Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 7. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Участвовать в местном референдуме (быть участниками местного референдума) могут граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигшие на день проведения местного референдума 18 лет, а также иностранные граждане в соответствии с действующим законодательством.
Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
- о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- вопросы, не входящие в ведение муниципального образования.
4. Вопросы, выносимые на местный референдум не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Мордовия, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Местный референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, включающей территорию муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не может проводиться ранее чем через два года со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
7. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
- гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
- главе муниципального образования;
- Рузаевскому Совету депутатов;
- избирательному объединению;
- общественному объединению.
Реализация инициативы местного референдума осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Мордовия.
8. Решение о назначении местного референдума принимается Рузаевским Советом депутатов на основании подписных листов, экземпляра итогового протокола инициативной группы и копии постановления территориальной комиссии референдума о результатах проверки достоверности собранных в поддержку проведения местного референдума подписей. В решении о назначении местного референдума указывается дата его проведения, вопрос (вопросы) местного референдума или проект выносимого на местный референдум решения.
Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение местного референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 60 дней. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Дата проведения местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) Рузаевским Советом депутатов, в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом (кроме референдума Российской Федерации) либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в местных средствах массовой информации не позднее чем за 6 дней со дня его принятия.
9. Территориальная избирательная комиссия, организующая выборы депутатов в Рузаевский Совет, является территориальной комиссией местного референдума.
10. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятие на референдуме решений и их изменение осуществляется в соответствии с законом Республики Мордовия.
При назначении и проведении местного референдума, принятии на местном референдуме решений и их изменений должны соблюдаться следующие условия:
1) Решение о назначении местного референдума принимается Рузаевским Советом депутатов не позднее 14 дней после представления комиссией местного референдума подписных листов, экземпляра итогового протокола инициативной группы и копии своего постановления о результатах проверки достоверности собранных в поддержку проведения местного референдума подписей.
2) Каждый участник местного референдума или группа участников местного референдума, а равно общественное объединение могут образовывать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее десяти человек для сбора подписей в поддержку проведения местного референдума.
Глава муниципального образования, Рузаевский Совет депутатов в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума принимают (издают) соответствующий правовой акт. Рузаевский Совет депутатов принимает решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума большинством голосов от числа присутствующих депутатов на сессии.
3) Территориальная комиссия местного референдума, рассмотрев соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона Республики Мордовия, настоящего Устава, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы либо об отказе в регистрации инициативной группы.
4) В случае принятия решения о регистрации инициативной группы ей выдается регистрационное свидетельство. Решение комиссии местного референдума о регистрации инициативной группы в недельный срок со дня его принятия направляется в средства массовой информации. В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается письменное мотивированное решение комиссии местного референдума с указанием оснований отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее трех дней со дня его принятия.
5) Срок действия регистрационного свидетельства инициативной группы составляет 30 дней со дня его выдачи.
6) Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
7) При сборе подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума используются подписные листы установленной формы (Приложение N 3 к настоящему Уставу). Приложение N 3 является неотъемлемой частью настоящего Устава.
8) Период сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 25 дней.
9) Территориальная комиссия местного референдума проводит проверку достоверности подписей граждан в поддержку проведения местного референдума, а также правильность оформления подписных листов.
10) Для проведения голосования и подсчета голосов участников местного референдума Главой муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией местного референдума, на основании данных о численности участников местного референдума, зарегистрированных на территории участка, не позднее чем за 30 дней до дня голосования с учетом местных и других условий, в целях создания максимальных удобств для участников местного референдума, образуются участки местного референдума.
11) Списки участников местного референдума составляются территориальной комиссией местного референдума отдельно по каждому участку местного референдума.
12) Все граждане, обладающие на день проведения голосования правом на участие в местном референдуме, включаются в списки участников местного референдума. Гражданин может быть внесен в списки участников местного референдума только на одном участке местного референдума.
13) Списки участников местного референдума представляются участковой комиссией местного референдума для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Гражданин Российской Федерации, обладающий правом участвовать в местном референдуме, вправе заявить в участковую комиссию местного референдума о не включении его в список участников местного референдума, а также о любой ошибке и неточности в списке участников местного референдума. Участковая комиссия местного референдума в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением причин отклонения заявления.
Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию местного референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии местного референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.
14) Подготовку и проведение местного референдума осуществляют следующие комиссии:
- территориальная комиссия местного референдума;
- участковые комиссии местного референдума;
формирование комиссий местного референдума осуществляется Рузаевским Советом депутатов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту жительства, работы, службы и учебы;
участковые комиссии местного референдума формируются не позднее чем через 3 дня со дня образования участков местного референдума.
15) Деятельность комиссии местного референдума осуществляется коллегиально. Комиссия местного референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети установленного состава.
16) Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум.
Агитация при проведении местного референдума может осуществляться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);
- путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;
- в иных, установленных законом формах.
Инициативная группа по проведению местного референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
17) Агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования. Агитация в средствах массовой информации начинается по завершении распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади комиссией местного референдума.
18) Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения и(или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении местного референдума, за счет средств, выделенных органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям равные возможности для агитации при проведении местного референдума.
Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные выше, вправе на договорной основе представить эфирное время или печатную площадь инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям, политическим партиям, гражданам. Оплата эфирного времени и печатной продукции инициативной группой, другими инициаторами местного референдума должна осуществляться через фонды, созданные для их участия в местном референдуме.
19) В случае вынесения на местный референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу.
20) Территориальная комиссия местного референдума контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам местного референдума.
При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
Члены и уполномоченные представители инициативных групп, общественных объединений, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и(или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, при проведении местного референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг участникам местного референдума и организациям, расположенным на территории проведения местного референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку инициативных групп, общественных объединений, их уполномоченных представителей.
В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных федеральными законами, законом Республики Мордовия правил проведения агитации соответствующая территориальная комиссия местного референдума в праве обратиться в правоохранительные органы, в суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечением организации, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
22) Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета.
23) Инициативная группа по проведению местного референдума, а также другие инициаторы местного референдума в случае использования ими денежных средств для финансирования деятельности по реализации инициативы проведения местного референдума и для ведения агитации по вопросам местного референдума обязаны создавать фонд для участия в местном референдуме. Право распоряжаться средствами фонда для участия в местном референдуме принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Инициативной группой, другими инициаторами местного референдума назначается уполномоченный по финансовым вопросам. Решение о назначении данного уполномоченного лица передается в территориальную комиссию местного референдума в течение суток со дня его принятия.
Фонд для участия в референдуме может создаваться за счет следующих средств:
- собственных средств членов инициативной группы;
- собственных средств общественного объединения, избирательного объединения, если они выступили инициаторами проведения местного референдума;
- средств местного бюджета в случаях, если инициаторами проведения местного референдума выступил глава муниципального образования либо представительный орган местного самоуправления;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
24) Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии местного референдума главой муниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей для таких целей не допускается).
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия местного референдума оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о вопросах, вынесенных на референдум, текст вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум, а также образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы.
В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии местного референдума, наблюдателей.
25) Для проведения местного референдума участник местного референдума получает бюллетень для голосования на местном референдуме.
Бюллетени для голосования на местном референдуме изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением территориальной комиссии местного референдума и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных участников местного референдума.
Текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса или проекта правового акта органа местного самоуправления и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на местный референдум нескольких вопросов, вариантов проекта правового акта (его статьи, пункта) они могут включаться в один бюллетень для голосования на местном референдуме, при этом вопросы, варианты проекта правового акта (его статьи, пункта) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на местный референдум вынесены варианты проекта правового акта (его статьи, пункта), то в бюллетене либо воспроизводится его (ее) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.
В случае проведения местного референдума в один день с иным референдумом (кроме референдума Российской Федерации), выборами в органы государственной власти Российской Федерации, Республики Мордовия, органы местного самоуправления бюллетени для голосования на каждом референдуме или выборах изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет отличительный знак.
Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются на русском языке. По решению территориальной комиссии местного референдума определенное количество бюллетеней печатается на русском языке и на мордовских (мокшанском, эрзянском) языках.
Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
Бюллетени для голосования на местном референдуме типография после их выбраковки передает по акту не менее чем двум членам территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов территориальной комиссии, представителей инициативной группы уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
Передача бюллетеней участковым комиссиям местного референдума производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в территориальной комиссии, а второй передается участковой комиссии местного референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума.
Участковые комиссии местного референдума получают от территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за 4 дня до дня голосования. При этом число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии местного референдума, определяется соответственно территориальной комиссией и не может более чем на 0,5 процента превышать число участников местного референдума, включенных в список участников референдума по участку местного референдума на день передачи бюллетеней.
На лицевой стороне в правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса при досрочном голосовании в помещении этой комиссии или подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса при голосовании на участке местного референдума, которые заверяются печатями соответствующих комиссий местного референдума. Незаверенные соответствующей комиссией местного референдума бюллетени признаются бюллетенями не установленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
26) Участнику местного референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию местного референдума на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня для голосования в помещении территориальной комиссии местного референдума (за 15 - 4 дня до дня голосования), участковой комиссии местного референдума (не ранее чем за 3 дня до дня голосования). Участник местного референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию местного референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших участников местного референдума. Заполненный бюллетень гражданин вкладывает в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии местного референдума, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью участника местного референдума, проголосовавшего досрочно. При этом должна быть соблюдена тайна голосования, исключена возможность искажения волеизъявления участника местного референдума, обеспечена сохранность бюллетеня и учет голоса участника местного референдума при установлении итогов голосования и определении результатов референдума.
Запечатанные конверты с бюллетенями хранятся в помещении территориальной комиссии местного референдума у секретаря комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию местного референдума, затем - в помещении участковой комиссии местного референдума до дня голосования.
Территориальная комиссия местного референдума составляет список досрочно проголосовавших участников местного референдума. Данная комиссия передает список досрочно проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая комиссия местного референдума обязана проверить список досрочно проголосовавших граждан и число запечатанных конвертов с бюллетенями, переданных и полученных участковой комиссией местного референдума, после чего председатели и секретари комиссий местного референдума подписывают соответствующий акт.
Секретарь участковой комиссии местного референдума делает отметку "Проголосовал досрочно" в соответствующей строке списка участников местного референдума и расписывается против соответствующих фамилий участников, проголосовавших досрочно.
В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях комиссий местного референдума будет составлять более одного процента от числа участников местного референдума на участке местного референдума (но не менее 10 участников), на оборотной стороне бюллетеней для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников, проставляется печать участковой комиссии местного референдума.
27) Голосование на местном референдуме проводится в календарный выходной день. На всех участках местного референдума голосование проводится с 7 до 20 часов.
О времени и месте голосования участковые комиссии местного референдума оповещают участников местного референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
В случае проведения местного референдума одновременно с выборами в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Мордовия, органы местного самоуправления, референдумом Республики Мордовия время начала и окончания голосования устанавливается одновременно со временем голосования на соответствующих выборах или референдуме.
Председатель участковой комиссии объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются.
Перед началом голосования председатель участковой комиссии сообщает о количестве участников местного референдума, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список участников местного референдума, проголосовавших досрочно, проверяет целостность конвертов, наличие на конвертах печати и подписей двух членов комиссии и участника местного референдума, проголосовавшего досрочно. После этого им поочередно вскрываются конверты и бюллетени опускаются в стационарный ящик для голосования с соблюдением тайны волеизъявления участников местного референдума, проголосовавших досрочно. Если из конверта извлечены бюллетени в большем количестве, чем это предусмотрено для голосования на местном референдуме, все бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными, о чем составляется акт и число указанных недействительных бюллетеней вносится в строку 12а протокола участковой комиссии местного референдума и в его увеличенную форму.
Число участников местного референдума, проголосовавших досрочно, перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию.
Бюллетени для голосования выдаются участникам местного референдума, включенным в список участников местного референдума, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке участников местного референдума против своей фамилии серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника местного референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть внесены в список участников местного референдума членом участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса. Участник местного референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого участника местного референдума, за исключением членов комиссий местного референдума, наблюдателей. В таком случае участник местного референдума устно извещает участковую комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка участников местного референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь участнику местного референдума.
