Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 19 июля 2001 г.
N 3-25/2001
Верховный Суд Республики Мордовия в лице председательствующего - судьи Фошиной С.С. при секретаре Дементьевой Т.А. с участием прокурора Коткова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 июля 2001 г. в г.Саранске дело по заявлению и.о. Прокурора Республики Мордовия в защиту интересов государства и общества о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. N 10-3 (в редакции от 29 мая 2001 г.) "О государственной службе Республики Мордовия", установил:
И.о. Прокурора Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению пункт 3 статьи 7, подпункт 4 пункта 1 статьи 11, пункты 2 и 3 статьи 22, пункт 3 статьи 26 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. N 10-3 "О государственной службе Республики Мордовия" (с изменениями от 26 апреля, 22 июля, 22 ноября 1996 г., 27 февраля 1997 г., 17 марта, 14 июля 1998 г., 9 марта, 8 августа, 12 июля 1999 г., 28 марта, 29 мая 2001 г.) по тем основаниям, что вышеуказанные нормы противоречат Федеральному закону от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ (с изменениями от 18 февраля 1999 г. и 7 ноября 2000 г.) "Об основах государственной службы Российской Федерации".
В дополнительном заявлении Прокурор Республики Мордовия просил признать противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению подпункт 1 пункта 1 статьи 1 в части отнесения к государственным должностям категории "А" должностей, устанавливаемых законами Республики Мордовия; пункт 3 статьи 7 в части присвоения государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы, квалификационных разрядов действительного государственного советника Республики Мордовия 1, 2 и 3-го класса, государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы, - государственного советника Республики Мордовия 1, 2 и 3 класса, государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы, - советника Республики Мордовия 1, 2 и 3 класса; часть первую пункта 4 статьи 7; подпункт 4 пункта 1 статьи 11; пункт 2 статьи 22; пункт 3 статьи 26 в части установления выхода на пенсию государственного служащего в порядке, установленном законом, Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия".
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Мордовия Котков А.Н. поддержал в полном объеме требования, изложенные в дополнительном заявлении Прокурора Республики Мордовия, уточнив, что просит признать противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению пункт 2 статьи 22 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" в части, которой установлено, что при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. А также заявил отказ от требований, содержащихся в заявлении и.о. Прокурора Республики Мордовия, в части признания противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению подпункта 2 пункта 3 статьи 22 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия", которым установлено, что гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе при наличии у него судимости за совершение тяжкого преступления.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия Жигунова И.Н. требования Прокурора Республики Мордовия не признала.
Представитель Главы Республики Мордовия Супрун В.А. требования Прокурора Республики Мордовия не признал.
Заслушав объяснения представителей Прокуратуры Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, Главы Республики Мордовия, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление Прокурора Республики Мордовия подлежащим частичному удовлетворению.
Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлены правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации. Поэтому установленные Федеральным законом правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих обязательны как для федеральной государственной службы, так и государственной службы субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого, ряд положений Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" противоречат Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" установлено, что к государственным должностям категории "А" относятся должности, устанавливаемые Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона должности категории "А" в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться их конституциями (уставами). Право устанавливать такие государственные должности законами субъектам Российской Федерации не предоставлено. Поэтому в этой части Закон Республики Мордовия противоречит Федеральному закону.
Пункт 2 статьи 22 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" устанавливает, что при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в том числе в зависимости от принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
В этой части указанная норма противоречит пункту 2 статьи 21 Федерального закона, согласно которому ограничения и преимущества при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускаются, если общественные объединения созданы в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Суживая круг общественных объединений, принадлежность к которым не допускает установления в отношении их членов каких бы то ни было ограничений или преимуществ при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, только объединениями, созданными в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, Закон Республики Мордовия ограничивает права на поступление и прохождение государственной службы тех граждан, которые состоят в общественных объединениях, созданных в порядке, предусмотренном федеральными законами. Ограничение прав гражданина в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации возможно только федеральным законом в указанных в данной статье Конституции Российской Федерации целях.
Пункт 3 статьи 26 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" в части, согласно которой выход государственного служащего на пенсию осуществляется в порядке, установленном законом, противоречит пункту 3 статьи 25 Федерального закона, предусматривающему, что выход государственного служащего на пенсию осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Федеральный закон не предоставляет субъектам Российской Федерации право регулировать порядок выхода на пенсию государственных служащих. Кроме того, в оспариваемой части пункт 3 статьи 26 Закона Республики Мордовия не соответствует статье 19 данного же Закона, в силу которой государственные служащие имеют право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом.
Довод представителя Государственного Собрания Республики Мордовия о том, что Федеральный закон предполагает регулирование порядка выхода на пенсию государственных служащих помимо федерального законодательства и законами субъектов Российской Федерации, закрепив в пункте 2 статьи 20 право субъектов своими законами определять иные периоды трудовой деятельности государственных служащих, подлежащих включению в стаж государственной службы, и поэтому противоречия в этой части Федеральному закону не имеется, несостоятелен, поскольку вопросы включения в стаж государственной службы других периодов трудовой деятельности не относятся к регулированию порядка выхода государственных служащих на пенсию. Стаж государственной службы влияет как на назначение пенсии за выслугу лет, так и на получение государственным служащим надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, поэтому в Федеральном законе и в Законе Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" стаж государственной службы, как и пенсионное обеспечение государственных служащих, регулируются отдельными правовыми нормами.
Поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" противоречат Федеральному закону, они подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу настоящего решения.
В остальной части требования Прокурора Республики Мордовия подлежат отклонению, поскольку суд не находит противоречий указанных им положений Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" федеральному законодательству.
Полагая, что пункт 3 статьи 7 Закона Республики Мордовия в части, согласно которой государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы, могут быть присвоены квалификационные разряды действительного государственного советника Республики Мордовия 1, 2 и 3 класса, государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы, - государственного советника Республики Мордовия 1, 2 и 3 класса, а государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы, - советника Республики Мордовия 1, 2 и 3 класса, и часть 1 пункта 4 статьи 7, устанавливающая, что присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Республики Мордовия и государственных советников Республики Мордовия государственным служащим, замещающим высшие и главные государственные должности государственной службы Республики Мордовия, производится Главой Республики Мордовия, противоречат соответствующим нормам Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", Прокурор Республики Мордовия ссылается на то, что указанные квалификационные разряды государственных служащих пунктом 3 статьи 7 Федерального закона не предусмотрены. Государственным служащим республики могут быть присвоены квалификационные разряды действительного государственного советника Российской Федерации, государственного советника Российской Федерации и советника Российской Федерации соответственно 1, 2 и 3 класса. При этом присвоение квалификационных разрядов действительного государственного советника Российской Федерации и государственного советника Российской Федерации должно производиться Президентом Российской Федерации, а не Главой Республики Мордовия.
Данные доводы Прокурора Республики Мордовия нельзя признать обоснованными, так как квалификационные разряды государственных служащих, установленные Законом Республики Мордовия, идентичны квалификационным разрядам, установленным Федеральным законом. Изменение в высших квалификационных разрядах наименования "Российской Федерации" на "Республики Мордовия" не порождает противоречия Федеральному закону, так как из смысла пункта 3 и пункта 4 статьи 7 Федерального закона следует, что указанные в них квалификационные разряды присваиваются федеральным государственным служащим, и обоснованно, что присвоение квалификационных разрядов государственным служащим, замещающим высшие и главные государственные должности государственной службы Российской Федерации, производится Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утверждается Президентом Российской Федерации.
Государственная служба субъектов Российской Федерации находится в ведении самих субъектов Российской Федерации, что следует из Конституции Российской Федерации и закреплено в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".
В силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В Законе Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" определяется правовое положение государственных служащих Республики Мордовия и поэтому частичное изменение в наименованиях квалификационных разрядов правомерно.
Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" и Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33 утверждается Главой Республики Мордовия, в связи с чем присвоение государственным служащим, замещающим высшие и главные государственные должности государственной службы Республики Мордовия, квалификационных разрядов также обоснованно производится Главой Республики Мордовия.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Мордовия определено, что государственный служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации в случаях, когда участие в управлении такой организацией предусмотрено решением Правительства Республики Мордовия. Прокурор Республики Мордовия считает, что данная норма противоречит подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона, устанавливающему, что государственный служащий вправе состоять членом органа управления коммерческой организации, если ему поручено участвовать в управлении такой организацией в порядке, установленном федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
Из содержания подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона следует, что порядок, в соответствии с которым государственному служащему поручается участвовать в управлении коммерческой организацией, может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Законом Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" такой порядок установлен: участие государственных служащих в управлении коммерческой организацией предусматривается решением Правительства Республики Мордовия. Порядок принятия Правительством Республики Мордовия такого решения регулируется другим Законом Республики Мордовия от 22 июля 1996 г. N 25-3 "Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия" (с изменениями от 9 ноября 2000г., 5 января, 28 марта 2001 г.).
Таким образом, Правительство Республики Мордовия Законом Республики Мордовия наделено правом поручать государственным служащим Республики Мордовия участвовать в органах управления коммерческих организаций. Суд не усматривает противоречия данного положения Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" федеральному закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 и ст.239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Мордовия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу следующие положения Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. N 10-3 "О государственной службе Республики Мордовия" (с изменениями от 26 апреля, 22 июля, 22 ноября 1996 г., 27 февраля 1997 г., 17 марта, 14 июля 1998 г., 9 марта, 8 августа, 12 июля 1999 г., 28 марта, 29 мая 2001 г.):
подпункт 1 пункта 1 статьи 1 в части отнесения к государственным должностям категории "А" должностей, устанавливаемых законами Республики Мордовия;
пункт 2 статьи 22 в части, которой установлено, что при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации;
пункт 3 статьи 26 в части, которой установлено, что выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном законом.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Обязать редакцию газеты "Известия Мордовии" опубликовать сообщение о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению вышеуказанных положений Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Председательствующий |
Фошина С.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 19 июля 2001 г. N 3-25/2001
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника