Постановление Правительства Республики Мордовия
от 26 февраля 2001 г. N 73
"О Республиканской целевой программе улучшения условий
охраны труда на 2001-2005 гг."
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", статьей 2 Закона Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия" и в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. (далее - Программа).
2. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия обеспечить координацию деятельности министерств, ведомств, администраций муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, органов государственного надзора и контроля, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по реализации мероприятий Программы.
3. Министерствам и ведомствам Республики Мордовия разработать и принять соответствующие программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска разработать и принять аналогичные программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия оказать методическую и организационную помощь министерствам, ведомствам, администрациям районов, муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, г.Саранска в разработке программ улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
4. Министерствам, ведомствам, администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка и г.Саранска ежегодно в срок до 15 января информировать Министерство труда и занятости населения Республики Мордовия о ходе выполнения настоящего постановления и Программы.
5. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия ежегодно в срок до 15 февраля представлять в Правительство Республики Мордовия обобщенную информацию о ходе выполнения настоящего постановления и Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел науки и новых технологий Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Республиканская целевая программа
улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 26 февраля 2001 г. N 73)
Паспорт
Республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
Наименование Республиканская целевая программа улучшения
Программы условий и охраны труда на 2001-2005 гг.
Основание Конституция Российской Федерации, Федеральный
для разработки закон "Об основах охраны труда в Российской
Программы Федерации", Конституция Республики Мордовия,
Закон Республики Мордовия "Об охране труда в
Республике Мордовия", концепция Федеральной
целевой программы улучшения условий и охраны
труда на 2001 -2005 гг.
Государственный Правительство Республики Мордовия
заказчик
Программы
Основные Министерство труда и занятости населения
разработчики Республики Мордовия
Программы
Цели и задачи Цели:
Программы реализация государственной политики в области
охраны труда на основе разработки и
осуществления мер правового, социально-
экономического, организационного, санитарно-
гигиенического характера, направленных на
сохранение жизни и здоровья работников в
процессе труда, способствующих поддержанию
высокой работоспособности на протяжении всего
периода их трудовой деятельности;
гарантия правовой и социальной защиты
работников от профессиональных рисков
Задачи:
совершенствование правовой, экономической и
организационно-технической системы управления
охраной труда в республике;
организация государственной экспертизы условий
труда работников, сертификации работ по охране
труда в организациях;
обеспечение взаимодействия органов
государственной власти Республики Мордовия,
местного самоуправления, органов
государственного надзора и контроля за
соблюдением требований по охране труда,
объединений профессиональных союзов,
объединений работодателей в реализации
государственной политики в области охраны
труда;
повышение уровня социальной защиты работников
от профессионального риска;
организация обучения специалистов по охране
труда, проверки знаний требований охраны труда
лицами, ответственными за обеспечение
безопасности труда;
совершенствование системы информирования
работающих, общественности о состоянии условий
и охраны труда;
содействие в проведении санитарно-
гигиенических и лечебно-профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
профессиональных заболеваний
Перечень основных Совершенствование законодательной и других
мероприятий нормативных правовых баз условий и охраны
Программы труда;
организационно-методическое обеспечение
условий и охраны труда;
санитарно-гигиеническое и лечебно-
профилактическое обеспечение условий и охраны
труда;
организация обучения руководителей и
специалистов по охране труда;
информационно-пропагандистское обеспечение
условий и охраны труда
Исполнители Министерство труда и занятости населения
мероприятий Республики Мордовия, заинтересованные органы
Программы исполнительной власти республики, Федерация
профсоюзов Республики Мордовия, администрации
муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка,
районов и г.Саранска, объединения
работодателей, предприятия и организации
Сроки реализации 2001 - 2005 гг.
Программы
Источники Финансирование мероприятий по улучшению
финансирования условий и охраны труда осуществляется:
Программы в пределах бюджетных ассигнований,
утвержденных республиканским бюджетом
Республики Мордовия на очередной финансовый
год, для учреждений, являющихся исполнителями
мероприятий Программы, а также за счет
административных штрафов, взыскиваемых
Государственной инспекцией труда в Республике
Мордовия за нарушения законодательства о труде
и об охране труда;
в соответствии со статьей 19 Федерального
закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации"
Ожидаемые Уменьшение удельного веса работающих, занятых
конечные результаты в неблагоприятных условиях труда, снижение
Программы производственного травматизма, профессиональ-
ной заболеваемости, сохранение здоровья
работников и сокращение на этой основе
государственных расходов на компенсации за
работу в неблагоприятных условиях труда;
улучшение социального положения работников;
повышение экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий
труда;
усиление правовой и социальной защиты
работников
Организация контроля Правительство Республики Мордовия,
за исполнением Министерство труда и занятости населения
Программы Республики Мордовия
1. Введение
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. (далее именуется Программа) разработана Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. и направлена на реализацию Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Конституции Республики Мордовия, Закона Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия".
Программа нацелена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, посредством совершенствования правовой, экономической, организационно-методической основы для функционирования системы государственного управления охраной труда в Республике Мордовия.
Программа включает важнейшие мероприятия межотраслевого характера, представляя комплекс организационно-методических, информационных и финансовых мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда. Программа ориентирована на реализацию декларированного Конституцией Республики Мордовия права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Вопросы улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих выступают одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия и укрепления стабильности в обществе.
Данная Программа обеспечивает преемственность Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 гг. в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В Программу включены мероприятия органов исполнительной власти, Федерации профсоюзов Республики Мордовия, Союза работодателей Республики Мордовия, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
2. Состояние проблемы
Отказ от командно-административных методов управления, введение новых отношений центра с субъектами Российской Федерации, изменение роли отраслевых органов управления и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов резко обострили вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также социальной защиты работающих в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.
Правительством Республики Мордовия, органами исполнительной власти и органами государственного надзора и контроля приняты меры, позволившие несколько улучшить состояние условий труда за два последних года. Снизился удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сократилось количество случаев производственного травматизма, увеличились затраты предприятий и организаций на мероприятия по улучшению условий и охраны труда (таблица 1).
Таблица 1
Показатели условий труда и производственного травматизма |
1998 г. | 1999 г. |
Работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам - всего (чел.) в процентах к общей численности Число пострадавших при несчастных случаях на производстве - всего (чел.) на 1000 работающих Число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом - всего (чел.) на 1000 работающих Число чел./дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве - на 1 случай на 1000 работающих Израсходовано на мероприятия по охране труда - всего (тыс. руб.) на одного работающего (руб.) |
20283 17,0% 1324 6,2 33 0,154 28,8 173,2 38851,9 181,2 |
19199 16,2% 1205 5,9 28 0,136 27,0 158,8 57041,4 277,9 |
Вместе с тем состояние условий и охраны труда в отдельных организациях продолжает оставаться сложным и является социально-экономической проблемой. По данным Госкомстата Республики Мордовия, в 1999 г. численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в промышленности, строительстве, связи и на транспорте, составляет 16,2 процента от общей численности работающих в этих отраслях. На государственных предприятиях удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда в 4 раза ниже, чем на предприятиях частной, кооперативной форм собственности, малых предприятиях.
Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составил в промышленности 20,3 процента, строительстве - 10,1 процента, на транспорте - 3,7 процента, связи - 0,9 процента.
В шести районах и городах республики доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, превышает средний республиканский уровень. Например, в Атяшевском районе в таких условиях трудится 27,4 процента от всех занятых в ведущих отраслях экономики, в Лямбирском - 22,1, Кадошкинском - 21,4 процента. Тяжелую физическую работу выполняют 1418 человек или 1,2 процента от общей численности работающих.
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится около 8 тысяч женщин или 15,6 процента от общего количества работающих женщин. На предприятиях частной формы собственности в таких условиях трудится в 6 раз больше, чем на государственных предприятиях. Наиболее высокий удельный вес работающих женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечается на предприятиях Инсарского района - 28,0 процента, Атяшевского - 24,6, Лямбирского - 22,0 процента.
В связи с неблагоприятными условиями труда в 1999 г. численность работников, которым установлены компенсации за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда, составила 44,9 тыс. человек или 38,0 процента от числа работающих.
Работников, имеющих право на государственную пенсию на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2, около 16 тысяч человек или 13,5 процента от общей численности работающих.
Состояние производственного травматизма в основных отраслях экономики отражено в таблице 2.
Таблица 2
Отрасль экономики |
Число пострадавших при несчастных случаях |
Число пострадавших со смертельным исходом |
||||||
Всего | на 1000 работающих |
Всего | на 1000 работающих |
|||||
1998 г | 1999 г | 1998 г | 1999 г | 1998 г | 1999 г | 1998 г | 1999 г | |
Всего в том числе: промышленность сельское хоз-во строительство транспорт связь |
1324 436 688 68 46 9 |
1205 467 542 83 44 7 |
6,2 5,2 12,4 4,9 3,3 1,4 |
5,9 5,9 10,7 6,2 3,5 1,2 |
33 8 11 7 4 2 |
28 8 14 2 - - |
0,154 0,095 0,198 0,502 0,284 0,313 |
0,136 0,100 0,276 0,150 - - |
В прошедшем году на производстве от травм пострадало 1205 человек, из которых 28 человек погибли, 105 человек стали инвалидами. Уровень травматизма составил 5,9 случая на 1000 работающих.
Наибольшее количество производственных травм отмечается в сельском хозяйстве, где этот показатель превышает средний республиканский почти в два раза, и на него приходится 45,0 процента всех несчастных случаев в республике.
Вызывает беспокойство состояние производственного травматизма на предприятиях частной формы собственности. Если на предприятиях государственной формы собственности уровень производственного травматизма составил 4,2 случая на 1000 работающих, то на предприятиях частной формы собственности - 9,5 на предприятиях смешанной формы собственности - 11,4 случая.
Среди районов и городов республики высокий уровень производственного травматизма сложился в Краснослободском (16,7 случая на 1000 работающих), Атяшевском (15,2), Лямбирском (13,3) районах.
В 1999 г. для 28 человек производственные травмы оказались смертельными. В расчете на 1000 работающих число пострадавших со смертельным исходом составило 0,136 случая, в том числе в промышленности - 0,1, в сельском хозяйстве - 0,276, строительстве - 0,150, на транспорте и в связи таких случаев нет.
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом выше среднереспубликанского в 1999 г. отмечался в Большеберезниковском (0,694 случая на 1000 работающих), Темниковском (0,537), Атюрьевском (0,490), Ичалковском (0,480) районах.
Потери рабочего времени по временной нетрудоспособности из-за травм составили 32594 чел./дней или на одного пострадавшего - 27 дней.
Затраты предприятий по возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем и профзаболеванием, составили 8,6 млн. рублей или 0,5 процента от общего фонда оплаты труда.
Фактически 76 процентов несчастных случаев на производстве произошли по причинам организационного характера, устранение которых не требует финансовых затрат, и связаны с безответственным отношением к сохранению жизни и здоровья трудящихся со стороны руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной (формирования у работающих профессиональной патологии. В Республике Мордовия количество больных с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания составило 36 человек, из них 27 человек выявлены при проведении профилактических медицинских осмотров, 10 случаев сопровождались утратой трудоспособности. Показатель заболеваемости в расчете на 10 тысяч работающих составил 1,17 случая.
Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости регистрируется на предприятиях электротехнической промышленности, где показатель профзаболеваемости составил 14 случаев (38,8 процента от общего числа случаев), автомобильной - 9 случаев (25,0 процента), медицинской промышленности - 3 случая (8,3 процента).
Среди женщин профзаболеваемость составила 61,1 процента (22 случая) от общего числа случаев. В структуре профессиональной патологии женщин ведущее место занимает хроническая ртутная интоксикация, которая составляет 63,6 процента.
Главными причинами, определяющими высокий удельный вес работающих в неблагоприятных условиях и уровень производственного травматизма, наряду со старением основных производственных фондов, стали несовершенство правовой базы условий и охраны труда, низкий уровень знаний и требований охраны труда всех участников производственного процесса, ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплин, отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда и недостаточная скоординированность действий субъектов трудоохранных отношений.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблема совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда существует и решать ее необходимо комплексно.
3. Цель Программы
На основе комплексного решения задач правового, социально-экономического, организационного, санитарно-гигиенического характера добиться реального социального эффекта, проявляющегося в оздоровлении условий и повышении безопасности труда, а в конечном итоге - в сохранении здоровья трудоспособного населения республики.
