Решение Ленинского районного суда г.Саранска от 25 июня
2001 г. N 2-453/2001
В составе председательствующего Старинновой Л.Д., при секретаре Торбиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Саранска к Администрации г.Саранска об отмене правовых актов, установил:
Прокурор г.Саранска обратился в суд с заявлением об отмене правовых актов: постановления Главы г.Саранска от 21 июня 2000 г. N 353 "Об установлении тарифов за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, найм жилья, вывоз твердых бытовых отходов, пользование лифтом", от 7 сентября 2000 г. N 512 "Об установлении тарифов для населения за горячее водоснабжение и отопление", от 4 сентября 2000 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Главы г.Саранска от 26 сентября 2000 г. N 1/104 "Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги", от 24 июля 2000 г. N 428 "Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги по оплате жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", указывая в заявлении, что вышеуказанными постановлениями и решением сессии устанавливаются повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги. Указанные акты противоречат действующему законодательству. Так, решением сессии Саранского городского Совета от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье" установлен порядок оплаты коммунальных услуг за второе жилье; постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" установлена структура платежей: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда, за наем жилья (для нанимателей жилья).
Решением сессии введена другая структура платежей, а именно: устанавливается оплата услуг по содержанию и ремонту (включая капитальный ремонт) мест общего пользования, а также коммунальных услуг, т.е. фактически введена старая система платежей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 Кроме того, в нарушение постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 перед принятием решения по пересмотру ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в обязательном порядке должна быть проведена экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате соответствующих услуг, такая экспертиза не была проведена.
Кроме того, действующим законодательством не предоставлено право органам местного самоуправления вводить повышенные тарифы за второе жилье. Также следует из текста постановлений Главы г.Саранска N 508, 512 они подписаны Главой г.Саранска соответственно 4 сентября 2000 г. и 7 сентября 2000 г., а вступают в силу с 1 сентября 2000 г., что противоречит ст.19 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где предусмотрено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязательства человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Протест прокурора на отмену вышеуказанных актов не удовлетворен.
Прокурор г.Саранска просит признать действия Администрации г.Саранска по отказу в проведении экспертизы экономической обоснованности несоответствующими действующему законодательству. Вышеуказанные постановления Главы г.Саранска и решение сессии Саранского Городского совета признать незаконными и отменить. Впредь при принятии нормативных актов, устанавливающих повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги обязать Администрацию г.Саранска проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор Чигирев В.А. поддержал заявление по тем же требованиям.
Представитель администрации и Саранского Городского совета Юськаев Р.К. заявление не признал, пояснив, что указанные акты соответствуют требованиям закона и приняты на основе концепции жилищной реформы и в пределах компетенции органов местного самоуправления.
Суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Материалами дела установлено, что решением сессии Саранского городского совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 принято решение о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье. Постановлением Главы г.Саранска от 21 июня 2000 г. N 353 установлены тарифы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, найм жилья, вывоз твердых бытовых отходов, пользование лифтом.
7 сентября 2000 г. принято постановление Главы г.Саранска N 512 "Об установлении тарифов для населения за горячее водоснабжение и отопление; 4 сентября 2000 г. - постановление N 508 "О внесении изменений в постановление Главы г.Саранска от 26 сентября 1997 г. N 1/104 "Об утверждении временных тарифов за жилищно-коммунальные услуги, от 24 июля 2000 г. N 428 "Об утверждении временных тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг за второе жилье".
Указанными постановлениями Главы г.Саранска и решением сессии Саранского городского Совета депутатов утверждены повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги.
Суд находит, что вышеуказанные правовые акты приняты с нарушением действующего законодательства.
Вывод суда обоснован следующим.
Согласно п.8 постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" предусмотрено, что принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги при оплате соответствующих услуг.
В соответствии с Положением о проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг", утв. постановлением Госстроя РФ от 11 ноября 1998 г. под экспертизой понимается независимая, вневедомственная, финансовая и технологическая экспертиза фактов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере реализуемой деятельности.
Постановление Госстроя РФ от 15 апреля 1999 г. N 24 "Об утверждении порядка аккредитации при Госстрое РФ экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг", предусматривает статус организации для проведения экспертизы, процедуры аккредитации, методы доведения соответствующей информации до органов, регулирующих порядок сбора, обобщения информации для координации процессов ценообразования и тарифной политики в ЖКХ и т.д.
Постановление Госстроя РФ от 10 августа 1999 г. N 7 "О создании реестра аккредитированных при Госстрое РФ экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг", предусматривает перечень экспертных организаций, имеющих право проведения экспертизы.
Судом установлено, что при принятии решений об утверждении ставок и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг и их пересмотру Администрацией г.Саранска не проводилась экспертиза экономической обоснованности введенных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые в оплате жилищно-коммунальных услуг. Указанное обстоятельство представителем Администрации г.Саранска не оспаривалось. Таким образом, утверждение тарифов и ставок на оплату жилья и коммунальных услуг произведено в нарушении действующего законодательства, а, следовательно, они являются экономически необоснованными.
Ссылка представителя администрации на то обстоятельство, что Советом по вопросам установления цен, тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг Администрацией г.Саранска принимались решения об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг, и это следует рассматривать как экспертное заключение является необоснованной. Вышеуказанный Совет не правомочен проводить экспертизу экономической обоснованности вводимых тарифов на жилищно-коммунальные услуги и решения Совета носят рекомендательный характер.
Вышеуказанными нормативными актами, принятыми во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 под экспертизой понимается независимая вневедомственная финансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансовой информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
Как следует из материалов дела, расчеты нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на их оплату представлены МУ "Служба муниципального заказа" без их обоснования и подтверждения правильности расчетов независимой экспертизой.
Представленное Администрацией г.Саранска экспертное заключение по финансовой экспертизе факторов, влияющих на формирование тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, проведенное Саранским филиалом ЗАО "Аудитинформ" не может быть принято во внимание судом, т.к. экспертное заключение составлено 29 декабря 2001 г., т.е. после принятия оспариваемых правовых актов.
Вместе с тем, как следует из пояснений эксперта Акимовой В.А., при аудиторской проверке правильности формирования себестоимости услуг установлено, что экономически неправильно и необоснованно завышена себестоимость услуг на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, на вывоз твердых отходов, на водоснабжение.
Кроме того, решением Саранского городского Совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье" введена другая система платежей, а именно оплата услуг по содержанию и ремонту (включая капитальный) мест общего пользования, а также коммунальных услуг в противоречие с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887, устанавливающим следующую структуру платежей за содержание и текущий ремонт жилищного фонда:
- за капитальный ремонт жилищного фонда;
- за наем жилья (для нанимателей жилья).
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 и Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" органам местного самоуправления предоставлено право реформирования в срок до 2003 г. жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, направленной на полное возмещение затрат на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, органы местного самоуправления в рамках своей компетенции имели право принимать решения о введении тарифов на оплату второго жилья и коммунальных услуг.
Вместе с тем, расчеты нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за второе жилье должны быть экономически обоснованными, т.е. размер оплаты услуг, возмещающий в полном объеме затраты на предоставление указанных услуг, должны быть экономически обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд решил:
Признать действия Администрации г.Саранска по отказу в проведении экспертизы экономической обоснованности несоответствующими закону.
Постановления Главы г.Саранска от 21 июня 2000 г. N 353 "Об установлении тарифов за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, найм жилья, вывоз твердых бытовых отходов, пользование лифтом", от 7 сентября 2000 г. N 512 "Об установлении тарифов для населения за горячее водоснабжение и отопление", от 4 сентября 2000 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Главы г.Саранска от 26 сентября 1997 г. N 1/104 "Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги" и постановление Главы г.Саранска N 428 "Об утверждении временных тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", решение сессии Саранского городского Совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье" признать недействительными.
Обязать Администрацию г.Саранска впредь до принятия нормативных актов, устанавливающих повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верхсуд Республики Мордовия.
Председательствующий |
Л.Д. Стариннова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г.Саранска 25 июня 2001 г. N 2-453/2001
Текст решения предоставлен Ленинским районным судом г.Саранска Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 октября 2001 г. N 33-1196/16 настоящее решение оставлено без изменения