Решение Арбитражного суда Кировской области от 23 сентября 2015 г. по делу N А28-8877/2015
г. Киров |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А28-8877/2015 |
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (юридический адрес: 107016 Россия, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; адрес Волго-Вятского главного управления: 603008, Россия, г. Н. Новгород, ул. Б. Покровская, д. 26)
к открытому акционерному обществу "Государственная страховая компания "Югория" (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728, юридический адрес: 628012 Россия, Автономный округ Ханты-Мансийский, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д.61; адрес филиала в г. Кирове: 610017 Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Маклина, д.31)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
потерпевший Сандалов Андрей Александрович (адрес: 610017 г. Киров),
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория" (далее по тексту - ответчик, общество, ОАО "ГСК "Югория") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Арбитражного суда Кировской области о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 29.07.2015 получено лицами, участвующими в деле, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Возможность ознакомления с материалами дела судом обеспечена посредством размещения материалов дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В обоснование требования заявитель указывает на выявленный факт осуществления ответчиком страховой деятельности на основании выданной ему лицензии с нарушением лицензионных требований и условий, касающихся порядка расчета страховой премии по договору ОСАГО, заключенному с Сандаловым А.А. Заявитель просит учесть обстоятельства, отягчающие административную ответственность (неоднократное привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. повторное совершение однородного административного правонарушения) и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Ответчик направил письменный отзыв на заявление, в котором пояснил, что 02.10.2014 Сандалов А.А. обратился в Кировский филиал ОАО "ГСК "Югория" с заявлением о заключении договора страхования гражданской ответственности транспортных средств; при заключении договора Сандалов А.А. представил информацию по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие до даты заключения обязательного страхования. Расчет страховой премии установлен с применением КБМ 1, соответствующий 3 классу страхования. С условиями договора страхования и расчетом страховой премии Сандалов А.А. был согласен, о чем имеется его подпись. 19.05.2015 страхователь обратился в Кировский филиал ОАО "ГСК "Югория" с заявлением об изменении условий договора ОСАГО и возврате излишне уплаченной части страховой премии, представил дополнительные сведения в обоснование заявления. Изменения в страховой полис внесены, сделаны соответствующие записи. 20.05.2015 излишне уплаченная часть премии переведена на счет Страхователя. По мнению ответчика, на момент заключения договора ОСАГО расчет страховой премии произведен на основании представленных страхователем сведений, в соответствии с действующими тарифами. В силу указанных обстоятельств Общество считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В возражениях на отзыв заявитель указал на отсутствие документов, подтверждающих факт наличия некорректных сведений в автоматизированной информационной системе обязательного страхования Российского союза страховщиков на момент заключения договора ОСАГО с Сандаловым А.А., что является нарушением пункта 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, согласно которому Страховщик при заключении договора ОСАГО должен был проверить соответствие представленных страхователем сведений с информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы участвующих лиц, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1048600005728.
Общество имеет выданную Федеральной службой страхового надзора лицензию на осуществление страхования С N 3211 86, включая осуществление страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
В ходе рассмотрения заявителем обращения гражданина Сандалова А.А. установлено, что при заключении 02.10.2014 договора ОСАГО (полис серии ССС N 0698772610) Обществом был нарушен порядок определения коэффициента КБМ при исчислении размера страховой премии, расчет страховой премии был произведен с применением КБМ 1 соответствующим 3 классу страхования, следовало применить КБМ 0,6 соответствующий 11 классу страхования. Расчет страховой премии с неверным коэффициентом КБМ является нарушением абзаца 2 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Согласно представленным ОАО "ГСК "Югория" документам, ошибка была устранена страховщиком, Сандалову А.А. произведен возврат излишне уплаченной премии по вышеуказанному договору ОСАГО в размере 1552, 32 руб. (платежное поручение от 20.05.2015 N 3090).
16.07.2015 по данному факту начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе в отношении ОАО "ГСК "Югория" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.
Обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, в том числе правовые основы регулирования отношений по обязательному страхованию, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела).
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, при этом лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об организации страхового дела страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Исходя из положений статьи 32 Закона об организации страхового дела право на осуществление страховой деятельности предоставляется субъекту страхового дела на основании соответствующей лицензии. Соответственно, соблюдение лицензионных требований означает соблюдение норм страхового законодательства.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом об организации страхового дела. Дополнительные требования по осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Законодательство, регулирующее страховое дело в Российской Федерации, не предусматривает наличие специального нормативного правового акта по лицензированию деятельности по ОСАГО.
В статье 1 Федерального закона N 40-ФЗ определено, что страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.
Согласно пунктам 1, 2, 6 статьи 9 Федерального закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Страховые тарифы) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (Приложение N 1 к Страховым тарифам), коэффициенты страховых тарифов (Приложение N 2 Страховым тарифам), требования к структуре страховых тарифов (Приложение N 3 к Страховым тарифам), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО.
Статьей 2 Приложения N 2 к Страховым тарифам установлен размер коэффициента КБМ.
В соответствии с пунктом 10 примечания к статье 2 Приложения N 2 к Страховым тарифам для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Положениями абзаца 6 пункта 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, действовавших на момент заключения договора ОСАГО, предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется в вину нарушение требований абзаца 2 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела, выразившееся в неверном применении КБМ при определении страховой премии по договору ОСАГО, заключенному 02.10.2014 с Сандаловым А.А.
Факт наличия указанного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доводы ответчика об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что на момент заключения договора ОСАГО на основании представленных страхователем сведений, расчет произведен в соответствии с действующими тарифами и расчетом страховой премии, суд находит необоснованными, поскольку в заявлении Сандалова А.А., адресованного заявителю, была указана информация о предыдущем договоре ОСАГО ССС N 0671681971, заключенным с ГУТА Страхование, в автоматизированной информационной системе содержались сведения по указанному договору со сроком действия с 27.09.2013 по 26.09.2014, класс страхования 10 (КБМ 0,65), что подтверждается письмом Российского Союза Автостраховщиков (исх. N И-34129 от 21.05.2015. Доказательств наличия иных сведений в автоматизированной информационной системе обязательного страхования Российского союза страховщиков на момент заключения договора ОСАГО N 0698772610 с Сандаловым А.А., заявителем не представлено.
Таким образом, у заявителя при наличии должной степени заботливости и осмотрительности имелась возможность не допустить совершения административного правонарушения, однако страховщик не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований страхового законодательства и применил неверный коэффициент КБМ. Иного из имеющихся материалов административного дела не усматривается. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, не установлено.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о привлечении ОАО "ГСК "ЮГОРИЯ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенного правонарушения, устранение нарушения до составления протокола об административном правонарушении, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, считает возможным применить к ОАО "ГСК "Югория" минимальную меру ответственности, предусмотренную санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, частями 1-3, 42 статьи 206, статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (юридический адрес: 107016, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; 603008, Россия, г. Н. Новгород, ул. Б. Покровская, д. 26) удовлетворить.
Привлечь открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "ЮГОРИЯ" (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728, юридический адрес: 628012 Россия, Автономный округ Ханты-Мансийский, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д.61) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам получателя платежа - УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), ИНН 7702235133, КПП 526045005, наименование банка Волго-Вятское ГУ Банка России, БИК 042202001, номер счета получателя 40101810400000010002, КБК 999 1 16 90 01001 6000 140, ОКТМО 22701000.
Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по которому назначено наказание в виде административного штрафа, направляется для исполнения после истечение 60-дневного срока со дня вступления судебного акта в силу. Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившее в законную силу решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
Н.П. Хлюпина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.