Постановление Правительства Республики Мордовия
от 21 апреля 1999 г. N 237
"О республиканской целевой программе "Неотложные меры борьбы
с туберкулезом в Республике Мордовия на 1999-2000 гг."
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июля 2004 г. N 260 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 г. N 582 "О Федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг." Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Мордовия на 1999-2004 гг." (далее - Программа).
2. Возложить на Министерство здравоохранения Республики Мордовия функции государственного заказчика Программы.
3. Министерству финансов Республики Мордовия, Министерству экономики Республики Мордовия, администрациям районов и городов, министерствам и ведомствам предусматривать финансирование Программы в пределах бюджетных ассигнований.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов в месячный срок разработать мероприятия по реализации Программы.
5. Министерствам и ведомствам Республики Мордовия, администрациям районов и городов ежегодно до 15 января информировать Министерство здравоохранения Республики Мордовия о ходе выполнения настоящего постановления.
Министерству здравоохранения Республики Мордовия ежегодно до 1 февраля предоставить обобщенную информацию в Правительство Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В.Волков |
Республиканская целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Мордовия
на 1999-2004 гг."
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 21 апреля 1999 г. N 237)
Паспорт
республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы
с туберкулезом в Республике Мордовия на 1999-2004 г.г."
Наименование Программы - Неотложные меры борьбы с туберкулезом в
Республике Мордовия на 1999-2004 г.г.
Наименование, дата и номер - постановление Правительства Российской
решения о разработке Федерации от 11 июня 1998 г. N 582 "О
Программы федеральной целевой программе
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в России на 1998-2004 гг.".
Закон Республики Мордовия "О защите
населения от туберкулеза и о
противотуберкулезной помощи" от 14 июля
1998 г.
Протокол заседания Межведомственной
комиссии по борьбе с туберкулезом при
Правительстве Республики Мордовия от 26
августа 1998 г.
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Республики
Мордовия.
Основные разработчики - Министерство здравоохранения Республики
Программы Мордовия, Министерство внутренних дел
Республики Мордовия, Управление
ветеринарии Республики Мордовия, Центр
государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в
Республике Мордовия, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия, Министерство
юстиции Республики Мордовия. Отдел
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Республике Мордовия.
Цели и задачи Программы, - стабилизация эпидемиологической
ситуации, связанной с туберкулезом в
Республике Мордовия;
снижение основных показателей по
туберкулезу: заболеваемости - с 68,7 до
50 на 100 тыс. населения, смертности -
с 9,4 до 8,0, заболеваемости детей - с
12,8 до 8;
развитие материально-технической базы
противотуберкулезной службы;
мероприятия по своевременному выявлению
туберкулеза;
организация современного лечения
больных туберкулезом;
подготовка кадров;
лечебно-профилактические мероприятия
среди подозреваемых, обвиняемых и
осужденных больных туберкулезом в
учреждениях уголовно-исполнительной
системы;
мероприятия по профилактике заболевания
туберкулезом сельскохозяйственных
животных.
Сроки и этапы реализации - 1999-2004 гг.
Программы первый этап (1999-2000 гг.)
- подготовка и реализация
первоочередных мероприятий по
сдерживанию распространения
туберкулезной инфекции среди населения
второй этап (2001-2004 гг.) -
реализация основных обязательных
противотуберкулезных мероприятий в
целях стабилизации эпидемиологической
ситуации, связанной с туберкулезом.
Перечень основных - мероприятия в системе здравоохранения:
мероприятий Программы развитие материально-технической базы
противотуберкулезной службы,
лечебно-профилактические мероприятия по
туберкулезу, подготовка кадров;
мероприятия в уголовно-исполнительной
системе: развитие материально-
технической базы противотуберкулезной
службы, лечебно-профилактические
мероприятия среди подозреваемых,
обвиняемых и осужденных больных
туберкулезом;
мероприятия в системе сельского
хозяйства: совершенствование
мероприятий по профилактике заболеваний
туберкулезом сельскохозяйственных
животных и персонала животноводческих
ферм.
Исполнители основных - Министерство здравоохранения Республики
мероприятий Программы Мордовия, Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
Республике Мордовия;
Министерство финансов Республики
Мордовия, Министерство экономики
Республики Мордовия, Министерство
внутренних дел Республики Мордовия,
Отдел исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Республике Мордовия, Управление
ветеринарии Республики Мордовия,
администрации районов и городов
Республики Мордовия.
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы на
финансирования Программы 1999-2004 гг. - 98065,94 тыс.рублей (в
ценах 1998 г.), в том числе 67849,17
тыс.рублей из республиканского бюджета
Республики Мордовия, 1865,04 тыс.рублей
из муниципальных бюджетов районов и
городов Республики Мордовия, 19808,0
тыс.рублей из бюджета Российской
Федерации.
Объемы финансирования мероприятий
Программы за счет республиканского
бюджета Республики Мордовия ежегодно
уточняются заказчиком с Министерством
экономики Республики Мордовия и
Министерством финансов Республики
Мордовия, исходя из возможностей
республиканского бюджета Республики
Мордовия.
Ожидаемые конечные - стабилизация эпидемиологической
результаты реализации ситуации, связанной с туберкулезом;
Программы снижение заболеваемости туберкулезом до
50, смертности до 8, заболеваемости
детей до 8 на 100 тыс.населения;
снижение заболеваемости туберкулезом
среди лиц, находящихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы;
выявление при профилактических осмотрах
не менее 65-70 процентов впервые
заболевших туберкулезом;
излечение впервые выявленных больных
туберкулезом до 85 процентов;
сокращение расходов на дорогостоящее
стационарное лечение до 60 процентов.
Организация контроля - контроль за реализацией Программы
за реализацией Программы осуществляют Министерство
здравоохранения Республики Мордовия,
Министерство экономики Республики
Мордовия, Министерство финансов
Республики Мордовия, отдел социальной
политики Аппарата Правительства
Республики Мордовия в порядке,
установленном для контроля за
реализацией республиканских целевых
программ.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Мордовия на 1998-2004 гг." (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 г. N 582 "О Федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг.", Закона Республики Мордовия "О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи".
Туберкулез является медико - социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания.
Характер развития эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Республике Мордовия, как в России, за последние 5 лет отмечен рядом особенностей, которые могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 г. и в 1997 г. показатель ее достиг уровня двадцатилетней давности, составит 68,7 на 100 тыс.населения.
Заболеваемость активными формами туберкулеза сложилась неравномерно по районам республики. Рост заболеваемости в 1997 г. зарегистрирован в 13 районах республики: Атюрьевском - 122,3, Большеберезниковском - 87,7, Инсарском - 73,0, Ичалковском - 76,9, Лямбирском - 70,0, Рузаевском - 76,0, Старошайговском - 73,0, Ковылкинском - 82,4, Чамзинском - 88,9, Торбеевском районах - 100,8 и в г.Саранске - 69,0 на 100 тыс. населения. За этот период все основные показатели по туберкулезу имеют постоянную тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости туберкулезом с распадом легочной ткани возрос на 84,6 процента; показатель распространенности туберкулеза увеличился на 32,8 процента и составил - 190,0 на 100 тыс. населения; показатель смертности от туберкулеза возрос в 2,4 раза (с 3,9 в 1990 г. до 9,4 в 1997 г. на 100 тыс. населения). В последние годы ежегодно регистрировалось 500-600 впервые выявленных больных туберкулезом: за 1997 г. абсолютное число впервые выявленных больных туберкулезом составило 653 человека под наблюдением противотуберкулезных учреждений республики находится 8000 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25-процентов больных туберкулезом ежегодно, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения.
В возрастной структуре больных туберкулезом преобладают лица молодого возраста: от 20 до 39 лет - 46,5 процента от общего числа впервые выявленных больных, а также лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 84,1 процента.
Эпидемиологическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей в республике (свыше 12 процентов), что в 12 раз выше, чем в России. Заболеваемость детей туберкулезом с 1990 г. возросла в 1,7 раза.
Увеличились и экономические потери: запущенные формы туберкулеза повысили выход на инвалидность по туберкулезу в 2 раза. Из числа больных активным туберкулезом 30 процентов инвалиды, среди них 90 процентов -лица трудоспособного возраста.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально-техническая база, снижается объем профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.
Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 60 раз превышает среднереспубликанский показатель. В 1997 г. этот показатель составил 4128,0 на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза 305,0 на тыс. населения.
В республике насчитывается 7 неблагополучных хозяйств по туберкулезу крупного рогатого скота.
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30 процентов.
