Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические указания
по расследованию, ликвидации радиационных аварий и их
последствий в Республике Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 22 декабря 1998 г. N 568)
1. Основные термины и определения
1.1. Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильным действием персонала, стихийным бедствием или иными причинами, которые могли привести или привели к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему величины, регламентируемые для контролируемых условий.
К радиационным авариям относятся:
сознательное использование или хранение источников ионизирующих излучений с нарушением санитарного законодательства или правил техники безопасности, создающее возможность облучения персонала или отдельных лиц из населения;
потеря или хищение радиоактивных веществ или радиационных установок;
оставление источников ионизирующих излучений в скважинах при применении радиоизотопических методов исследования;
радиоактивное загрязнение окружающей среды, производственных и жилых помещений, оборудования выше величин, установленных санитарными нормами;
облучение людей в дозах выше величин, установленных санитарными нормами.
1.2. Аварийная ситуация - состояние установки, характеризующееся нарушением условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию.
1.3. Радиационный инцидент - событие, при котором происходит облучение людей в дозах, превышающих установленные пределы для соответствующих лиц.
1.4. Радиоактивное загрязнение - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала или тела человека, в воздухе или другом месте, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год или коллективной дозе 1 чел. - Зв/год.
1.5. Облучение - воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним воздействием от источников, находящихся вне тела человека, или внутренним воздействием от источников, попавших внутрь его организма.
1.6. Облучение аварийное - облучение, возникающее в результате радиационной аварии.
1.7. Облучение потенциальное - облучение, которое может возникнуть в результате радиационной аварии, но не обязательно возникает при обычных условиях.
1.8. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б).
1.9. Дезактивация - удаление радиоактивных веществ с какой-либо поверхности или из какой-либо среды, включая организм человека.
2. Действия при обнаружении радиационной аварии
2.1. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация учреждения обязана поставить в известность:
вышестоящую организацию или ведомство;
местную, территориальную или региональную администрацию;
региональный орган Госсанэпиднадзора;
территориальные или региональные органы внутренних дел;
территориальный или региональный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
региональное представительство межтерриториального органа Госсанэпиднадзора;
территориальный или региональный орган экологии;
территориальный или региональный орган службы безопасности.
2.2. Администрация учреждения, на котором произошла радиационная авария, и ее персонал принимают экстренные меры, предусмотренные Инструкцией по предупреждению аварии и пожара и ликвидации их последствий и Планом мероприятий по защите персонала на случай аварии учрежден.
2.3. Представители оповещенных органов, перечисленных в п.2.1 настоящего раздела, в срок не более 2 часов со времени оповещения должны прибыть на место радиационной аварии.
2.4. При оповещении администрация учреждения должна сообщить данные о месте, дате и времени обнаружения радиационной аварии, кем обнаружена авария, характеристику источника аварии и его внешние признаки, наименование, марку, тип источника, результаты предварительного радиационного контроля (при наличии службы радиационного контроля на предприятии) и другие сведения, имеющиеся в наличии на момент оповещения.
3. Расследование и ликвидация радиационной аварии и ее последствий
3.1. Для организации и координации действий по расследованию и ликвидации радиационной аварии и ее последствий создается (или существует постоянно - действующая) территориальная или региональная межведомственная комиссия, в состав которой входят представители:
администрация территории или региона;
территориального или регионального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
отдела радиационной гигиены ЦГСЭН в Республике Мордовия;
территориального или регионального органа МВД;
регионального органа Госатомнадзора России;
Министерства экологии и природопользования Республики Мордовия;
территориального или регионального органа ФСБ;
учреждения, на котором произошла радиационная авария.
3.2. Руководство и координацию деятельности членов комиссии осуществляет представитель Органа управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям.
Члены комиссии в своей деятельности руководствуются государственными и ведомственными документами, касающимися радиационной безопасности, расследования и ликвидации радиационных аварий и их последствий, а также указаниями представителя органа по делам ГО и ЧС, являющегося, как правило, председателем комиссии.
3.3. Администрация учреждения, в котором произошла радиационная авария, до начала работы межведомственной комиссии, а с началом работы ее совместно с ней, проводит экстренную оценку радиационной обстановки, доз излучения у персонала (в необходимых случаях у населения), выявляет пострадавших лиц в целях принятия неотложных мер. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями, переоблучением выше дозовых пределов необходимо направить на медицинское обследование. В случае необходимости должна быть проведена санитарная обработка людей и изъята загрязненная одежда.
3.4. Руководством учреждения должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, сведению к минимуму облучения людей и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Если потенциальную аварийную дозу предвидеть невозможно, то облучение персонала выше дозовых пределов, может быть разрешено администрацией учреждения только, когда нет возможности принятия мер, исключающих их превышение, и оправдано лишь спасением людей.
3.5. Регламентация планируемого облучения персонала определяется под разделом 5.2 НРБ - 96 (п.п.4.10 - 4.15 НРБ - 76\87).
3.6. Ответственность за последствия аварии и ее ликвидацию несет администрация учреждения, на котором произошла авария.
3.7. Служебное расследование и ликвидация аварии проводится администрацией учреждения, на котором произошла радиационная авария, под контролем органов ГСЭН и МВД, специалисты которых оказывают методическую, а при необходимости и практическую помощь.
3.8. Прекращение служебного расследования и ликвидация аварии проводится администрацией учреждения под контролем органов ГСЭН и могут быть прекращены только с согласия органов ГСЭН и МВД и документально оформлены.
3.9. В случае крупных радиационных аварий расследование и ликвидация их последствий осуществляется по указаниям высших государственных органов.
3.10. Администрацией учреждения представляется межведомственной комиссии следующая документация:
физико-техническая характеристика радиационной техники (радионуклида, источника ионизирующих излучений);
режим работы радиационной техники и время нахождения пострадавших в зоне излучения (положение пострадавших по отношению к источнику излучения);
санитарный паспорт объекта или разрешение на проведение работ с источниками излучений;
акты санитарного обследования объекта (с протоколами дозиметрического контроля за последние 2 года);
приходно-расходный журнал источников ионизирующих излучений;
приказы администрации учреждения о допуске персонала к работе с источниками ионизирующих излучений;
должностные инструкции лиц, работающих с источниками ионизирующих излучений;
журнал регистрации о прохождении инструктажа по мерам безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения;
инструкция по предупреждению и ликвидации аварий.
По требованию любого члена межведомственной комиссии у администрации учреждения могут быть потребованы любые другие документы, позволяющие установить причину аварии, ее характерные признаки, допущенные нарушения, администрацией предприятия (учреждения) и персоналом, последствия аварии и выработать предложения (мероприятия) по ликвидации ее последствий и предупреждению.
3.11. Межведомственной комиссией составляется подробный отчет о радиационной аварии.
3.12. Характеристика и классификация радиационных аварий проводится в соответствии с разделом 2 инструктивно-методических указаний по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий N 2206-80.
3.13. Радиационный контроль при расследовании и ликвидации радиационных аварий проводится в соответствии с разделом 4 "Инструктивно-методических указаний по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий".
3.14. Служебное расследование и ликвидация аварии и ее последствий администрацией учреждения проводится в порядке, предусмотренном в разделах 3 и 5 "Инструктивно-методических указаний по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий " N 2206-80.
3.15. По результатам служебного расследования и ликвидации аварии и ее последствий комиссией составляются:
акт служебного расследования;
мероприятия по ликвидации последствий аварии;
мероприятий по предупреждению радиационных аварий на будущие периоды;
акт о проведении консервации загрязненного имущества (если таковое имеется);
акт о сдаче на захоронение радиоактивных отходов (РАО) и загрязненного оборудования и имущества в спецкомбинаты по захоронению РАО;
акт оценки стоимости загрязненного имущества (если таковое имеется);
акты дезактивации загрязненного имущества и помещений (если дезактивация проводилась).
К акту служебного расследования следует приложить:
план загрязненного очага с указанием плотности загрязнения и его границ;
список пострадавших лиц с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, дозы внешнего и внутреннего облучения (если таковые имеются);
все протоколы радиационного дозиметрического контроля (обследования окружающей среды, территорий, оборудования, спецодежды, помещений и других заключений органов, участвующих в межведомственной комиссии);
заключение медицинской экспертизы по наличию (отсутствию) облучения у персонала, а при необходимости и у населения близлежащих территорий;
протоколы радиационного дозиметрического контроля (обследования) близлежащих от места аварии жилых территорий и помещений (по требованию межведомственной комиссии).
3.16. При наличии последствий аварий в жилых помещениях руководитель работ назначается по согласованию с местными, территориальными или региональными органами администрации.
При этом в обязанности комиссии по служебному расследованию входит:
выявление и детальное обследование новых мест загрязнения;
организация компенсационной комиссии;
выполнение указаний, принятых местной, территориальной или региональной администрацией.
Задачи компенсационной комиссии:
оценка изъятых у населения загрязненных веществ и имуществ#, внесение предложений по выдаче соответствующих компенсаций;
уточнение расходов, которые несет учреждение, виновник аварии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.