Постановление Правительства Республики Мордовия
от 5 сентября 1996 г. N 431
"О введении системы государственной экспертизы в сфере
научно-технической и инновационной деятельности в Республике Мордовия"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2013 г. N 70 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения высокого качества научных и научно-технических разработок, выполняемых при финансовой поддержке из федерального и республиканского бюджетов, Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Создать в Республике Мордовия систему государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
2. Утвердить Положение о системе региональной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности в Республике Мордовия.
3. Возложить функции организатора государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности в Республике Мордовия на Научно-исследовательский институт регионологии при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева.
4. Просить Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы /РИНКЦЭ/ Государственного Комитета Российской Федерации по науке и технологиям и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в установленном порядке решить вопрос о создании на базе Научно-исследовательского института регионологии при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева филиал РИНКЦЭ с выдачей ему соответствующего сертификата.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Пыкова А.М., отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Первый заместитель Председателя |
В. Акишев |
Положение
о системе региональной экспертизы в сфере научно-технической и
инновационной деятельности в Республике Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 5 сентября 1996 г. N 431)
1. Общие положения
1.1. Региональная экспертиза в сфере научно-технической и инновационной деятельности (далее - экспертиза) представляет собой специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность, направленную на информационное обеспечение решений по важнейшим проблемам научно-технического, производственно-технологического и социально-экономического развития региона.
1.2. Экспертиза является составной частью механизма формирования и реализации научно-технической, образовательной, производственно-технологической и социально-экономической политики органов регионального управления в организационном, структурном, профессиональном, бюджетном м правовом отношениях.
1.3. Экспертиза представляет собой систему практического применения официально установленных и регламентированных правил и процедур подготовки экспертно-аналитических данных по различным вопросам научной, образовательной, технической, технологической, инвестиционной, производственной, правовой деятельности предприятий, учреждений, организаций региона.
1.4. Региональная государственная экспертиза как система объединяет при Правительстве Республики Мордовия взаимодействующие с ним независимые экспертные формирования (советы, комиссии, коллективы), создаваемые на базе научных учреждений, проектных институтов, высших учебных заведений региона, существующих консультативных фирм, отделений отраслевых академий, научных обществ, финансово-инвестиционных компаний, производственных предприятий.
1.5. Государственная экспертиза может организовываться и выполняться на договорных началах по обращениям негосударственных учреждений (фирм, фондов, ассоциаций), а также общественных организаций заинтересованных в обоснованности принимаемых ими решений.
1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных экспертных заключений, подготавливаемых на основе анализа и обобщения мнений независимых экспертов по экспертируемой проблеме, исходя из полученного задания и относящихся к нему материалов.
1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими законами и другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Мордовия, а также настоящим Положением.
2. Объекты экспертизы
2.1. Объекты региональной государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае Правительством Республики Мордовия, другими управленческими структурами (районными, городскими, сельскими), а также государственными и негосударственными предприятиями, общественными организациями, обращающимися к экспертизе.
2.2. Объектами экспертизы являются программы, проекты, разработки, технологии, планы капиталовложений и другие работы, осуществление которых требует значительных финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых затрат, а также результаты указанных работ.
Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться Правительством Республики Мордовия, а также другими участниками экспертного процесса в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности региона и стоящих перед ним проблем.
3. Цели экспертизы
3.1. Целями государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности являются:
- всесторонний анализ вариантов, решений, связанных с выбором приоритетов научно-технического, производственно-технологического, социально-экономического развития региона;
- объективная оценка научной, народнохозяйственной, социально-экономической значимости региональных программ, проектов, разработок различной направленности, а также возможных последствий и результатов их выполнения;
- экспертное обеспечение деятельности государственных и негосударственных предприятий и учреждений региона в организационном и предметном отношении на уровне возникающих перед ними задач;
- научная и методологическая поддержка экспертной работы применительно к условиям региона, изучение и применение имеющегося опыта проведения экспертизы;
- практическое использование накопленных знаний в условиях осложняющихся экологических, ресурсных и демографических проблем.
4. Задачи экспертизы
4.1. Основными задачами региональной государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности являются:
- организация и проведение комплексной независимой оценки приоритетных направлений развития региона, а также поиск эффективных путей решения возникающих проблем применительно к специфике региона;
- организация и проведение комплексных экспертно-аналитических оценок региональных научно-технических, образовательных, гуманитарных, экономических, инвестиционных программ и проектов, новых научных идей, технологий, приемов труда;
- организация и проведение комплексной экспертно-аналитической оценки результатов проведенных в регионе работ в научно-технической, производственно-технологической, социально-экономической областях;
- привлечение научного потенциала региона к решению вопросов эффективности экспертной работы, расширение специализированных исследований проблем экспертизы;
- анализ возможных последствий реализации альтернативных вариантов решений, принимаемых на разных уровнях регионального руководства, местного самоуправления, негосударственных структур.
5. Субъекты экспертизы
5.1. Субъектами государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности являются юридические и физические лица, а также общественные объединения, выполняющие основные функции, связанные с ее организацией и проведением.
5.2. По характеру своего участия в процессе экспертизы субъекты подразделяются на ее заказчиков (заявителей), организаторов (подрядчиков) и исполнителей (экспертов).
5.3. Заказчиками экспертизы выступают Правительство Республики Мордовия, другие управленческие структуры (районные, городские, сельские), государственные и негосударственные предприятия (фирмы, фонды, ассоциации), общественные организации, заинтересованные в получении экспертного заключения по определенному кругу вопросов.
5.4. Организатором экспертизы является Научно-исследовательский институт регионологии при Мордовском государственном университете (далее организатор), проводящий конкретную работу в соответствии с настоящим Положением и лицензией, выданной Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы Государственного Комитета Российской Федерации по науке и технологиям и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (РИНКЦЭ).
5.5. Исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и специалисты, учреждения науки (исследовательские институты, испытательные центры), высшие учебные заведения, существующие или специально создаваемые экспертные формирования (советы, комиссии, творческие коллективы), общественные, коммерческие и иные организации, профессионально занимающиеся экспертно-аналитической деятельностью.
5.6. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами, предоставленными им действующими законами Российской Федерации, нормативными документами органов государственной власти и управления.
6. Организация экспертизы
6.1. Организационную основу государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организатором, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.
6.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание ее организатору по установленным стандартам, обеспечивает финансирование проводимых экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения.
6.3. организатор разрабатывает программу проведения экспертизы в соответствии с принятой технологической схемой, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает информационную, техническую, нормативно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику-официальное экспертное заключение.
6.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в договорных документах.
6.5. Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых проводилась экспертиза.
6.6. Экспертное заключение должно быть объективным и содержать следующие обязательные разделы: формулировку задачи экспертизы, принятые критерии оценок, собственно экспертные оценки, выводы и рекомендации.
6.7. К проведению экспертизы не могут привлекаться экспертные коллективы или отдельные эксперты, являющиеся участниками работ, по поводу которых организуется и проводится экспертиза (вне зависимости от степени и форм участия).
6.8. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика (см.п.5.3.), действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством.
6.9. Организация экспертизы и взаимодействие участников экспертного процесса (заказчиков, организатора, исполнителей) осуществляется на принципах:
- системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методического обеспечения,
- независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы,
- соответствия используемой информационной и технической базы условиям проводимой экспертизы,
- комплексности и научной обоснованности экспертных оценок,
- гласности результатов экспертизы.
7. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы
7.1. Нормативно-методическое обеспечение государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности включает законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы органов государственной власти и управления, а также научно-методические разработки, регламентирующие отношения и правила взаимодействия между субъектами экспертизы, технологические схемы ее проведения, общие требования к экспертам, возможности получения и использования служебной информации.
7.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатывается по инициативе заинтересованных в ней заказчиков (см.п.5.3), специализированных экспертных организаций, учреждений науки, высших учебных заведений и общественных формирований, исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования механизмов управления развитием научно-технической и инновационной деятельности.
7.3. нормативно-методическое обеспечение экспертизы осуществляет Российский Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ) через Институт регионологии при Мордовском государственном университете, пользуясь правом:
- привлекать к проведению экспертизы на договорной (контрактной) основе научные или иные организации, зарубежные фирмы, временные творческие коллективы, а также отечественных и иностранных ученых и специалистов;
- финансировать научно-методические разработки и организационные мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы и создание систем ее обеспечения;
- получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от их характера, мест расположения и прав пользования;
- предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведений конкретных экспертиз информацию в соответствии с существующими правилами пользования ею;
- рассматривать спорные вопросы по организации и проведению экспертизы, а также участвовать в их обсуждениях в соответствии с действующим законодательством;
- отклонять или направлять на доработку заключения, выполненные экспертами с нарушениями законодательных норм, порядка проведения экспертизы, требований настоящего Положения;
- привлекать на договорной основе ученых и специалистов различных исследовательских учреждений, высших учебных заведений, других организаций для проведения научных работ по проблемам экспертизы;
- взаимодействовать в пределах своей компетенции с ведомственными, общественными и иными экспертными организациями и подразделениями, экспертными органами суверенных республик СНГ и иностранных государств с целью проведения консультаций, комплексных экспертиз, обмена опытом и научно-методическими разработками;
- проводить в установленном порядке совещания, семинары, конференции по вопросам экспертизы, а также публиковать информацию о результатах проведения экспертиз, их методологическом, организационном и техническом обеспечении.
7.4. Вопросы разграничения функций, прав и взаимных обязательств РИНКЦЭ и Научно-исследовательского института регионологии определяются на договорной основе.
7.5. Конкретные разработки нормативно-методического обеспечения экспертизы проводятся коллективами ученых и специалистов на основе использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественного и зарубежного опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации.
8. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы
8.1. Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее организации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки в оценках и др.) рассматриваются заказчиком и организатором указанных работ в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
8.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения административных или экономических санкций против ее организаторов и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской Федерации).
8.3. Финансирование региональных программ, проектов, технических разработок, экспериментальных и других работ, получивших положительные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в силу нераскрытых при экспертизе причин, не является основанием для применения экономических санкций против организаторов или исполнителей экспертных работ.
8.4. Заказчик и организатор экспертизы пользуются правом высказать публичное осуждение исполнителям, проведшим некачественную экспертизу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 сентября 1996 г. N 431 "О введении системы государственной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности в Республике Мордовия"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2013 г. N 70 настоящее постановление признано утратившим силу