4. Задачи Программы
В соответствии с поставленной целью основными задачами Программы являются:
разработка и совершенствование нормативных правовых актов для эффективного обеспечения реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Конституции Республики Мордовия, Закона Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия";
совершенствование государственной системы управления охраной труда в республике в соответствии с новыми экономическими и трудовыми отношениями;
защита законных интересов пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, членов семей погибших на производстве;
усиление контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
улучшение координации деятельности и методического обеспечения служб охраны труда министерств, ведомств, органов по труду и занятости населения администраций муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, осуществляющих разработку и реализацию мер по условиям и охране труда на предприятиях и в организациях;
организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля, органов местного самоуправления, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей в реализации государственной политики в области охраны труда;
содействие в проведении санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение профессиональных рисков, вызываемых вредными и опасными производственными факторами;
организация и совершенствование системы обучения, подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по охране труда;
совершенствование информационно-пропагандистского обеспечения условий и охраны труда для информирования работников, общественности о состоянии условий и охраны труда на предприятиях республики;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда.
5. Совершенствование законодательной и других
нормативных правовых баз условий и охраны труда
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определены общие принципы организации охраны труда, которые конкретизируются, развиваются и дополняются в субъектах Российской Федерации.
Основной целью данного раздела Программы является дальнейшее развитие и совершенствование законодательной и других нормативных правовых баз в Республике Мордовия в целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия". Общие федеральные принципы организации охраны труда будут конкретизироваться, развиваться и дополняться нормативными правовыми актами Республики Мордовия.
В ходе разработки нормативных правовых актов, положений, рекомендаций будут рассмотрены вопросы внесения изменений и дополнений в Закон Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия", создания республиканского фонда охраны труда, совершенствования системы государственного управления охраной труда в Республике Мордовия.
Работа по нормативному правовому обеспечению условий и охраны труда предусматривает четыре направления:
1. Разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательной и других нормативных правовых баз на федеральном уровне.
2. Разработка законодательных и других нормативных правовых актов на уровне Республики Мордовия.
3. В пределах полномочий Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия разработка методических рекомендаций, пересмотр действующих правил и других документов по охране труда на базе федеральных законодательных и других нормативных правовых актов.
4. Разработка недостающих и пересмотр устаревших инструкций, норм и правил по охране труда по профессиям и видам работ в организациях и на предприятиях.
5.1. Мероприятия по совершенствованию законодательной и другие
нормативных правовых баз условий и охраны труда
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
начало | оконча- ние |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
Осуществлять взаимодействие с Министер- ством труда и социального развития Российской Федерации по вопросам совершенствования законодательной и других нормативных правовых баз в области условий и охраны труда, вносить предложения по разрешению этих проблем |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Разработать и представить на рассмотре- ние в Правительство Республики Мордовия: проекты законов: "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия"; "О республиканском фонде охраны труда" |
2001 2002 |
Минтруд Рес- публики Мор- довия, МГУ им. Н.П. Ога- рева, Центр госсанэпид- надзора в Республике Мордовия |
|
проекты постановлений Правительства Республики Мордовия: "О ежегодном республиканском смотре - конкурсе на лучшее состояние условий и охраны труда среди районов, городов, муниципальных образований"; "О контроле содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны"; "О системе государственного управления охраной труда в Республике Мордовия"; "О Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2006-2010 гг." |
2002 2004 2005 2005 |
-//- -//- -//- -//- |
|
Внести предложения по усовершенствова- нию положений, инструкций, норм и правил по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, руководители организаций |
Обеспечить подведомственные предприятия и организации нормативными правовыми документами по условиям и охране труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства |
6. Организационно-методическое обеспечение
условий и охраны труда
Особое место в системе организационно-методического обеспечения условий и охраны труда занимают вопросы:
усиления контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
координирования и оказания методической помощи организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
осуществления государственной экспертизы учредительных документов юридических и физических лиц при лицензировании отдельных видов деятельности;
проведения совместных действий в области условий и охраны труда органов исполнительной власти республики, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Реализация мероприятий данного направления позволит:
усовершенствовать систему государственного управления охраной труда, особенно на городском и районном уровнях;
обеспечить координацию действий в области условий и охраны труда органов исполнительной власти республики, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей;
снизить число нарушений нормативных правовых актов при предоставлении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
повысить эффективность методической помощи организациям и предприятиям в области условий и охраны труда.
6.1. Мероприятия по организационно-методическому
обеспечению условий и охраны труда
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
начало | оконча- ние |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
Осуществлять деятельность в области охраны труда на территории республики, руководствуясь государственными норма- тивными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации |
2001 | 2005 | министерства, ведомства |
Обеспечить разработку и утверждение программ улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. в министерствах, ведомствах, в муниципальных образова- ниях Ковылкино, Рузаевка, районах, г.Саранске, организациях всех форм собственности |
2001 | министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, организации |
|
Рассматривать на коллегиях министерств, ведомств, в администрациях муниципаль- ных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, в организациях ход выполнения мероприятий соответству- ющих программ улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. |
2001 | 2005 | -//- |
Разработать проект республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2006-2010 гг., согласовать с заинтересованными органи- зациями и в установленном порядке представить на рассмотрение Правительства Республики Мордовия |
2005 | Минтруд Республики Мордовия, МГУ им. Н.П. Ога- рева |
|
Обеспечить рекомендациями по разработке программ улучшения условий и охраны труда на 2006-2010 гг. министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, организации |
2005 | -//- | |
Организовать работу Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Республики Мордовия и осуществлять контроль за выполнением ее решений |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Проводить регулярно Дни социального партнерства и охраны труда в отраслях экономики, районах, муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка, г.Саранске, на предприятиях и в организациях |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, организации |
Создать в отделах по труду и занятости населения администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, в организациях всех форм собственности кабинеты, стенды, уголки по охране труда |
2001 | 2005 | администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов, г.Саранска, организации |
Регулярно проводить месячники по охране труда, в том числе по безопасной эксплуатации газового хозяйства, сосудов, работающих под давлением, по электробезопасности и т.д. |
2002 | 2005 | министерства, ведомства, организации |
Организовать проведение республикан- ского смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда среди районов, муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, г.Саранска |
2001 | 2005 | Минтруд Рес- публики Мор- довия, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов, г.Саранска |
Продолжить проведение ежегодных смотров-конкурсов среди предприятий и организаций в отраслях экономики, районах, муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка, г.Саранска на лучшую организацию работ по охране труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска |
Разработать и утвердить Положение об организации работ по охране труда в органах управления и учреждениях, подведомственных или курируемых министерствами, ведомствами |
2001 | 2005 | министерства, ведомства |
В целях проведения предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний обеспечить во всех организациях наличие организационно- распорядительных документов по охране труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, руководители организаций |
Обеспечить координацию и методическое руководство службами охраны труда министерств, ведомств, администраций районов, городов, муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, организаций всех форм собственности |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Рассмотреть возможность введения должностей освобожденных специалистов по охране труда в аппаратах министерств, ведомств |
2001 | министерства, ведомства |
|
Создать в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников службы охраны труда или ввести должности специалистов по охране труда |
2001 | руководители организаций |
|
Ввести должности освобожденных специалистов по охране труда при управлениях сельского хозяйства или администрациях районов, городов, муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка в пределах имеющейся численности |
2001 | администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска |
|
Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, независимо от организационно-правовых форм, в размере 0,1 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере не менее 0,7 процента от суммы эксплуатационных расходов |
2001 | 2005 | руководители организаций |
Оказывать практическую и методическую помощь в подготовке раздела "Сфера охраны труда и обеспечения экологической безопасности" Соглашения, заключаемого между Правительством Республики Мордовия, Федерацией профсоюзов Республики Мордовия и Союзом работодателей Республики Мордовия |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Подготовить и провести республиканское совещание по условиям и охране труда |
2004 | -//- | |
Обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации |
2001 | 2005 | руководители организаций с участием Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия |
Организовать работу по формированию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда |
2001 | 2005 | Федерация профсоюзов Республики Мордовия, руководители организаций |
Организовать постоянно действующую выставку средств индивидуальной и коллективной защиты |
2001 | 2005 | Республикан- ский центр охраны труда |
Обеспечивать средствами индивидуальной и коллективной защиты работников организаций и предприятий в соответствии с требованиями условий и охраны труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, руководители организаций |
При регистрации коллективных договоров добиваться включения в них раздела "Охрана труда" с перечислением предоставляемых льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, установленных нормативными документами |
2001 | 2005 | администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска |
Проводить сертификацию работ по охране труда на предприятиях и в организациях с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия, организации |
Осуществлять выдачу заключений организациям, физическим лицам по оценке соответствия условий и охраны труда при осуществлении лицензионной деятельности |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Осуществлять государственный контроль за правильностью предоставления работникам организаций предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, ежегодно проводить не менее 200 экспертиз в 60 организациях |
2001 | 2005 | Государствен- ная эксперти- за условий труда |
Осуществлять контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Организовать общественный контроль за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или иных, уполномоченных работниками, представи- тельных органов |
2001 | 2005 | Федерация профсоюзов Республики Мордовия, профсоюзные организации |
Организовать поэтапное введение новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, разработав организационно-технические мероприятия в каждой организации |
2001 | 2005 | организации |
Регулярно проводить контроль за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет согласно перечням тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, организации |
Проводить государственную экспертизу условий труда рабочих мест при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда |
2001 | 2005 | Государствен- ная эксперти- за условий труда |
Выдавать заключения для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда |
2001 | 2005 | -//- |
Участвовать в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, случаев профессиональной заболеваемости на производстве |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов, г.Саранска, Центр госсан- эпиднадзора в Республике Мордовия |
Внедрять безопасные технологии в производственные процессы и на рабочие места в организациях |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, организации |
Обеспечить государственный надзор и контроль за ежегодным обследованием условий труда на 5000 рабочих мест с вредными или опасными условиями труда |
2001 | 2005 | Центр госсанэпиднад- зора в Республике Мордовия |
7. Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое
обеспечение условий и охраны труда
Важное место в обеспечении безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности принадлежит мероприятиям санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера.
Предусматривается совместная работа всех заинтересованных организаций по следующим направлениям:
инвентаризация предприятий, цехов и технологических процессов, представляющих опасность для работающих в плане развития профессиональных общих и онкологических заболеваний;
углубленное медицинское обследование работников и пенсионеров, выработавших льготный стаж работ с вредными условиями труда;
формирование групп повышенного риска, организация углубленного медицинского обследования работающих, входящих в эти группы, а также их лечение.
Ожидаемый эффект от реализации данного направления - восстановление здоровья и работоспособности работников, выявление на ранней стадии профессиональных общих и онкологических заболеваний, снижение социальных выплат и расходов на лечение профзаболеваний в целом.
7.1. Мероприятия по санитарно-гигиеническому и
лечебно-профилактическому обеспечению условий и охраны труда
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
начало | оконча- ние |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
Разработать и утвердить республикан- скую целевую программу по ранней диагностике и снижению заболеваемости и смертности населения Республики Мордовия от злокачественных новообразований |
2001 | 2005 | Минздрав Республики Мордовия |
Провести инвентаризацию канцерогенных производственных факторов и производств |
2001 | 2005 | Центр госсан- эпиднадзора в Республике Мордовия, организации |
Обеспечить проведение медицинских осмотров работающего контингента с целью раннего выявления онкологических заболеваний |
2001 | 2005 | Минздрав Республики Мордовия |
Принять меры по оснащению медицинских учреждений диагностическим и лабораторным оборудованием для проведения периодических медицинских осмотров согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии" |
2001 | 2005 | -//- |
Оснастить Мордовский республиканский центр профпатологии современным диагностическим и лабораторным оборудованием и аппаратурой |
2001 | 2005 | -//- |
В целях проведения углубленного медицинского обследования лиц, работающих во вредных условиях труда, и работников, выработавших льготный стаж, обеспечить своевременное направление данного контингента в Мордовский республиканский центр профпатологий |
2001 | 2005 | Мордовский республикан- ский центр профпатологии, организации |
Обеспечить квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в организациях согласно Закону Республики Мордовия от 12 июля 1999 г. N 40 "О квотировании рабочих мест", развитие надомного труда, индивидуальной трудовой деятельности |
2001 | 2005 | администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, органы службы занятости населения, руководители организаций |
Обеспечить нуждающихся инвалидов труда путевками в санаторно-курортные учреждения |
2001 | 2005 | Минсоцзащиты Республики Мордовия, Региональное отделение Фон- да социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия |
Осуществлять ежегодный анализ заболеваемости с временной утратой работоспособности, уровня первичного выхода на инвалидность, профессиональной заболеваемости в разрезе отраслей промышленности с последующим проведением комплекса мер, направленных на их снижение |
2001 | 2005 | Минздрав Республики Мордовия, Центр госсан- эпиднадзора в Республике Мордовия, Минсоцзащиты Республики Мордовия, Региональное отделение Фон- да социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия |
Обеспечить контроль за соблюдением нормативных правовых актов при трудоустройстве и использовании в работах с вредными и опасными условиями труда женщин детородного возраста, в том числе беременных и подростков |
2001 | 2005 | Минздрав Республики Мордовия, Центр госсан- эпиднадзора в Республике Мордовия, Минтруд Республики Мордовия |
8. Организация обучения руководителей
и специалистов по охране труда
Обеспечение безопасных условий и охраны труда на предприятиях и в организациях в значительной степени зависит от компетентности и уровня знаний по охране труда всех участников трудового процесса.