Анализ сложившейся в Республике Мордовия ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно-диагностических стандартов; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; излечение больных туберкулезом.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из республиканского бюджета Республики Мордовия, федерального бюджета, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить только в рамках республиканской целевой программы.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости - с 68,7 до 50 на 100 тыс. населения, смертности - ч 9,4 до 8,0; заболеваемости детей - с 12,8 до 8 на 100 тыс. населения.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; организация современного лечения больных туберкулезом; подготовка кадров; обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;
проведение лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний туберкулезом сельскохозяйственных животных.
Сроки реализации Программы - 1998-2004 г.г. Реализация будет проводится# поэтапно:
первый этап 1998-2000 г.г. - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;
второй этап 2001-2004 г.г. -будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения, в уголовно-исполнительной системе, в сельском хозяйстве.
В системе здравоохранения развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает строительство лечебного корпуса республиканского противотуберкулезного диспансера на 120 коек, строительства водовода и системы канализации с очистными сооружениями в республиканском противотуберкулезном диспансере, реконструкцию здания бывшего санатория "Смольный" под санаторий для лечения больных туберкулезом, капитальный ремонт в отделениях республиканского противотуберкулезного диспансера, дооснащение и переоснащение лечебно-профилактических туберкулезных учреждений медицинским оборудованием.
Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на совершенствование санитарно-просветительной работы среди населения и больных туберкулезом, расширение объема и повышение качества проведения обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска и проведение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, усиление работы, связанной с профилактическими флюорографическими исследованиями населения. Предусматриваются разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений республики противотуберкулезными препаратами.
В уголовно-исполнительной системе предусматривается укрепление материально-технической базы, создание изолированных участков в исправительных учреждениях для осужденных больных туберкулезом, дооснащение медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.
Лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных больных туберкулезом предусматривают совершенствование и внедрение новых методов, повышение объема и качества профилактики, лечения и реабилитации подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом.
В системе сельского хозяйства предусматривается проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, включающих своевременное выявление больных животных и сдачу их на убой, обеззараживание молока и обрата на неблагополучных фермах, проведение дезинфекции и ремонта с учетом санитарных требований к животноводческим помещениям, оснащение неблагополучных по заболеваемости туберкулезом ферм дезинфицирующими средствами, автоматическими дезинфицирующими установками, оборудованием для пастеризации молока, безыгольными инъекторами.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, муниципальных бюджетов районов и городов и других источников.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1998-2004 г.г. в ценах 1998 г. составляет 98065,94 тыс.рублей, в том числе по источникам финансирования: 67849,17 тыс.рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 1865,04 тыс.рублей за счет муниципальных бюджетов районов и городов, 19808,0 тыс.рублей за счет средств бюджета Российской Федерации.
Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.
5. Механизм реализации Программ
Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - Министерство здравоохранения Республики Мордовия. Основными исполнителями Программы являются Министерство экономики Республики Мордовия (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), Министерство финансов Республики Мордовия (по вопросам финансового обеспечения Программы), другие заинтересованные министерства и ведомства с участием администраций районов и городов.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития республики и бюджета Республики Мордовия, принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы с участием администраций районов и городов Республики Мордовия разрабатывают и утверждают ежегодный план работы по выполнению соответствующих мероприятий: осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Предусматривается привлечение средств фондов и общественных организаций, других поступлений. В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения Республики Мордовия будут осуществляться мероприятия по формированию заявок с Министерством здравоохранения Российской Федерации в целях централизованного выделения медицинской техники, внедрению новых технологий профилактики и лечения, обеспечению противотуберкулезной службы лекарственными средствами.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Мордовия.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия как заказчик Программы совместно с Министерством экономики Республики Мордовия и другими заинтересованными министерствами осуществляют контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения Республики Мордовия рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мер и об эффективности использования финансовых средств.
Министерства и ведомства Республики Мордовия, администрации районов и городов до 15 января информируют Министерство здравоохранения Республики Мордовия о ходе выполнения Программы.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия ежегодно до 1 февраля предоставляют обобщенную информацию в Правительство Республики Мордовия и Министерство экономики Республики Мордовия.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом; снизить заболеваемость до 50, смертности - до 8, заболеваемости детей - до 8 на 100 тыс. населения;
сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70 процентов впервые заболевших, повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных туберкулезом до 85 процентов;
сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом при использовании стационара дневного пребывания больных на 30 процентов, а при амбулаторном лечении - более чем на 60 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 апреля 1999 г. N 237 "О республиканской целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Мордовия на 1999-2000 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июля 2004 г. N 260 настоящее постановление признано утратившим силу