Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 37. Проверка документов и регистрация кандидатов
1. Территориальная избирательная комиссия до регистрации кандидатов проводит проверку достоверности подписей избирателей, представленных в их поддержку, а также правильность оформления подписных листов.
2. По решению избирательной комиссии к проверке достоверности подписей могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, члены нижестоящих избирательных комиссий.
3. Проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.
4. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). В случае проведения проверки посредством случайной выборки (жребия) проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
5. О каждом проведении проверки и о времени ее проведения избирательная комиссия должна извещать всех кандидатов, представивших установленное количество подписей для регистрации.
6. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, инициаторы выдвижения кандидата.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
9. Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется, проводится не менее чем двумя членами избирательной комиссии в присутствии представителя кандидата, подписи в поддержку которого подлежат проверке.
При этом вызов избирателей в избирательную комиссию для проверки достоверности их подписей не допускается.
10. Недостоверными подписями считаются:
недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день заполнения подписного листа, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт;
подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 8 статьи 35 настоящего Закона данных;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем двух членов избирательной комиссии.
В случае, если в подписном листе указаны недостоверные данные, то есть не позволяющие установить личность сборщика подписей, данный подписной лист считается недействительным, а подписи, указанные в данном подписном листе при подсчете не учитываются.
11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, что не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
12. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей в количестве 10 и более процентов от количества проверенных подписей территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
13. Территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата также в том случае, если количество представленных подписей избирателей, за вычетом подписей, признанных в результате проверки недостоверными, недостаточно для регистрации.
14. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
15. Территориальная избирательная комиссия в течение 5 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
16. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу по выборам в представительный орган местного самоуправления.
17. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.
18. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток передаются средствам массовой информации.
19. В случае отказа зарегистрировать кандидата территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить:
существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной в пункте 12 настоящей статьи предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 32 и пунктом 3 статьи 36 настоящего Закона, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, иные основания, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию либо в соответствующий суд.
20. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 32 и пунктом 3 статьи 36 настоящего Закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем через 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15 - 1 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
21. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
22. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо останется один кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
23. При наступлении указанных в пункте 22 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи, все расходы, понесенные соответствующими избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов в избирательном округе, относятся на счет этого кандидата.
Порядок возмещения расходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия.
Примечание. Обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру, признаются болезнь, инвалидность, переезд в другую местность, иные уважительные причины, препятствующие выполнению обязанностей кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.