Каждый участник местного референдума голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней для голосования на местном референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Участник местного референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место любое лицо, за исключением члена участковой комиссии, наблюдателя.
В случае, если участник местного референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему ему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников местного референдума справа от фамилии соответствующего участника местного референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Голосование проводится путем нанесения участником местного референдума любого знака в соответствующем квадрате (квадратах) бюллетеня для голосования. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит любой знак в квадрате под словом "Да".
Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит любой знак в квадрате под словом "Нет".
Заполненные бюллетени для голосования участники местного референдума опускают в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.
Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе участковой комиссии, нарушают тайну голосования или пытаются воспрепятствовать осуществлению гражданином права на участие в местном референдуме. Решение об этом принимается участковой комиссией местного референдума. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии местного референдума, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
28) Участковая комиссия местного референдума обязана обеспечить возможность проголосовать всем участникам местного референдума, которые внесены в список участников на данном участке местного референдума и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии местного референдума должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных ящиков для голосования, которое определяется территориальной комиссией местного референдума.
Голосование вне помещения проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) участника местного референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано участником в любое время после формирования участковой комиссии местного референдума, но не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего заявление (обращение). При прибытии членов участковой комиссии к участнику устное обращение подтверждается письменным заявлением.
В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об участнике, что и в списке участников местного референдума, и должна быть указана причина, по которой участник не может прибыть в помещение для голосования.
Члены участковой комиссии местного референдума, выезжающие по заявлениям (обращениям) участников местного референдума, получают под роспись бюллетени для голосования на местном референдуме. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования установленной формы, заверенную выписку из реестра регистрации заявлений (обращений) участников местного референдума, содержащую необходимые данные об участнике референдума и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления участников местного референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения участником местного референдума бюллетеня для голосования на местном референдуме. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня (бюллетеней) для голосования. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены участковой комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия референдума должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии местного референдума возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения права на участие в местном референдуме участника местного референдума, а равно искажение волеизъявления участника местного референдума.
Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) участников местного референдума, вправе выдать бюллетени для голосования на местном референдуме только тем участникам местного референдума, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре участковой комиссии. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа участника местного референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список участников местного референдума членами участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) участников референдума. Одновременно в соответствующей графе списка участников местного референдума делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования".
Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований пункта 26 настоящего Устава.
В случае, если участник местного референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой комиссии местного референдума для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член комиссии местного референдума не вправе выдать ему в помещении комиссии бюллетень для голосования на местном референдуме до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного участника местного референдума, и установления факта, что голосование данным участником местного референдума вне помещения для голосования не проводилось.
Число письменных заявлений участников местного референдума, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой комиссии местного референдума с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. При возвращении членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной ящик не вскрывается до начала подсчета голосов.
29) Участковая комиссия местного референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке местного референдума.
30) Сразу после объявления председателем участковой комиссии местного референдума о завершении голосования гражданами, присутствующими на участке местного референдума, начинается подсчет голосов участников местного референдума.
Подсчет голосов участников местного референдума осуществляется открыто и гласно. Подсчет голосов участников местного референдума должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии местного референдума, а также наблюдатели.
31) Территориальная комиссия местного референдума на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий местного референдума, путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через двое суток со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса.
Территориальная комиссия местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума и сводную таблицу об итогах голосования на территории муниципального образования, которые подписываются всеми присутствующими членами территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса. В протокол вносятся число участковых комиссий местного референдума, число поступивших протоколов участковых комиссий местного референдума, на основании которых составляется протокол, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума. Протокол комиссии местного референдума и сводная таблица составляются в трех экземплярах.
Местный референдум признается территориальной комиссией местного референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в местном референдуме, определяется по числу подписей граждан в списках участников местного референдума при получении бюллетеней для голосования (включая список проголосовавших досрочно) и по числу отметок о голосовании вне помещения для голосования.
Территориальная комиссия местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом на территории муниципального образования проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в стационарных и переносных ящиках для голосования. Если по вопросу, проекту правового акта, вынесенному на местный референдум, решение не было принято, вопрос или акт считаются отклоненными.
При подписании протокола о результатах местного референдума члены территориальной комиссии местного референдума, не согласные с содержанием протокола о результатах местного референдума, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу территориальной комиссии прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий местного референдума.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий об итогах голосования на соответствующих участках местного референдума, со списками членов территориальной комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении результатов местного референдума и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии местного референдума до окончания ее работы. К первому экземпляру протокола приобщаются также жалобы (заявления) на нарушения закона Республики Мордовия, поступившие в территориальную комиссию местного референдума, а также принятые по ним решения комиссии.
Второй экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума и второй экземпляр сводной таблицы представляются сельскому Совету депутатов, назначившему местный референдум.
Третий экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума и третий экземпляр сводной таблицы представляются для ознакомления членам территориальной комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, членам инициативной группы или ее уполномоченным представителям, наблюдателям.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протокола, поступившего из участковой комиссии референдума, территориальная комиссия местного референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума участковой комиссией местного референдума либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов участников местного референдума проводится в присутствии члена (членов) территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса участковой комиссией местного референдума, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или непосредственно членами территориальной комиссии местного референдума, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников местного референдума. Комиссия местного референдума, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов участников местного референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников местного референдума комиссия местного референдума, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию местного референдума.
Итоги голосования, результаты местного референдума признаются территориальной комиссией местного референдума недействительными в следующих случаях:
- если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников местного референдума;
- если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков местного референдума;
- по решению суда.
32) Итоги голосования по каждому участку местного референдума, результаты местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии и непосредственно нижестоящих комиссий местного референдума, представляются для ознакомления участникам местного референдума, уполномоченным представителям инициативных групп по проведению местного референдума, общественных объединений, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Представление указанных данных осуществляет соответствующая комиссия референдума.
Территориальная комиссия местного референдума направляет общие данные о результатах местного референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
Официальное опубликование результатов местного референдума, а также данных о количестве голосов участников местного референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет", осуществляется в средствах массовой информации территориальной комиссией местного референдума не позднее чем через 10 дней после определения результатов местного референдума.
Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме.
Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в уполномоченном органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов.
Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта и в месячный срок со дня определения срока подготовки принять данный правовой акт.
Территориальная комиссия местного референдума публикует данные, которые содержатся в протоколе о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах участковых комиссий местного референдума об итогах голосования и на основании которых определялись результаты референдума, в течение двух месяцев со дня голосования.
33) Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами и обязательно для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем после истечения двух лет после его принятия, а также может быть признано недействительным и отменено в судебном порядке.
Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
- нарушение установленного федеральным законом, законом Республики Мордовия, настоящим Уставом порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума;
- несоответствие настоящего Устава, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону Республики Мордовия, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума;
- противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Мордовия, а также законам Республики Мордовия.
34) Территориальная комиссия местного референдума после опубликования итогов голосования и результатов местного референдума сдает всю документацию в местный архив на постоянное хранение. Протоколы и сводные таблицы, а также жалобы (заявления) на нарушения закона Республики Мордовия, поступившие в комиссии местного референдума, и принятые по ним решения комиссий местного референдума хранятся не менее 5 лет со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума. Бюллетени для голосования на местном референдуме, подписные листы с подписями граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума, списки участников местного референдума и иная документация комиссий местного референдума хранятся не менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума.
35) Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума обжалуются в районный суд соответственно подсудности, установленной федеральными законами.
Решение суда обязательно для исполнения комиссиями местного референдума.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут обратиться участники местного референдума, общественные объединения, инициативные группы по проведению местного референдума, наблюдатели, а также комиссии местного референдума.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, законом Республики Мордовия, суд может отменить решение соответствующей комиссии местного референдума об итогах голосования или о результатах референдума или иное решение комиссии местного референдума.
Решения и действия (бездействие) участковых комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в территориальную комиссию местного референдума.
Решения и действия (бездействие) территориальной комиссии местного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия.
Территориальная комиссия местного референдума, Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение в эти комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия, территориальную комиссию местного референдума рассмотрение жалобы в комиссиях приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия, территориальную комиссию местного референдума о поступившей жалобе.
Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки местного референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.