Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Мордовия от 9 октября 2001 г. N 33-1196/16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего: Вергун Т.П.; судей: Сергушкиной А.Ф., Демидчик Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 октября 2001 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе Главы г.Саранска Ненюкова И.Я. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 25 июня 2001 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В., объяснения представителя Администрации г.Саранска и Саранского городского Совета депутатов Юськаева Р.К., заключение помощника прокурора Республики Мордовия Коткова А.Н., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, изучив доводы кассационной жалобы и письменные материалы дела, Судебная коллегия установила:
Прокурор г.Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением об отмене постановлений Главы г.Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2000 г. N 353 "Об установлении тарифов за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, найм жилья, вывоз твердых бытовых отходов, пользование лифтом", от 7 сентября 2000 г. N 512 "Об установлении тарифов для населения за горячее водоснабжение и отопление", от 4 сентября 2000 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Главы г.Саранска от 26 сентября 1997 г. N 1/104 "Об утверждении временных тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", решение сессии Саранского городского Совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", указывая на то, что вышеуказанными постановлениями и решением устанавливаются повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги, указанные акты противоречат действующему законодательству. В нарушение постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 перед принятием решения о пересмотре ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги не была проведена соответствующая экспертиза экономической обоснованности тарифов.
Кроме того, действующим законодательством не предоставлено право органам местного самоуправления вводить повышенные тарифы за второе жилье.
Прокурор просил отменить указанные нормативные акты как противоречащие действующему законодательству, признать действия Администрации г.Саранска по отказу в проведении экспертизы экономической обоснованности несоответствующими действующему законодательству, обязать Администрацию г.Саранска впредь при принятии нормативных актов, устанавливающих повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги, проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов, как это предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор Чигирев В.А. поддержал заявление по тем же основаниям.
Представитель Администрации г.Саранска Республики Мордовия и Саранского городского Совета депутатов Юськаев Р.К. заявление не признал.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 25 июня 2001 г. действия Администрации г.Саранска Республики Мордовия по отказу в проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов признаны несоответствующими закону. Оспоренные прокурором постановления Главы г.Саранска Республики Мордовия и решение сессии городского Совета депутатов признаны недействительными. На Администрацию г.Саранска Республики Мордовия возложена обязанность впредь при принятии нормативных актов, устанавливающих повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги, проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов.
В кассационной жалобе Глава г.Саранска Ненюков И.Я. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Судебная коллегия находит решение суда соответствующим материалам дела и требованиям закона.
Судом установлено, что постановлениями Главы г.Саранска от 21 июня 2000 г. N 353 "Об установлении тарифов за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, найм жилья, вывоз твердых бытовых отходов, пользование лифтом", от 7 сентября 2000 г. N 512 "Об установлении тарифов для населения за горячее водоснабжение и отопление", от 4 сентября 2000 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Главы г.Саранска от 26 сентября 1997 г. N 1/104 "Об утверждении временных тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", а также решением сессии Саранского городского Совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье" установлены повышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Исследуя доводы прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные нормативные акты противоречат действующему законодательству.
Пунктом "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным ч.1 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области оплаты жилья закреплены в ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в соответствии с которой этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", в соответствии с п.8 которого органами местного самоуправления утверждаются ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Поскольку оспариваемые прокурором нормативные акты, утверждающие новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, были приняты без предварительного проведения указанной выше экспертизы, суд правильно признал их не соответствующими законодательству.
Довод представителя Администрации г.Саранска в той части, что в настоящее время действующим законодательством надлежащим образом не регламентированы вопросы, связанные с порядком производства экспертизы экономической обоснованности тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому в качестве указанной экспертизы следует расценивать решения Совета по вопросам установления цен, тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг Администрации г.Саранска об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг и представленное Администрацией г.Саранска экспертное заключение, проведенное Саранским филиалом ЗАО "Аудитинформ", обоснованно не был принят судом во внимание. Из содержания п.8 постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" однозначно следует, что до принятия решения об утверждении новых ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна проводиться экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг, целью которых является выявление необоснованных затрат. Имеющиеся в материалах дела протоколы заседания Совета по вопросам установления цен, тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг Администрации г.Саранска от 9 июня 2000 г. N 2 и 3 (л.д.8-12), от 5 сентября 2000 г. (л.д.13-14), на которые ссылается представитель Администрации г.Саранска, ни по форме, ни по содержанию не соответствуют понятию экспертизы. Экспертное заключение Саранского филиала ЗАО "Аудитинформ" по финансовой экспертизе факторов, влияющих на формирование тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, сделано после принятия оспариваемых прокурором постановлений. Кроме того, данное экспертное заключение содержит выводы об экономической необоснованности отдельных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Проверяя соответствие законодательству решения Саранского городского Совета депутатов от 11 октября 1999 г. N 325 "О порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за второе жилье", суд также обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что указанным нормативным актом предусмотрена структура платежей граждан, отличная от структуры, установленной п. 3 постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения". В частности, в указанном решении неправомерно предусмотрена оплата услуг по содержанию и ремонту (включая капитальный ремонт) мест общего пользования.
Ссылка в кассационной жалобе Главы г.Саранска на то, что суд при вынесении решения не должен был руководствоваться постановлением Госстроя РФ от 11 ноября 1998 г. N 13 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг", поскольку оно как имеющее межведомственный характер не прошло обязательную регистрацию в Минюсте РФ и не опубликовано, не может повлечь отмену состоявшегося по делу решения, поскольку, как указывалось выше, оспоренные прокурором нормативные акты противоречат постановлению Правительства РФ.
Довод о нарушении судом при вынесении решения тайны совещательной комнаты опровергается материалами проверки, проведенной в связи с указанием на это обстоятельство в кассационной жалобе.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 25 июня 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главы г.Саранска Республики Мордовия Ненюкова И.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Вергун Т.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 октября 2001 г. N 33-1196/16
Текст определения предоставлен Верховным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника