Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 6 июля 2001 г. N 3-27/2001
Верховный Суд Республики Мордовия в лице председательствующего - судьи Александрова С.В. с участием прокурора Бредихиной Т.Н. при секретаре Дементьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании от 6 июля 2001 г. в г.Саранске дело по заявлению и.о. Прокурора Республики Мордовия о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статьи 3, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия", установил:
И.о. Прокурора Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статьи 3, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Закона Республики Мордовия от 17 апреля 2000 г. N 17-3 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия". В обоснование своих требований и.о. Прокурора Республики Мордовия сослался на то, что норма статьи 3 этого Закона Республики Мордовия противоречит статье 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", норма пункта 1 статьи 11 Закона Республики Мордовия противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; а норма статьи 12 Закона Республики Мордовия противоречит статье 12 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Мордовия Бредихина Т.Н. заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия Савинова Е.Ю. требования и.о. Прокурора Республики Мордовия не признала, полагая, что нормы статьи 3, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" федеральному законодательству не противоречат. Заслушав объяснения представителя Прокуратуры Республики Мордовия, представителя Государственного Собрания Республики Мордовия, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление и.о. Прокурора Республики Мордовия не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Мордовия, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Мордовия.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Республики Мордовия освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности федерального судьи не менее 5 лет.
В обоснование своей позиции о противоречии данной статьи федеральному законодательству и.о. Прокурора Республики Мордовия сослался на то, что Закон Республики Мордовия не содержит полный перечень требований, предъявляемых к мировому судье, установленный статьей 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". В частности, Закон Республики Мордовия не содержит нормы, согласно которой мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
С такой позицией согласиться нельзя.
Приведенная выше норма пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" представляет собой перечень ограничений, связанных со статусом мирового судьи.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
Возможность регулирования законами субъектов Российской Федерации правового положения мировых судей, в частности в сфере ограничений, связанных с их статусом, федеральными законами не предусмотрена.
Таким образом, дублирование нормы пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в Законе Республики Мордовия привело бы к противоречию со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Кроме того, неполное воспроизведение норм статьи 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в нормах статьи 3 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" в данном случае не свидетельствует об их противоречии друг другу.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.
То обстоятельство, что в статье 3 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи не установлены, также не свидетельствует о ее противоречии федеральному закону, поскольку им лишь предусмотрена такая возможность.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Правительством Республики Мордовия или по соглашению с ним - Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Мордовия. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей в настоящем Законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для работы мировых судей.
По мнению заявителя, данная норма противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в силу которого материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации; а также статье 1 Федерального закона "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", в соответствии с которой Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Из анализа нормы пункта 1 статьи 11 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" следует, что организационное обеспечение деятельности мировых судей, в том числе и материально-техническое обеспечение, осуществляет Правительство Республики Мордовия как орган исполнительной власти Республики Мордовия.
Возможность же организационного обеспечения деятельности мировых судей Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Мордовия предусмотрена лишь в случае наличия соглашения с Правительством Республики Мордовия.
Данный порядок материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и установлен в Законе Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 статьи 11 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" не противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 12 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" в зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также устанавливаются Государственный флаг Республики Мордовия и изображение Государственного герба Республики Мордовия.
В заявлении и.о. Прокурора Республики Мордовия указывается, что данная норма противоречит федеральному законодательству, поскольку в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в ней не предусмотрено, что мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и имеет другой отличительный знак его должности.
Данное утверждение является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" при осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из текста статьи 12 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" видно, что она полностью соответствует пункту 1 статьи 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и не содержит никаких норм, касающихся мантии и (или) других отличительных знаков должности мирового судьи.
Следовательно, оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
В удовлетворении требований и.о. Прокурора Республики Мордовия о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статьи 3, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Председательствующий |
Александров С.В. |
Решение вступило в законную силу 17 июля 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 6 июля 2001 г. N 3-27/2001
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника