешение земельных споров
Статья 113. Исключена.
См. текст статьи 113
Статья 114. Исключена.
См. текст статьи 114
Статья 115. Исключена.
См. текст статьи 115
Статья 116. Исключена.
См. текст статьи 116
Статья 117. Исключена.
См. текст статьи 117
Статья 118. Исключена.
См. текст статьи 118
Статья 119. Исключена.
См. текст статьи 119
Статья 120. Исключена.
См. текст статьи 120
Статья 121. Исключена.
См. текст статьи 121
Раздел XIV. Ответственность за нарушение земельного законодательства
Статья 122. Исключена.
См. текст статьи 122
Статья 123. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
За нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, граждане - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
за самовольное строительство юридические лица - от пяти до десяти тысяч рублей, граждане - от 500 до одной тысячи рублей;
за захламление земель юридические лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане - от 100 до 500 рублей;
за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица - от пятисот тысяч до 1 млн. рублей, граждане - от 500 до пяти тысяч рублей;
за порчу и уничтожение плодородного слоя почв юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до трех тысяч рублей;
за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица - от 100 до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до одной тысячи рублей;
за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 500 до 10 тыс. рублей;
за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане - от 100 до 500 рублей;
за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица - от одной тысячи до трех тысяч рублей;
за уничтожение межевых знаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, граждане - от 50 до 100 рублей;
за задержку с выделением земель и имущественного пая руководители хозяйств - в размере трех месячных окладов.
Штрафы за указанием нарушения земельного законодательства налагаются местными органами Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Мордовия, Государственного комитета Республики Мордовия по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного и архитектурно-строительного надзора в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Денежные средства, поступившие от взыскания штрафов, направляются на охрану земель и улучшение плодородия почв.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
Статья 124. Возмещение убытков и вреда, причиненных нарушением земельного законодательства
Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
Раздел XV. Международные договоры
Статья 125. Исключена.
См. текст статьи 125
Президент Мордовской ССР |
В.Д. Гуслянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ВС МССР 24 января 1992 г. N от "О введении в действие Земельного кодекса Мордовской ССР и неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Мордовской ССР"
Текст постановления официально опубликован не был
Законом Республики Мордовия от 20 февраля 2002 г. N 5-З настоящее постановление признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Мордовия от 5 января 2001 г. N 8-З
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Мордовия от 9 ноября 2000 г. N 48-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Мордовия от 17 сентября 1998 г. N 35-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Мордовия от 22 июля 1997 г. N 39-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона