Постановление Правительства Республики Мордовия
от 10 октября 1996 г. N 491
"О Программе развития садоводства Республики Мордовия
на 1996-2000 годы"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2011 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения населения Республики Мордовия плодово-ягодной продукцией, сохранения и дальнейшего развития созданного в отрасли садоводства потенциала, повышения рентабельности производства плодов и ягод, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" и Указа Главы Республики Мордовия от 10 сентября 1996 г. N 108 "О мерах по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводства и огородничества" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить Программу развития садоводства Республики Мордовия на 1996-2000 годы (прилагается).
2. Министерству экономики Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия при разработке проекта республиканского бюджета предусмотреть ежегодное целевое выделение средств на реализацию Программы.
3. Определить государственным заказчиком Программы товарищество с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром".
Обязать товарищество с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром" представлять данные о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Мордовия до 15 января следующего за отчетным года.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, товариществу с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром" добиваться выделения лимитов капитальных вложений из федерального бюджета на многолетние плодово-ягодные насаждения (закладка и уход) и развитие материально-технической базы отрасли садоводства.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Скопцова В.А.
Первый заместитель Председателя |
В. Акишев |
Программа
развития садоводства Республики Мордовия на 1996-2000 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
N 491 от 10 октября 1996 г.)
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2000 г. N 329 срок действия настоящей Программы продлен на 2001 г.
В приложение N 9 к настоящей Программе постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 июня 2001 г. N 303 внесены изменения
Паспорт
Программы развития садоводства Республики Мордовия на 1996-2000 гг.
Наименование программы |
"Развитие садоводства Республики Мордовия на 1996-2000 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Принято решение о разработке программы в плане действий Правительства Республики Мордовия, утвержденной 7 марта 1996 г. |
Государственный заказчик, директор программы |
Товарищество с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром", директор программы Никитин А.С. |
Основные разработчики программы |
Товарищество с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром" |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Реализация программы даст возможность вести дальнейшее развитие садоводства, расширение цехов по переработке плодов и ягод, строительство и реконструкцию плодохранилищ, внедрять научно-технический прогресс отрасли садоводства |
Сроки и этапы реализации программы (подпрограмм) |
1996-2000 годы |
Перечень основных подпрограмм и мероприятий |
Закладка насаждений, уход за насаждениями, строительство хранилищ, реконструкция плодохранилищ, строительство цехов переработки, cтроительство и реконструкция винных цехов, строительство цехов по детскому питанию |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Специализированные хозяйства товарищества с ограниченной ответственностью "Мордовплодопром" |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования составит 101787 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 76919 млн. рублей, инвестиционный кредит - 9500 млн. рублей, республиканский бюджет - 11848 млн. рублей, собственные средства - 3520 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Довести объемы производства плодов и ягод до 7934 тонн, душевое потребление плодов и ягод за счет местного производства до 35 кг в год |
Система организации контроля за исполнением программы |
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно представлять данные о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Мордовия до 15 января следующего за отчетным года |
Анализ состояния садоводства в Республике Мордовия
Садоводство - важная отрасль аграрного сектора Мордовии, без продукции которой невозможна организация полноценного питания населения. Основной задачей отрасли является производство плодов, ягод, продукции их переработки и обеспечение ими населения республики. Мордовия отнесена к регионам, не вывозящим плоды за свои пределы так так# существующий уровень производства фруктов не обеспечивает потребности своего населения.
Природные условия Мордовии достаточно благоприятны для возделывания многих плодово-ягодных культур, хотя республика относится к зоне рискового плодоводства. В отдельные годы из-за сильных морозов теряется значительная часть садов и ягодников, как это происходило в зимы 1968/69 и 1978/79 годов.
Необходимость быстрого восстановления погибших насаждений вынуждает развивать питомники в больших объемах, чем обычно требуется для планового обновления насаждений по садо-ягодообороту.
Площадь и размещение плодово-ягодных насаждений по республике
По состоянию на начало 1996 года под садами и ягодниками во всех категориях хозяйств занято II тыс.гектаров, или 52% к уровню 1970 и 150% к уровню 1984 года (таблица I).
Таблица I
Площадь многолетних плодово-ягодных насаждений в Мордовии
(тыс.га) | ||||
Наименование культур |
По всем категориям хозяйств |
|||
1970 год |
1984 год |
1990 год |
1995 год |
|
Семечковые |
18,7 |
5,0 |
5,6 |
7,3 |
Косточковые |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
2,4 |
Ягодные |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
1,3 |
Итого |
21,1 |
7,3 |
7,9 |
11,0 |
Резкое уменьшение площади многолетних насаждений за 1979-1984 годы произошло из-за гибели насаждений после суровой зимы 1978/79 года и списания их в последующие годы. За эти годы изменилась и структура насаждений, увеличилась доля насаждений вишни и сливы, ягодников. Семечковые культуры занимают 66, косточковые - 22, ягодники - 12 процентов.
В 70-е годы более 13 тыс.гектаров насаждений принадлежало колхозам, совхозам и другим государственным предприятиям и 8,1 тыс.га - населению (таблица 2).
Таблица 2
Распределение насаждений по секторам
Категории хозяйств |
1970 год |
1984 год |
1995 год |
|||
тыс.га |
% |
тыс.га |
% |
тыс.га |
% |
|
Всего насаждений по республике |
21,1 |
100 |
7,3 |
100 |
11,0 |
100 |
В том числе: | ||||||
у населения в сельскохозяйственных и других государственных предприятиях |
8,1 13,0 |
38 62 |
4,0 3,3 |
55 45 |
7,93,1 |
72 28 |
Из них в специализированных плодовых и плодопитомнических хозяйствах |
5,4 |
26 |
2,2 |
30 |
2,9 |
26 |
Как видно из таблицы, за последние годы произошли заметные изменения в размещении насаждений по секторам. Значительно возросла доля насаждений в частном секторе, уменьшилась площадь садов в неспециализированных по садоводству хозяйствах.
Из-за недостатка емкостей плодохранилищ, мощностей по переработке продукции в республике специализированные предприятия сократили площадь садов.
Садоводство в неспециализированных предприятиях
Практика показала, что производство плодов и ягод на мелких участках, без сопутствующей материально-технической базы, квалифицированных кадров оказалось нерентабельным. Без соблюдения требований агротехники плодовые насаждения оказались малоурожайными, использование капиталовложений на закладку и уход за садами - неэффективным. В последние годы закладка насаждений в этих предприятиях практически прекратилась. Оставшиеся насаждения после нескольких подмерзаний при плохом уходе сильно изрежены и малоурожайны. В ближайшие годы их следует списать, землю после раскорчевки насаждений использовать по назначению. В перспективе в обеспечении населения плодами и ягодами этот сектор садоводства участия принимать не будет.
Коллективное и приусадебное садоводство
В последние 5-10 лет в республике заметно увеличилась площадь садов и ягодников на приусадебных участках граждан, возросло количество участков в коллективных садах вокруг городов и рабочих поселков (таблица 3).
Таблица 3
Площадь многолетних плодово-ягодных насаждений у населения
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
1995 год в % к 1990году |
|||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|||
Количество семей, имеющих приусадебные участки |
тысяч |
171,0 |
178,3 |
179,1 |
178,1 |
179 |
177,9 |
104 |
Общая площадь приусадебных участков |
тыс. га |
47,3 |
48,2 |
53,0 |
56,8 |
57,4 |
58,4 |
123,5 |
Из них садами занято под и ягодниками |
-"- |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
4,2 |
131 |
В % от общей площади |
% |
6,7 |
6,8 |
7,3 |
6,2 |
6,1 |
7,2 |
|
Число участков в коллективных садах |
тысяч |
67,6 |
90,3 |
101,9 |
108 |
110,6 |
108,4 |
154 |
Общая площадь участков |
тыс. га |
3,6 |
5,8 |
6,9 |
7,7 |
7,9 |
7,9 |
220 |
Как показано в таблице, в последние годы площадь под приусадебными участками граждан увеличилась лишь за 6 лет на 23%, а коллективных садов - в 2,2 раза.
Занятие коллективным садоводством для многих горожан стало не только формой разумного использования свободного времени, но и весомым источником обеспечения семей продуктами питания.
Однако республика пока практически очень мало использует имеющийся потенциал для увеличения продукции садоводства в этом секторе. Несмотря на значительное увеличение площади приусадебных участков площадь под многолетними культурами почти не увеличилась. Имеющиеся насаждения представляют собой сады и ягодники старых сортов, повреждены морозами в зиму 1978/79 года, малоурожайны. Практической помощи для замены старых насаждений или восстановления их со стороны администрации районов и Правительства республики, как это практикуется в других регионах, не оказывалось.
Отсутствие дорог, необходимой инфраструктуры на выделенных под коллективные сады участках сдерживает освоение последних. Недостаток средств у населения на приобретение саженцев, воровство уже посаженных плодовых деревьев и ягодных кустарников и выращенного урожая сдерживает освоение их под сады и ягодники. В перспективе, с улучшением условий жизни, с падением спроса на картофель и овощную продукцию собственного производства освоение дальних участков прекратится, эффективность использования выделенных земель еще больше ухудшится. Положение можно поправить лишь в случае изменения политики государства к деятельности этого сектора народного хозяйства, возможности повышения его эффективности. В ряде областей и республик возможности этого сектора используются весьма эффективно.
С учетом увеличения площади насаждений и вступления их в пору плодоношения вклад населения в общее производство продукции садоводства в республике заметно возрастает. Это позволит снизить объемы инвестиций на закладку новых насаждений в промышленном садоводстве.
Коллективное и приусадебное садоводство в состоянии обеспечивать население ягодами, плодами косточковых культур, яблоками в летне-осенний период. Однако мелкие товаропроизводители не в состоянии восполнить потери продукции в случае развала промышленного садоводства, ликвидации высокотоварных специализированных хозяйств. Прежде всего это касается обеспечения населения плодами и продукцией переработки в осенне-зимний период. Оно не способно эффективно функционировать без широко развитой сети питомников, организованной смены сортов, оздоровления посадочного материала, внедрения достижений научно-технической программы. Дальнейшее развитие личного, частного садоводства можно прогнозировать лишь в интеграции с промышленным садоводством, с крупными и плодопитомническими предприятиями.
Садоводство в фермерских (крестьянских) хозяйствах
Выделение инвестиций при обустройстве фермерских хозяйствах на закладку плодово-ягодных насаждений, строительство плодохранилищ и миницехов для переработки продукции позволит ориентировать часть крестьянских хозяйств на производство плодов и ягод. Фермеры при соответствующей подготовке могли бы найти свою нишу на рынке посадочного материала, так как плодопитомнические предприятия не в состоянии охватить весь спектр спроса населения на саженцы редких нетрадиционных культур и ряда сортов районированных культур. Это касается актинидии, лимонника, черной малины, ремонтантной земляники и малины, черники, голубики, ряда декоративных культур. Однако и в этом случае необходимы инвестиции на создание маточных насаждений, культивационных сооружений для размножения растений.
Однако садоводство - фондоемкая и капиталоемкая отрасль. Стоимость гектара обычного современного сада или ягодной плантации достигает уже 10-25 млн. рублей. Затраты же на создание гектара высокоинтенсивного скороплодного сада с плотностью посадки в 2-5 тысяч деревьев на гектар или маточного насаждения из посадочного материала высоких репродукций на порядок выше. А перспектива именно за такими суперинтенсивными садами и Россия, как обычно, вновь отстает в этой области.
Особенности отрасли, обусловленные значительными затратами на закладку насаждений, сопутствующей им базы хранения и переработки, необходимость "замораживания" средств до вступления насаждений в плодоношение и получения первого урожая при существующих объемах воровства, отсутствии инвестиций для отрасли делают весьма проблематичным появление фермерских садоводческих хозяйств.
При определенных условиях: наличии инвестиций, подготовке кадров фермерское движение можно было бы использовать, по примеру ряда европейских стран, для создания именно высокоинтенсивных насаждений. Для этого необходима программа, соответствующая технология, проверка ее в условиях Мордовии.
Промышленное садоводство
Промышленное садоводство в республике представлено 13 плодовыми и плодопитомническими хозяйствами, расположенными в 7 районах. Основная масса насаждений размещена вокруг городов Саранск и Рузаевка. За ними закреплено 2947 гектаров садов и ягодников, емкость плодохранилищ - 2860 тонн, мощность цехов переработки - 4025 туб., винных цехов - 290 тыс.дал. Современное специализированное предприятие может рентабельно функционировать лишь как предприятие агропромышленного типа с законченным циклом производства конечной продукции, объединяющим в единую технологическую цепь производство, хранение, переработку продукции. Шесть из 13 предприятий в определенной степени отвечают указанным требованиям, в них создана база хранения и переработки. Еще три или четыре хозяйства уже в условиях переходного периода за счет собственных или заемных средств построили фруктохранилища, однако оказались не в состоянии приобрести холодильное оборудование. При наличии инвестиций ввод в эксплуатацию указанных хранилищ окупился бы в 1-2 года.
В отдельные годы производство плодов и ягод в специализированных предприятиях достигало 10-13 тысяч тонн. В сложных условиях перехода к рыночным условиям в 1992 году плодовые совхозы вырастили 8,5 в 1993 4,7, 1995 году - около 6 тыс. тонн плодово-ягодной продукции. В условиях сильнейшего диспаритета цен на промышленную и садовую продукцию рентабельность производства плодов составила в эти годы соответственно 80, 188, 34 процента. Значительная часть продукции в свежем и переработанном виде реализована в несезонный период.
Весомую роль в рациональном использовании урожая сыграли цеха переработки. В течение сезона 1995 года, например, переработано 3,6 тыс. тонн продукции, выработано 642 туб фруктовых консервов, получено 200 тыс. дал сброженно-спиртованных, 55 тыс.дал спиртованных соков. Разлито 90 тыс.дал вина и 980 тыс.дал винных напитков.
Несмотря на значительный объем производства, положение в отрасли остается крайне тяжелым. В садоводстве, как нигде, сильно проявились общегосударственные кризисные явления. В результате "реформ" высокорентабельные ранее плодовые хозяйства поставлены на грань банкротства. Имеющиеся насаждения стареют, по мере амортизации выбывают из оборота. Из-за отсутствия собственных средств и инвестиций из федерального бюджета новые насаждения взамен списанных не закладываются, что привело к нарушению оптимального соотношения молодых и эксплуатационных садов. Произошло снижение общей культуры ведения отрасли, хозяйства снизили объем обрезки садов, вынуждены прекратить работы по строительству и реконструкции базы хранения. Из-за недостатка средств на приобретение ядохимикатов в ряде хозяйств под угрозой гибели урожай 1996 года.
Анализ положения дел показывает, что в условиях проводимой ценовой, кредитной, налоговой политики государства вести расширенное производство и сохранить специализацию предприятий невозможно. Подобная экономическая политика однозначно ведет к развалу специализированных предприятий, к гибели технологически сложной отрасли в республике, к вытеснению с рынка местной продукции импортной.
Вместе с тем наличие подготовленных кадров, плодоносящих насаждений, базы хранения и переработки, плодовых питомников, конкурент о способность крупных хозяйств агропромышленного типа, способных использовать достижения научно-технического прогресса, приток в бюджет республики немалых средств в виде акцизов и налогов от отрасли садоводства должны послужить весомыми аргументами при решении дальнейшей перспективы развития промышленного садоводства в Мордовии, выделения инвестиций на его поддержку и дальнейшее развитие.
Прогноз развития садоводства в Республике Мордовия на 1996-2000 годы
Душевое потребление плодов и ягод в республике за счет местного производства в среднем за последние 6 лет составило 15 кг при минимальной норме потребления - 71 и физиологически необходимой норме - 41 кг.
Мордовия располагает всеми ресурсами для увеличения площади многолетних насаждений к 2000 году до 15 тыс.гектаров и получения 33-34 тыс.тонн плодово-ягодной продукции, что позволит поднять душевое потребление фруктов за счет местных ресурсов до 35 кг (таблица 4).
Таблица 4
Площадь насаждений и валовое производство плодов и ягод в 2000 году
Показатели |
Единица измерения |
1990-1995 годы в среднем за 6 лет |
1995 год - фактически |
2000 год - прогноз |
||||||
всего |
в т.ч. |
всего |
в т.ч. |
всего |
в т.ч. |
|||||
спецхозва |
население |
спецхозва |
население |
спецхозва |
население |
|||||
Площадь плодово-ягодных насаждений |
тыс. га |
10 |
3,0 |
7,0 |
11,0 |
2,9 |
7,9 |
15 |
3,3 |
11,7 |
В т.ч. в плодоносящем возрасте |
-"- |
6,9 |
1,8 |
5,0 |
7,8 |
2,1 |
5,5 |
11,0 |
2,6 |
8,4 |
Валовой сбор плодов и ягод |
тыс. тонн |
14,2 |
4,2 |
10,0 |
14,1 |
5,9 |
8,2 |
33,6 |
7,9 |
25,7 |
Душевое потребление плодов и ягод за счет местных ресурсов |
кг |
15 |
|
|
15 |
|
|
35 |
8 |
27 |
Увеличение площади под многолетними плодово-ягодными насаждениями должно идти по пути концентрации их в специализированных по садоводству предприятиях до 3,3 и у населения до 11,7 тыс.га. Для этого необходимо оказать помощь садоводам-любителям в занятии под многолетние насаждения 6 тыс.га из 7,9 тысяч гектаров, выделенных под коллективные сады, увеличении площади под насаждениями в приусадебном фонде с 4,2 до 5,7 тыс. гектаров и довести долю их до 10 процентов выделенной площади.
В промышленном садоводстве с учетом выбытия и перевода в плодоношение площадь эксплуатационных насаждений будет доведена до 2,6 тыс.гектаров, что потребует закладки 866 га садов и ягодников в течение этих пяти лет.
Производство плодов и ягод в специализированных хозяйствах в разрезе районов представлено в таблице 5.
Таблица 5
Производство плодов и ягод в специализированных предприятиях
по районам Республики Мордовия на период 1996-2000 годы
Наименование районов |
Количество специа лизированных предприятий |
Площадь насаждений, га |
Производство фруктов, т |
||||||
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
||
фактически |
прогноз |
фактически |
прогноз |
||||||
Ардатовский Атяшевский Ковылкинский Краснослободский Лямбирский Ромодановский Рузаевский Итого |
1 1 1 1 2 3 4 13 |
166 220 365 28 604 411 1495 3289 |
117 196 356 22 551 375 1330 2947 |
142 185 374 24 545 375 1295 2940 |
290 194 341 22 547 432 1471 3296 |
142 1 32 5 378 212 2259 3029 |
185 195 207 - 1325 675 3329 5916 |
173 256 261 12 1026 669 3590 5987 |
447 354 530 20 1488 734 4361 7934 |
Основная масса насаждений и производство продукции будут сконцентрированы в трех пригородных районах: Рузаевском, Лямбирском и Ромодановском. Здесь же необходимо сконцентрировать в будущем основные мощности по переработке продукции, с тем чтобы использовать, их для переработки излишков плодов и ягод с коллективных садов, расположенных вокруг городов Саранск и Рузаевка.
Рентабельность производства садовой продукции связана напрямую с наличием базы хранения и переработки выращенного урожая. Увеличение валовых сборов плодов и ягод вызывает необходимость строительства и реконструкции плодохранилищ и цехов переработки (таблица 6).
Таблица 6
Прогноз развития материально-технической базы отрасли 1996-2000 годы
Наименование районов |
Количество специализированных хозяйств |
Емкость плодохранилищ, тонн |
Производство консервов, туб |
|||||||
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
|||
фактически |
прогноз |
фактически |
прогноз |
|||||||
Ардатовский Атяшевский Ковылкинский Краснослободский Лямбирский Ромодановский Рузаевский Итого |
1 1 1 1 2 3 4 13 |
- - - - 270 300 2290 2860 |
- - - - 270 300 2290 2860 |
- - - - 270 300 2290 2860 |
250 250 250 - 1170 300 3190 5660 |
5 - - - - - 5259 5264 |
4 - - - - - 638 642 |
20 - - - - - 5000 5020 |
40 - - - - - 7000 7040 |
Продолжение таблицы 6
Наименование районов |
Количество специа лизированных предприятий |
Производство вина, тыс.дал |
Производство детских консервов, туб |
|||||||
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
1990 |
1995 |
1996 |
2000 |
|||
фактически |
прогноз |
фактически |
прогноз |
|||||||
Ардатовский Атяшевский Ковылкинский Краснослободский Лямбирский Ромодановский Рузаевский Итого |
1 1 1 1 2 3 4 13 |
- - - - - - - - |
17 - - - 40 9 130 196 |
30 - - - 50 30 240 350 |
30 - 30 - 80 50 300 490 |
- - - - - - - - |
- - - - - - - - |
- - - - - - - - |
2200 - - - - - 3000 5200 |
В соответствии с объемом производства емкость плодохранилищ необходимо довести до 5,6 тыс.тонн, или 70% производства плодов. Увеличение емкостей хранилищ предстоит провести за счет строительства их в совхозах "Арх-Голицинский" и "Коммунар" по 800 тонн в каждом. Предстоит также оборудовать холодильными установками вновь построенные хранилища в пяти хозяйствах.
Производство консервов будет доведено до 7 тыс.туб, производство и розлив вина и винных напитков - до 490 тыс.дал.
В агрофирме "Лето" и совхозе "Мордовский" в соответствии с программой развития индустрии детского питания в России предусматривается за счет бюджетных средств строительство цехов по детскому питанию.
Устранение диспропорций в объемах производства, хранения и переработки продукции позволит уменьшить потери продукции, повысить рентабельность производства, занять работой рабочих предприятий.
Достижение планируемых объемов производства, хранения, переработки плодово-ягодной продукции потребует от предприятий выполнения значительных объемов работ по закладке насаждений, строительству и реконструкции базы хранения, переработки, базы для выращивания посадочного материала. Объем работ по объектам представлен в таблице 7.
Таблица 7
Объем работ по развитию материально-технической базы отрасли
Показатели развития материально-технической базы отрасли |
Единица измерения |
1990 год |
1995 год |
1996 год |
2000 год |
Объем работ за 1996-2000 годы |
фактически |
прогноз |
|
||||
Площадь насаждений В том числе: садов ягодников Закладка насаждений Уход за насаждениями до их вступления в плодоношение Строительство плодохранилищ Емкость плодохранилищ Реконструкция плодохранилищ Мощность цехов переработки Строительство цеха переработки Мощность винных цехов
Строительство и реконструкция винных цехов Мощность цехов по производству детского питания Строительство цехов по детскому питанию |
га
-"- -"- -"-
-"- тонн -"- -"- туб туб тыс. дал
-"-
туб
-"- |
3289
3023 266 -
- - 2860 - 4025 -
180
-
-
- |
2947
2757 190 -
- - 2860 - 4025 -
290
-
-
- |
2940
2737 203 -
- - 2860 - 5020 -
350
-
-
- |
3296
3015 281 -
- - 5660 - 7040 -
490
-
5200
- |
-
- - 866
2542 1600 - 1200 - 3000
-
80
-
5200 |
Выполнение намеченных объемов связано с использованием значительных сумм собственных средств предприятий, инвестиций из бюджета республики, кредитов и использованием других источников финансирования. Стоимость выполнения намеченных мероприятий показана в таблице 8.
Таблица 8
Стоимость мероприятий по развитию материально-технической базы
садоводства
Наименование мероприятий |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
1996-2000 г |
||||||
объем |
сумма |
объем |
сумма |
объем |
сумма |
объем |
сумма |
объем |
сумма |
объем |
сумма |
|
Закладка насаждений, га млн. рублей |
106
|
1222 |
208
|
2250 |
184
|
1577 |
136
|
1771 |
232
|
1971 |
866
|
8791 |
Уход за насаждениями, га млн. рублей Строительство хранилищ, тонн млн. рублей |
456
|
821
|
357
800
|
643
5000 |
441
800
|
794
5000 |
552
|
1048
|
706
|
1270
|
2542
1600
|
4576
10000 |
Реконструкция плодохранилищ, тонн млн. рублей Строительство цехов переработки, туб млн. рублей Строительство и реконструкция винных цехов, тыс.дал млн. рублей Строительство цехов по детскому питанию, туб млн. рублей |
3000
|
2000
|
450
50
|
720
2500 |
750
30
|
1200
5000
|
13000 |
26000 |
5200
|
28000 |
1200
3000
80
5200
|
1920
2000
7500
67000 |
Итого |
4043 |
11113 |
26571 |
28819 |
31241 |
101787 |
Примечание: 1. Расчеты выполнены в ценах 1996 года. 2. При рассмотрении стоимости работ следует учесть, что по ряду объектов значительная часть работ уже выполнена или закуплено оборудование. По ряду объектов привлечены средства промышленных предприятий республики, других инвесторов. Однако без выделения инвестиций из федерального, республиканских бюджетов указанный объем выполнить невозможно.
Развитие питомниководства
По производству посадочного материала плодовых культур в последние 10 лет было специализировано 5 хозяйств, выращиванием посадочного материала земляники занимались два хозяйства: агрофирма "Лето" и совхоз "Красное Сельцо".
В 1990 годы питомнические хозяйства выпускали до 150 тысяч саженцев плодовых культур, по 150-200 тысяч ягодных кустарников, 500-900 тыс.штук рассады земляники. После 1989 года с прекращением закладки новых насаждений в специализированных хозяйствах спрос на саженцы поддерживался за счет закладки садов и ягодников на участках садоводов-любителей. Однако в последние годы из-за ухудшения условий жизни населения, возросших объемов воровства высаженных саженцев с дачных участков спрос на саженцы снизился до предела. Плодопитомнические хозяйства свою продукцию вынуждены реализовать за пределами республики. Затраты по перевозке на большие расстояния не оправдываются. На вырученные средства от реализации посадочного материала стала невозможна закладка маточников новых подвоев, перспективных сортов, выплата нормальной заработной платы за квалифицированный труд питомниководов.
Питомниководы республики вынуждены ориентироваться на выпуск саженцев нетрадиционных культур, редких сортов, пользующихся спросом в крупных городах.
Из пяти питомников сохранили относительно допустимые объемы закладки очередных полей питомников три. В случае отказа специализированных плодовых совхозов от закладки новых насаждений выпуск саженцев сократился в оставшихся трех питомниках.
В расчете возобновления закладки садов и ягодников в 1995-1996 годах создана основа для получения следующего количества саженцев (таблица 9).
Таблица 9
Производство посадочного материала плодово-ягодных культур по годам
(тыс.штук) | ||||
Наименование культур |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Саженцы плодовых культур Саженцы ягодных кустарников Рассада земляники |
136 180 800 |
143 195 1300 |
188 230 1500 |
220 275 1500 |
Запланированного объема производства посадочного материала вполне достаточно для посадки насаждений на 2,5-3 тыс.гектарах. В случае увеличения спроса потенциал плодопитомнических предприятий позволяет увеличить выпуск саженцев, отказ же от принятия Программы развития садоводства приведет к сокращению питомнических программ, принесет убытки от выращенного посадочного материала. Хозяйства потеряют наиболее квалифицированные кадры питомниководов, которых при всех издержках удалось сохранить за эти годы.
Для получения указанных в Программе объемов производства саженцев необходимо построить цех зимней прививки в Старосиндровском плодопитомнике, увеличить площадь пленочных теплиц до 4 тыс.кв.метров. При этом в 1996-1999 годы ежегодно придется вводить в эксплуатацию по 350 кв.метров теплиц, в 2000 году - 500 кв.метров.
Для обновления ассортимента, внедрения новых перспективных подвоев предстоит заложить новые маточные насаждения за счет приобретения из научно-исследовательских институтов посадочного материала высоких репродукций.
Научно-технический прогресс в садоводстве
Мордовия - один из немногих регионов, не имеющих ни одного научного подразделения, хотя бы частично занимающегося проблемами садоводства и питомниководства. Правительство и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в последние два десятилетия не производили финансирования за счет бюджета научных разработок для отрасли. Плодовые питомники, по существу, остаются единственным звеном, способным через выращивание новых культур, сортов, подвоев влиять на их внедрение в производство и, соответственно, на продуктивность насаждений. Местные вузы не готовят специалистов по садоводству. Выпускники столичных вузов или же вузов из крупных городов не выдерживают условий жизни Мордовии и, как правило, через 2-3 года переезжают в более развитые в социальном плане регионы. Это привело к притоку на должности руководителей и специалистов-отраслевиков специализированных предприятий выпускников агрономических факультетов с минимумом знаний для внедрения достижений научно-технического прогресса.
Для повышения восприимчивости отрасли к внедрению новинок необходима организация подготовки и переподготовки кадров, с привлечением специалистов ведущих институтов садоводства.
Общеизвестно, что плоды семечковых культур России неконкурентоспособны с продукцией, поступающей из стран Европы. Проблема качества отечественной продукции стала особо очевидной в связи с массовым вытеснением местной продукции на наших рынках зарубежными плодами.
В целях повышения рентабельности садоводства, повышения конкурентоспособности продукции в ближайшие годы в республике необходимо: освоить и внедрить в производство энергосберегающие экологически безопасные технологии возделывания садовых культур, за счет этого снизить зависимость продуктивности насаждений от влияния экологических факторов;
завершить работу по созданию маточных насаждений слаборослых подвоев для всех плодовых культур с целью увеличения выпуска посадочного материала для создания интенсивных слаборослых садов;
пересмотреть породную и сортовую структуру насаждений с целью создания высокоинтенсивных насаждений; продолжить изучение новых форм и сортов яблони для условий Мордовии. Просить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации включить агрофирму "Лето" в число специализированных хозяйств страны по изучению технологии создания суперинтенсивных садов и для финансирования этой работы;
организовать в совхозе "Мордовский" базу для выращивания посадочного материала для создания уплотненных интенсивных садов. Просить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации включить совхоз "Мордовский" в качестве базового питомника в Мордовии в число плодопитомнических предприятий страны, выделенных для изучения и внедрения технологии выращивания саженцев для высокоинтенсивных садов;
расширить выпуск саженцев яблони с комплексной устойчивостью к парше, саженцев черной смородины, устойчивых к мучнистой росе, что позволит экономить в расходе фунгицидов в борьбе с болезнями растений;
изучить опыт реформирования специализированных плодовых совхозов Орловской области для внедрения в условиях Мордовии;
включить вышеуказанную тематику для финансирования НИОКР из бюджета республики Мордовия.
Устранение диспаритета цен на промышленную продукцию и продукцию садоводства, диспропорций между общей и плодоносящей площадью насаждений, между производством, хранением и переработкой продукции, балансовая увязка потребностей отрасли в финансовых и материальных ресурсах, повышение восприимчивости отрасли к достижениям научно-технического прогресса позволит улучшить обеспечение населения Мордовии плодово-ягодной продукцией в свежем и переработанном виде, повысить занятость населения.
Расчетные материалы анализа состояния экономического развития садоводческих хозяйств Республики Мордовия с 1990 года по настоящее время и на перспективу до 2000 года показаны в приложениях табличного материала.
(Приложения N 1-9 на 12 листах).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 октября 1996 г. N 491 "О Программе развития садоводства Республики Мордовия на 1996-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2011 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу