Постановление Правительства Республики Мордовия
от 13 февраля 2002 г. N 70
"О Республиканской целевой программе
"Старшее поколение" на 2002-2004 гг."
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 г. N 10 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего осуществления мер по обеспечению социальной защиты населения и улучшения положения граждан старшего поколения, Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 гг." (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия предусматривать в проектах республиканского бюджета Республики Мордовия на 2003 г. и последующие годы необходимые средства на реализацию Программы.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы финансирования могут уточняться с учетом утвержденных расходов республиканского и местных бюджетов Республики Мордовия.
4. Министерствам, ведомствам, администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов, г.Саранска, являющимся исполнителями мероприятий Программы, обеспечить их реализацию в пределах выделенных средств и о ходе выполнения настоящего постановления информировать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 10 января следующего года.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, районов, г.Саранска в пределах средств бюджетов принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о выполнении настоящего постановления ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 20 января следующего года представлять обобщенную информацию в Правительство Республики Мордовия и Министерство экономики Республики Мордовия.
7. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Мордовия от 19 июня 1998 г. N 288 "О Республиканской целевой программе "Старшее поколение" на 1998-2000 гг.", от 27 декабря 2000 г. N 645 "О продлении срока реализации Республиканской целевой программы "Старшее поколение".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Республиканская целевая программа
"Старшее поколение" на 2002-2004 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 13 февраля 2002 г. N 70)
Введение
Современная демографическая ситуация в России, характеризующаяся низкой рождаемостью на фоне высокой смертности, сопровождается еще одной устойчивой тенденцией - высокой долей лиц старше трудоспособного возраста. В перспективе (после 2006 г.) прогнозируется ее динамичное увеличение.
Структурные изменения, сопровождающиеся глобальными и имеющими долгосрочный характер процессами модернизации устройства общества, связаны с обострением проблем наиболее уязвимых групп населения, в том числе пожилых людей.
В силу возрастных и функциональных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны общества и государства.
Старение населения - общемировая тенденция. Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование современной системы взглядов на роль пожилых людей в социальном развитии.
Во всем мире реальные проблемы пожилых людей требуют сформировать опережающий подход к старению населения, предусматривающий предоставление пожилым людям защиты наряду с созданием для их социального участия и улучшения социального положения.
На федеральном и республиканском уровне Международный год пожилых людей явился широкомасштабной акцией, позволившей добиться конкретных результатов и укрепить фундамент для последующей деятельности в интересах пожилых людей, объединить усилия широких слоев населения для оказания помощи пожилым согражданам.
Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 гг. (далее именуется - Программа) является продолжением Республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 1998-2001 гг., в ходе выполнения которой в республике было усилено внимание к проблемам пожилых людей. Осуществлены мероприятия по социальной поддержке граждан старшего поколения, укреплению здоровья, созданию более благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей в пожилом возрасте. Администрации районов, органы местного самоуправления, руководители предприятий и организаций стали острее реагировать на нужды граждан пожилого возраста.
С целью привлечения внебюджетных средств в рамках Программы были проведены республиканские благотворительные мероприятия: месячники пожилых людей, декады инвалидов, лотереи, марафоны. Внедрялись новые формы и виды помощи пожилым людям.
Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения, укрепление защиты прав и интересов, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остаются первоочередными задачами социальной политики в республике.
На осуществление этих мер и направлены мероприятия Программы.
Программа разработана Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия при участии ряда министерств и ведомств республики.
Содержание проблемы
В Республике Мордовия наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 г. - 12,7 процента, 1970 г. - 16,2 процента, 1979 г. - 18 процентов, 1989 - 20,8 процента, 2000 г. - 22,4 процента. В городах этот показатель достигает 17,4 процента, а на селе 29,6 процента. Тенденция старения населения при сокращении его общей численности в ближайшие годы сохранится.
С 1996 г. доля людей старше 60 лет превышает долю детей до 15 лет. Если в 1995 г. на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 800 нетрудоспособных, в том числе лиц старше трудоспособного возраста 397, то отмеченное в течение последних лет снижение коэффициента демографической нагрузки (1997 г. - 786, 1998 г. - 770, 1999 г. 747, 2000 г. - 719) происходило при сохранении относительно стабильной нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (404, 400, 394 и 384 соответственно).
Структурные изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях.
Из 919,7 тысяч населения Республики Мордовия 28,7 процента (263858 человек) являются пенсионерами.
Главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. По данным районных отделов, управлений социальной защиты населения около 50 тысяч пенсионеров остро нуждаются в оказании различных видов адресной социальной помощи.
Пожилым людям присущи следующие специфические проблемы: возрастание общественной и семейной невостребованности, утрата привычного социального статуса, неконкурентноспособность на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте, неустойчивое материальное положение,. ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, социокультурная необеспеченность.
Наличие законодательных и иных нормативных правовых документов по социальной защите пожилых людей, соответствующих государственных и общественных институтов создают базис для решения программно-целевым методом социальных вопросов пожилых людей.
Основная проблема состоит в том, что пожилые люди как многочисленная группа населения требуют к себе постоянного внимания, а их положение нуждается в коренном улучшении.
Все это требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). На решение этих задач и направлены мероприятия Программы.
Основная цель и задачи
Основной целью Программы является осуществление мер по улучшению положения граждан старшего поколения. Ее достижение обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на усиление правовой защиты, улучшение социального положения и повышение качества жизни пожилых людей, степени их адаптации в современных условиях, расширение социокультурных возможностей лиц пожилого возраста, содействие участию пожилых людей в рамках деятельности общественных объединений, учреждений социальной сферы, а также с продолжением образования в "третьем возрасте", поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера.
Принципиально новым является выдвижение на первый план признания активной роли пожилых людей в социальном развитии, интересы которых не ограничиваются удовлетворением своих потребностей.
В рамках Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
поддержание социально приемлемого образа жизни с учетом специфики положения и дифференциации пожилых людей;
обеспечение правовой защиты пожилых людей в соответствии с действующим законодательством, правового просвещения;
развитие учреждений, занятых социальным обслуживанием пожилых;
предоставление адресной социальной помощи с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, доходов, жилищно-бытовых и других условий;
создание благоприятных условий для деятельности общественных объединений, благотворительных и религиозных организаций, инициатив отдельных граждан для решения проблем граждан старшего поколения;
обеспечение доступа пожилым людям к информации о принимаемых мерах по улучшению их правового и социального положения;
забота о здоровье пожилых людей, основанная на деятельности по профилактике и снижению заболеваемости.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2002-2004 гг. и состоит из трех этапов.
Первый этап (2002 г.) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производится также уточнение программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.
На втором этапе (2003 г.) наряду с осуществлением запланированных мероприятий, включает при необходимости подготовку в установленном порядке предложений по их корректировке.
Третий этап (2004 г.), являясь завершающим, предполагает проведение оценки эффективности реализации Программы, подготовку предложений и рекомендаций по совершенствовании деятельности в интересах пожилых людей.
Кроме того, ежегодно производится корректировка объемов финансирования программных мероприятий с учетом утвержденных расходов республиканского и местных бюджетов Республики Мордовия.
Система программных мероприятий
Программа определяет порядок организации и реализации мер, направленных на решение вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения, и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей.
Перечень мероприятий Программы прилагается (приложение N 1).
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел первый. Организационно-правовые и научно-методологические основы укрепления защиты граждан старшего поколения.
Предусматривается осуществление мероприятий по правовой защите пожилых людей в соответствии с действующим законодательством. Правовое просвещение. Проведение научных исследований по проблемам старения населения и положения граждан пожилого возраста. Обеспечение доступа к информации о принимаемых мерах по улучшению правового и социального положения пожилых людей.
Раздел второй. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения.
Предусматриваются меры по охране здоровья граждан старшего поколения. Оказание гериатрической и геронтопсихиатрической помощи пожилому населению.
Развитие сети учреждений, занятых социальным обслуживанием пожилых людей.
Предоставление адресной социальной помощи гражданам старшего поколения.
проведение конкурсов профессионального мастерства в сфере социального обслуживания пожилых, развитие новых форм социального обслуживания.
Раздел третий. Меры, направленные на повышение статуса и активизации социального участия граждан старшего поколения.
Предлагается продолжить осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Создание благоприятных условий для деятельности общественных объединений, благотворительных и религиозных организаций.
Улучшение физкультурно-оздоровительной работы.
Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных возможностей лиц пожилого возраста.
Проведение научно-практических конференций по проблемам старения населения и положению пожилых людей.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы на 2002-2004 гг. составляет 18292,0 тыс. рублей (приложение N 2).
По разделам Программы указанные средства распределяются следующим образом:
организационно-правовые и научно-методологические основы укрепления защиты граждан старшего поколения - 197,0 тыс. рублей;
меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения - 17700,0 тыс. рублей;
меры, направленные на повышение и активизацию социального участия граждан старшего поколения - 395,0 тыс. рублей.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского и местных бюджетов Республики Мордовия.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать:
усилению правовой защиты граждан старшего поколения;
улучшению социального положения пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи и услуг в трудных жизненных ситуациях;
обеспечению более широкого доступа пожилых людей к культурным ценностям;
стимулированию и поддержанию различных форм социального участия пожилых людей для их интеграции в современное общество, успешного взаимодействия в семье, продуктивного соучастия в общественных институтах и посильной трудовой деятельности;
привлечению внимания общества к проблеме старения населения.
Организация контроля за ходом реализации Программы
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия совместно с Министерством экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия осуществляют контроль за выполнением Программы.
Министерства, ведомства, администрации муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, районов, г.Саранска, являющиеся исполнителями мероприятий Программы, должны обеспечить их реализацию в пределах выделенных средств и о ходе выполнения мероприятий Программы информировать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за кварталом, и ежегодно до 10 января следующего года.
Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за кварталом, и ежегодно до 10 января следующего года представлять в Правительство Республики Мордовия и Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную информацию о выполнении мероприятий Программы.
Паспорт
Республиканской целевой программы "Старшее поколение"
на 2002-2004 гг.
Наименование Республиканская целевая программа "Старшее
Программы поколение" на 2002-2004 гг.
Государственный Министерство социальной защиты населения
заказчик и Республики Мордовия
основной разработчик
Программы
Цель Программы, Осуществление мер по улучшению положения
важнейшие целевые граждан старшего поколения, повышению уровня
показатели и качества жизни пожилых людей;
улучшение доступа пожилых людей к
медицинской помощи, социальному обслуживанию
и уходу, культурно-досуговым,
образовательным и иным услугам;
создание дополнительных возможностей для
упрочения социальных связей и участия
пожилых людей в процессах социального
взаимодействия, содействие их адаптации на
разных этапах старения к изменяющимся
социально-экономическим условиям
Сроки реализации 2002-2004 гг.
Программы
Основные Мероприятия Программы направлены на:
мероприятия усиление защиты, улучшение социального
Программы положения и повышение качества жизни пожилых
людей, степени их адаптации в современных
условиях, создание более благоприятных
условий для активного участия в социальном
развитии;
проведение научно-практических конференций и
обмен опытом работы по проблемам пожилых
людей;
поддержку усилий общественных объединений по
защите прав и интересов пожилых людей,
оказанию им помощи и услуг
Исполнители Министерство социальной защиты населения
мероприятий Республики Мордовия;
Программы Министерство труда и занятости населения
Республики Мордовия;
Министерство здравоохранения Республики
Мордовия;
Министерство культуры Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики
Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия
по статистике;
Государственных комитет Республики Мордовия
по физической культуре, спорту и туризму;
Государственная телерадиовещательная
компания "Мордовия"
Республиканский совет ветеранов войны,
труда, Вооруженных Сил и правоохранительных
органов;
Историко-социологический институт МГУ имени
Н.П. Огарева;
ОАО "Росгосстрах-Мордовия";
Республиканский комитет общества красного
креста;
Объем и источники 18292,0 тыс. рублей (в ценах 2001 г.), в том
финансирования числе за счет средств республиканского
бюджета - 17092,0 тыс. рублей;
1200,0 тыс. рублей - средства федерального
бюджета (по согласованию)
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Ожидаемые конечные Усиление правовой защиты пожилых людей;
результаты повышение качества жизни пожилых людей и
реализации улучшение их социального положения;
Программы обеспечение более широкого доступа пожилых
людей к культурным ценностям;
развитие потенциала и улучшение адаптации и
социального взаимодействия пожилых людей;
укрепление механизма межотраслевого
взаимодействия по организации предоставления
гражданам старшего поколения услуг
социальной сферы
Система контроля Министерство социальной защиты населения
за исполнением Республики Мордовия ежеквартально информиру-
Программы ет Правительство Республики Мордовия о ходе
выполнения Программы
Приложение N 1
к Республиканской целевой
программе "Старшее поколение"
на 2002-2004 гг.
Перечень
мероприятий Республиканской целевой программы
"Старшее поколение" на 2002-2004 гг.
Приложение N 2
к Республиканской целевой
программе "Старшее поколение"
на 2002-2004 гг.
Финансирование мероприятий Республиканской целевой
программы "Старшее поколение" на 2002-2004 гг.
|
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||
Всего 2002-2004 гг. |
в том числе |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Бюджет Минсоцзащиты Республики Мордовия, в том числе: |
18097,0 |
5961,0 |
6213,0 |
5923,0 |
- федеральный бюджет |
1200,0 |
400,0 |
450,0 |
350,0 |
- республиканский бюджет |
16897,0 |
5561,0 |
5763,0 |
5573,0 |
Бюджет Минкультуры Республики Мордовия |
125,0 |
- |
77,0 |
48,0 |
Бюджет Минздрава Республики Мордовия |
- |
- |
- |
- |
Бюджет Госкомспорта Республики Мордовия |
70,0 |
25,0 |
25,0 |
20,0 |
Итого: |
18292,0 |
5986,0 |
6315,0 |
5991,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2002 г. N 70 "О Республиканской целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 гг."
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 16 марта 2004 г. N 37 (23.098)-6
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 г. N 10 настоящее постановление признано утратившим силу