Имеющиеся недостатки в системе обучения и подготовки кадров по охране труда являются одной из причин производственного травматизма.
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" все работники предприятий и организаций, в том числе руководители обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний по охране труда.
Программа предусматривает развитие системы обучения и проверки знаний по охране труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работников, совершенствование работы учебных центров охраны труда, повышение качества обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ, отстранение от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.
Реализация мероприятий раздела позволить провести обучение и проверку знаний по охране труда не менее 4 тысяч руководителей и специалистов, улучшить качество знаний по охране труда работников, повысить квалификацию преподавательского состава, участвующего в учебном процессе по изучению вопросов безопасности и охраны труда, внедрить новые формы обучения и на этой основе повысить уровень сознательного отношения работников к безопасности труда.
8.1. Мероприятия по организации обучения руководителей
и специалистов по охране труда
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
начало | оконча- ние |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
На постоянной основе вести обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов органов управления охраной труда всех уровней |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, организации |
Проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж работников и проверку знаний по охране труда |
2001 | 2005 | руководители организаций |
Совершенствовать работу учебных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций, обучить в них не менее 4 тысяч человек, для этих целей практиковать обучение с выездом в районы, муниципальные образования Ковылкино, Рузаевка, на предприятия |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия, руководители учебных центров, организации |
Организовать на базе Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева повышение квалификации специалистов по охране труда с получением второго высшего образования с квалификацией "Инженер по охране труда (по отраслям)" |
2001 | 2005 | МГУ им. Н.П. Огарева, Минтруд Республики Мордовия |
Организовать постоянно действующие курсы подготовки и повышения квалификации врачей-профпатологов и врачей лечебно-профилактических учреждений, участвующих в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работающих |
2001 | 2005 | Минздрав Республики Мордовия |
Разработать для учебных центров по охране труда учебно-методические пособия, деловые игры |
2001 | 2005 | Республикан- ский центр охраны труда |
Продолжить выдачу разрешений учебным заведениям, учебно-методическим центрам на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия |
Оказывать методическую, практическую и финансовую помощь Республиканскому центру охраны труда в совершенствовании его работы |
2001 | 2005 | -//- |
9. Информационно-пропагандистское обеспечение
условий и охраны труда
Важное значение в реализации государственной политики в области условий и охраны труда имеет пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, функционированию информационной системы охраны труда.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в этой области нуждается в значительном совершенствовании и корректировке.
Предусматривается продолжать работы по распространению отечественного и зарубежного опыта в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве, совершенствовать систему информирования работающих и общественности о состоянии условий и охраны труда на предприятиях, в районах, муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка, отраслях экономики, о полагающихся работникам компенсациях за работу в неблагоприятных условиях.
Планируется разработка и подготовка к изданию методических пособий по охране труда, справочной литературы, проведение совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам условий и охраны труда.
Реализация мероприятий данного направления позволит:
повысить эффективность пропаганды охраны труда;
улучшить информационное обеспечение предприятий и организаций по охране труда;
расширить информационные банки данных по условиям и охране труда, улучшить качество сбора, обработки и анализа информации (на основе автоматизированных систем) об условиях труда, несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях.
9.1. Мероприятия по информационно-пропагандистскому
обеспечению условий и охраны труда
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
начало | оконча- ние |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
Обеспечить подготовку ежегодных докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Республике Мордовия для Главы Республики Мордовия и Правительству Республики Мордовия |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия, государствен- ные органы надзора и контроля |
Создать в составе Минтруда Республики Мордовия информационно-методический центр по условиям и охране труда |
2001 | 2003 | Минтруд Республики Мордовия |
Совершенствовать информационное обеспечение условий и охраны труда на основе создания системы информационно- аналитического обеспечения банков данных по следующим направлениям: - нормативные правовые акты, руководящие и методические документы; - состояние условий и охраны труда на предприятиях в разрезе районов, городов, муниципальных образований и отраслей экономики; - перечень организаций, выпускающих информационно-методические материалы по охране труда; - перечень организаций, выпускающих средства индивидуальной и коллективной защиты; - перечень вредных и опасных факторов на предприятиях и в организациях республики; - перечень канцерогенных веществ, воздействующих на работников |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, Центр госсан- эпиднадзора в Республике Мордовия, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска |
Осуществлять ежегодный анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в разрезе отраслей экономики, предприятий и обеспечение этими данными непосредственных организаторов и исполнителей работ по охране труда |
2001 | 2005 | министерства, ведомства |
Обеспечивать министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска и организации нормативной и регламентирующей документацией по охране труда |
2001 | 2005 | Минтруд Республики Мордовия, Республикан- ский центр охраны труда |
Организовать проведение выездных консультационных пунктов по вопросам условий и охраны труда в районах, городах и муниципальных образованиях, на предприятиях и в организациях |
2001 | 2005 | -//- |
Проводить совещания, семинары, круглые столы по вопросам условий и охраны труда с: - начальниками отделов по труду и занятости населения администраций районов, городов, муниципальных образований; - руководителями предприятий и организаций, специалистами служб охраны труда |
2001 2001 |
2005 2005 |
Минтруд Республики Мордовия, министерства, ведомства |
Создать во всех районах, муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка базы данных нормативных правовых актов, правил, норм по условиям и охране труда, включая информацию по компенсации за вредные условия труда |
2001 | 2005 | администрации муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска |
Продолжить выпуск: - информационно-аналитического бюллетня: "Условия и охрана труда"; - ежегодного бюллетня "Основные показатели состояния условий труда и производственного травматизма на предприятиях и в организациях Республики Мордовия" |
2001 2001 |
2005 2005 |
Минтруд Республики Мордовия |
Разработать и выпустить: - информационный справочник "Состояние условий и охраны труда в Республике Мордовия за 2001-2005 гг."; - плакаты по охране труда в агропромышленном комплексе |
2005 2005 |
Минтруд Республики Мордовия, Минсельхоз- прод Республики Мордовия |
|
Информировать работников и население о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда, неустранимых при современном техническом уровне производства, через средства массовой информации |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, организации |
Готовить информационные программы о проблемах условий и охраны труда, пропаганде передового опыта работы по обеспечению безопасности производства в средства массовой информации |
2001 | 2005 | министерства, ведомства, организации |
10. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:
в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных республиканским бюджетом Республики Мордовия на очередной финансовый год для учреждений, являющихся исполнителями мероприятий Программы, а также за счет административных штрафов, взыскиваемых Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия, за нарушения законодательства о труде и об охране труда;
в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Планируется, что на финансирование Программы будет израсходовано из средств предприятий и организаций 312 512,5 тыс. рублей (в ценах 2000 г.).
11. Оценка эффективности и социально-экономических
результатов реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий правового, социально-экономического, организационного характера, направленных на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья работников в производственной деятельности предприятий.
Реализация мероприятий Программы позволит:
усовершенствовать законодательную и другие нормативные правовые базы по условиям и охране труда, систему государственного управления охраной труда на республиканском уровне;
повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих управление охраной труда;
усилить правовую и социальную защиту работников.
Социальный эффект от выполнения Программы проявится в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, повышении безопасности труда и уровня социальной защиты работников, росте рождаемости и снижении смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Экономический эффект от выполнения Программы выразится в увеличении доходов предприятий и налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Мордовия в результате сокращения выплат по временной нетрудоспособности, единовременных ежемесячных выплат пострадавшим или их родственникам в связи с потерей кормильца, а также расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский и бытовой уход, санаторно-курортное лечение.
Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на проведение мероприятий, что позволит уменьшить сумму затрат по Программе при одновременном сохранении эффекта решения совокупности поставленных задач и полноты достижения исходной цели.
12. Организация управления, механизм реализации
Программы и контроль за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Правительство Республики Мордовия.
Оперативное управление Программой (исполнительские функции) осуществляет Минтруд Республики Мордовия, в обязанности которого включено оказание содействия исполнителям в своевременном выполнении программных мероприятий, проведение оценки эффективности выполненных работ, осуществление общего контроля за ходом выполнения Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности Правительства Республики Мордовия, министерств, ведомств, администраций муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г.Саранска, органов государственного надзора и контроля, предприятий и организаций в реализации мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Информация о ходе выполнения мероприятий Программы заслушивается на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Республики Мордовия, Мордовской республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2001 г. N 73 "О Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу