Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней
На территории Российской Федерации АЧС среди домашних свиней распространяется с июля 2008 года. За период 2008 - 2010 гг. пало и вынужденно убито при ликвидации АЧС более 107 тысяч голов свиней. Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, - приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, и на связанные с ним области хозяйствования.
За период с 2008 г. по настоящее время АЧС зарегистрирована на территории 20 субъектов Российской Федерации. В эндемически неблагополучной зоне (СКФО, ЮФО) продолжается распространение болезни, как на домашних, так и на диких свиньях. За 3 предыдущих года было только два случая выноса болезни за пределы эндемически неблагополучной зоны (Ленинградская область, Оренбургская область); за 6 месяцев 2011 г. их случилось уже пять (г. Санкт-Петербург, Архангельская, Мурманская, Нижегородская и Тверская области). Сейчас Россия находится на грани новой волны распространения, которая может затронуть всю европейскую часть территории Российской Федерации. Отмечается тенденция роста заболевания АЧС свиней в подсобных хозяйствах, подведомственных силовым ведомствам.
Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. превалентность АЧС среди диких кабанов возросла в 1,9 раза, а абсолютная частота выявления вируса - в 2,3 раза.
По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ, в первую очередь Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 200 000 голов (~560 - 700 млн. руб.), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. руб. Непрямые потери (бюджеты всех уровней + потери бизнес-сообщества) - до 6,7 млрд. руб., включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и растениеводства.
На вид экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" приходится около 17% валового регионального продукта и граждан, занятых в экономике Республики Мордовия. АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона. В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 г. N 79 "О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы" производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 49,1 процента. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить 8 процентов. Увеличение продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве - на 66,5% к 2006 году. К 2020 г. Республика Мордовия планирует удвоить поголовье скота и птицы. Численность свиней составит 800 тыс. голов (2011 г. - 311 тыс. голов).
Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.
Ряд обстоятельств определяют вероятность заноса АЧС в Республику Мордовия. Она расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В Мордовии высокая численность восприимчивой популяции домашних свиней, в 2011 г. - 311 тыс. голов, причем половина поголовья сосредоточена в 5 районах, занимающих всего 20% площади республики. Более 46% свинопоголовья в республике рассредоточена в 30 тыс. личных подворий граждан и КФХ, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах.
В 2000 - 2011 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось практически в 2 раза - со 163,7 тыс. голов до 311 тыс. голов.
Диаграмма 1
В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2011 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов в ЗАО "Мордовский бекон", ООО "Моргинское", ОАО "Агрофирма "Норов", ЗАО "Агро-Козловка", ООО "Селищинское".
Всего в 2011 году сельхозпроизводителями всех категорий хозяйств Республики Мордовия произведено более 42 тыс. тонн мяса свинины в живом весе, в том числе в общественном секторе - 26,4 тыс. тонн. В настоящее время ведется активное строительство новых свинокомплексов. В 2014 году мощности по производству мяса свинины в республике превысят 50 тыс. тонн в живом весе.
Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней на крупных свинокомплексах.
В то же время на территории Мордовии расположены десятки объектов, трудно контролируемых силовых структур, где выращивают свиней для внутреннего потребления с использованием остатков пищи.
Кроме этого, расчетная численность восприимчивой популяции дикого кабана в республике значительна и составляет более 2500 голов.
Не в полной мере решены проблемы лабораторной диагностики АЧС, создания запасов дезинфектантов и обновления соответствующих технических средств, подготовки материальных и людских ресурсов для ликвидации возможных очагов инфекции, организации и обеспечения необходимых мероприятий в случае заноса инфекции на территорию республики.
Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.
1.2. Состояние утилизации биологических отходов в Республике Мордовия
В республике имеется единственный завод по утилизации биологических отходов - ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод". Он находится на грани закрытия, не работает на полную мощность из-за износа оборудования более чем на 95%. Предприятие обеспечивает лишь до 5% утилизации биологических отходов от необходимого объема. По этой же причине в пяти районах республики (Атяшевский, Ичалковский, Чамзинский, Краснослободский, Торбеевский) не работают недавно построенные 5 пунктов сбора биологических отходов, отсутствует специализированный транспорт для их перевозки, недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создает угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.
В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки. В этих целях в рамках Программы планируется строительство ветеринарного санутильзавода на базе крупного агрохолдинга республики.
1.3. Анализ состояния проблемы по утилизации падежа животных
Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469).
Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации. Есть регионы, где проблема решена благодаря имеющемуся заводу по утилизации биоотходов (ветсанутильзавод). Но в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.
Установка на ветсанутильзаводах технологических линий по утилизации биологических отходов способствует одновременно:
утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;
производить белок животного происхождения для корма - ценный и абсолютно необходимый источник энергии в рационе животных и птицы.
Поиск новых эффективных способов переработки вторичного сырья в пищевой промышленности является весьма актуальной проблемой. К биологическим отходам пищевой и перерабатывающей промышленности принято относить ветеринарные конфискаты, непищевые отходы и малоценные в пищевом отношении продукты, получаемые при переработке рыбы, птицы, скота и других животных, отходы производства пищевой, технической и специальной продукции, а также трупы скота и птицы, допущенные к переработке органами ветеринарно-санитарного надзора. Эти отходы были и остаются ценным вторичным сырьем. Одно из направлений их использования - производство кормов животного происхождения, кормового и технического жира.
Средний уровень промышленной переработки вторичного сырья в пищевой промышленности на сегодняшний день едва превышает 20% от общего объема, хотя большая часть этих отходов законодательно запрещена к захоронению. Можно назвать немало причин. Это и неэффективность работы органов надзора, а также те или иные экономические причины. В советское время на крупных перерабатывающих предприятиях существовали цеха по производству мясокостной, рыбной, перьевой, рогокопытной и прочей муки. Отходы более мелких предприятий свозили на ветсанутильзаводы, где их либо сжигали, либо использовали для производства той же муки. Большая часть таких заводов давно не работает, а оставшиеся не справляются с поставляемым объемом отходов. Но это только одна сторона проблемы.
Другая проблема состоит в том, что и на этих заводах, и на подавляющем большинстве предприятий, имеющих собственное производство мясокостной и другой муки животного происхождения, используются морально и физически устаревшие старые технологии и старое оборудование. В результате получается продукт с низкими потребительскими качествами.
Разнообразие непищевых отходов предприятий пищевой индустрии и многопрофильность их применения подразумевают использование разных технологий утилизации. И чем совершеннее эти технологии, тем выше рентабельность переработки и качество получаемой продукции. Современные экономические условия и ужесточающееся экологическое законодательство настоятельно требуют внедрения малоотходных и безотходных энергосберегающих технологий. Проблема выведения производств на "экологически чистый" уровень - одна из острейших в настоящее время. Необходимость разработки экологически безопасных технологий и оборудования для обезвреживания и переработки отходов становится все более очевидной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.